Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭ.
материал на тему


В экзаменнационный период ученики нуждаются в родительской поддержке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osipova.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сюмсинская  средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по химии в 8 классе

Тема: «Химические свойства кислот»

                                                                             Составлен учителем химии

                                                            первой  квалификационной категории

                                                              Осиповой Светланой Михайловной

2015 г

Тема урока: Химические свойства кислот

Цели урока: Изучить химические свойства кислот в свете ТЭД.  Совершенствовать умения учащихся в составлении молекулярных и ионных уравнений химических реакций.

Задачи урока.

Образовательная:

  • сформировать знания учащихся о химических свойствах кислот, умения составлять химические реакции;

Развивающая:

  • совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека

Воспитательные:

  • Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.

Оборудование и реактивы:

компьютер, интерактивная доска,  проектор,    реактивы  (соляная кислота,  оксид меди, оксид кремния,  гидроксид натрия, гидроксид меди, фенолфталеин, карбонат натрия, хлорид бария, серная кислота, хлорид натрия)

 Правила по ТБ. Ряд активности металлов, таблица растворимости.

Пробирки, штативы для пробирок, спиртовки. Листы самооценки «Мои ответы», инструкционные карты с лабораторной работой для каждой группы, лист для рефлексии «Чемодан, мясорубка, корзина», химический цветок.

  Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • работа в группах.

Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:

  • создание проблемной ситуации;
  • словесные (эвристическая беседа),
  • наглядные (видеофрагмент)
  • частично-поисковый;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формируемые УУД:

Познавательные: выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи при изучении химических свойств кислот.

Личностные: самоопределение (повысить мотивацию учащихся через ученический химический эксперимент).

Коммуникативные: умение работать в группах.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценочную информацию со стороны одноклассников и учителя.

Ход урока.

I. Мотивационно-целевой этап

Учитель: Здравствуйте! Садитесь.

В начале урока учитель спрашивает у детей, можно ли доверять рекламе, которую показывают по телевизору. Ребята делятся своим мнением.

 Создание проблемной ситуации. Итак, всем известная реклама: «Средство от изжоги «Ренни» превращает кислоту в воду».

- Я предлагаю вам посмотреть рекламу про таблетки от изжоги в желудке  «Ренни».

- Как вы думайте, можно ли кислоту превратить в воду? И если можно, то как?

Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно другое, часть – противоречит друг другу. Учащиеся осознают неполноту своих знаний, чтобы ответить на данный вопрос.

По просьбе учителя ученики формулируют цель урока. Цель нашего сегодняшнего урока – изучить  химические свойства кислот.

II. Ориентировочный этап

Учитель предлагает  обсудить и записать планирование деятельности, выбрать методы решения проблемы и источники информации.

Ш.  Поисково-исследовательский этап

А сейчас мы переходим к изучению нашей темы: Химические свойства кислот. У вас на столах имеется инструктивная карта, по которой мы сегодня будем работать, все наблюдения, типы реакций, выводы и уравнения химических реакций вы будете фиксировать в рабочей тетради. Все необходимое оборудование у вас на столах. Но перед этим давайте вспомним правила техники безопасности.

Учитель. Организует проведение лабораторных опытов по инструкционным картам в группах с индивидуальным заданием, ( всего 3 группы ) - предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории; и работе с кислотами  правила прикреплены к инструкционным картам, организует работу в группах.

Учитель помогает в проведении опытов, индивидуально отвечает на вопросы,  возникающие у учащихся.

Учитель :

- Вы провели  опыты, подтверждающие свойства кислот. Давайте послушаем отчет каждой группы.

Результаты 2 группы (взаимодействие кислот с оксидами металлов)

Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие серной кислоты на  оксид меди и и оксид кремния, оксид меди прореагировал с кислотой , а оксид кремния нет.  Можно сделать вывод, что кислоты реагируют с оксидами металлов.

Ученик записывает на доске уравнения реакций, расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь)

Кислота + оксид металла→ соль + вода

    (реакция обмена)

  СuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O

  SiO2 + H2SO4 → не идет

Результаты 1 группы (взаимодействие кислот с основаниями)

Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие соляной кислоты на  растворимое ( гидроксид натрия) и нерастворимое ( гидроксид меди(II) основание, в первом случае реакцию проводили в присутствии индикатора фенолфталеина, который окрасился в щёлочи в малиновый цвет, эта окраска исчезла при добавлении соляной кислоты,  осадок нерастворимого основания  гидроксид меди(II) растворился при добавлении соляной кислоты, значит, кислоты реагируют с основаниями

Ученик записывает на доске уравнения реакций, расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь )

 Кислота + основание → соль + вода

    (реакция нейтрализации), (реакция обмена)

  HCl  + NaOH → NaCl + H2O

      H2SO4 + Cu(OH)2 → Cu SO4 + 2H2O

ЗАПОМНИТЕ:  реакция между основанием и кислотой  называется реакцией нейтрализации  (записываем ионно-молекулярное уравнение реакции)

Результаты 3 группы (взаимодействие кислот с солями)

Учащиеся (возможный ответ) мы исследовали действие серной кислоты и хлорид бария;   серной кислоты и карбоната калия;     серной кислоты и  хлорида натрия. Кислоты взаимодействуют с солями, если выпадает осадок или выделяется газ.

Ученик записывает на доске уравнения реакций, расставляет коэффициенты. Указывает тип химической реакции (все учащиеся записывают уравнения в тетрадь)

Кислота + соль → новая кислота + новая соль

   (Если образуется осадок или газ) (реакция обмена)

      H2SO4 + Na2CO3 → Na2SO4 + H2O + CO2

H2SO4 + BaCI2 →BaSO4+2HCI

H2SO4 +NaCI → не идет

ЗАПОМНИТЕ:  реакция между солью и кислотой  протекает в случае, когда выпадает осадок или  выделяется газ (записываем ионно-молекулярные уравнения реакций)

Формулирование решения исходной задачи

-  Ребята, давайте вернемся к рекламе про медицинский препарат «Ренни». Сейчас самый подходящий момент обратиться к проблеме, поставленной в начале урока. Можно ли кислоту превратить в воду? И если можно, то, каким образом?  Обсудите в группах.

   Ученики делают вывод, что можно кислоту превратить в воду и дают объяснение как это можно сделать.

IV .  Практический этап

«Воспоминания о лете. Химический цветок»

В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с серной кислотой? (На лепестках формулы: MgO, CO2, KOH, KCl, HNO3, Ba(NO3)2, Zn(OH)2).  Учитель отрывает по одному лепестку, а дети говорят взаимодействует данное вещество или не взаимодействует с кислотой.

V. Рефлексивно-оценочный этап.

- Удалось ли нам решить проблему? Все ли мы выполнили, что было запланировано в начале урока?

Чемодан, мясорубка, корзина

На листе рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

                                  Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

                                  Мясорубка – информацию переработаю.

                                    Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Для этого надо нарисовать кружок около выбранного предмета.

Оценивание работы учащихся. Учащиеся сдают учителю свой лист самооценки.

 Домашнее задание: & 38 упр. 4

Использованная литература

1.Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2003

  2. Маркина И.В. Современный урок химии. Ярославль. Академия развития. 2008

3. http://www.regaloempresas.fr/productosg/alta/TRIT2833_05.jpg 

         4.  http://price.ru/interior/kitchenware/kitchen-tool/vitesse-vs-1911/    

          5.http://atann.ru/upload/shop_3/1/3/7/item_13731/shop_items_catalog_image13731.jpg 

         6. http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/12/30/priemy-    refleksii 

Приложение

Группа №  1

Лабораторный опыт

Взаимодействие кислот с основаниями

  1.  Налейте в пробирку 2 мл  раствора гидроксида натрия и добавьте  к нему 1 – 2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?  К раствору щелочи с фенолфталеином  добавляйте по каплям соляную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что  вы наблюдаете?  Составьте молекулярное  и ионное уравнение реакции. Определите тип реакции.

 2.  К гидроксиду меди добавьте серной кислоты. Что вы  наблюдаете ? Составьте молекулярное и ионное уравнение проделанной реакции. Определите тип реакции.

 Сформулируйте вывод о взаимодействии кислот с основаниями.

Вывод. Кислоты взаимодействуют с …………………….…………...……….., при этом получаются …………………… и …….….….………..……………………

                                                            Группа №2

Лабораторный опыт

Взаимодействие кислот с  оксидами  металлов

  1. В пробирку поместите немного (объемом со спичечную головку) порошка оксида меди (II) . Отметьте цвет вещества.  Налейте в пробирку с оксидом меди (II) 1 – 2 мл раствора серной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?  Напишите молекулярное и ионное уравнение реакции оксида меди (II) с серной кислотой. Определите тип реакции.
  2. В пробирку поместите немного оксида кремния (IV) и налейте серной кислоты. Что наблюдаете?  

 Сформулируйте вывод. Взаимодействуют ли кислоты с оксидами металлов и с оксидами неметаллов?

Вывод. Кислоты взаимодействуют с …………………….. при этом получаются…………………………и ………………………..………….

Группа № 3

Лабораторный опыт

Взаимодействие кислот с солями

   В трех пробирках слейте попарно по 1 – 2 мл растворов вещества:

 1-я  пробирка  – серная кислота и хлорид бария;

2-я пробирка – серной кислоты и карбоната калия;  

3-я пробирка  -  серная кислота и  хлорид натрия.

Запишите уравнения в молекулярном и ионном виде. Определите тип реакции.

   Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с солями, вписав пропущенные слова в предложения: «Кислоты взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуется  ………. или …. ………..

 При этом получаются…………… и ………………….»

Лист самооценки  «Мои ответы»

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

 «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил.

Рефлексия

Чемодан, мясорубка, корзина


Самоанализ урока

Этапы урока

Уровень достижения этапов

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Задачи данного этапа решены полностью.

Учащиеся  сформулировали проблему и определили цель собственной деятельности.

Ученики затрудняются в формулировке проблемы

Задать уточняющие вопросы

Ориентиро-вочный этап

Называли известные им методы исследования и определили последовательность действий

Поисково-исследова-тельский этап

Задачи данного этапа решены.

 Ученики  по инструктивной карте выполнили опыты. Записали наблюдения.

Большинство учащихся составили уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.

Учащиеся сделали по опыту вывод.

Учащиеся составили схему «Химические свойства кислот»

Некоторые ученики затрудняются составить уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Попросит более сильных учащихся помочь составить уравнения.

Практический этап

Учащиеся называют вещества, которые взаимодействуют с серной кислотой.

Не все учащиеся смогли определить вещества , которые взаимодействуют с серной кислотой.

Задать уточняющие вопросы

Рефлексивно-оценочный этап

Ученики оценили степень достижения цели.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения родителей....

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в...

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам.

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам....

Советы родителям: "Как помочь детям подготовиться к выпускным экзаменам".

Советы родителям, чьи дети учатся в выпускных классах....

Советы родителям:как помочь детям подготовиться к экзаменам ЕГЭ и ГИА

как подготовить физически и психически учеников и их родителей к сдаче экзаменов...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ1.       Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после...

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам.

Советы родителям при подготовки к экзаменам...