Программа «Сердце матери»
методическая разработка на тему

 

авторская программа, виртуальный ресурс

 

Срок реализации образовательной программы/материалов-2 года

 

Образовательное учреждение, реализующее образовательную программу/ материалы (полное наименование)- Частное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная  школа ЧОУ-СОШ «Новый путь» г. Армавира

 

Основными приоритетами при реализации данной программы являются:

опора на базовые потребности ребенка;

развитие личности в процессе воспитания;

совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания.

Цель программы:

Повышение социально – психологической компетентности мам.

Установление сотрудничества школы и семьи в вопросах развития и воспитания детей.

Реализация программы способствует:

  1. Оказанию психолого - педагогической помощи мамам в воспитании и обучении детей.
  2. Вооружению родителей определенным минимумом педагогических и психологических знаний в выработке умений и навыков по воспитанию детей.
  3. Созданию условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
  4. Оказанию практической помощи семье в воспитании детей;
  5. Установлению партнерских отношений с родителями.
  6. Организацию пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания.
  7. Обновлению содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней.
  8. Организации и проведению семейного досуга и совместного творчества.
  9. Формированию педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа "Сердце матери"

 

Пояснительная записка.

Представляемая программа является частью системы  информационно-методической поддержки  родителей, виртуальный ресурс http://www.newway-school.ru/ 

Существуют два социальных института  - семья и школа.

Основой семьи является любовь, которая порождает и сохраняет семью, приумножает и укрепляет семью, и проживание любви в ее разных вариациях составляет один из замечательнейших  моментов счастья человеческой жизни.

Основой же школы является социальная норма, которую осваивает, усваивает и присваивает ребенок в процессе школьной жизни и в пространстве школьных отношений.

Эти два общественных института «оснащают» ребенка достижениями, выработанными культурой, по принципу дополнительности и тем самым содействуют гармоничному и всестороннему развитию.

Современные взаимоотношения школы и семьи выстраиваются на партнерских фундаментальных основаниях, и связь школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания приобретает форму партнерства.

Партнерство – союз, объединение людей на основании какой-либо совместной деятельности.

Педагогическое партнерство – это союз двух субъектов воспитательного процесса: педагогический коллектив и семья. Интерес, ради которого заключается союз – интересы ребенка. Педагогическое партнерство носит гуманистический характер, направляющий свои усилия на сферу духовную, материально-техническую, финансово-экономическую и этико-психологическую.  По содержанию совместной деятельности педагогическое партнерство имеет профессионально-педагогический характер, ориентированный на научно-психолого-педагогические закономерности  развития личности. Профиль такого партнерства– воспитательный.

Ведущим такого партнерства становится школа. Как субъект, обладающий профессиональной компетенцией по вопросам воспитания ребенка.

Оба партнера должны осознавать воспитательную стратегию и владеть тактикой взаимодействия.

Партнерство отягощено возлагаемыми на него функциями. Семья «принимает», «реагирует», «выражает отношение», «содействует», «исполняет». Школа «информирует», «поддерживает», «направляет», «выполняет», «диагностирует».

Сегодня не вызывает сомнения, что в процессе создания  информационно-методической поддержки, в процессе психолого-социально-педагогического воздействия на родителей обучающихся необходимы инновационные поиски. Одним из таких инструментов поддержки социального функционирования индивидов и их родителей является организация взаимодействия двух сфер жизни ребенка – школы и семьи.

Данная программа образовательных курсов составлена на основе курса «Основы  психологии семьи и семейного консультирования» О.Г. Прохоровой  Учебное пособие. Изд. «Творческий Центр. «Сфера». М., 2005).

Формы проведения занятий – лекционные и практические занятия в режиме тренинга и проектирования. Также предусматривается индивидуальные и групповые консультации по предложенным темам.

Основными приоритетами при реализации данной программы являются:

  • опора на библейские принципы воспитания;
  • опора на базовые потребности ребенка;
  • развитие личности в процессе воспитания;
  • совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания;

Цель программы:

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, в частности с каждой мамой, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов

Повышение социально – психологической компетентности мам;

Установление сотрудничества школы и семьи в вопросах развития и воспитания детей.

Развитие культуры и профессиональной компетентности педагогов-воспитателей.  

Формирование комплекса способностей, обеспечивающих развитие взаимодействия школы и семьи.

Задачи программы:

  1. Оказание психолого - педагогической помощи мамам в воспитании и обучении детей.
  2. Вооружение родителей определенным минимумом педагогических и психологических знаний, основанных на христианских ценностях в выработке умений и навыков по воспитанию детей.
  3. Создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
  4. Практическая помощь семье в воспитании детей;
  5. Установление партнерских отношений с родителями.
  6. Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания.
  7. Обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней.
  8. Организация и проведение семейного досуга и совместного творчества.
  9. Формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей.

Сроки и этапы выполнения программы

Срок реализации программы 2 года. Программа рассчитана на  18 часов.

В реализации программы принимают участие учителя и специалисты школы: директор, заместители директора, педагоги-психологи, учителя и медсестра школы.

Содержание программы

 

Тема занятий

Форма проведения

Кол–во часов

Срок

Первый год обучения

1.

«Красота женщины»

Информационно – практическая беседа

1

Сентябрь

2.

Безусловная любовь родителей.

Ваша семья глазами вашего ребенка. Умеем ли мы любить своих детей?

Лекция-беседа, основанная на данных анкетирования детей

1

Октябрь

3.

Предназначение матери.

Лекция-беседа

1

Ноябрь

4.

Познай самого себя. Какие мы родители? Стили семейного воспитания мам и пап.

Семинар -  практикум

1

Декабрь

5.

Сила слова. Детские страхи и их преодоление.

Тренинг

1

Январь

6.

«Бить или не бить». Как правильно дисциплинировать ребёнка?

Семинар -  практикум

1

Февраль

7.

«Учусь слушать». Как научиться понимать и принимать подростка?

Тренинг

1

Март

8.

«Десять ошибок в воспитании, которые все когда – нибудь совершали»

Дискуссия

1

Апрель

9.

Знаю ли я своего ребенка? Поощрения в семье.

Информационно – аналитическая беседа

1

Май

Второй год обучения

1.

Как научиться понимать ребенка?

Лекция – беседа

1

Сентябрь

2.

Шейпинг отношений. Определение темперамента.

Семинар -  практикум

1

Октябрь

3.

Языки любви

Семинар -  практикум

1

Ноябрь

4.

Цель и желание

Дискуссия

1

Декабрь

5.

Учимся открывать чувства.

Тренинг

1

Январь

6.

Нужды матери и отца.

Ролевая игра

1

Февраль

7.

Прощение – ключ к семейному счастью.

Семинар -  практикум

1

Март

8.

Детская агрессия.

Семинар -  практикум

1

Апрель

9.

Зависимость, мы или они?

Семинар -  практикум

1

Май

Финансирование программы

Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет внебюджетных средств. Планируется приобретение расходных материалов для публикации методических разработок, работы над созданием раздела сайта. Бюджет не предусматривает оплату труда штатных сотрудников ОУ, так выполнение программы является частью работы по реализации стандарта образования и воспитания и заложено в должностных обязанностях. 5% бюджета является вкладом организации в реализацию проекта.

Оборудование: анкеты, опросники, мультимедийное оборудование, магнитофон,  диски с записями инструментальной музыки для релаксации, памятки для родителей, система для голосования Turning Point.

Анализ ситуации и краткий отчет о реализации

1. В 2009 году был проведен опрос родителей. Большую активность проявили мамы детей (92% от числа опрошенных).

2. Анализ полученных сведений показал:

  • большинство родителей были настроены позитивно, демонстрировали готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);
  • отсутствовало четкое представление о системе воспитания, понимание совместной работы родителей и психолога.

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

  • получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 87% опрошенных,
  • получить информацию о психологии школьника – 63% (что, к сожалению, говорит о низком уровне психологической грамотности),
  • получить возможность общения с психологом – 25%,
  • получить психологическую консультацию по решению проблем- 16%,
  • получить возможность общения с родителями других детей – 34%.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от психологической службы школы, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными. Как поменять ситуацию в лучшую для наших воспитанников сторону? Решили, что, скорее всего, этому будут способствовать тесные контакты родителей воспитанников.

Приоритетом организации работы с родителями стало сотрудничество, а средством - общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми. Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные:

  • лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;
  • дискуссия – “круглый стол”, совместное обсуждение какой – либо проблемы;
  • исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания);
  • психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);
  • диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания).

Кроме того, были разработаны показатели деятельности школы:

количественные:

  • увеличение числа участников школы,
  • число обращений родителей к психологу за рекомендациями.

качественные:

  • появление у родителей психологических знаний,
  • активное участие родителей в беседах, дискуссиях,
  • обмен опытом воспитания с другими родителями,
  • осознание собственных ошибок,
  • анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.

Ежегодно в планы включается 9 занятий длительностью до 1,5 часов, которые проводятся 1 раз в  месяц.

Примерная структура их такова:

Постановка проблемы (изложение сути, краткое изложение теоретического материала)

Демонстрация наглядных средств для предъявления проблемы (результаты диагностики, продукты детской деятельности, статистические или диагностические данные и т.п.)

Осуществление исследовательской деятельности родителей (индивидуальной, подгрупповой), поиск вариантов решения, формулировка предложений или ответов

Подведение итогов.

Оценка процесса и содержания, рефлексия.

Практическая реализация, применение.

Использование активных методов взаимодействия с родителями:

  • ставит родителей в активную позицию, позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса;
  • повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом;
  • с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи (имеют диагностическую функцию), но поскольку их диагностическая функция для родителей неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности;
  • углубляется воздействие психолога на родителей: они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психологических знаний и навыков.

Анализ работы показывает:

  • число участников увеличилось с 12 до 32;
  • число обращений за индивидуальными консультациями в течение учебного года по проблемам общения, по проблемам детско-родительских взаимоотношений возросло.

Возрос уровень психологической компетентности мам. Этому способствовали наиболее эффективные методы работы с родителями: тесты, беседы, тренинговые задания, психологические игры.

Для выполнения задач программы “Мудрость матери” необходимо выделить основные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:

1. Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей” предполагает:

проведение исследования с целью изучения родительских запросов, определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации;

изучение семьи воспитанника для того, чтобы ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Методы изучения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

2. Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи” предполагает:

создание “просвещенной культуры” родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства педагога и родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка.

3. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:

сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;

проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками программ, так и благодарными зрителями;

4. Направление “Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса” предполагает:

определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и образованию ребенка;

непосредственное включение родителей в процесс образования и воспитания детей в творческих объединениях:

присутствие родителей на занятиях;

участие в месяцах пап и мам;

участие в социальных проектах;

обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей.

Для анализа результативности осуществляемой работа по программе “Сердце матери” должен проводится мониторинг, с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методы наблюдения, обратная связь в конце каждой встречи с родителями, собственная рефлексия). Мониторинг включает в себя проведение исследований по изучению запроса родителей и организации образовательного процесса, это предполагает вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведения образовательного процесса в учреждении. Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого учебного года позволяет оценить эффективность работы с родителями.

5. Направление «Создание широкого социального взаимодействия» предполагает: работу с мамами из Общественной организации «Особенный ребёнок», дети с синдромом Дауна.

Предполагаемыми результатами программы может стать:

  • положительное влияние семьи на социализацию личности ребенка;
  • включение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность.
  • повышение роли семьи в воспитании детей и получении дополнительного образования.

Литература:

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
  2. Внутришкольное управление: теория и практика. / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 1991.
  3. Долженко Ю. А. Слагаемые эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Методическая работа в школе: организация и управление. / Сост. А.Н. Зевина, И.М. Курдюмова, А.М. Моисеев, О.И. Патрушева, Г.А. Победоносцев, М.М. Поташник, В.И. Скляной. М., 1988.
  4. Безобразова В.Н., Догадкина С.Б. и др. Как сохранить сердце ребенка здоровым. М., 2002.
  5. Безруких М.М. Пора ли в школу?. М., 2002.Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. М., 2005.
  6. Дармодехин С.В. и др. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М., 1999.
  7. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Я., 1997.
  8. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий. Под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев, 1993.
  9. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Метод. материал для школьного педагога / Частный образовательный лицей. Владимир, 1993г.
  10. Варга А.Я. Системная и семейная психотерапия. СПб.: 2001.
  11. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып.3/ под ред. Пилипко Н.В. М.: 2001.
  12. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М.: 1995.
  13. Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых. / Под ред. Слободской Е.Р. Новосибирск. 1994.
  14. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение? М.: 1996.
  15. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль. 2002.
  16. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: 2000.
  17. Наш проблемный подросток. Под ред. Регуш Л.А. СПб.: 1998.
  18. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: 1996.
  19. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: 2000.
  20. Подросток на перекрестке эпох. Под ред. Кривцовой С.В. М.: 1997.
  21. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: 1999.
  22. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: 2001.
  23. Системная семейная психотерапия. Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. СПб.: 2002.
  24. Спирева Е.Н., Лидерс А.Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя. Журнал «Семейная психология и семейная терапия», №4 – 2001.
  25. Фролов Ю.И. Психология подростка. М.: 1997.
  26. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М.: 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сердце матери

Данный материал раскрывает сущность женщины в этом мире...

Литературно-музыкальная композиция "Сердце матери"

Посвящено 65-летию Победы в Великой Отечественной войне(сценарий может быть использован при проведении внеклассного мероприятия, посвященного Дню матери)   Знакомство учащихся с героическими ...

Внеклассное мероприятие по литературе "Сердце матери".

С давних времён россияне почитали и бережно относились к своим матерям, и это касалось абсолютно всех слоёв населения независимо от статуса и чина.Самым дорогим человеком для всех нас всегда остаётся ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери "Сердце матери"

Сценарий литературно-музыуальной композиции в рамках "Встречи в литературной гостинной" "Сердце матери"....

Внеклассное мероприятие "Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение", посвященное Дню матери

Главная задача учителей пенитенциарных школ  - помочь осужденным «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами ...

Сценарий праздника ко дню матери "Сердце матери"

Встреча в музыкальной гостинной учащихся и родителей...

Сердце Родины - сердце матери

Сердце Родины - сердце матери...