Звуковой анализ слов
консультация ( класс) по теме

Аксютина Татьяна Александровна

Консультация для родителей и воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz.ppsx1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ ДС № 37 « Мальвинка » Звуковой анализ слов Подготовила учитель-логопед Аксютина Татьяна Александровна г. Смоленск

Слайд 2

Основы звукового анализа Составляем схемы Игры Содержание

Слайд 3

Обучая детей звуковому анализу следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков.

Слайд 4

Звуки мы произносим и слышим, А буквы мы видим и пишем. Звук Буква Звук на письме обозначается буквой

Слайд 5

В словах звук может находиться в трёх положениях: – в начале слова: К ОРОВА – в середине слова: БЕЛ К А – в конце слова: ЁЖИ К

Слайд 6

Звуки бывают гласные и согласные . Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков : [а] [у] [о] [и] [э] [ ы ] На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом .

Слайд 7

Гласных букв - десять : А У О И Э Ы Я Ю Е Ё Шесть гласных букв – А У О И Э Ы соответствуют звукам

Слайд 8

Четыре гласные буквы Я Ю Е Ё -йотированные , то есть обозначают два звука: Я -[ йа ], Ю -[ йу ], Е -[ йэ ], Ё -[ йо ] в следующих случаях: в начале слова ё лка - [ йолка ] после гласного звука ка ю та - [ кайута ] после мягкого и твердого знаков скамь я - [ скам’йа ]

Слайд 9

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук : Я - [а], Ю - [у], Е - [э], Ё -[о] Например, м я ч - [ м’ач ], л е с - [ л’эс ]

Слайд 10

Для дошкольников при подборе слов для анализа следует учитывать разницу в произношении и написании слов. Для анализа лучше подбирать слова, в которых гласный звук [о ] находится под ударением. Например, о сы, о слик, о сень , а не очки, огурец (в начале этих слов слышится звук [ а ], а пишется буква О)

Слайд 11

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Согласные звуки делятся на: звонкие и глухие твёрдые и мягкие

Слайд 12

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки: [ к] [п] [с] [т] [ф] [ ш ] [ц] [ч] [ х ] [ щ ] ― голосовые связки не работают (горлышко не дрожит) Звонкие согласные звуки : [г] [б] [ з ] [ д ] [в] [ж] [ й ] [л] [м] [ н ] [ р ] ― голосовые связки работают (горлышко дрожит)

Слайд 13

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух . Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (после них стоят гласные буквы А У О Э Ы ) и мягкими (после них стоят гласные буквы И Е Ё Ю Я ).

Слайд 14

Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц] Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ]

Слайд 15

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом. Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов ( гри б ) и перед глухими согласными ( кру ж ка)

Слайд 16

Составляем схемы МАК [м] КИТ [к′] СОЛЬ [с] [а] [к] [и] [т] [о] [л′]

Слайд 17

КЛЮЧ КАЮТА ЕЛЬ [к] [л′] [у] [ч] [й] [э] [л′] [к] [й] [а] [у] [т] [а]

Слайд 18

Игры В приведенные ниже игры можно играть с одним ребенком и с группой детей. Карточки-пособия для игр желательно изготовить совместно с детьми.

Слайд 19

Квадрат Правила игры Следующая игра

Слайд 20

Квадрат Цель : тренировать детей в определении наличия заданного звука в слове Ход игры : Педагог называет ряд слов с заданным звуком и без него. При наличии звука дети начинают движение от определенной геометрической фигуры, передвигаясь на одну клетку по направлению стрелки. При правильном выполнении задания они оказываются на геометрической фигуре, задуманной педагогом. Вариант 1

Слайд 21

Цель : тренировать детей в определении количества звуков в слове Ход игры : Педагог называет слово. Дети определяют в нем количество звуков и, начиная движение от определенной геометрической фигуры, передвигаются на такое же количество клеток по направлению стрелки. При правильном выполнении задания они оказываются на геометрической фигуре, задуманной педагогом. Квадрат Вариант 2 Назад

Слайд 22

Косынка 1 Правила игры Пример Следующая игра

Слайд 23

Косынка 1 Цель : тренировать в дифференциации звуков по твердости-мягкости Ход игры : Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по твердости-мягкости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к синему или зеленому кругу соответственно. При правильном выполнении задания они оказываются на квадрате определенного цвета, задуманном педагогом. Назад

Слайд 24

Косынка 1 л ук л ейка со ль по л к л ей мо л оток Например : дифференциация звуков [л] - [л′] Назад

Слайд 25

               Косынка 2 Правила игры Пример Следующая игра

Слайд 26

Косынка 2 Цель : тренировать в дифференциации звуков по звонкости-глухости Ход игры : Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по звонкости-глухости звуками. Дети начинают движение от стрелки вверх к кругу с колокольчиком или без него. При правильном выполнении задания они оказываются на треугольнике определенного цвета, задуманном педагогом. Назад

Слайд 27

               Косынка 2 с анки з айка с алат з убы ко з а о с ы Например : дифференциация звуков [с] - [з] Назад

Слайд 28

Поймай шарик! Правила игры Пример Следующая игра

Слайд 29

Поймай шарик! Цель : тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости Ход игры : Педагог называет ряд слов с дифференцируемыми по твердости-мягкости звуками. Дети с помощью двух фишек начинают движение от зайца вверх к шарикам синего и зеленого цвета соответственно и определяют, какой шарик поймал заяц. Назад

Слайд 30

Поймай шарик! Назад Например : дифференциация звуков [с] - [ с ′] с ок с ито коко с ве с на ло с ь с обака

Слайд 31

Салют Правила игры Пример Следующая игра

Слайд 32

Салют Цель : тренировать в определении первого или последнего звука в слове; учить различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости-мягкости Ход игры : Педагог называет ряд слов. Дети определяют первый (последний) звук в каждом слове и начинают движение от белого круга вверх к кругам соответствующего цвета. При правильном выполнении задания они оказываются на звезде определенного цвета, задуманной педагогом. Назад

Слайд 33

Салют а ист л иса р ыба у тка Например : определение первого звука в слове Назад

Слайд 34

Умная гусеница Правила игры Пример Следующая игра

Слайд 35

Умная гусеница Цель : тренировать в определении позиции звука в слове Ход игры : Педагог называет ряд слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце слова). Дети начинают движение от гусеницы вверх к соответствующим схемам. При правильном выполнении задания они оказываются на овале определенного цвета, задуманном педагогом. Назад

Слайд 36

Умная гусеница Например : о пределение места звука [ р ] в словах р обот кома р во р она к р ан Назад

Слайд 37

Эстафета Правила игры Следующая игра

Слайд 38

Эстафета Цель : тренировать в определении позиции звука в слове Ход игры : Педагог называет ряд слов с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце слова). Дети с помощью трех фишек начинают движение вверх от гусениц согласно указанной на них схеме к яблокам разного цвета и определяют, до какого яблока быстрее доберется гусеница. Назад

Слайд 39

Цветная гусеница Правила игры Пример Дальше

Слайд 40

Цветная гусеница Вариант 1 Цель : тренировать в определении первого (последнего) звука в слове Ход игры : Педагог называет ряд слов, дети определяют первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывают красные, синие и зеленые фишки («раскрашивают» гусеницу) Вариант 2 Цель : тренировать в звуковом анализе слов Ход игры : Педагог называет слово. Дети «раскрашивают» гусеницу фишками, выполняя звуковой анализ слова. Педагог просит определить порядковый номер заданного звука в слове. Назад

Слайд 41

Цветная гусеница сло н окн о лис т мо ль пил а лу к гу сь Вариант 1: определение последнего звука в слове

Слайд 42

Цветная гусеница Вариант 2: звуковой анализ слова КЛЮКВА [к] [л′] [у] [к] [в] [а] Назад

Слайд 43

Использованные материалы: Егошина Н.Н., Колотовкина В.А., Янова Т.В. Звуковой калейдоскоп// Логопед. 2012. № 1

Слайд 44

Спасибо за внимание!