Современные дошкольники: какие они? Автор: Наталья ГОРЛОВА, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического городского университета
статья на тему

Коцарева Галина Витальевна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovr_detstvo.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дошкольники: какие они?

Наталья ГОРЛОВА, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического городского университета, зав. лабораторией исследования проблем языкового образования Научно-исследовательского института столичного образования ГОУ ВПО «МГПУ» Москвы.

Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов мозга, гиперактивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Что же мы о них знаем? Об этом рассказывает Наталья Алексеевна Горлова, которая в рамках пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» выполняет отдельное исследование по данной теме.

Проведем небольшой эксперимент: посмотрите на первую фотографию и определите возраст ребенка. Как правило, малышу дают от трех до пяти лет. А теперь обратите внимание на второй снимок: вы видите этого же полуторагодовалого ребенка рядом с его шестилетним братом. Почему так трудно определить возраст ребенка по фотографии? Почему порой сложно понять мотивы его поведения? Почему современные дети трех-, четырехлетнего возраста овладевают компьютером быстрее взрослых? Почему у бабушек и дедушек поведение внуков вызывает тревогу и непонимание, так как «те методы и приемы воспитания, которые они применяли для своих детей, сейчас «не работают» (из анкеты бабушки).

Умные, настойчивые, требовательные

Проблема исследования особенностей развития современных детей состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей.

Сегодня многие задания, которые раньше успешно использовали для тестирования детей дошкольного и более старшего возраста выполняют дети двух-трех лет. Ребенок в два с половиной – три года может увлеченно и быстро собирать паззлы из двенадцати элементов. Наши коллеги из Великобритании отмечают такую же проблему: диагностические задания, которые они использовали для четырех-, пятилетних детей (как показатели типичного развития), сейчас успешно выполняют трехлетние дети. Результаты проведенного нами мониторинга мнения родителей и педагогов о современных детях показали, что у детей повышенные тревожность (98%) и агрессия (78%), возбудимость (93%) и гиперактивность (87%), потребность к восприятию информации (69%), и вместе с этим – повышенные утомляемость (95%) и эмоциональность (93%). Дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%), они значительно отличаются от своих сверстников прошлого века (86%), а методы воспитания и обучения должны быть другими (94%). Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.

Повышенная чувствительность и эмоциональность

Исследовать особенности современных детей необходимо с разных позиций: социально-экономических, культурно-образовательных, политических, экологических, информационно-технологических, биогенетических.

Проводя психогенетические исследования, Друнвало Мелхиседек (известный американский ученый, изобретатель, целитель. – Ред.) обнаружил, что «у современных детей уровень интеллекта составляет 130 IQ, а не 100 (раньше такой IQ встречался у одного ребенка из десяти тысяч). 80–90% детей, рожденных в США, имеют новую ДНК». В ходе проведения наших исследований были выявлены следующие особенности современных детей: фиксированный взгляд при рождении, держат голову, физически более развиты, повышенный тонус организма (повышенная возбудимость, гиперактивность); рано отказываются от грудного молока; ночью просыпаются, чтобы поесть; не воспринимают лекарственные препараты; повышенная чувствительность и эмоциональность, а также потребность к восприятию информации; объем долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше; повышенные тревожность и агрессия. Они, как уже упоминалось, настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не слышат указаний и приказов взрослых. У них вообще собственная философия жизни.

Я предлагаю рассмотреть особенности детей с позиции психолингвистики детского развития, изучающей проблему развития сознания ребенка и его личности в деятельности. Мною разработана модель персонального развития ребенка, с помощью которой можно не только понять особенности его развития, но и выстроить траекторию его продвижения в процессе воспитания и обучения. Эта модель позволяет определить сферы (зоны), линии развития ребенка. Она очень проста и предназначена для практиков.

Рефлекс свободы

В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни — будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Первый вопрос, волнующий малыша: «зачем?» – пришел на смену вопросу «почему?». В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Шестимесячный малыш наблюдает за действиями мамы, которая собирает и разбирает пирамидку. Вместо привычного подражательного рефлекса у ребенка доминирует смысловая ориентация, и, дождавшись момента, когда мама соберет пирамидку, малыш берет ее за основание, сбрасывает все кольца и протягивает основание пирамидки маме. В глазах вопрос: зачем ты это делаешь?

Папа наставляет малыша (1 год 8 месяцев): «Сначала нужно умыться, а потом будем завтракать». Выслушав папу, малыш спрашивает: «Зачем?».

Двухлетняя девочка внимательно слушает объяснения мамы, что и как нужно делать, а затем спрашивает: «А шмышл где?»

Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии. У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. Смысловая сфера личности управляет развитием других четырех сфер: тела (физическое развитие), души (эмоциональное развитие), разума (ментальное развитие) и духа (развитие воли). Эти сферы личности должны развиваться гармонично с момента рождения.

Сфера тела

У современных детей повышенный тонус организма, а также возбудимость и гиперактивность.

Развитие сферы тела ребенка зависит от питания, сна и двигательной активности. 

Питание. Современные дети рано отказываются от грудного молока, в среднем в возрасте пяти-шести месяцев. Это явление можно объяснить тем, что для полноценного развития ребенку не хватает микроэлементов, которые содержатся в грудном молоке, поэтому уже в трехмесячном возрасте рекомендуется вводить прикорм. Если раньше плачущего ночью младенца можно было успокоить, дав ему теплой воды, то современного ребенка необходимо покормить так же, как в дневное время. У малышей повышенная чувствительность к внешним раздражителям, острые вкусовые ощущения и обоняние помогают им избирательно относиться к пище. Во время прикорма они выбирают любимое блюдо. Для ребенка раннего возраста трудно установить время кормления, так как его организм чутко реагирует на природные изменения. Например, на похолодание у ребенка усиливается аппетит, и он чаще просит есть. При потеплении он отказывается от еды и ест реже обычного. Это нормально, так как малыш старается сам регулировать энергетический баланс в организме с учетом своей двигательной активности. Однако это явление нередко вызывает тревогу у родителей, которые стараются кормить его строго по часам.

Очень важно в раннем возрасте не перекармливать ребенка, так как это может привести к нарушениям в развитии сферы тела. Если ребенок резко наберет в весе, то это может негативно сказаться не только на его физическом развитии, но и привести к задержке речевого и умственного развития.

 На развитие сферы тела большое влияние оказывает сон. У гиперактивных детей он непродолжительный и беспокойный. Время бодрствования намного превышает время сна, что сказывается на его физическом и эмоциональном состоянии: он капризничает, устраивает истерики, заставляет окружающих выполнять свои прихоти. Иногда наблюдается совершенно противоположная картина: ребенок может долгое время не спать и чувствовать себя при этом комфортно. Родители порой удивляются выносливости ребенка. Такое поведение наблюдается обычно в том случае, когда ребенок чем-то очень увлечен. На развитие сферы тела значительное влияние оказывают перемещения ребенка, в результате которых у него начинает развиваться ощущение пространства.

В связи с повышенной возбудимостью и гиперактивностью сфера тела современного ребенка очень восприимчива к внешним раздражителям. У одних детей это может проявляться в форме повышенной чувствительности к температурным изменениям, другие будут чутко реагировать на запахи, третьих могут раздражать звуки, четвертых – яркие цвета и краски. Причем дети избирательно относятся к этим раздражителям: одни раздражители способны вызвать восторг и восхищение, другие – тревогу, испуг и плач.

Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.

Сфера разума

У современных детей повышенная потребность к восприятию информации.

В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. Если он не получает необходимой «порции» информационной энергии, то начинает проявлять недовольство или агрессию. Иногда родители не могут понять: почему ребенок становится капризным или агрессивным. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации.

У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. В ходе проведения занятий по речевому развитию детей по авторской методике было установлено, что мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. Например, трехлетний ребенок без особых усилий выполнит сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько признаков предметов, но не сможет объяснить, почему он так сделал. Если это комплексное задание разбить на элементы, он может с ним не справиться. Это связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

В последнее время у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания нелогопедического характера, когда ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание возникает из-за того, что ребенок торопится высказаться, но не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки.

Сфера души

У современных детей повышенные тревожность и агрессия.

Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями, чувствами и эмоциями. В младенческом возрасте ребенок криком, плачем, а затем и жестами сообщает взрослым о своих желаниях и потребностях. С самого рождения душа ребенка наполнена страхом и тревогой перед окружающим его огромным пространством. В раннем возрасте для ребенка очень важен тактильный контакт, когда мать или отец прижимают его к груди, поглаживая по голове и спине, передавая свое тепло, в том числе и душевное. Ребенок чувствует эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: он как бы «видит» цветовую гамму души, словно радугу. Теплые цвета согревают его душу, и он испытывает комфорт, холодные цвета вызывают дискомфортное состояние. Чтобы снять ощущение страха и тревоги, некоторые дети любят спать с мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.

Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации. Обладая смысловой сферой, ребенок требует от взрослых всевозможных разъяснений, и если не получает их, агрессия усиливается. Причем сами по себе объяснения взрослых (куда сейчас пойдем, что будем делать и пр.) только частично удовлетворяют потребности ребенка. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.

Воспитание современных детей с повышенной тревожностью и агрессией должно быть ориентировано на создание условий для снятия тревожности и преобразования детской агрессии – разрушающей эмоции – в положительную, т.е. созидательную энергию, насыщенную богатым спектром чувств и эмоций, познавательными потребностями и познавательным интересом.

Сфера духа

Современные дети настойчивы и требовательны.

Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что он очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее познать окружающий мир. Воспринимая ребенка как маленькое и непонимающее существо, некоторые родители выполняют все его прихоти, пожелания и требования, надеясь на то, что, когда малыш подрастет, то станет другим. Современные дети настойчиво требуют от своих родителей взять их на руки, но многие боятся, что ребенок «привыкнет к рукам». С одной стороны, на руках у взрослого ребенок «видит» окружающий мир его глазами и лучше понимает его. С другой – если взрослые постоянно берут малыша на руки, стараются удовлетворить все его желания и потребности, то при малейшей попытке родителей заставить ребенка подчиниться их требованиям, ребенок начнет проявлять настойчивость в форме упрямства и агрессии. Он выражает протест, так как не может понять, почему вдруг родители начали менять ими же установленные «правила игры», т. е. систему отношений. Поэтому уже со дня рождения ребенка необходимо вовлекать его в двустороннюю систему отношений.

Учитывая тот факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках определенной системы семейных отношений, когда ребенок выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и совместной деятельности. При этих условиях у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. Задача воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка :«Дидактическая многомерная технология на уроках физики по методу доктора педагогических наук Штейнберга В.М.». Учитель физики Бородкина Т.И.

Чтобы у ребенка было целостное представление о каком-то разделе физики, учитель часто использует блочно-структурные схемы. Но они слишком массивные, и ребенку слишком трудно запомнить таку...

Янушкявичене Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человека

Психологи, рассматривая возрастные особенности человека, обычно выделяют какую-то основную характеристику возрастного этапа.В статье введено понятие главной задачи духовного воспитания для каждого воз...

Авторская программа дополнительного образования "Патриот", автор Наталья Владимировна Горлова

Программа дополнительного образования «Патриот» разработана с учётом требований и подходов Государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.» (утвержд...

Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации» 26 ноября 2015 г Московский педагогический государственный университет

Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации» 26 ноября 2015 г Московский педагогический г...

Олимпиада "Учитель будущего-2023" Московский Городской Университет МГПУ

Олимпиада "Учитель будущего-2023" Московский Городской Университет МГПУ Победитель Павлов Максим 3 класс Диплом № 2023-018871...

Сергей Петрович Капица — ученый, телеведущий, популяризатор науки, сын Нобелевского лауреата, заведующий кафедрой общей физики МФТИ, автор книг и научных статей, доктор физико-математических наук, профессор.

Сергей Петрович Капица — ученый, телеведущий, популяризатор науки, сын Нобелевского лауреата, заведующий кафедрой общей физики МФТИ, автор книг и научных статей, доктор физико-математических нау...

Рецензия доктора педагогических наук на методическую разработку «Работа с текстом на уроках русского языка в системе развивающего обучения условиях реализации ФОС при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Западно-Сибирский центр профессиоанльного образования и доктор педагогических наук Ильина рецензировали методическую разработку учителя высшей категории Чмиль М.А., работа утверждена и рекомендована к...