Монтессори-метод
материал по теме

Варенцова Елена Васильевна
Монтессори-метод даже в условиях группы детей направлен на поддержку КАЖДОГО КОНКРЕТНОГО ребёнка, т.е. это метод индивидуального развития (большой выбор материалов, разновозрастность, индивидуальная работа – свой темп и маршрут, свободы, гибкий подход). Учитывая всё это, можно сказать, что Монтессори-метод – ЕДИНСТВЕННАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, так как дети не испытывают стресса, учатся легко и непринуждённо, чувствуют себя успешными, наилучшим образом развиваются на каждом возрастном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_s_roditelyami.docx288.97 КБ

Предварительный просмотр:

Часть I

Педагогика Монтессори берет свое название от имени итальянского ученого Марии Монтессори, которая стала первооткрывателем метода обучения, основанного на  наблюдении за детьми. Этот метод работает уже более ста лет.

Немного из истории.


31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией. 

  Мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором было немало ученых. Она была для того времени весьма образованной женщиной, и всю жизнь, как могла, помогала дочери. Отец, напротив, довольно долго не одобрял желание дочери учиться. В строгой католической Италии второй половины 19 века женщине не обязательно было получать образование. Однако Мария с детства проявляла незаурядные способности. В 12 лет она, преодолев все преграды, была принята в техническую школу для юношей. Особые таланты проявились у нее в математике и естественных науках. Поэтому, когда пришло время делать профессиональный выбор, Мария Монтессори решила стать детским врачом. Однако в то время в Италии медицина была привилегией мужчин. Но преграды никогда не останавливали Марию. Она поступает на медицинский факультет Римского университета, и спустя пару лет получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину.   В 26 лет она становится первой в Италии женщиной-врачом. 

Будучи студенткой университета, Монтессори активно выступала за социальные права женщин, стала одним из лидеров движения за равноправие женщин, и была выдвинута делегатом Международного конгресса женщин в Берлине. 

Работая ассистенткой врача в университетской клинике, М.Монтессори впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были изолированы от мира, предоставлены сами себе, и походили на пленников. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет отправным пунктом ее педагогической системы. 

 Все глубже вникая в проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями, М.Монтессори изучает труды французских психиатров Э.Сегена и Г.Итара, переводит их труды. Она приходит к пониманию того, что проблемы этих детей - скорее педагогические, а не медицинские, и с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школах. Это шло вразрез с общественной моралью. 

 Но это было только начало.

 Мария Монтессори глубоко изучает педагогику, антропологию, психологию. В институте экспериментальной психологии при Римском университете она начинает вести свои научные исследования, сконцентрировав свое внимание на природных факторах и окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. В это время у нее формируются основы ее будущей педагогической системы. 

 В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавила ее Мария Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими. 

 В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою методику обучению письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей сенсацией. 

 6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», работа в котором была построена по принципам Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. С заботой и вниманием Мария Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. С необычайным терпением и упорством она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними. Она разрабатывает свои материалы. 

В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей. На нем обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран. http://www.montessori-press.ru/common_opinion/images/6651919a52acbe6de6aad1f49e10fc9b.jpg

 Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой («Антропологическая педагогика»), а в 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которую сразу же перевели на 20 языков мира. 

В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, куда приехали не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также Австралии, Африки, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая поездка М.Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация (Montessori Educational Association). 

В этом же году России выходит книга Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» Вдохновленная поездкой в Италию,Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России монтессори-сад. 

В 1915 году в США в Сан-Франциско на международной выставке Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту выставочном павильоне. 

 Монтессори-движение растет и развивается по всему миру. 

 В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI- Association Montessori-International), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа М.Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей. 


В России, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами. 

Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году – в Индию, где вынужденно проведет с сыном семь долгих лет. Им, как представителям Италии – страны, которая во второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. М.Монтессори, отметив свое семидесятилетие, продолжает активную педагогическую деятельность. 

 В Европу Мария Монтессори вернулась в возрасте 76 лет, сразу после войны. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы. 
Последние годы М.Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. 
В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук. 
6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвийк, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. 
После ее смерти АMI возглавляли сын Марио, внук Марио, а затем внучка Ренильде Монтессори. В настоящее время Международную Монтессори-Ассоциацию возглавляет Андре Роберфруа (Andre Roberfroid). 


Заповеди Марии Монтессори

 http://www.montessori-press.ru/common_opinion/images/montessori.jpg

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге  плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что  есть в твоем распоряжении.

В результате своих наблюдений и многолетней работы с детьми разного возраста Мария Монтессори пришла к нескольким важным выводам, даже можно сказать – открытиям, которые перевернули представления об образовании и воспитании вообще.


Эти открытия следующие:


  *Дети от рождения обладают огромным потенциалом для освоения знаний, культуры и адаптации в жизни, и чем младше ребёнок, тем выше этот потенциал.

                                               


   *Кроме потенциала дети обладают сильнейшим внутренним стремлением к овладению цивилизацией и знаниями, и вся их деятельность в раннем детстве направлена на адаптацию к окружающему миру – врождённая сила, которую Мария Монтессори назвала "внутренним учителем", заставляет ребёнка упорно осваивать движения в младенчестве, речь в раннем возрасте, множество навыков; стремиться участвовать во всех делах взрослых, которые они наблюдают вокруг себя, что взрослыми часто интерпретируется как вредность и непослушание.


   *Маленькие дети не способны учиться так же как взрослые (спокойно сидя за учебниками, например), так как обладают особым типом мышления – Впитывающим разумом - поэтому долгое время они считались необучаемыми, вплоть до 6-7 летнего возраста.

   Именно в период работы Впитывающего разума ребёнок переживает несколько Сензитивных периодов, когда он способен освоить конкретный навык быстро, легко и радостно.

                                            Рисунок3


  *На разных возрастных этапах потребности детей отличаются в силу того, что идёт процесс развития организма и психики. Например: младенец до года главным образом занят развитием крупной моторики (хочет встать на ножки и пойти), к концу первого года он осваивает более тонкие движения рук и первые слова, далее начинается бурное развитие разговорной речи, а вот сензитивный период письма и чтения приходится на возраст от 3,5 до 5 лет. Это происходит в соответствии с законами естественного физиологического и психологического развития ребёнка, заложенными природой. Соответственно, чем лучше ребёнок развивается на той или иной стадии, тем более подготовленным он вступает в следующую стадию развития. И, наоборот, – если ребёнка принуждать или стимулировать развивать те или иные качества/ навыки, которые естественной природой на данном этапе не предусмотрены, то это не только не помогает ему быстрее развиваться, но может навредить, так как он в результате может не успеть освоить всё то, что на данном этапе необходимо – ведь возможности организма небезграничны.


  *Всё, что Мария Монтессори открыла опытным путём и применила в своих школах, доказав правильность своих выводов успехами детей, сейчас подтверждают учёные.

  Например, логопеды и нейрофизиологи уже активно выступают против обучения детей чтению до 5 лет.


 И главное – обладая врождённым потенциалом, внутренним стремлением и следуя естественным законам развития, РЕБЁНОК СОЗДАЁТ СЕБЯ САМ, т.е. создаёт те качества и характеристики взрослой личности, которые сопровождают нас всю нашу жизнь. В этом смысле Мария Монтессори называет ребёнка ОТЦОМ ЧЕЛОВЕКА.


 Таким образом, работа с маленькими детьми предполагает большую ответственность. Чем младше дети, тем более грамотные и квалифицированные взрослые должны заниматься с ними.

                                                

 Мария Монтессори ставит в центр процесса воспитания и образования самого ребёнка, он – СУБЪЕКТ своего собственного обучения. Учитель следует за потребностями ребёнка и предоставляет ему те необходимые учебные материалы, которые РЕБЁНОК ГОТОВ И ХОЧЕТ освоить в данный момент. Все остальные педагогические методы субъектом образовательного процесса видят учителя (стоит у доски, носитель знаний, создаёт программы и т.д.).


Метод Монтессори заключается в организации для детей специальной среды, которая поддерживает развитие ребёнка в каждом конкретном возрасте. Это называется Подготовленная среда.

Она учитывает потребности и актуальный уровень развития детей и стимулирует развитие тех навыков, которые полезно развивать именно в данном возрасте.

 Например, младенцев до года не учат буквам и цифрам,  Монтессори младенческий класс оборудован специальными тренажёрами для развития движений – поддержки навыков ползания, ходьбы, развития мелкой моторики, а также начало речевого развития. А учёными уже доказано, что физическое развитие в раннем возрасте напрямую влияет на последующее интеллектуальное развитие ребёнка!

 Нам нет нужды что-то выдумывать – мы следуем естественной природе и получаем наилучший результат: Монтессори-метод – это не преждевременное, а СВОЕВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ОПТИМАЛЬНОЕ развитие, позволяющее раскрыть потенциал, заложенный в каждом ребёнке.

 Монтессори-метод даже в условиях группы детей направлен на поддержку КАЖДОГО КОНКРЕТНОГО ребёнка, т.е. это метод индивидуального развития (большой выбор материалов, разновозрастность, индивидуальная работа – свой темп и маршрут, свободы, гибкий подход).

 Учитывая всё это, можно сказать, что Монтессори-метод – ЕДИНСТВЕННАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, так как дети не испытывают стресса, учатся легко и непринуждённо, чувствуют себя успешными, наилучшим образом развиваются на каждом возрастном этапе.


  Ранний возраст (0-3 года) – основной этап формирования личности, "психический эмбрион"


 Мария Монтессори первой в мире из учёных и педагогов обратила внимание на огромный потенциал маленького ребёнка. До неё на детей раннего возраста практически не обращали внимания, так как они считались абсолютно необучаемыми, глупыми и непослушными, следовательно, их нужно было только кормить, обеспечивать их защиту и безопасность.

 Но Монтессори, наблюдая за тем, как маленькие дети осваивают мир вокруг себя, предположила в них врождённый внутренний потенциал для этого – ведь их никто специально ничему не обучает, а ребёнок через год после рождения начинает ходить, понимает речь, произносит первые слова, а к 3-м годам – это маленький человек, который вполне адекватно ведёт себя и умеет общаться.

Она назвала этот возраст "Психический эмбрион" – все психические функции формируются в этом возрасте: речь, мышление, воля, эмоции, человеческие движения. Известно, что если ребёнок не слышит до 3-х лет человеческую речь, он не будет говорить, и если не видит как люди ходят на 2-х ногах, то он не будет ходить.

То есть, нет генетически заложенного поведения, ребёнок все знания "впитывает" из окружающей среды и своего социально-культурного окружения.

Таким образом, окружающая среда для маленького ребёнка должна создаваться особенно тщательно, так как она становится нормой для человека на всю жизнь.

                                                                Рисунок5


Мозг развивается в первые годы жизни наиболее интенсивно. Ребёнок обладает более высоким потенциалом, чем взрослый, и чем младше ребёнок, тем выше его потенциал. Исследования американских учёных, например, показывают, что возврат инвестиций в образование обратно пропорционален возрасту ученика.


Подготовка Монтессори-учителей:

 С детьми должны работать грамотные специалисты. В Монтессори-методе гарантию качества даёт только диплом АМИ (AMI – Association Montessori Internationale) – курсов для Монтессори-учителей, созданных самой Марией Монтессори.


   * Информация на английском языке: montessori-ami.org


   * Информация на русском языке:

montessori-org.ru, goldenbusina.ru, dom.montessori-org.ru


  Ранние годы – самые важные, поэтому грамотность и квалификация людей, работающих с маленькими детьми, - критична.


 Ребенок с его колоссальным физическим и интеллектуальным потенциалом является чудом, представшим перед нами, хотя только в последние несколько десятилетий мы наконец-то начали это понимать. Мы должны поделиться этим новым пониманием ребенка со всеми родителями, воспитателями и другими людьми, которым интересны дети, потому что образование, начатое с самого начала жизни, может изменить настящее и будущее общества. В то же время воспитатели никогда не должны забывать о том, что мы не можем определять развитие человеческого потенциала. Мы всего лишь можем «служить» развитию детей, потому что это происходит в среде, в которой существуют законы, руководящие правильным функционированием каждого человека, и поэтому развитие отдельного индивида должно происходить в гармонии с развитием всего окружающего мира, и с целой вселенной.

Выводы

В чем отличие Монтессори метода?

Действительное отличие

Формирование фундаментальных способностей детей является очень важным в раннем возрасте. Речь идет не только об усвоении академических знаний, но о формировании таких способностей как концентрация внимание, настойчивость, воля, самостоятельное мышление, а так же способности успешно взаимодействовать  с другими. Дети, чье естественное развитие было поддержано должным образом в течение этих чрезвычайно важных лет жизни, став взрослыми, имеют внутреннюю мотивацию и любят учиться, способны думать гибко и творчески, и не только осознают нужды других, но и активно создают красоту и гармонию на протяжении всей своей жизни.

В Монтессори педагогике процесс  построен на активности ребенка. У учителя совсем другая роль, а именно, создать нужные условия, для того чтобы  у детей был стимул искать, то что им нужно из того что  есть в их распоряжении. Тогда дети становятся активными учащимися и способны достичь своего собственного данного им от рождения потенциала, потому что они учатся каждый в своем темпе и ритме, сосредотачиваясь на собственных потребностях, характерных для данного этапа развития в данный момент времени.

Монтессори метод предполагает:

  • Среду, которая служит специфическим потребностям каждого этапа развития ребенка
  • Взрослого, который понимает развитие ребенка и действует как проводник, который помогает детям найти свой  путь естественного развития
  • Свободу детей в выборе деятельности по саморазвитию в соответствии с их собственными специфическими этапами развития

Принципы Монтессори

Монтессори подход к образованию опирается на ряд основополагающих принципов:

Дети имеют разные потребности в разные периоды жизни

Монтессори определила  4 фазы в жизни ребенка: от рождения до 6, 6—12, 12—18, 18—24.

Многие психологи уже описывали эти фазы,  но только Монтессори объяснила, как использовать эти этапы как метод обучения, и в связи с этим дала образованию новое определение, как «помощь жизни», предложив, что если мы поддерживаем естественное развитие детей на каждой фазе, то мы, таким образом, оптимизируем целостное развитие человека. Она выдвинула идею, что в жизни каждого ребенка есть уникальный момент, когда он более всего способен сделать скачок в своем специфическом развитии. Мы обязаны дать детям шанс получить эти возможности в нужный момент жизни, если мы хотим, чтобы они достигли своего личного потенциала.

Дети учатся по-своему

Впервые шесть лет жизни разум ребенка буквально впитывает все, что его окружает. Это означает, что новорожденный может выучить любой язык и приобщиться к любой культурной среде, просто живя в ней. Монтессори считала, что образование должно приобрести особое значение в первые шесть лет жизни, когда дети учатся совершенно естественно.

У детей есть врожденное желание учиться

С того момента, как младенцы родились, они страстно желают ориентироваться в окружающем мире и исследовать его. Они достигают понимания абстрактных вещей, получая опыт в окружающей среде, они страстно желают стать независимыми и хотят научиться общаться с людьми, которые их окружают. У них есть огромное желание манипулировать предметами своими руками для того, чтобы знать, что это такое, концентрировать внимание на задаче, которая стоит перед ними и повторять  и повторять действия для того, чтобы доводить до совершенства все, что они делают. Эти эволюционные силы, которые человек проносит с собой через всю свою жизнь, и которые помогают маленьким детям развиваться и адаптироваться к новому для них миру, все они являются частью естественного поведения.

У детей есть уникальная возможность, когда они открыты для учебы

У детей есть периоды жизни, когда они особенно чувствительны к определенным вещам, которые происходят вокруг них. В течение этих первых шести лет жизни их влечет желание заниматься тем, что поможет им усвоить язык, координировать движения и развить ум, который может разобраться, как устроен их мир. Эти «Сенситивные Периоды» длятся недолго и угасают к шести годам. Они обеспечивают некий план естественного развития, и Монтессори метод особое значение придает необходимости поддерживать этот индивидуальный план развития каждого ребенка в первые шесть лет.

Монтессори программа для младенцев

Монтессори программы для младенцев и тодлеров для детей с рождения до 3 лет:

  • Программа для беременных и их партнеров
  • Тодлер классы и классы Вместе с мамой, где мама вместе с ребенком учится использовать среду, специально подготовленную для ребенка этого возраста, под руководством Монтессори педагога. Цель программы научить наблюдению за ребенком и научить предлагать подходящую для возраста деятельность.
  • Нидо программа для детей от двух до четырнадцати месяцев.
  • Инфант коммюнитиз (ясельные группы) для детей от четырнадцати месяцев до трех лет, где целью является развитие языка, движение и самостоятельность.

Дом Ребенка

Монтессори среда для детей от 3 до 6 лет называется Домом Ребенка. Дети, попадающие из ясельных Монтессори групп, переходят в эту среду в возрасте 2,5 и 3 года по мере готовности.

Начальная школа Монтессори

Начальная школа Монтессори(Primary/Elementary) обеспечивает обучающую среду для детей от 6 до 12 лет. Иногда детей делят на группы 6-9 и 9-12, а иногда все дети в этой разновозрастной группе занимаются вместе.

Средняя школа Монтессори

Программа для подростков от 12 до 15 лет, идейным вдохновителем которой является Мария Монтессори, называется Erdkinder, что означает Дети Земли.  Идея Монтессори заключалась в том, что дети в этом возрасте очень уязвимы, поэтому необходимо, чтобы они находились в благоприятной среде, например на сельскохозяйственной ферме, рядом с природой, дышали свежим воздухом, ели полезную для здоровья еду и не подвергались стрессу, связанному с учебой и экзаменами, а также имели время для самовыражения, и возможность узнать, как устроено общество, и научиться нести ответственность за свои поступки.

Montessori High School

В возрасте 15 лет подростки могут перейти в Montessori High school, где они могут продолжить свою учебу и получить аттестат о школьном образовании.

В рамках  данного выступления мы не ставим цель рассказать о методе в целом, а лишь о методе применительно к возрасту 3-6 и показать на конкретных примерах как свободная работа с автодидактическим Монтессори материалами поддерживает спонтанный интерес ребенка к учебе, делает процесс обучения естественным и непринужденным, дает возможность ребенку делать свои собственные открытия, совершать каждый раз новые завоевания на пути самопостроения личности.  

Небольшое отступление.

«Какими бы мы хотели, чтобы наши дети стали, когда вырастут?»

Участники семинара должны коротко ответить на данный вопрос.

Часть II

История создания студии: Почему мы выбрали Монтессори метод (Д. Г. Алмазова)

Впечатления и опыт Монтесори родителей (Ю. А. Антонова)

Часть III

Практика

Презентация из зоны УПЖ

Комментарий презентации: цели прямая и косвенная; какие открытия делает ребенок.

Презентация из зоны Сенсорики

Комментарий

Презентация из зоны математики

Комментарий

Презентация из зоны Языка

Комментарий

 

Часть IV

Полезные источники и интернет ресурсы

Информация на английском языке: montessori-ami.org

http://aidtolife.org/


Информация на русском языке:

http://goldenbusina.ru/

http://montessori-org.ru/

http://dom.montessori-org.ru/

Монтессори интернет журнал

http://www.montessori-press.ru/

http://gorodvoblakah.ru/

Впервые на русском языке издана уникальная книга о Монтессори методе для детей от рождения до трех лет «Понимание человека» д-ра Сильваны Монтанаро.

Заключение

«Какими бы мы хотели, чтобы наши дети стали, когда вырастут?»

Участники семинара должны коротко ответить на данный вопрос.

Теперь взгляните на проблемы, существующие в современном обществе. Мы видим людей, которые причиняют друг другу боль, видим опасных людей, порочных, злобных, грубых, враждебных, жестоких, вялых, равнодушных, безответственных, неряшливых, небрежных, отчужденных, одиноких, гневливых, и т. д.

И при всем при этом многие взрослые продолжают считать, что чем раньше ребенок научится считать, писать и читать, тем лучше. Раннее обучение—залог будущих академических успехов и социального успеха, в конечном счете.

  • Хотели бы мы, чтобы дети стали сострадательными и заботливыми людьми?
  • Надеемся ли мы, что они смогут сотрудничать и будут щедрыми?
  • Желали бы мы, чтобы они были открытыми и не судили других?
  • Понимаем ли мы, насколько наша жизнь была бы легче, если бы они были гибкими, находчивыми и творческими (два аспекта интеллекта) и имели бы чувство юмора?
  • Возможно, нам хотелось бы, чтобы они были храбрыми и сильными, сталкиваясь с трудностями?
  • Хотели бы мы, чтобы они умели задумываться и осознавали бы свою космическую задачу?
  • Молимся ли мы о том, чтобы их тело было здоровое и сильное, способное поспевать за разумом, действовать или воздерживаться от действий непринужденно и молниеносно?

Результатом ранних лет, когда формируется личность в питательной Монтессори среде, является появление людей, которые, не только интеллектуально развиты, полны энтузиазма, сохраняют стремление  учебе, познанию мира, но также эти дети способны внести особенный вклад в общество:

  • Потому, что они заботятся о себе и других;
  • Потому, что у них уже есть опыт, как жить в сообществе;
  • Потому, что внимание к деталям позволило им уважать и ценить то, что является хрупким и деликатным;
  • Потому, что они знакомы с идеей, что время существует не для того, что бы убить его или тратить понапрасну, что немедленное удовлетворение отличается от истинного восторга, который испытываешь, когда тебе все-таки удалось закончить долгую и трудную работу.

Мы можем сравнить класс Монтессори с храмом, где пребывание в настоящий момент—это состояние блаженства, где нет напряжения, тревог или смятения завтрашнего дня.

То, что для ребенка важен процесс, а не результат работы, позволяет ему работать ради внутренней радости, которая есть у человека, когда он сосредоточен на движении и порядке деятельности, нежели на конечном результате. Эта внутренняя радость, внутренняя мотивация является одним из основных факторов, определяющих целостное развитие маленького ребенка.    

Некоторые определения (для буклета)

А между тем уже почти 100 лет назад Мария Монтессори описала «три подарка природы», которые даются ребенку от рождения и следование которым естественным образом формирует из ребенка счастливого взрослого.
Это: 
человеческие тенденции; сензитивные периоды; впитывающий разум.


Человеческие тенденции – это потребности, существующие у людей, удовлетворение которых важно для развития и адекватного поведения человека.


Сензитивный период – период особой восприимчивости к определенным знаниям и навыкам.


Впитывающий разум – способность бессознательно запоминать и воспроизводить окружающее (язык, поведение, манеры, информацию и т.д.)
Марией Монтессори на практике доказано поразительное – эти «дары» даются каждому ребенку, вне зависимости от национальности, страны и континента рождения.