Консультация для родителей. Развитие речи у дошкольников через игру.
консультация на тему
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 441.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Развитие речи у дошкольников через игру
Развитие речевых навыков в МБДОУ через игру
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных.
В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л.С.Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом».
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Игры для развития и обогащения активного речевого словаря
А) Дополни предложения
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
- Зайчик летом …., а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью...
Б) Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я помогу...
Я принесу...
Я спою...
В) Скажи какой
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
Игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними
А) Веселая семейка
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой - малый
Подобрать ласкательное слово.
- Мама - мамочка,
- ваза - вазочка,
- кот - котик,
- солнце - солнышко,
- река - речушка,
- береза - березка,
- листок – листочек
.
В) Поймай мяч
Педагог называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- весна - весенний,
- солнце - солнечный,
- береза - березовый,
- липа - липовый,
- дождь – дождливый
.
Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение
А) Согласие - несогласие
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Педагог .Сегодня будет дождь.
Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое
Педагог. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Педагог. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши.а у рыбы нет.
Б) Рассказ-небылица
Задача педагога - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».
После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.
Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!
Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!
Игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха
Отгадай
Цель: определение первого и последнего звука в слове
Ход игры: воспитатель загадывает загадку, когда дети её отгадают, предлагает определить первый (последний) звук в слове
Угадай – ка
Цель: выделение первого звука в слове.
Ход игры: воспитатель предлагает детям ряд заданий:
1. Назвать первый звук в именах детей
2. Назвать первый (последний) звук в словах названых педагогом.
3. Подобрать слова начинающиеся с заданного звука.
А) Новое словообразования
В слове заменить гласный звук [у]:
белка - булка, река - рука, дать - дуть.
Заменить гласный звук [о]:
сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991, 160с.
2. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ»
Автор: Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова.
3. Логопедия Е.Н. Краузе 2002год.
4. А.И. Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» 2005год.
Любомирская Э.П.
Учитель-логопед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/21/picture-771258-1458582510.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мышления старших дошкольников»
Консультация для родителей "Развитие мышления старших дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/21/picture-771258-1458582510.jpg)
Консультация для родителей "Развитие памяти старшего дошкольника"
Консультация для родителей "Развитие памяти старшего дошкольника"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/14/picture-124293-1707910889.jpg)
консультация для родителей "Развитие речевой активности дошкольников"
Для обогащения, активизации словаря, формирования грамматически правильной речи можно использовать чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, составление небольших рассказов по иллюстрациям...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-965108-1509178009.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речи - это важно"
В консультации дано описание о том, что взрослые прежде всего должны следить за своей речью и речью своих детей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/08/picture-170062-1623136909.jpg)
Консультация для педагогов "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности".
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/24/picture-426621-1398343310.jpg)
Консультация для родителей "Развитие речи детей через разные виды детской деятельности"
Одной из ведущих задач в развитиии детей дошкольного возраста является развитие речи .Консультация поможет родителям разобраться через какие виды деятельности это делается....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/10/picture-1091779-1673364128.jpg)
Консультация для родителей «Развитие речи у детей дошкольного возраста в игре»
Московская область, Ленинский городской округМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства» Консультация...