Домашние задания учителя-логопеда по тематическим разделам "Фрукты", "Овощи", "Одежда"
консультация ( класс) на тему

Борисова Ольга Евгеньевна

Представлены материалы, разработанные учителем-логопедом для занятий родителей с детьми с нарушением интеллектуального развития (системным недоразвитием речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zadaniya_uchitelya-logopeda.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели «Фрукты»

Задание 1.

 Рекомендуется:

 — рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

 — обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

 — по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты;

 — рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.

Задание 3. Помочь ребенку отгадать загадки.

Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)

Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....

Задание 5.  Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — ....

Задание 6.  Пальчиковая гимнастика.

«КОМПОТ»

Будем мы варить компот,              (Левую ладошку держат «ковшиком»,                    

Фруктов нужно много.  Вот:         указательным        пальцем правой руки  

                                                               «мешают».) 

Будем яблоки крошить,                  (Загибают пальчики по одному, начи ная с    большого.)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.              (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

Н. Нищева

Задание 7. Упражнение для языка.

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые - вот такие. Показать «острый» язык.
По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык "лопаткой" положи
И спокойно подержи.
Язык "колышком" потом
Потянем тонким острием.

Задание 8. «Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания).

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

Задание 9. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху».

Задание 10. Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.

Иллюстративный материал и литература:

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений». В. Сутеев «Яблоко».

Тема недели «Овощи»

Задание 1.

 Рекомендуется:

- рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

- объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

- обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

- по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет и др.);

 - совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

Задание 2.

Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Задание 3.

Прочитайте и помогите отгадать загадки:

Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице. (Морковь)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)

Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи. (Капуста)

Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Задание 4

Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

Задание 5.

Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): огурец — огурцы, помидор — помидоры...

Задание 6.

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).

Летом в огороде — свежие, зеленые, А зимою в бочке — желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

Задание 7.

 Вместе с ребенком составьте описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какой на вкус?

Что из него готовят?

Задание 8. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).

Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ...

Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) — ...

Задание 9. Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.

h_html_m13107ce1.png

Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки

Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки/

Задание 11. Прослушать стихотворение.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке? (В. Коркин)

Задание 12. Прослушать стихотворение.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

(Ю. Тувим)

Вопрос. Скажи, покажи  на картинке, из чего хозяйка варила суп?

Задание 13. Упражнение для языка.

Лопата.  «Надо выкопать картофель,  приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать  и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи – ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

Ровная дорожка в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Задание 14. Развитие физиологического дыхания.

Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз. 1-2-3 выдох – живот втянуть.

Задание 15. Развитие речевого дыхания и голоса.

Произносить «Ох!», «Фх!

Задание 16. Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.

Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме. М. Кончаловский «Поднос и овощи». Русская народная сказка «Репка».

Тема недели:  «Одежда»

  1. Задание.

Рекомендуется поговорить с ребенком об одежде, рассмотреть какая бывает одежда.

  1. Задание. 

Рассмотрите цвет; части (рукава, воротник, манжеты, пуговицы, пояс, ); длину (длинный, короткий); размер (большой, маленький).

  1. Задание.

В альбом: можно наклеить картинки с предметами одежды – «Выставка одежды».

  1. Задание.

Прочитайте стихотворение с показом действий:

                Шарф.

Для Мишутки-малыша

Вяжет Маша теплый шарф,

Шарф на шею он повяжет

И «Спасибо» Маше скажет.

  1. Задание.

Дидактическая игра «Один – много»:

Кофта - …                         (кофты)

Юбка - …                          (юбки)

Шапка - …                        (шапки)

Платок - …                        (платки)

Халат - …                          (халаты)

  1. Задание.

Предложите ребёнку послушать ваш рассказ, побуждать к договариванию слов:

Это куртка. Она красная, тёплая, нарядная. У неё есть капюшон и карманы. В ней можно гулять в дождливую погоду.

  1. Задание.

Предложите ребенку с помощью застегнуть (расстегнуть) молнию, пуговицы, одеться (раздеться)   на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.

В методической разработке описываются этапы исправления звукопроизношения и даются рекомендации учителя-логопеда родителям по оказанию помощи при выполнению домашних заданий....

Мастер-класс для воспитателей " Организация занятий по заданию учителя-логопеда"

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей.  Одной из таких форм взаимодействия являются  занятия воспитателя по задан...

Организация занятий по заданию учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

В данном пособии раскрываются основные правила работы при выполнении домашних заданий с детьми дощкольного возраста....

Организация занятий по заданию учителя-логопеда с детьми школьного возраста

В данном пособии раскрываются основные правила работы при выполнении домашних заданий с детьми школьного возраста....

Памятка воспитателям для организации занятий по заданию учителя-логопеда

В памятке собран основной материал, используемый для мастер-класса "Организация занятий по заданию учителя-логопеда"....

СБОРНИК ЗАДАНИЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ДЛЯ ДОУ

В данном сборнике собраны задания по основным лексическим темам в ДОУ для детей старших, подготовительных групп. По каждой лексической теме описаны необходимый словарь, что дети должны усвоить в резул...

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Еженедельные заданияучителя-логопедавоспитателямподготовительной к школегруппы компенсирующейнаправленности для детей сТНР...