Типы конфликтов и способы их преодоления
статья на тему

Типы конфликтов и способы их преодоления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_konfliktov_i_sposoby_ih_preodoleniya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Типы конфликтов и способы их преодоления.

1.Конфликт неустойчивого родительского восприятия. 

Подросток уже не ребенок, но ещё и не взрослый. Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Ведёт себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, - все забывает, разбрасывает вещи и т.д.

В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства.

Рекомендации родителям: 

-осознать свои противоречивые чувства;

-погасить в себе недовольство и раздражение;

-объективно оценивать достоинства и недостатки подростка;

-сбалансировать систему обязанностей и прав. 

2.Диктатура родителей. 

Диктатура в семье – это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. Подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. Требования сочетать с доверием и уважением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда и откровенной ненавистью. Ребенок лишен права выбора, мнения, голоса и живет по принципу: «кто сильнее, тот и прав».

Рекомендации родителям: 

-не входить в комнату без стука или в отсутствие хозяина;

-не трогать личные вещи;

-не подслушивать телефонные разговоры;

-оставить за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т.д.

-не наказывайте физически, не унижайте. 

3.Мирное сосуществование – открытый конфликт. 

 Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. Никто не переступает запрет. У каждого свои успехи, проблемы, победы. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент – беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

 Воспитание без запретов: установка родителей на детскую «свободу» без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения, что пагубно для формирования личности.

Рекомендации родителям: 

-поменяйте тактику общения;

-установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка;

-помогите ему участвовать в жизни семьи;

-создайте семейный совет, на котором бы решались многие проблемы всей семьи. 

4.Конфликт опеки. 

Опека – это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки здесь безынициативны, покорны, подавлены. Впоследствии ребенок командует родителями, заставляя, как это было раньше, выполнять все свои желания. Но «деспотизм» подростка встречается редко. Чаще это чересчур послушный ребенок. В итоге – протест. Причем форма протеста может быть разной – от холодной вежливости до активного отпора. Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, «стелить соломку» не станет.

 Рекомендации родителям: 

-постарайтесь изменить свое поведение;

-не отказывайтесь от контроля, но сведите опеку к минимуму;

-не требуйте от ребенка правильных поступков, примите его таким, какой он есть;

-помогайте, но не решайте за него все проблемы;

-стимулируйте общение со сверстниками;

-дозируйте опеку, похвалу и порицание.  

5.Конфликт родительской авторитетности. «Шоковая терапия». 

 Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Постоянно требуют от ребенка совершенства. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их.

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывает обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни (суицид). Или же все как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость – грубостью, на злорадство – злорадством и т.д.

Рекомендации родителям: 

-измените отношение к своему ребенку;

-станьте терпимее к недостаткам подростка;

-восстановите доверие и уважение ребенка к самому себе;

-найдите и развивайте в ребенке те достоинства, которые свойственны его натуре;

-не унижайте, а поддерживайте;

-не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, «холодной» войны;

-уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает;

-поймите, что ему трудно. 

Оптимальный тип семьи – партнерство. 

-не ограждайте ребенка от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Делайте это прямо, смело, давая доступные разъяснения;

-не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами;

-все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех.

-равномерное участие во всех советах, решениях семьи;

-ограничения и поощрения обсуждаются вместе, ребенок тоже высказывает свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ".

Рассматривается проблема взаимодействия родителей и подростка в семье...

Типы конфликтов в семье и способы их преодоления.

Лекция для родителей на классном родительском собрании в 10 классе....

Методическое сообщение "Изучение возрастных особенностей детей 13-14 лет: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления."

Подростковый возраст восьмиклассников рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для не...

Тренинговое занятие "Конфликт и способы его преодоления"

Тренинговое занятие "Конфликт и способы его преодоления" разработано для учащихся 8-9 классов. В ходе занятия учащиеся знакомятся с понятием "конфликт", стратегиями поведения в кон...