Главные вкладки

    Семья – маленькая, но яркая планета на небосклоне огромного мира!
    материал по теме

    Земцова Людмила Ивановна

    взаимоотношения родителей и детей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    АФОРИЗМЫ И ИЗРЕЧЕНИЯ О СЕМЬЕ

    К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои дети относились к тебе. (Сократ)

    Неуважение к предкам - есть первый признак безнравственности. (А. Пушкин)

    Сердце родителей - это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, пламя которого согревает сокровеннейшее средоточие ваших стремлений. (К. Маркс)

    Ласка матери и до камня доходит. (Осетинская пословица)

    Дети - это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным. (А. Макаренко)

    Материнский гнев - что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает. (Русская пословица)

    Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости - это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности. (В. Сухомлинский)

    Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... (А. Макаренко)

    Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать. (Н. Островский)

    Для того чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. (Л. Толстой)

    Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. (Бальзак)

    Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить и никогда не обманывайте его. (К. Ушинский)

    Мать - единственное божество, не знающее неверующих. (Легуве)



    Предварительный просмотр:

    Десять советов отцам и матерям

    1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

    2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться постоянно.

    3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.

    4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

    5. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличить необходимое от излишества.

    6. Во всём действуйте собственным примером. Добиваться от ребенка можно только того, что делаешь сам.

    7. Говорите обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец.

    8. Объединяйтесь со своими близкими. Семья – это частная республика. Всё должно делаться сообща: мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршруты поездок.

    9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

    10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву



    Предварительный просмотр:

    Памятка «Глас вопиющего в пустыне»

    ( от ребенка - родителям)

    1.Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо  знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

    2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

    3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши  инициативы.

    4. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

    5. Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.

    6. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что- то  только затем, чтобы просто расстроить вас. А иначе я войду во вкус.

    1. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю « Я ненавижу вас». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
    2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.
    3. Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
    4.  Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерного внимания. Это только вдохновляет меня на продолжение их.
    5.  Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
    6.  Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного хуже. Будет лучше, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.
    7.  Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будите удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что хорошо и что такое плохо.
    8. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
    9. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будите это делать, я  буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
    10. Не требуйте объяснений зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
    11.  Не подвергайте  слишком большему испытанию мою честность. Будучи  запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
    12. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
    13. Не защищайте меня от последствии собственных ошибок. Я учусь на своем опыте.
    14. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы вопросы, если вы не будите на них отвечать, вы увидите что я перестану задавать вопросы вообще и стану искать информацию где- то на стороне.
    15. Не обращайте на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне слишком большое внимание.
    16. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будите это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались
    17. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
    18.  Не беспокойтесь, что мы проводим слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
    19. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
    20. Не забывайте, что я могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
    21. Относитесь ко мне так же, как относитесь к друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая, а не подвергаясь критике.
    22. И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста ответьте мне такой же любовью.


    Предварительный просмотр:

    ДЛЯ БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ

    Ж.Дюльдина,

    ассистент кафедры педагогики, УлГПУ им. И.Н.Ульянова, г. Ульяновск

    ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

    Проблема «отцов и детей», несмотря на ее давность, сегодня по-прежнему актуальна. Родители воспитывают своих детей по своему умению и пониманию, опираясь на определенную схему представлений о воспитании, которая сложилась в их детские годы.

    Семейное воспитание является той базой, на которой строятся формирование и развитие личностных черт ребенка. С чем он войдет во взрослый мир, как в дальнейшем сложатся его личная жизнь, профессиональное становление, личностное самоопределение — зависит от того, как он воспитывался в семье.

    В данной статье мы хотим изложить систему взглядов на проблему ошибок семейного воспитания, показать ее многогранность, то, над чем стоит задуматься каждому родителю, прежде чем оказать какое-либо воспитательное воздействие, и к чему это может привести.

    Е. Сухарь выделяет следующие ошибки, которые чаще всего совершают родители при воспитании детей.

    1. Обещание больше не любить.
    2. Безразличие.
    3. Чрезмерная строгость.
    4. Избалованность.
    5. Навязанная детям роль «лучшего друга».
    6. «Больше денег — лучше воспитание».
    7. «Наполеоновские планы».
    8. Недостаток ласки.

                    9.Ваши перепады настроения.

    10.Слишком мало времени на воспитание [3, с. 46-48].

    А.Толстых указывает на то, что всех родителей условно можно разделить на две большие группы. Одни считают залогом успеха жесткое руководство ребенком, его подчинение воле взрослого и послушание, другие видят основу воспитания в добром отношении к детям.

    В обоих случаях родители справляются с воспитанием ребенка, но всегда ли полезно одно и вредно другое? А.Толстых предлагает десять заповедей воспитания.

    Заповедь 1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

    Заповедь 2. Четко определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

    Заповедь 3. Предоставьте ребенку самостоятельность и не контролируйте каждый его шаг.

    Заповедь 4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги и цели.

    Заповедь 5. Не упустите момента, когда достигнут первый успех.

    Заповедь 6. Укажите на ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

    Заповедь 7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки — не одно и то же.

    Заповедь 8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, что вы хорошего мнения о нем, несмотря на оплошность. Дайте понять (не обязательно это говорить), что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпан.

    Заповедь 9. Воспитание — это последовательность цепей и постепенное, пошаговое их решение.

    Заповедь 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым [4, с. 20-21].

    Ошибки родителей в воспитании связаны с невниманием к особенностям личности ребенка

    В большой современной энциклопедии по педагогике выделяется семейный статус ребенка, и в системе семейных отношений дети могут выполнять следующие роли.

    1) «Кумир семьи».

    Результат такого воспитания: ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным.

    2) «Мамино (папино, бабушкино и т.д.) сокровище».

    Результат: мальчик не может освоить традиционную мужскую роль, а девочка — традиционную женскую (если она — «папина дочка»).

    3) «Паинька».

    Результат: эта роль способствует проявлению лицемерия, которое остается на всю жизнь. Такие дети могут совершать противоправные действия.

    Другой результат: ребенок растет тревожным, неуверенным в себе.

    4)Болезненный ребенок».

    Результат: из него может вырасти мнительный, пассивный, избегающий любого напряжения, привыкший к постоянной заботе о себе человек.

    5) «Ужасный ребенок».

    Результат: ребенок может полностью избавиться от каких-либо ограничений в своих поступках: зачем меняться к лучшему, если тебя все равно считают ужасным? Зачем винить себя, если тебя и так в любом случае накажут? Другой же приучается хитрить, изворачиваться.

    6) «Золушка».

    Результат: ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым, несамостоятельным [2, с. 522-523].

    Ошибки родителей в воспитании связаны с нравственными основами личности ребенка

    Однако нельзя судить об ошибках в воспитании, не учитывая нравственных оснований личности развивающегося ребенка.

    П.Ф.Лесгафт предложил классификацию нравственных типов личности. Как считает ученый, принадлежность людей к разным нравственным типам определяется в основном их различием по степени развития рассудка, разума и духовно-нравственной сферы.

    I. Неправдивые типы

    1.        Лицемерный тип.

    Условия возникновения: полное отсутствие любви и уважения друг к другу, правдивости в окружающей среде. Ребенок подолгу оставался без внимания взрослых, был свидетелем и даже участником застолий, пьяных перебранок, злословия и сведения мелочных счетов взрослых.

    2.        Мягко-забитый тип.

    Условия возникновения: страстно любящая ребенка мать ограждала его от малейших забот и затруднений. Неразумная любовь «забивает» ребенка сильнее, чем розги. Не имея возможности заняться какой-либо разумной деятельностью, ребенок остается беспомощным, безынициативным, безответственным. Такой же результат возможен в детском учреждении, где строго соблюдается установленный порядок и отсутствует внимание к отдельному ребенку.

    Ребенок обречен на попадание в группу неправдивых нравственных типов, если в его воспитании отсутствовал стимул для развития разума.

    II.        Условно-правдивые типы

    1.        Честолюбивый тип.

    Условия возникновения: взрослые больше внимания уделяли другим детям. В нем как протест росло страстное желание доказать свое превосходство. Или, наоборот, родители постоянно восхваляли, награждали ребенка, демонстрировали его успехи родным и знакомым. Здесь возникает в более мягкой форме чувство своей необыкновенности, которое требует постоянного подтверждения.

    2.        Злостно-забитый тип.

    Условия возникновения: атмосфера злобы, грубости, недоверия, обвинений, наказаний, запретов и оскорблений. От ребенка требуют того, что он не в состоянии исполнить, а потом наказывают за неисполнение требований. В ответ в нем растут злоба и ненависть.

    Ребенок обречен на попадание в группу условно-правдивых нравственных типов, если при его воспитании не было стимула для развития духовно-нравственной сферы.

    III.        Правдивые нравственные типы

    1. Добродушный тип.

    Условия возникновения: достаток, но не роскошь; постоянное общение с любящим высоконравственным воспитателем на лоне природы, в крайнем случае в маленьком скверике среди шумных городских улиц; отсутствие каких-либо угнетающих условий; большой выбор интересных развивающих занятий и игр со сверстниками; недостаточная возможность трудовой деятельности.

    2. Трудолюбивый тип.

    Условия возникновения: необеспеченность семьи; постоянный упорный труд родителей на глазах у ребенка; любовь и забота друг о друге в семье; участие ребенка в общем труде с раннего детства.

    При условиях воспитания, стимулирующих развитие разума и духовно-нравственной сферы, ребенок вырастет человеком правдивого нравственного типа. Такие условия А.Ф.Лесгафт считает нормальными [1, с. 60-63].

    Предлагаем свою классификацию типов воспитания ребенка в семье.

    1.        «Медвежья услуга». В данном случае ребенок находится на первом плане, отношения в семье складываются под лозунгом «все лучшее детям». Ребенок растет, как правило, эгоистичным, не способным к взрослой самостоятельной жизни, так как родители все делают за него и ради него.

    Результаты такого типа воспитания: инфантилизм, беспомощность (при потере родителей). Человек не способен сам делать что-либо, так как раньше все за него делали родители. Социальная и моральная незрелость может привести к психологическим проблемам личностного развития.

    2.        «Произвол судьбы». Ребенок находится в семье как «неодушевленный предмет»; его кормят, поят, одевают, обувают, лечат, учат и т.д., но духовно-нравственного общения он полностью лишен. На все его вопросы родители или не отвечают вовсе, или говорят «отстань» и проч. Еще чаще это общение только с няней.

    Результат такого воспитания: ребенок замыкается, становится раздражительным. Он либо уходит в себя, либо проявляет агрессию по отношению к окружающим, начинает копировать поведение, которое было образцом в семье.

    В подростковом возрасте девиантное (негативное и амбициозное) поведение — это крик о помощи, попытка освободиться от чувства вины, злости и обиды, порожденных отвержением и игнорированием, с которыми пришлось столкнуться ребенку в начале жизни. Зачастую поведение родителей в воспитании по типу «произвол судьбы» возвращается к ним «бумерангом»: как родители в свое время относились к детям, так и повзрослевшие дети начинают относиться к своим родителям: «Что посеешь, то и пожнешь».

    3. Параллельно / рядом. Родители при данном типе воспитания имеют контакт с ребенком как в материально-бытовом, так и в духовно-нравственном аспектах. По мере развития ребенка меняются подходы к воспитанию, учитывающие его личностные, индивидуальные, возрастные и, что немаловажно, половые особенности. Ребенок, находящийся с родителями в доверительных отношениях, самостоятелен, но всегда знает, что близкие рядом как опора и надежда.

    Результат такого воспитания: ребенок вырастает самостоятельной, зрелой личностью. Он опирается на твердую систему ценностей, испытывает уважение и любовь к родителям. Его жизнь складывается с наименьшими трудностями, так как изначально в семейной социализации был заложен принцип постепенности.

    Надеемся, что представленный здесь опыт педагогов и психологов, а также наша классификация помогут родителям выстроить свою систему воспитания детей в семье.

    Литература

    1. Бух Е. П.Ф. Лесгафт и его теория формирования нравственных основ личности/ Воспитание школьников. — 2004. — № 4. — С. 57-64.
    2. Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С. Рапацевич.— «Современное слово», 2005.
    3. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания/Воспитание школьников. — 2005. — № 3. —С. 46-48.

    Толстых  А.   Заповеди   для   воспитателя/ Семья и школа. — 1986. — № 3. — С. 20-21.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок английского языка в 10-м классе Тема: «The vast world of the immortal classical ballet» («Огромный мир бессмертного классического балета»)

    Урок разработан с применением современных технологий: учение через обучение, техники исследовательской проектной деятельности и профильно-ориентированного обучения. Он проводится в 10-м классе в...

    В огромном мире слов

    Урок русского языка для учащихся среднего звена, подготовленный совместно с учащимися 10-11 классов...

    Сценарий праздничной программы, посвященной 10-летию творческого коллектива «Краски детства» «Яркой краской на планете разукрасили все дети!»

    Каждый творческий коллектив празднует свой день рожденья на сцене. А когда это детский коллектив, то хочется яркого, веселого и шумного праздника. Сценарий с элементами театрализации подойдет для праз...

    Программа дополнительного образования "Этот огромный мир"

    Прорамма дополнительного образования детей, имеющая своей целью создание школьного журнала....

    Классный час по профориентации "Огромный мир профессий"

    Классный час по профориентации для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы. Представлен в форме игры-соревнования, состоящей из 7 различных этапов....

    Методические рекомендации по выбору литературного материала к городскому конкурсу чтецов «Мой малый – мой огромный мир».

    Методические рекомендации по выбору литературного материала к городскому конкурсу чтецов «Мой малый – мой огромный мир». СПб. 2018 год...