Жизненный сценарий (ситуативный практикум)
консультация по теме

Пушкарева Ирина Сергеевна

Психолог Эрик Берн развил идею о том, что каждый человек создает свой жизненный сценарий на основе решений, принятых в раннем возрасте. Этот психологический сценарий сильно напоминает театральный. Как и во всех сценариях, в нем присутствуют роли, диалоги, акты, сцены, тема и фабула.

Как правило, мы не осознаем силу влияния, оказываемого сценарием на нашу жизнь, поскольку установки возникли так давно, что мы воспринимаем их как часть своей личности. Но влияние остается значительным; находясь в условиях стресса, мы склонны поступать так, как если бы осуществляли фрагмент сценария, созданного в прошлом, а не исходили из настоящего момента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situativnyy_praktikum_2.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Жизненный сценарий

                                        (ситуативный практикум)

Психолог Эрик Берн развил идею о том, что каждый человек создает свой жизненный сценарий на основе решений, принятых в раннем возрасте. Этот психологический сценарий сильно напоминает театральный. Как и во всех сценариях, в нем присутствуют роли, диалоги, акты, сцены, тема и фабула.

Как правило, мы не осознаем силу влияния, оказываемого сценарием на нашу жизнь, поскольку установки возникли так давно, что мы воспринимаем их как часть своей личности. Но влияние остается значительным; находясь в условиях стресса, мы склонны поступать так, как если бы осуществляли фрагмент сценария, созданного в прошлом, а не исходили из настоящего момента.

Вот пример того, как сценарий может осложнить проблему.

Игорь приходит домой из школы. «У тебя был удачный день?» — спрашивает его мать. Игорь невнятно бурчит в ответ, садится в кресло и начинает играть в компьютерные игры. «Разве у тебя нет домашней работы?» — спрашивает мать. «Я займусь ею через часок», — отвечает Игорь. В этот момент материнский сценарий вступает в действие: «Сначала работа, потом развлечение».

Эта тема появилась в ее сценарии в результате увещеваний ее собственных родителей. Ей, к примеру, никогда не разрешали поиграть на улице, пока она не заканчивала свою домашнюю работу; она замечала, что ее мать не сядет смотреть телевизор, пока не  сделает всю работу по дому. Хотя разумом она понимает, что такое поведение не является обязательно необходимым, в условиях стресса оно кажется ей единственно верным.

Давайте предположим, что в этом случае ее стресс был вызван нежеланием Игоря общаться с ней. Одно дело — читать книги или слушать на родительских собраниях в школе о принципах правильного общения с подростками и совсем другое — пользоваться этими принципами на практике. Поэтому материнская попытка быть «идеальным» родителем (еще одна проблема сценариев) с самого начала обречена на неудачу. Мать начинает играть давно усвоенную роль и пытается решить проблему, заставив Игоря работать. Чем более небрежным ей кажется его поведение, тем упорнее она пытается проконтролировать его. Вы можете представить дальнейшее развитие событий! Если бы мать Игоря не последовала своему сценарию, она могла бы реагировать по-иному. Например, она могла бы рассматривать его нежелание разговаривать не как попытку игнорировать ее, но как нечто связанное с его усталостью или с недовольством по поводу дневных событий, о которых ему не хочется вспоминать. Она могла бы понять, что независимо от того, сделает ли Игорь свою домашнюю работу или нет, ответственность за это лежит на нем. Какие бы проблемы ни возникали в результате его поведения, решать их придется ему, а не ей.

Упражнение.

Используйте этот вопросник для определения своего сценария. Помогает ли вам ваш сценарий или ограничивает вас? В каждом наборе утверждений выберите одно, наиболее подходящее для вас.

1. а) Я всегда стараюсь делать все лучше, чем раньше.

б) Я удовлетворен, поскольку считаю, что делаю наилучшее из того, чего могу достичь сейчас.

в) Я редко думаю о том, что делаю; я просто занимаюсь тем, что должно быть сделано.

2. а) Я не буду удовлетворен, пока не добьюсь совершенства в том, что я делаю.

б) Для меня важнее радоваться своей работе, чем быть самым лучшим в ней.

в) Я никогда не добьюсь хороших результатов; должно быть, я просто плыву по течению вместе с остальными.

3. Если бы вы нарисовали картину, то вы бы:

а) решали, стоит ли вам оставить ее, и выбросили бы, если бы сочли недостаточно хорошей;

б) поместили туда, где вы могли бы смотреть на нее и восхищаться ею;

в) наверное, вообще бы не взялся за рисование, поскольку у меня ничего не получится.

4. а) Я думаю, что друзья должны поступать правильно; в противном случае я не собираюсь дружить с ними.

б) Я понимаю, что друзья могут иногда подводить меня, но не позволяю этому обстоятельству преградить путь нашей дружбе.

в) У меня практически нет близких друзей.

Попадания в утверждения группы (а) указывают на то, что вы установили себе очень высокую планку. Ваш сценарий — «только лучшее является достаточно хорошим». Хотя с виду это похоже на сценарий для победителя, часто оказывается так, что использующие его чувствуют себя неудачниками. Проблема заключается в том, что высота и/или нереальность вашей планки часто приносят вам разочарования.

Попадания в группу (б) указывают на то, что вы либо имеете гибкий сценарий, либо осознали недостатки и преимущества своей роли и уходите от поведения «по сценарию». В этом случае вы более склонны ставить перед собой реальные, достижимые цели и воспринимаете себя как достойную личность, несмотря на свои ошибки.

Попадания в группу (в) указывают на то, что вы не считаете себя человеком, который что-то значит в этом мире.

Сценарий типа (а) создаст для вас много проблем. Например, вы могли задаться целью стать идеальным отцом (матерью). Это означает, что ваши дети тоже должны стать идеальными: как иначе вы сможете добиться своей цели? Поскольку никто не может быть идеальным, то на определенном этапе вас ожидает жестокое разочарование. Вы будете постоянно осуждать себя и своих детей, руководствуясь своими невероятно высокими принципами. При возникновении конфликтов вы будете рассматривать их как битвы, в которых вам нужно победить, а не как обычные проблемы, которые следует решить.

Сценарий типа (в) приводит к другим проблемам. Если вам трудно смотреть на себя как на достойного человека, обладающего своими правами, то вам еще труднее относиться таким же образом к другим людям. В случае конфликта у вас возникнут затруднения с правами и полномочиями, поэтому вы будете избегать столкновения либо уступать. В любом случае в итоге вы будете возмущены и разочарованы.

Сценарий типа (б) представляется наиболее удовлетворительным. В нем говорится: что бы вы ни делали, сами по себе вы остаетесь достойным человеком. Если вы знаете об этом, то вам не нужно полагаться на других (включая и своих детей) для подтверждения своего достоинства. Вы можете позволить другим быть самими собой, а когда возникнут проблемы, попытаетесь найти взаимоприемлемое решение. Вы понимаете, что путь к решению заключается в понимании и компромиссах, а не в спорах и принуждении.

Определив свой возможный сценарий, спросите себя, какие части сценариев типа (а) и (в) вам хотелось бы изменить, чтобы приблизить их к сценарию типа (б).

И опять-таки: задайте эти вопросы своему первокласснику (второкласснику) или попытайтесь «влезть в его шкуру». Знание собственного сценария и понимание его соотношения со сценарием вашего ребенка помогут вам обрести власть над ситуацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуативный практикум Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

Тема: Ситуативный практикум «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»  Цели и задачи классного часа:воспитание правовой культуры школьников;ознакомление учащихся с прав...

Ситуативный практикум "Правила, обязательные для всех"

Тема: Ситуативный практикум «Правила, обязательные для всех»  Цель и задачи классного часа:развитие этических норм поведения в обществе;воспитание культуры речи, поведения в общественн...

Ситуативный практикум «Закон на страже твоих прав»

Цель: Воспитание правовой культуры школьников, нравственно-правовой ответственности за свои поступки. Чувства причастности к мировому правовому сообществу.Задачи: Расширять представление  учащихс...

Классный час на тему "Правила, обязательные для всех" (ситуативный практикум).

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе «Правила, обязательные для всех» (ситуативный практикум).Цели и задачи классного часа:•  развитие этических норм поведения в обществе;•  ...

Сценарий ситуативно-правового практикума «Хулиганство как особый вид правонарушения»

         Цели:           • Воспитание правовой культуры старшеклассников;           • Профилактика...

Огонь ошибок не прощает Ситуативный практикум»

Презентация на тему "Огонь ошибок не прощаетСитуативный практикум». Разработка открытого  урока по ППБ....

Урок по ППБ Ситуативный практикум

Урок по правилам пожарной безопасности "Ситуативный практикум", рассматриваются различные ситуации и применение ППБ...