Главные вкладки

    Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие.
    консультация по теме

    Боякова Виктория Николаевна

    Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация  для родителей

    «Как  развитие мелкой моторики рук влияет на речевое   развитие?»        

           При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.
    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),         воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем         дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки .

    И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.                                                           Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? 

       Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.                                         Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

    Упражнения для развития тактильной чувствительности

         

    1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд

    Заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.  

    2. Опознание фигур, цифр или букв

    "написанных" на правой и левой руке.        
    3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь

     Поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
    4. Лепка 

    Из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем

    опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.                                        
    5. Перекатывание карандаша 

    Между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.6. 6.Игра "Повтори движение"         
    Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.        
    7. Игры с рисованием.                                                                                       

     Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
    8. Игры с предметами домашнего обихода.                                                        Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.        

    9. Возьмите яркий поднос. 

    Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.        
    10. Подберите пуговицы 

    Разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.         

    К сожалению, о проблемах с  мелкой моторикой, большинство родителей узнают  только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

    Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

    Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

    Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как одно из условий развития речи

    Важным фактором в развирии звукопроизношения является развитие мелкой моторики. Начинать работу можно с раннего детства......

    «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

    Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

    Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

    "Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

    «Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

    «Развитие мелкой моторики и речевых навыков через организацию пальчикового театра»

    Данный материал показывает возможность бинарного взаимодействия учителя технологии и учителя логопеда на уроках технологии....