Консультация для родителей «Профилактика социально – значимых заболеваний в семье»
консультация (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Мурзаева Надежда Константиновна

Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию серьезную тему для рассуждения «Профилактика социально – значимых заболеваний в семье». Может, для кого-то эта тема неинтересна, может, для кого-то она слишком интимна, но в настоящее время она приобрела весьма острый характер в подростково-молодежной среде и требует к себе особого внимания.  Поясняю, что социально-значимые заболевания – это заболевания, преимущественно передающиеся половым путем. На этой проблеме родителям стоит заострить внимание, так как возраст подростков вступающих в половые связи значительно помолодел. Имеются сведения об интимной близости несовершеннолетних, начиная с 11 лет. А если, Вы заботливый  родитель, то стоит обратить внимание к данной проблеме, а именно, научить своего подростка социально безопасному поведению, которое в дальнейшем гарантирует ему здоровую и полноценную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей20.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУ ПСЦ «Надежда»

Консультация

для родителей

«Профилактика социально – значимых заболеваний в семье»

Социальный педагог: Надежда Константиновна Мурзаева

Заречный

2016

       Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию серьезную тему для рассуждения «Профилактика социально – значимых заболеваний в семье». Может, для кого-то эта тема неинтересна, может, для кого-то она слишком интимна, но в настоящее время она приобрела весьма острый характер в подростково-молодежной среде и требует к себе особого внимания.  Поясняю, что социально-значимые заболевания – это заболевания, преимущественно передающиеся половым путем. На этой проблеме родителям стоит заострить внимание, так как возраст подростков вступающих в половые связи значительно помолодел. Имеются сведения об интимной близости несовершеннолетних, начиная с 11 лет. А если, Вы заботливый  родитель, то стоит обратить внимание к данной проблеме, а именно, научить своего подростка социально безопасному поведению, которое в дальнейшем гарантирует ему здоровую и полноценную жизнь.

       Подростковый период жизни является уникальным. Взрослеющий человек переживает множество физических и эмоциональных изменений. Это время постоянного поиска и экспериментов, которые всё чаще включают в себя рискованный секс и употребление наркотиков. Молодые люди сегодня во многом дезориентированы: родители и учителя твердят, например, что следует воздерживаться от ранних половых контактов, не курить и не пить, а телевидение, фильмы и журналы полны историй о потрясающих людях, которые занимаются сексом с разными партнерами, курят, пьют и употребляют наркотики.  Несмотря на относительную кратковременность подросткового возраста, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте в основном происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства — переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление освободиться от опеки и контроля родителей, учителей и других воспитателей, которое нередко приводит к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни старшего поколения вообще.

    В последнее время наблюдается резкий рост числа заболеваний, передающихся половым путем, а именно ВИЧ-инфекции. Это связано с нестабильной социально-экономической ситуацией, с прекращением финансирования социальных проектов по профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа, деформацией воспитательного потенциала семьи. Опыт работы с подростками в образовательной организации показывает, что зачастую подросток не может расшифровать аббревиатуры ВИЧ-инфекция и СПИД, не знает элементарные правила и способы защиты от заболеваний, возникающих при незащищенных половых контактах.

 В настоящее момент СПИД (синдром приобретенного иммуннодефицита) занимает третье место в мире в группе заболеваний со смертельным исходом после заболеваний сердечно-сосудистой системы и рака. ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) - инфeкция — антропоноз, т. е. заболевание, поражающее только человека. В то же время ВИЧ-инфекция относится к длительно текущим заболеваниям, так как с момента заражения до смерти может пройти от 2—3 до 10—15 лет, и все это время человек может не догадываться о реальном состоянии своего здоровья. Источник ВИЧ-инфекции — зараженный человек, находящийся в любой стадии болезни, в том числе и в периоде инкубации.  ВИЧ не может находиться вне организма человека. Попадая на воздух, он теряет способность передвигаться и почти моментально разрушается. Единственной средой, где ВИЧ чувствует себя хорошо и имеет возможность перемещаться, являются жидкости организма человека. К биологическим субстратам человека, имеющим наибольшее эпидемиологическое значение в распространении ВИЧ-инфекции, относятся: кровь; сперма; вагинальный  секрет; грудное молоко.

   Передача ВИЧ-инфекции осуществляется следующими механизмами: естественным и искусственным. Пути реализации механизмов передачи возбудителя разнообразны: контактный (при половом акте), вертикальный (через грудное молоко от матери к ребенку), парентеральный (инъекционный: при переливании крови и употреблении наркотиков).

Специалистами установлено, что ВИЧ-инфекция не передается:

- при рукопожатии,  прикосновениях, объятиях;

- через предметы гигиены, туалета;

- через одежду, постельное белье, полотенца;

- при купании  в бассейнах, ванной, бане;

- через укусы насекомых и (или) другие контакты с животными  

- через поцелуи;

-  через «уколы» в транспорте, метро (миф о зараженных иглах возник в самом начале эпидемии в зарубежных СМИ), которые до сих пор активно его тиражируют. В реальности не было зафиксировано ни одного случая передачи ВИЧ таким образом;

- в стоматологии, маникюрном кабинете, парикмахерской.

   В настоящее время доказано, что воздушно-капельным, пищевым, водным, трансмиссивным путями ВИЧ передаваться не может. Итак, ВИЧ не передается: при рукопожатии; кашле, чихании; при пользовании общественным телефоном; при обучении в одной школе, классе; при посещении поликлиники, больницы; при открывании дверей; при совместной еде, использовании общих столовых приборов; через учебники, тетради, канцелярские принадлежности (кроме режущих, колющих); при пользовании питьевыми фонтанчиками; при пользовании туалетами и душевыми комнатами; при пользовании бассейнами; через укусы комаров или других кровососущих насекомых.

    Отличительной чертой ВИЧ-эпидемии в России является возраст инфицированных, более 80% из которых — люди моложе 30 лет. По статистике ВИЧ-инфекция наиболее быстро распространяется именно среди молодых людей, т. е. среди тех, кому еще нет 25 лет. Каждый четвертый из страдающих ВИЧ моложе 21 года. Незащищенные сексуальные контакты среди подростков приводят к распространению не только ВИЧ, но и множества других инфекций, передаваемых половым путем. Например, хламидиоз и гонорея встречаются среди подростков чаще, чем среди взрослых.

   По этому, так важно эту тему обсуждать с ребенком в семье, быть положительным примером для него, формировать ценностное отношение к браку и семье,  рассказывать об особенностях развития женского и мужского организма, знакомить с  последствиями ранней половой жизни и методами контрацепции для снижения  социальных рисков. Будьте для своего ребенка другом, разговаривайте с ним каждый день, делитесь впечатлениями, переживаниями и мыслями, тогда ваш ребенок будет тоже с вами откровенен. Вы будете знать круг его общения вне семьи, будете полностью осведомлены о его психологическом состоянии, что немало важно в подростковом периоде.

    Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в подростковом возрасте очень важно удовлетворение базовых фундаментальных потребностей: в любви, признании, самоидентификации и самоуважении: в познании и понимании; эстетических: в красоте, в порядке; потребностей в эмоциональном самовыражении. Не удовлетворив их, подросток не может перейти к потребностям роста и самоактуализации, к развитию своих способностей и задатков, что приводит к саморазрушающему и дисгармоничному развитию личности, неумению преодолевать стресс. Таким образом, очевидно, что подростковый возраст требует к себе особого внимания. Недооценка особенностей, свойственных подростку, может привести к тому, что в этот сложный период, когда ребенка преследует масса трудностей в связи с новым уровнем осознания себя и окружающего мира и в связи с другими проблемами данного возраста, подросток может остаться с этими трудностями один на один. Последствиями такой ситуации часто становятся асоциальное поведение, алкоголизм и наркомания, ВИЧ/СПИД, аутоагрессия, психопатические черты характера и т. д.   Важно, чтобы родители воспринимали ребенка в этот возрастной период адекватно и не обвиняли его в излишнем эгоизме, так как это может привести подростка к акцентуации переживания собственного одиночества и к отчуждению от семьи: «Если родители не принимают меня таким, какой я есть, пусть остаются одни, без меня». Очень важно, чтобы в этот период в семье царило доверие и уважение к мнению каждого ее члена. Только в этом случае ребенок не станет искать поддержки вне семьи, не попадет под влияние групп сверстников, которые в свою очередь могут стать причиной приобщения к различным видам отклоняющегося поведения, что является первоочередной профилактикой социально-значимых заболеваний.

                                                                                              Социальный педагог:

Надежда Константиновна Мурзаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

Цель данного родительского собрания просвещение и осведомление родителей по проблеме употребления и распространения алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических веществ среди подростко...

Профилактика социальной дезадаптации подростокв. Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.

Если проанализировать обстоятельства жизни современных детей, то можно убедиться, что они похожи. Однако одни легко их проживают, а для других становятся камнем преткновения. Это говорит о том...

Урок ОБЖ по теме: "Профилактика социально значимых заболеваний".

Данный урок предназначен для формирования культуры здоровья учащихся старших классов,   формирует ответственное отношение обучающихся к своему здоровью, поможет им отказаться от пр...

Программа социально-значимого проекта «Моя семья –моя крепость»

Программа социально-значимого проекта «Моя семья –моя  крепость»...