Педсовет "Уровень родительской компетенции"
материал на тему

Беляева Татьяна Владимировна

Выступление на педсовете "Уровень родительской компетенции" затрагивает вопросы взаимодействия классного руководителя и родителей по вопросам формирования личности подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение уровня родительской компетенции через различные формы взаимодействия семьи и школы.

Из опыта работы Беляевой Татьяны Владимировны, классного руководителя 9 а класса МБОУ «СОШ № 4»

        

                           Март 2014г.

                                                                      “Каждый ребенок приходит в мир,

не имея ни малейшего представления, ни о себе,

 ни о том, как взаимодействовать с другими детьми,

что представляет собой окружающий мир.

Всему этому ребенок учится,

общаясь с людьми, в первую очередь,

со своими родителями”

  1. Теоретическая часть.

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны. Поменялись ценностные ориентиры. Средства массовой информации демонстрируют насилие. В школе большой процент учителей, которые не пользуются авторитетом у подростков, да и родители во многих семьях не являются авторитетом для своих детей.

Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Многие классики педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля».

 В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

К сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к разного рода специалистам. Многие из них считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Работа классного руководителя

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка

Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение учебно-воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач.

Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.          Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью- это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель может содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Подчеркнем: объектом профессионального влияния выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. И только в границах такой профессиональной заботы располагается его взаимодействие.

Поэтому первой составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями разного уровня.

Вторую составную часть взаимодействия педагога с родителями выполняет педагогическое корректирование семейного воспитания, той стороны, которая касается отношения к ребенку. Умело проведенная коррекция семейного воспитания приводит к коррекции личности родителей.

Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с ними определенные ценностные отношения.

Третья слагаемая часть взаимодействия педагога и родителей- практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе КТД, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни.

Практическое взаимодействие классного руководителя с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы, традиционные и нетрадиционные. Перечисленные формы скрывают целый ряд методик.

  • Конференция
  • Практикум
  • Дискуссия
  • Ролевая игра
  • Письменная
  • Совместно с учащимися
  • Презентация семей
  • Родительское собрание в форме кафе
  • Родительское собрание в походе у костра
  • Пресс-конференция
  • Исследовательские группы,
  • Родительское собрание отцов
  • Родительское собрание в форме обсуждения
  • Спектакль, в котором выступают дети.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями детей является родительское собрание. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова написано, что собрание- это совместное присутствие где- нибудь людей, чем-нибудь объединенных. Педагогическая энциклопедия «РС- это одна из форм связи семьи и школы и пропаганды педагогических знаний среди родителей». 

Алгоритм подготовки родительского собрания

1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:

  • возрастные особенности детей;
  • преобладание типов семей;
  • уровень образованности и заинтересованности родителей;
  • проблемы классного коллектива;
  • цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.

2.        Подготовительная работа:

  • изучение научно-методической литературы;
  • анализ документации;
  • проведение микроисследования;
  • определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
  • объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
  • запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
  • приглашение родителей и других его участников;
  • привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
  • оформление и оборудование места проведения собрания;

3.        Рекомендации по проведению родительского собрания:

  • оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  • оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
  • оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.

4.        Структура проведения родительского собрания:

  1. Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно - благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
  2. Анализ развития детей за определенный период:
  • личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);
  • учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
  1. Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).

Внеучебная проблема:

  • выделяем существующую (возникшую) проблему;
  • определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон);
  • предпринимаем попытку ее теоретического разрешения, обсуждаем ЛЮБЫЕ варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести); определяем участников разрешениям данной проблемы и распределяем ответственность между ними.

Учебная проблема:

  • выделяется характер затруднений детей при освоении учебного курса;
  • анализируются причины затруднений;
  • идет совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;
  • даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);
  • лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально!!!
  1. Принятие решения собрания.
  2. Индивидуальные консультации с родителями.
  1. Практическая часть:

Дебаты «Родительское собрание: плюсы и минусы. Позиция родителей и учителей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядно-информационный материал как средство повышения родительской компетенции

Педагогическая помощь родителям оказывается посредством наглядно-информационного материала или информационных стендов, которые содержат в себе различные памятки, полезные советы, задания для родителей...

Повышение уровня родительской компетенции как условие успешной социализации школьников с ОВЗ

С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ увеличивается, перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми. Одним и...

Программа тренинговых занятий по повышению родительской компетенции "Грамотный родитель - счастливый ребёнок"

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению. Склонность к девиантному поведению неред...

Родительское собрание в 7 классе «Повышение компетенции родителей детей подросткового возраста по профилактике правонарушений»

Собрание в 7 классе, Цель: повысить знания родителей по теме. Форма проведения : родительский практикум...

Тренинг по формированию родительской компетенции.

Тренинг по формированию родительской компетенции.Данный тренинг используется при работе с родителями, испытывающими трудности в общении со своими детьми. Основная цель гармонизация отношений между дет...

Родительское собрание "Координация усилий семьи и школы в формировании жизненной компетенции учащихся"

Материал содержит описание опыта работы учителя по формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья...