Как помочь детям повысить самооценку
консультация (5 класс) на тему

Давыдова Наталия Ивановна

Самое сильное влияние на самооцен­ку оказывает мнение родителей и близких. Самооценка запечатлевается на эмоцио­нальном уровне и в дальнейшем «обрас­тает» целой системой нерациональных ус­тановок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_shkolnikam_povysit_samootsenku.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь школьнику   повысить                                  самооценку.

Самое сильное влияние на самооценку оказывает мнение родителей и близких. Самооценка запечатлевается на эмоциональном уровне и в дальнейшем «обрастает» целой системой нерациональных установок. Маленький человек строит ее в зависимости от того, как к нему относятся взрослые. Делает он это неосознанно: словесные установки формируются много позже. «Ты у меня самый замечательный, умный, красивый», — так искренне считают большинство мам о своих детях. Так оно и есть, ведь каждый из детей уникален! Вот только мера в таких высказываниях часто перехлестывает реальное положение вещей. Утверждение: «Ты умный, способный, и тебе нужно будет хорошенько позаниматься, чтобы поступить в университет», — больше похоже на правду, чем: «Ты настолько талантлив и умен, что тебя просто не могут не принять».

В обеспеченных семьях при определенных условиях дети считают себя избранными, «белой костью». Их жизненная установка типа: «Я получу все, что захочу» — в дальнейшем может привести к серьезным проблемам. Но и излишне суровое воспитание приносит печальные плоды. Когда ребенка не поощряют, не замечают его достижений, он теряет инициативу, желание что-то делать: «Все равно у меня ничего не получится», — при том, что в нем, безусловно, есть определенные достоинства.

Ребенку сложно подвергать критику родителей сомнению: «Как ты разговариваешь со взрослыми? Тебе сказали...» Чем чаще ребенка критиковали в детстве, тем длиннее его путь к правильной оценке себя. Умение реально мыслить — это искусство, которому учат не один месяц.

Предлагаем несколько упражнений, которые помогут учащимся выработать навыки здравомыслия, уверенности в себе, а значит, повысить самооценку.

  • Упражнение 1. Вспомните всех ваших «доброжелателей» и запишите их типичные высказывания. Не забудьте про своего внутреннего «пресс-секретаря», внутреннего критика. Просмотрите составленный вами список. Может быть, стоит подумать, кто вас хвалит? Кто критикует? Что это за люди? Насколько они компетентны в том, что говорят? «Тебе идет костюм, который ты сшила. Тебе надо стать модельером одежды», «Сшитый тобою костюм сидит на тебе, как мешок. Не шей больше никогда», — говорят вам две подруги. Насколько они в этом разбираются? Умеют ли они сами одеваться?  Чего добиваются, сделать вас лучше или подрезать вам крылья?

Теперь выбирайте, слушать вам их или нет. Соглашаться с ними или нет. Может быть, стоит заявить о своем несогласии вслух или пропустить мимо ушей замечания человека, который критически настроен к миру. А возможно, кое-что придется взять на вооружение. Но прежде чем позволить своей самооценке упасть до нижней отметки, обратите внимание, в вашу ли сторону направлена критика или вы ее себе приписываете. Если точно в вашу, то:


  • умейте отвечать на критику. Она действует через чувство вины — универсальное оружие для манипуляций. Отклоняем манипуляцию: не объясняем причин, не приносим извинений, не ведем себя как человек, неуверенный в своих силах, не оскорбляем оппонента;
  • некоторые вещи надо научиться пропускать мимо ушей и делать по-своему («Она такая, ее не изменишь»);
  • используйте критику конструктивно. Постарайтесь понять, на что она направлена, и примите к сведению. «У вас сумочка открыта». — «Спасибо, я ее закрою» (вместо: «Я рассеянная. Я ничего не успеваю, у меня все валится из рук»);
  • криитика вашей внешности, ваших личных качеств таковой не является. Это прямое оценивание. Такую критику необходимо пресекать. Это можно сделать, отсрочив свою реакцию («Я подумаю, что вам ответить») или сообщив собеседнику о своих чувствах. Ведь вы сами выбираете свою самооценку!

Упражнение 2. Вас воспитывали так, что вы усвоили: сделал доброе дело — поступил хорошо, а плохое — заслужил наказание. Попробуйте по-другому. Выберите вечером время, чтобы вам никто не мешал. Сядьте удобнее. Возьмите лист бумаги и ручку. Запишите все, что вы сделали в течение дня. Не пренебрегайте никакими мелочами. Запишите все по пунктам. Вы удивитесь, сколько полезного и хорошего вы совершили. Похвалите себя за это. Можно скорректировать получившийся список, добавив в него то, что-то одно, что вам по силам сделать завтра. Похвалите себя и за это. А все то, что не удалось осуществить, в расчет не берите. «Нельзя объять необъятное» — это же очевидно. Доставляйте себе какую-нибудь радость хотя бы раз в неделю. Начните с малого. Хвалите себя.

Упражнение 3. Примите удобную для вас позу (сидя, лежа). Прикройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Сделайте вдох, сосчитайте мысленно до пяти, задержите дыхание и выдохните на счет. Навык следить за своим дыханием, чтобы оно было ровным и глубоким, помогает удерживать в равновесии свое эмоциональное состояние и служит основой для выполнения других упражнений.

Упражнение 4. Примите удобную позу. Прикройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьтесь. Сосредоточьтесь на дыхании. Внимание направьте на область солнечного сплетения. Представьте, что внутри вас находится источник мудрости. Назовите его, как хотите. Можете представить его в вше какого-нибудь образа, символа. Мысленно пообщайтесь с ним. Задавайте вопросы, высказывайте просьбы: «Скажи, что мне нужно сейчас делать?» Это упражнение лучше всего делать 2—3 раза в день, оно способствует умению самостоятельно принимать решения, что, согласитесь, достойно похвалы и уважения.

Упражнение 5. Примите удобную позу. Расслабьтесь. Сосредоточьтесь на дыхании. Мысленно задайте себе вопрос: «Кто я?» И ожидайте ответа. Может быть, ответ придет не скоро. Может, придет в виде какой-нибудь картинки или слова. Доверьтесь себе. Проанализируйте ответ, не ругая себя. Обязательно найдите в себе достоинства, а к недостаткам отнеситесь с чувством юмора. Это поможет повысить самооценку.

  • криитика вашей внешности, ваших личных качеств таковой не является. Это прямое оценивание. Такую критику необходимо пресекать. Это можно сделать, отсрочив свою реакцию («Я подумаю, что вам ответить») или сообщив собеседнику о своих чувствах. Ведь вы сами выбираете свою самооценку!

Упражнение 2. Вас воспитывали так, что вы усвоили: сделал доброе дело — поступил хорошо, а плохое — заслужил наказание. Попробуйте по-другому. Выберите вечером время, чтобы вам никто не мешал. Сядьте удобнее. Возьмите лист бумаги и ручку. Запишите все, что вы сделали в течение дня. Не пренебрегайте никакими мелочами. Запишите все по пунктам. Вы удивитесь, сколько полезного и хорошего вы совершили. Похвалите себя за это. Можно скорректировать получившийся список, добавив в него то, что-то одно, что вам по силам сделать завтра. Похвалите себя и за это. А все то, что не удалось осуществить, в расчет не берите. «Нельзя объять необъятное» — это же очевидно. Доставляйте себе какую-нибудь радость хотя бы раз в неделю. Начните с малого. Хвалите себя.

Упражнение 3. Примите удобную для вас позу (сидя, лежа). Прикройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Сделайте вдох, сосчитайте мысленно до пяти, задержите дыхание и выдохните на счет. Навык следить за своим дыханием, чтобы оно было ровным и глубоким, помогает удерживать в равновесии свое эмоциональное состояние и служит основой для выполнения других упражнений.

Упражнение 4. Примите удобную позу. Прикройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьтесь. Сосредоточьтесь на дыхании. Внимание направьте на область солнечного сплетения. Представьте, что внутри вас находится источник мудрости. Назовите его, как хотите. Можете представить его в вше какого-нибудь образа, символа. Мысленно пообщайтесь с ним. Задавайте вопросы, высказывайте просьбы: «Скажи, что мне нужно сейчас делать?» Это упражнение лучше всего делать 2—3 раза в день, оно способствует умению самостоятельно принимать решения, что, согласитесь, достойно похвалы и уважения.

Упражнение 5. Примите удобную позу. Расслабьтесь. Сосредоточьтесь на дыхании. Мысленно задайте себе вопрос: «Кто я?» И ожидайте ответа. Может быть, ответ придет не скоро. Может, придет в виде какой-нибудь картинки или слова. Доверьтесь себе. Проанализируйте ответ, не ругая себя. Обязательно найдите в себе достоинства, а к недостаткам отнеситесь с чувством юмора. Это поможет повысить самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

12 способов как повысить самооценку подростка

Повысить самооценку вполне реально, хотя это часто довольно медленный процесс. Однако сознательные попытки в формировании самооценки могут быть полезны практически каждому....

Заметки для родителей. Правила эффективного общения.Как повысить самооценку ребенка.

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. В статье приведены практические советы и идеи, которые помогут родителям наладить свои взаимоотношения с ребенком....

Как повысить самооценку

Способы изменения самооценки....

КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА? Советы психолога.

КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА? Советы психологаНа успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном период...

Памятка для родителей "Как повысить самооценку ребенка."

Все знают, как разрушительно действует на психологию человека низкая самооценка. Основы низкой самооценки закладываются в детстве, а ее причиной тому является неправильное поведение родителей....

Рекомендации учащимся «Как повысить самооценку ».

Самооценка человека — это некий образ, который возникает в его подсознании, когда он о себе думает. Каждый человек сам создаёт оценку себя на протяжении всей жизни, от рождения и до старости. Он...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Как повысить самооценку у обучающихся.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВКак повысить самооценку у обучающихся....