Создание Монтессори среды в домашних условиях
консультация по теме

Гончарова Зоя Сергеевна

Данные рекомендации помогут родителям создать условия Монтессори среды в домашних условиях. Также представлены некоторые упражнения зоны практической жизни, способствующие развитию ребенка и направленные на контроль координации движения, концентрацию внимания и воспитание самостоятельности у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Организация Монтессори – среды» в домашних условиях.

Подготовила:

Гончарова Зоя Сергеевна, воспитатель

МБДОУ детский сад № 10 «Светлячок»

г. Старый Оскол

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос умным, любознательным, эрудированным, чтобы он быстрее начинал читать, считать, решать задачи. Ребенок по природе своей чрезвычайно любознателен. Он обладает бессознательной силой воли, врожденным стремлением к саморазвитию, желанием познавать. И только вмешательство взрослых, не учитывающее возрастных и индивидуальных особенностей, способно подавить в ребенке это стремление.

Каждый ребенок уникален, развивается в своем темпе, у каждого свои способности, своя история и своя судьба. И чтобы малыш  смог качественно развиваться, мы должны  предоставить ему возможность самостоятельно выбирать себе занятия и создать такую обучающую среду, в которой есть из чего выбирать.

Как же создать дома среду для такого развития, спросите вы?

Для того чтобы ваш ребенок сам построил и реализовал программу собственного обучения и развития, ему необходимо предоставить свободу выбора занятий, их продолжительности, частоты, содержания, партнеров по работе, возможность обратиться за помощью или отказаться от нее.

Понятие «подготовленная  среда» включает в себя всё, что непосредственно окружает ребенка: помещение, вещи, организация пространства, времени, цвета, формы, растения, животные, люди и психологическая атмосфера.

  Во-первых, ребенку необходимо свое рабочее место, в котором он был бы действительно хозяином: мог бы без посторонней помощи что-то достать или убрать на место, знал, где что находится, и что с этим можно делать. Полки с детскими вещами должны располагаться низко и быть открытыми или легко открывающимися, а то, что не предназначено для ребенка, должно находиться однозначно вне пределов его досягаемости. Хорошо, если ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать себе одежду, накрывать на стол (хотя бы для себя). При оборудовании помещения необходимо учитывать пока ограниченные возможности ребенка в обращении с отдельными вещами и в поддержании порядка. А значит, это помещение не должно быть перегружено вещами, вещи должны быть функциональными и красивыми. Они могут быть хрупкими, но не должны при этом быть ценными, чтобы ребенок учился обращаться с ними бережно, но не должно возникать семейных драм из-за неизбежных на первых порах поломок. 

Для начала следует организовать пространство вокруг ребенка и помочь ему организовать свою деятельность в этом пространстве. В организации пространства нужна система так же, как и в любом другом деле. Вещи, служащие одной цели, используемые вместе, должны и храниться вместе. Могут быть отдельные зоны (например, для рисования, чтения, работы с конструктором, подвижных игр), отдельные полки, ящики, коробки и т.п. Хорошо, если способ хранения предоставляет ребенку возможность достаточно легко и целенаправленно воспользоваться этими вещами, не вываливая при этом на пол все остальное из шкафа, и без особых затруднений сложить их обратно.

Следует продумать, какие именно вещи нужны вашему ребенку для его занятий и игр. Сейчас нас окружает большое количество ярких, забавных, дорогих импортных игрушек. Мы часто сами готовы с удовольствием играть ими, их же стремимся покупать и для наших детей. Но очень часто эти игрушки при всей их внешней привлекательности достаточно быстро надоедают нашим детям. Попробуйте понаблюдать за своим ребенком, что его привлекает больше всего, с чем он готов играть день за днем? Какие именно вещи предоставляют максимальный простор для самостоятельного творчества ребенка. Он может их комбинировать, воображать с их помощью что-то свое, приспосабливать к своим замыслам.

Огромное достоинство такого материала – его универсальность. При оперировании этим материалом развивается знаковая функция мышления ребенка, которая  понадобится ему при последующем обучении чтению и математике. Выбирая игрушки в магазине, вспомните о стремлении ребенка к творчеству и комбинированию. Чем менее жестко закреплена функция игрушки, чем больше существует самых разных возможностей и вариантов ее использования, тем дольше она не надоест вашему ребенку и тем полезнее окажется для его развития. Отведите для игрушки определенное, удобное для хранения место, помогайте поддерживать в этих вещах чистоту и порядок.

Большое значение имеет также общее количество игрушек. Их должно быть столько, чтобы ребенок имел достаточный выбор, но и не слишком много, чтобы его внимание не распылялось слишком сильно. Лучше периодически убирать часть игрушек, а потом снова доставать их. Тогда они будут восприниматься ребенком с новым интересом.

Что касается обучающих материалов, остаются справедливыми те же требования, которые были описаны выше для игрушек и других вещей. Важно учитывать и уровень развития вашего ребенка, способность его работать с тем или иным учебным материалом. Нежелательно выставлять тот материал, который еще слишком сложен и явно недоступен для вашего ребенка, чтобы не обескураживать его и не погасить интерес к занятиям. В то же время всегда наготове должен быть тот материал, который может вот-вот понадобиться, так как никто не может заранее точно предсказать момент, когда это произойдет.

У ребенка должна быть возможность самостоятельно выбирать себе партнеров для занятий. Такими партнерами могут быть и родители, и бабушки с дедушками. Ему важно внимание и интерес старших. Это придает смысл тому, что делает ребенок, помогает ему почувствовать свою значимость. Но при этом важно и не переусердствовать, не оставив ребенку возможности заниматься самостоятельно, превратив интерес к содержанию занятия в интерес к нашей оценке и одобрению.

Помимо взрослых ребенку необходимо общение с детьми, ровесниками и теми, кто на год два старше или моложе. Это могут быть братья и сестры, друзья, соседи. Близкие по возрасту дети зачастую понимают друг друга лучше, у них схожие проблемы. Даже учебный материал они могут объяснить друг другу лучше, чем взрослые. Объясняя что-то младшим, старший ребенок по-новому осознает это. Наблюдая за занятиями старшего, младший что-то перенимает у него, стремится научиться чему-то новому. Кроме того, при этом происходит обучение и в другой сфере, о которой мы нередко забываем: в сфере социальных отношений. При общении  со сверстниками ребёнок находит свое место в обществе, учится строить взаимоотношения с другими, решать конфликты.

Особое значение для развития личности ребенка играет живая природа - растения, животные. Наблюдая за ними, ребенок учится терпению и ожиданию. Ухаживая за ними, он учится ответственности. Очень хорошо, если у ребенка есть его растение, его животное. И хорошо, если это не бессловесные и не доставляющие хлопот взрослым рыбки, а живое существо, которое может быть другом, которое можно погладить, которое может радоваться и грустить. Конечно, самостоятельно ребенку будет трудно ухаживать за таким животным, потребуется ваша помощь. Но разделенные с вами хлопоты, совместные заботы еще важнее вашим детям.

Для обустройства места для ребенка необходимо:

- мебель, подходящая по росту ребёнку, низкий стол, низко расположенное  

  зеркало, легко открывающиеся шкафы, легкий стул, низко расположенные  

  крючки для одежды ребёнка;

- собственные предметы для уборки: маленькая щётка для одежды, щётка для  

  обуви, тряпочка для пыли;

- предметы личной гигиены ребёнка: мыло, зубная щётка, расчёска,

   полотенце;

- материалы для ручного творчества: пластилин, краски, клей, ножницы,  

   бумага, хранящиеся в отдельных коробках, доступных  

   для самостоятельного пользования ребёнка;

- в кухне ребёнок сам может достать необходимую ему посуду, поставить ее  

  на стол;

- всё устроено так, чтобы в простых вещах он мог себя обслужить  

 самостоятельно.

Уважаемые родители! Вы также можете предложить своим детям (от 2 лет) выполнить следующие упражнения в виде игры:

"Разложим по порядку"

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые". Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

"Открой и закрой"

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой) Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

"Была лужа - и нет ее"

Это упражнение имеет большое воспитательное значение:
ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

"Смети, но не просыпь!"

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно - тогда на пол ничего не просыпается.

"Пересыпаем ложкой"

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой) Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

"Готовим лекарства"

Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь, окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

"Посыпаем дорожки"

Предложите ребенку посыпать "песком" (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их "щепоткой"), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать "сахаром" песочный "торт" и т.п. 

Для полноценного развития всесторонне развитого, самостоятельного человека Мария Монтессори разработала немало комплексов упражнений  и игр в различных областях, но главным в достижении успеха является следование 10 заповедям  Марии Монтессори: 

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10.  Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мотивация к учебной деятельности как условие создания развивающей среды на уроках математики»

Мотивация к учебной деятельности как условие создания развивающей среды на уроках математики....