Приемы запоминания английских слов
статья на тему

Бирюкова Ольга Васильевна

В статье представлены различные приемы запоминания английских слов. Статья может быть полезна как самим учащимся. так и их родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_zapominaniya_slov.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Метод ассоциаций

  Ассоциативный метод или Метод ассоциаций основан на том, что к изучаемому иностранному слову подбирается созвучное слово в родном языке и создаётся смысловая связка. Желательно, если эта связка будет нелепая и красочная – такой образ легче запомнить. Например, запоминаем слово “commodity”, означающее «товар, предмет потребления». Слово созвучно русскому слову «комод». Представляем себе комод с открытой дверцей, из которой вываливаются коробки, свёртки, пакеты и т. д. Когда нам потребуется вспомнить, как по-английски будет слово «товар», в памяти возникнет комод, полный товаров. Использовав это слово пару раз, про комод можно забыть, слово и без того осядет в памяти. Комод больше не нужен, не держать же в уме тысячи таких комодов для каждого слова!

Например, Вы хотите запомнить слово "resent" (обижаться, сердиться). Выбираете произвольно похожее по звучанию русское слово - к примеру, "резинка" и выстраиваете ассоциацию: человек, который обижен или сердится, как бы  натягивает "резинку отношений". Если отпустит - свой конец, тому, кто держит другой будет очень больно. Представляйте себе весь процесс как можно более образно - обиженный или сердящийся человек натягивает "resent", представьте как Вам будет больно, почувствуйте это. Слово, как  по волшебству, запомнится очень быстро.
Ассоциации могут быть и комичными. Например, слово "брюки" -  "trousers" выглядит по-русски почти как трусы. Представив себе однократно, как люди по улице ходят в "trousers" , Вы наверняка с лету запомните это слово.

Визуализация

  Запоминая английское слово, Вы соотносите его не с его русским переводом, а с его образом, с мысленной картинкой. Такой способ хорош для запоминания однозначно переводящихся слов с одним конкретным значением. Например, запоминая слово "curtains" (занавески). Вы повторяете  "curtains" и мысленно представляете себе занавески. Причем будет лучше, если это будут не просто какие-то занавески, эмоционально значимые для Вас - те, которые висели в Вашей детской  и тем Вам милы; те, которые Вы видели у соседки и мечтаете приобрести; и т.п.  

Картинки и визуальные пособия – метод карточек и иллюстрированных словарей.  Когда слово у вас в сознании ассоциируется с визуальным образом, работают уже 2 вида памяти. Стараясь запомнить новые слова, используйте картинки или словари в картинках. Существуют не только словари в картинках общей направленности, но и специализированные профессиональные словари, например, для инженеров, медиков и других специальностей.

 Карточки помогут вам запоминать слова максимально быстро. Вы можете, например, запланировать выучить 10 слов в день. Приготовьте карточки с этими словами и возьмите их с собой. В течение дня перебирайте карточки, стараясь запомнить все новые слова. При изучении английского онлайн преподаватель каждый урок будет задавать вам определенное количество новых слов с последующим системным закреплением в разговорной речи.

 Вы можете сами проиллюстрировать новые слова, запланированные для запоминания. Например, вам нужно выучить слово лесоруб – woodcutter. На одной стороне карточки напишите слово на английском, а на второй нарисуйте то, что у вас ассоциируется с этим словом. Это может быть дерево и топор в руках человечка. Тут работает еще и метод ассоциаций.

Синонимы, антонимы

  Еще один из достаточно действенных методов запоминания английских слов. К каждому новому слову вы пытаетесь вспомнить синоним или антоним, чтобы привязать слово уже к тому, которое вы успешно запомнили раньше. Например, arrive – прибывать, а depart – уезжать. Да, слова не похожи, но их значения связаны между собой. Они оба связаны с дорогой, движением и прибытием-отбытием поезда, например. Вашему мозгу проще будет их потом подавать вам «на блюдечке», когда нужно будет вспомнить одно из этих слов.

Слова в контексте

  Прежде всего, и самое главное: учить слова в контексте! Все, что вы попытаетесь учить впрок, будет благополучно забыто уже через несколько дней. Не за что будет этим словам зацепиться у вас в голове, понимаете? Нет семантической структуры, нет ситуации — одни голые слова. Поэтому, повторяю, учить — в контексте. Лучше всего — в контексте разносторонней деятельности, которая включает чтение, перевод, слушание, говорение, составление текстов.

Аудиолингвистический метод

  Он подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском. Прослушивание аудиозаписей хорошо тем, что таким образом язык можно учить практически в любое время, например, по дороге на работу, на утренней пробежке и т.д.

Метод ключевых слов

  Еще один интересный метод – метод ключевых слов, автором которого является Р. Аткинсон. Этот метод основан на ассоциации. Например, имеем английское слово хлеб (bread). Ему созвучно наше слово «хлеб». Если, например, дома хлеба нет, у вас складывается ассоциация: хлеб-бред-хлеба нет.

 Таким образом, нужно подготавливать ассоциативный ряд  для различных слов и активно пополнять свой словарный запас.

Стикеры

   На стикеры вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате (кстати, не все стикеры для этой цели подходят, некоторые упрямо норовят отклеиться – такие для наших целей не годятся): «шкаф», «часы», «стол», «календарь» и т.д. и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера. Натыкаясь взглядом на развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать английские слова и, практически не предпринимая никаких специальных усилий и не выделяя специального времени на запоминание слов, вы достаточно быстро сможете существенно пополнить свой словарный запас.

 Есть и другой метод использования стикеров. Их можно делать и безотносительно к предметам: просто записываете на них список любых слов с переводом и помещаете там, куда чаще всего падает взгляд. Этим методом лучше всего учить существительные и прилагательные. Возьмите стопку стикеров, записывайте названия всего, что вас окружает, и обклейте все эти предметы английскими названиями. Всего лишь неделя, и выученные таким способом слова навсегда останутся в вашей памяти, и даже через 20 лет вы сможете вспомнить, что Mirror – это зеркало. А если к зеркалу добавить определения чистое, грязное, мутное – clean, dirty, dull, то запоминается целая группа смысловых значений.

Метод физического действия

  Так удобно запоминать глаголы. Хорошо также тренировать временные формы глагола. Вы называете определенное действие и совершаете его. I am striking a match - я зажигаю спичку (сейчас, в этот момент).

Подсознание

  Хоть для такого способа и нужны значительные внутренние усилия, он является очень эффективным. Итак, составьте список новых слов, как уже говорилось, то есть слева слова, справа — их перевод. Слов должно быть максимум 20. Процедура запоминания слов таким образом может проходить только перед сном. Для этого нужно сконцентрировать все свое внимание на запоминании слов и отключиться от всего остального, напрягите свое внимание и волю. Затем выберите любое английское слово, прочитайте пару раз само слово и перевод, и представьте это слово, как можно реальней и ярче в своем воображении. После этого повторите данное слово шепотом, потом про себя, с закрытыми глазами. Затем расслабьтесь немного и проделывайте тоже с остальными словами.

В результате вся полученная информация переводится в подсознание. Когда будете засыпать, не думайте о том, что вы стремитесь запомнить слова, отвлекитесь от этих мыслей, спите спокойно, а утром повторите эти слова. Слова, которые вы выучите, таким образом, надолго останутся в вашей памяти.

Разбивочно - сочетательный способ

  Любое английское слово можно разбить на две либо три части, в зависимости от количества слогов. К каждой части нужно подобрать похожее по звучанию начало слова на русском языке, смысл здесь не играет никакой роли. Когда вы проделаете это действие со всеми слогами, русские слова нужно соединить в одну фразу, которая должна иметь смысл. Перевод целого английского слова, которое нам нужно запомнить, должен содержаться в конце фразы.

Пример: Английское слово sinister — зловещий. (СИНИЙ туман распроСТЕРся над полем, ЗЛОВЕЩИЙ)

При этом помните, что лучше всего запоминаются наиболее оригинальные и необычные фразы.

Песни

  Они сопровождают нас повсюду – с рождения нам поют колыбельные, потом мы смотрим фильмы и мультфильмы, слушаем радио и везде нас сопровождает вокал различных исполнителей. Так почему бы нам не использовать эту древнюю традицию – пение – для запоминания английских слов. Подберите любимый мотив и напойте слова, которые вам нужно выучить. Вы сами удивитесь тому, как быстро у вас это получилось. Помните, что это учебное пение, поэтому ваша цель не поразить красотой своего голоса соседей или коллег, а просто выучить слова. Так что этот способ подходит для людей с любым голосом и слухом.

Карта памяти

  Более прогрессивный метод — карты памяти (Mind Maps) или, по-другому, блок-схемы, которые помогают учить слова тематически. Берем большой лист бумаги ( например, формата А3), пишем в центре тему, по которой будем собирать слова.

 Например, тема «Путешествие». Теперь от этого слова рисуем лучики — подтемы – транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой — еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. Можно сделать четвертый и даже пятый слой. В итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом. Кстати, такая центрированная схема — не единственно возможный вариант, вполне подойдет и схема в форме пирамиды или многоугольника, разбитого на сектора. Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов вам запомнится уже в самом процессе рисования схемы, остальные будут освоены, если схему почаще внимательно разглядывать и размышлять над связями и зависимостями, а также воспроизводить по памяти.

Чтение

  Именно при чтении незаметно происходит наша встреча, столкновение с правильными формами, повторяющимися как можно больше, бесчисленное количество раз до тех пор,пока не усваиваются нами автоматически. Так называемые "ситуативные элементы" языка заключены в подтексте художественного повествования и вместе с подтекстом незаметно вкрадываются в память. И по ассоциации всплывают вновь, когда мы попадаем в ситуацию, сходную с той, которую мы встречаем в книге. Преимущество "ситуативных" текстов заключается в том, что они дают, как правило, самые нужные слова и грамматические модели. 
Недостаток - в том, что усваивать их самостоятельно труднее.

Рассказы

  Другой известный метод запоминания слов. Берете десять новых слов, выписываете их на листочек, и составляете с ними связный рассказ на английском языке. Помогает не только запомнить новые слова, но и перебросить старые из пассивного словарного запаса - в активный. Недостаток этого метода: слова обычно из столь разных сфер, что связать их в одном абзаце не представляется никакой возможности. Или просто лень.

Пассивное восприятие слов

  Запишите на телефон несколько десятков слов с переводом или текст, который Вам необходимо запомнить. Слушайте эту запись в любой удобный для Вас момент времени. Этот способ хорош тем, что его можно совмещать с обыденными делами, т.е. прослушивать запись, когда чистишь картошку или едешь в транспорте. После многократного прослушивания слова как бы сами запомнятся.

Тематические карточки

  Берется некий текст (какая-нибудь разговорная тема, газетная статья и др.), из текста выбираются незнакомые слова и выражения и записываются на бумажные карточки. Причем, на одной стороне карточки записывается английское слово, а на другой перевод. Cписок слов можно постоянно дополнять новыми словами по этой же теме, но из других текстов. В конечном итоге слова будут сгруппированы по темам, их будет удобно изучать в любом удобном для вас месте - дома, в транспорте и т.д.

Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их использовании используется память воспроизведения, и слова попадают в активный реестр памяти.

Короткий текст

  Еще одним способом может стать написание короткого текста (лучше анекдота) на русском языке с включением одного-двух  наиболее сложных слов на английском. Будет хорошо, если это сделает также ваш знакомый и вы сможете поменяться такими анекдотами или короткими смешными зарисовками. Перескажите друг другу прочитанное, употребив и слова на английском.

 Например: Женщина долго выбирала Broom в магазине.
Наконец, выбрала. Exhausted продавец спрашивает: 
"Мадам, вам Pack или так полетите?

         Использование различных рифмовок, стихов и пословиц

  Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов  используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы

Сказал волчице серый волк:
"I want to go for a walk". 
“Нельзя гулять”, – кричит волчица, –
Ты должен день и ночь трудиться!”
С тех пор и воет серый волк:  
"I want to go for a walk."

Короткие стихи облегчают также запоминание правил чтения, которые являются очень трудными из-за несовпадения написания букв и слов с чтением. Формируется выразительная и эмоциональная речь, звуковой повтор в рифмовке способствует выработке правильного произношения отдельных звуков, слов.

Метод толстой тетради

  Этот старинный способ может быть очень эффективным при правильной реализации. Читая книги, смотря фильмы или выполняя упражнения, следует записывать новую информацию в тетрадь. Важное замечание: ваша тетрадь не должна превращаться в словарь, состоящий из нагромождения слов и их переводов. Необходимо, чтобы тетрадь было удобно использовать для повторения слов. В левой части тетради  записывается по-русски фрагмент предложения, по которому можно вспомнить и английское слово, и контекст его употребления. В правой части – английское слово, которое надо запомнить. Этот способ удобно использовать для запоминания не только слов, но и устойчивых выражений и употребительных фраз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворения для запоминания английских слов

Стихотворения для запоминания английских слов для младших классов....

Исследовательская работа на тему "Эффективные способы и приемы запоминания английских слов".

Я с удовольствием изучаю английский язык, мне нравится, как он звучит, я люблю слушать стихи и петь песни на английском языке. Но мне иногда трудно запомнить некоторые фразы и слова. А учитель всегда ...

Статья на тему " Методы запоминания английских слов"

В статье рассматривается понятие памяти, ее функционирование, резервы, возрастные особенности, а также приемы запоминания, включая трудности и методы запоминания английских слов....

Техники запоминания английских слов

Здесь представлены наиболее распространенные техники для запоминания иностранных слов, которые помогут в подготовке внеурочной самостоятельной работы...

"Эффективные способы и приемы запоминания английских слов как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

Так как у учащихся возникают проблемы при запоминании новых слов по изучаемым темам, возникла необходимость рассмотреть более эффективные способы и приемы запоминания английских слов.Какой бы путь изу...

Исследовательская работа по английскому языку. Секреты запоминания английских слов

1. Провести исследование по изучению типов памяти.2. Изучить различные способы и приёмы заучивания слов.3. Раскрыть секреты запоминания слов для одноклассников.         ...