Как правильно выполнять артикуляторные упражнения.
консультация по теме

Батурко Татьяна Всеволодовна

Рекомендации предназначены для родителей, дети которых посещают логопедическую группу. Артикуляторные упражнения следует выполнять ежедневно по 10-15 минут перед большим зеркалом, чтобы ребёнок видел полностью своё лицо.Сделайте так,чтобы ему было удобно сидеть. Все упражнения сразу делать не следует, а выбирайте которые вам рекомендовал логопед. Не забывайте считать. Разучивайте каждый день по 2-3 новых. Если упражнение не получается - оставьте его на время. Чаще хвалите ребёнка,тогда он будет ещё больше стараться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kau_1.doc26 КБ
Microsoft Office document icon kau_2.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon kau_3.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon kau_4.doc23 КБ
Microsoft Office document icon kau_5.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                I КОМПЛЕКС

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ, ЩЁК, ГУБ

  1.  «ОТКРЫТЬ ДОМИК».

«Раз» - широко открыть рот. «Два» - закрыть (7 – 8 раз).

  1. «ЧЕЛЮСТЬ ВПРАВО-ВЛЕВО»

«Раз» - челюсть вправо. «Два» - челюсть влево.

  1. «ВЕТЕР ПОДУЛ»

«Раз» - сильно надуть щёки, «два» - с силой выпустить воздух (5 раз).

  1. «ТОЛСТЕНЬКИЙ – ХУДЕНЬКИЙ»

«Раз» - надуть щёки. «Два» - втянуть сильно (повторить 5 раз).

  1. «УЛЫБКА – ТРУБОЧКА»

«Раз» - губы растянуть, обнажая все зубы.

«Два» - собрать в трубочку и тянуть вперёд (8 – 10 раз)

  1. «ЗАБОР»

«Раз» - широко улыбнуться, обнажая сомкнутые зубы,

поставленные друг на друга. Счёт до 5 (повторить 6 раз).

  1. «ХОБОТОК»

«Раз» - собрать губы в трубочку и тянуть вперёд.

Счёт до 5 (повторить 6 раз).



Предварительный просмотр:

II КОМПЛЕКС

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА (ОБЩИЕ)

  1. «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»

а) Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу, произнося ПА-ПА-ПА. Удерживать язык в спокойном состоянии (5 раз).

б) Губы на улыбке, видны верхние и нижние зубы.

Пожевать, покусать язык зубами от кончика в глубину,

произнося ТА-ТА-ТА (8 – 10 раз).

  1. «ПОЖЕВАТЬ БОКА ЯЗЫКА»

Губы на улыбке, язык лежит во рту спокойно, кончик языка упирается в нижние зубы.

Пожевать боковые края языка коренными зубами, произнося «И-И-И».

Следить, чтобы язык не высовывался и не оттягивался от зубов, чтобы зубам язык доставался с двух сторон (10-12 раз).

  1. «ЛОПАТА»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

Удерживать до 5, затем до 10.

  1. «ПТЕНЧИКИ»

Рот широко открыт. Язык во рту лежит спокойно, широко.

Кончик языка упирается в нижние зубы.

Слегка повертеть головой в разные стороны, говоря «А-А-А».

СЛЕДИТЬ: не оттягивать язык от зубов!

  1. «ОРЕШКИ»

Рот закрыт.

«Раз» - язык упирается в правую щёку.

«Два» - язык упирается в левую щёку.

  1. «КАЧЕЛИ»

Рот открыт.

«Раз» – положить широкий язык на нижние зубы, зацепиться, выгнуть спинку языка.

«Два» - поднять широкий язык на верхние зубы.

Рот открыт на постоянную широту.

СЛЕДИТЬ: нижняя челюсть не помогает! (7-8 раз)



Предварительный просмотр:

III КОМПЛЕКС

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СТРУИ

  1. «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»

Губы вытянуть трубочкой вперёд и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его в ворота между двумя кубиками.

Загонять мяч на одном выдохе, не допуская прерывистую струю.

СЛЕДИТЬ: не надувать щёки (можно слегка прижать их пальцами)!

  1. «ПОДУЙ НА СНЕЖИНКУ»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и как бы произносить длительно звук «ф». Сдуть ватку на противоположный край стола.

СЛЕДИТЬ: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; не надувать щёки; произносить звук «Ф», а не «Х»; струя воздуха должна быть узкая, а не рассеянная.

  1. «ПОДУЙ В БУТЫЛОЧКУ»

Рот открыт, губы на улыбке. Высунуть широкий язык и прижать его к подбородку.

По языку задувать воздух в бутылочку. Повторить 6-8 раз.

СЛЕДИТЬ: не надувать щёки; воздух идёт по середине желобка; ребёнок должен давать узкую струю, а не «хыкать»!

  1. «БУТЫЛОЧКА ОТВЕЧАЕТ»

Губы на улыбке. Язык во рту упирается в нижние зубы. Бутылочку прижать кт подбородку так, чтобы горлышко было у нижней губы. Подуть по середине так, чтобы бутылочка «ответила»: бутылочка поёт внутри. Повторить 5-10 раз.

СЛЕДИТЬ: не надувать щёки; воздух идёт по середине желобка; ребёнок должен давать узкую струю, а не «хыкать»!



Предварительный просмотр:

IY КОМПЛЕКС

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ

  1. «ЧАШЕЧКА»

Рот открыт. Высунуть широкий язык. Загнуть кончик и боковые края языка вверх («чашечка»). Удерживать до счёта 10.

Если сначала бока языка не будут подниматься, то надо указательным пальцем надавить на середину языка.

  1. «ФОКУС»

Рот открыт. Язык вне рта высунут «чашечкой». На кончик носа положить пушинку из ваты. Подуть по «чашечке» вверх. При этом ватка с носа должна лететь вертикальном вверх.

  1. «ПАРУС»

«Раз» - сделать «чашечку».

«Два» - убрать за зубы, чтобы боковые края языка касались верхних боковых зубов, а кончик находился в висячем положении за верхними зубами (дырочка необходима для прохода воздушной струи).



Предварительный просмотр:

Y КОМПЛЕКС

УПРАЖНЕНИЯ НА ПОДЪЁМ ЯЗЫКА

  1. «ПОЗДОРОВАТЬСЯ С НОСОМ»

Рот широко открыт. Широким языком стараться достать до носа.

СЛЕДИТЬ: подбородок не должен двигаться! (повторить 7-8 раз)

  1. «КАЧЕЛИ»

Рот широко открыт.

«Раз» - положить широкий язык на верхнюю губу.

«Два» - опустить на нижнюю губу (повторить 7-8 раз).

СЛЕЛДИТЬ: подбородок не должен двигаться!

  1. «МАЯТНИК»

Рот открыт. Губы на улыбке.

«Раз» - движение языком вправо.

«Два» - влево.

  1. «ОБЛИЖИ ГУБУ»

Рот открыт. Губы на улыбке.

«Раз» - движения языком по верхней губе.

«Два» - по верхней губе в другую сторону.

  1. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Рот широко открыт. Широким языком облизать верхнюю губу. Движения выполнять сверху вниз, а не из стороны в сторону.

СЛЕДИТЬ: рот открыт, язык широкий, его боковые края в уголках рта!

  1. «ПОЛАКАЙ МОЛОКО»

Рот широко открыт.

«Раз» - широкий язык высунуть изо рта.

«Два» - кончик языка и бока загибаются вверх, и язык убирается в рот.

СЛЕДИТЬ: рот не закрывать!

Затем язык опять делает лакательные движения (повторить 8-10 раз).

  1. «СТУПЕНЬКИ»

Рот широко открыт.

«Раз» - положить язык на верхнюю губу.

«Два» - на край верхних зубов.

«Три» - за верхние зубы с внутренней стороны.

СЛЕДИТЬ: рот не должен закрываться, подбородок не двигается!

  1. «ЛОШАДКИ»

Рот широко открыт. Щёлкать языком как лошадка. Сначала медленно, затем быстрее.

СЛЕДИТЬ: щёлкает весь язык, а не кончик; нижняя челюсть не двигается!

  1. «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

Рот открыт. Кончиком языка чистить зубы с внутренней стороны. Сначала верхние, затем нижние.

СЛЕДИТЬ: губы на улыбке, нижняя челюсть не двигается!

  1. «МАЛЯР»

Рот открыт. Улыбнуться. Кончиком языка погладить бугорки за зубами: движения вперёд-назад, как маляр красит кистью потолок.

  1. «БАРАБАНЩИКИ»

Рот открыт. Улыбка. Постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Cначала медленно, потом быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека артикуляторных упражнений

В картотеке представлены комплексы артикуляторных упражнений по Хватцеву М. Е.. а также синтез пальчиковой гимнастики с артикуляционными упражнениями по В. А. Ястребовой и О. И. Лазаренко....

Как правильно выполнять упражнения дыхательной гимнастики?

Знаете ли вы, как на самом деле нужно дышать? Ответ на данный и многие другие волнующие вопросы вы найдете в данной статье....

Как правильно выполнить задание С1 ЕГЭ

Правила написания  письма личного характера...

Как правильно выполнять домашнее задание логопеда.

Советы  для родителей по выполнению домашнего задания....

Как правильно выполнить работу над ошибками по русскому языку

Данная памятка поможет правильно выполнять работу над ошибками учащимся 2-4 классов....

Как правильно выполнять задание логопеда дома

Как правильно выполнять задание логопеда дома...

Как правильно выполнить лабораторную работу....

Начиная изучение физики, в последнее время, ученики не могут правильно оформить лабораторную  работу. Хочеться помочь в этом ребятам, чтобы они достигли поставленной цели - пятёрки за лабораторну...