материалы для родителей
материал по теме

Чернышова Елена Лазаревна

Предварительный просмотр:

Советы для родителей

Внимательно прочитайте наши советы и вдумайтесь в их смысл. Надеемся, что они помогут вам обрести доверие Вашего ребёнка.

  1. Разговаривайте со своим ребёнком о своих и его делах независимо от того, сколько вашему ребёнку лет, даже если вы очень сильно устали за день. Помните, купаясь в жалости к себе, вы теряете доверие своего ребёнка, - это всегда дорогая потеря, а восстанавливается доверие с великим трудом.
  2. Говорите ребёнку, что вы его любите. Если до сих пор вы стеснялись это делать, сегодня ещё не поздно. Ребёнок в любом возрасте хочет слышать, что его любят, видеть ласковые глаза. Дорогие вещи никогда не смогут заменить искренних слов о любви.
  3. При разговоре постарайтесь хотя бы раз коснуться руки сына или дочери.

Это очень важный момент общения, но не забудьте, что частые прикосновения могут и    раздражать ребёнка. Не злоупотребляйте поцелуями и объятиями, они могут смущать ребёнка если у него переходный возраст.

  1. Доверие между Вами и ребёнком не даст пропустить важнейший этап развития сына или дочери – это начало полового созревания. Вспомните, родители, пожалуйста, подробнейшим образом этот период в своей жизни и будьте честными перед собой. Проанализируйте, что не досказали вам в этот период Ваши родители, какую искаженную информацию Вы получили от друзей.
  2. Что бы Вы сегодня изменили в тот период, если бы смогли вернуть то время. Ваш честный анализ поможет вам лучше понять своего ребёнка в этом трудном для него возрасте, и вам легче будет держать доверительный контакт с ним.
  3. Помните, уважаемые родители! Доверие – его не ежедневное «раздевание души» ребёнка перед вами. Доверие – это его ответственность за свои поступки и умение открыто анализировать их с вашей помощью.
  4. Если вы солжёте ребёнку несколько раз, то и он солжёт вам. Поэтому прежде, чем наказывать за ложь сына или дочь, сгоряча не кричите ему: «Кто научил тебя врать? Мы с отцом в жизни никогда не врали и не учили тебя этому!» остановитесь! Вы и сейчас лжёте. Маленькая ложь порождает большую. Значит, где-то в подсознании у ребёнка сидит зафиксированный пример вашей лжи. Обстоятельства помогли ему этот кадр проявить в реальной жизни, как фотографию.
  5. Даже при разборе поведения своего чада не позволяйте себе говорить, что чей-то ребёнок лучше, аккуратнее, умнее и более воспитан, чем ваш. Это значит, что Вы любите того, «хорошего», а своего «плохого», сегодня разлюбили; будет хорошо завтра себя вести, вот завтра и будете его любить. Сами того не подозревая, Вы фактически перевернули душевный мир ребёнка. Подсознание получило информацию: «Любовь самых родных людей продаётся за хорошее, значит, и продажен весь мир». Не удивляйтесь после этого, откуда у Вашей дочери или сына появился ужасающий цинизм или жестокость. Дети не могут быть теми, кто Вам нравится. Вы не хотите принимать их такими, какие они есть. Они вам мстят за ваше предательство. Эта черта характера может пройти через всю жизнь.
  6. Если ваши отношения с детьми не налаживаются, обязательно обратитесь к специалисту. Но воздержитесь, пожалуйста, от самоуверенности, что только ребёнку нужно заниматься с психологом или педагогом, что вы сами в порядке. В первую очередь определитесь, готовы ли Вы меняться сами. Это трудно, но представьте, что ребёнку ещё труднее и, кроме вас, ему никто не поможет.

Советы подростку

«Если ты попал в опасную ситуацию»

Если ты попал в опасную ситуацию, то вспомни, что тупиковых ситуаций не бывает. Всегда есть выход, надо только его найти. Следуя нашим советам, ты можешь выбраться из трудного положения с наименьшими для тебя потерями.

Совет №1.  Попав в опасную ситуацию, не впадай в панику или в депрессию. Постарайся проанализировать своё положение с максимальной чёткостью.

Совет №2.  Определи, кто создал опасную ситуацию. Если ты сам, значит, возьми ответственность на себя. Поразмысли, откуда может исходить опасность.

Совет №3.  Подумай, с кем бы ты мог откровенно поговорить о своём положении.

Совет №4.  Не оставайся со своей болью один на один. Это всегда заставит тебя лгать окружающим. Ложь – ещё одна проблема для тебя.

Совет №5.  Со своей тайной общайся осторожно. Не перекладывай её на плечи своего друга, который реально не сможет помочь тебе, но будет сильно переживать за тебя. Тебе от этого не будет легче.

Совет №6.  Постарайся обратиться к взрослому человеку, у которого жизненный опыт больше твоего и который может помочь тебе реально. Очень хорошо, если это будет кто-то из родителей или родственников.

Совет №7.  переступи через свой страх перед родительским гневом. Ты его заслужил, и с этим ничего не поделаешь. Гроза проходит, и вновь сияет солнце.

Совет № 8.  Верь, что ты можешь исправить положение, главное – ничего не бойся. Страх – это не твой спутник и друг. Пусть страх дружит с одиночками.

А ты не один! Если ты попросил помощи, то, значит, тебе всегда помогут.



Предварительный просмотр:

Внимание, стресс!

(текст беседы для родителей по материалам М.Степанова)

Причины стрессовых ситуаций, которыми богата сегодняшняя жизнь, совершенно различны, но реакция организма одна – справиться с ними. Состояние стресса вызывает существенные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем: напрягается лицо, грудь, живот, учащается дыхание, расширяются кровеносные сосуды. Возникающие при стрессе сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции. У наших предков эта реакция включалась при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом, для бегства от него.

Поводов для стресса у детей не меньше, чем у взрослых. Это, к примеру, физическое наказание, оскорбление, ощущение школьной несостоятельности, тяжелая травма или физический недостаток, трудности в общении или обида, нанесенная друзьями, сложности и конфликты в семье. Как правило, подростки реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи.

Пожалуй, наиболее красноречиво о степени психологического напряжения и неумении грамотно выходить из этого состояния свидетельствуют статистические данные о числе суицидальных случаев среди детей. За последние 10 лет их смертность от самоубийств выросла на 100%. Зафиксированы случаи самоубийств уже среди детей 5-9 лет. Результаты социологического исследования среди 11 тысяч подростков в возрасте 13-17 лет в трех регионах России показали, что независимо от места проживания четверть подростков думали о самоубийстве, около 10% планировали его, а около 5% пытались его осуществить.

Как распознать стресс?

Различают физические, эмоциональные и поведенческие признаки стресса.

Физические признаки: общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе и спине, дрожь и нервный тик, запоры, понос, частое мочеиспускание, головные боли, повышенная потливость.

Эмоциональные признаки: беспокойство или повышенная возбудимость, раздражительность, гнев, невозможность сосредоточиться, агрессивность, чувство беспомощности, страх.

Поведенческие признаки: судорожная еда, постоянная спешка, усиленное курение.

Симптомами стресса у детей являются утомляемость, несобранность, безразличие, заикание, снохождение, сноговорение, потеря аппетита. Нередко в стрессовой ситуации появляются несвойственные подросткам ранее жестокость, агрессивность, конфликты со сверстниками, побеги из дома, нежелание учиться. Родители недоумевают по поводу необычных для ребенка лживости, изворотливости, склонности к воровству, стремления к разрушениям, злобности, не догадываясь, что причиной всему является стресс. Разумеется, в описанных случаях стоит обратиться к психологу или врачу. А как таких ситуаций избежать, как защитить детей от стресса?

Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, обсуждайте их, давайте советы.

Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.

Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины» (грубость, необоснованные упреки, скорые расправы в виде запретов).

Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

Осознайте, что ребенок не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, лечите добром.

Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными подростками. Этим вы снижаете его самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

Следите за выражением своего лица, когда выходите к ребенку. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо – «психологическая пощечина» ребенку.

Основоположник учения о стрессе Г.Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет аромат и вкус к жизни». Давайте прислушаемся к этому совету и попытаемся его применить.



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности девятиклассников

В девятом классе завершается обучение ребенка в основной общеобразовательной школе.

Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, - принятие решения о характере дальнейшего образования.  Школьник должен  выбрать форму завершения среднего образования:  продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т.д. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.
     Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам – появляются новые предметы, происходит углубление в содержании уже знакомых дисциплин. В конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году. Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться.
Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим оценкам, не пытаются «подтянуться» и исправить положение. Девятикласснику необходимо ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?» Это может быть или намерение поступить в институт, или желание накопить минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности, или стремление к самосовершенствованию и самоуважению.
     Рассмотрим, какие формы завершения среднего образования выбирают девятиклассники и почему. Учащийся может принять решение уйти из школы после девятого класса. Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно – чтобы их наконец-то оставили в покое.

Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми. Если ребенок никого не приглашает в гости, не занимает телефон по вечерам, не звонит сам, и никто не звонит ему, редко ходит гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего – можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники.

Другие девятиклассники самостоятельно принимают твердое решение уйти из общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование.
     Некоторые девятиклассники принимают решение продолжать обучение в общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное заведение. Перед этими детьми тоже встает вопрос о профессиональном самоопределении, ведь обучение в старших классах становится периодом не только завершения среднего образования, но и специальной подготовки для поступления в вуз.

Таким образом, построение жизненных планов и перспектив – важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо «задумать» свое будущее, и важнейший шаг здесь – выбрать форму завершения среднего образования.



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности старшеклассников

       В старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков.

       Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения «Я» - концепции. Юноши и девушки одновременно испытывают интерес, восхищение и тревогу по поводу изменений, происходящих с их телами. Они постоянно сравнивают свое тело с культурным эталоном. Рано созревающие мальчики получают определенное преимущество по сравнению с поздно созревающими, в то время, как для девочек раннее созревание имеет как положительные, так и отрицательные черты.

      Школьная юность завершает период полового созревания и является важным этапом психо - сексуального развития личности. Дифференциация половых признаков и ролей, а также оценка своего соответствия подразумеваемым эталонам составляет один из основных стержней юношеского сознания и самосознания. С этим тесно связано много динамических переживаний. Мальчики тяжело переживают свое отставание от сверстников в росте или появлении вторичных половых признаков и наличие себя черт характера, которые кажутся им «немужскими». И юноши и девушки весьма озабочены своей внешностью. Половые различия и связанные с ними представления о том, как должны вести себя «настоящий юноша» и «настоящая девушка», нередко гипертрофируются.

      Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций. Этот тип мышления необходим для абстрактных умозаключений, не привязанных к существующим в данный момент конкретным внешним условиям. По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей старшеклассников содержание их мышления также становится более широким и сложным. Кроме того, появление этих способностей приводит к тому, что юноши и девушки приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к появлению у них своеобразной формы эгоцентризма: некоторым кажется, что они постоянно выступают перед воображаемой аудиторией, что другие люди постоянно обращают на них свое критическое внимание.

      Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней чрезвычайно важны  для старших школьников. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило – разновозрастные и подчиненные нормам специфической юношеской субкультуры. Огромное значение, наряду с разветвленными товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, самораскрытие, понимание, искренность, интимность. Юношеская дружба большей частью бывает однополой, а ее свойства, в том числе устойчивость, зависят от индивидуальных особенностей и потребностей участников. Отсутствие друзей переживается в этом возрасте очень болезненно и воспринимается как личный недостаток. Общение старшеклассников становится более избирательным, меняется соотношение значимых других.
      Старшеклассники обладают уже весьма высокой степенью автономии от старших, прежде всего родителей и учителей, и покушение на эту автономию часто вызывает конфликты. Во многих вопросах, особенно в том, что касается досуга, моды, художественных вкусов, они больше ориентируются на мнение сверстников. Это не означает, что старшие вообще теряют авторитет; в наиболее серьезных вопросах влияние родителей большей частью перевешивает влияние сверстников. Общая тенденция старшего школьного возраста – рост самостоятельности и самосознания, открытие своего я. Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. По сравнению с подростковым  юношеское самосознание  более психологично и обращено вовнутрь.  Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают отличие от окружающих.

      Старший школьный возраст – время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Старший школьный возраст – критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают вероятность психической травмы или отклоняющегося поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Дети и курение.

Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

материалы для родителей и учителей

  ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие  друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.  Оценка се...

Материалы для родителей

Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...

Материалы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...