Игры с ребёнком до полугода
консультация на тему

Ирицкая Наталья Алексеевна

Консультация для родителей, детей в возрасте до полугода,не имеющих опыта воспитания. Приведены примеры игр,которые направлены на представление о своем теле, о доверии к взрослому, представлении о звуках и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_rebenkom_do_polugoda.docx153.61 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с ребенком до полугода

https://static3.depositphotos.com/1008602/238/v/950/depositphotos_2383981-stock-illustration-collection-of-cute-babys.jpg

Держи   крепко
Положите маленькую игрушку прямо перед ребенком так, чтобы он мог ее видеть.
Коснитесь игрушкой его ладони и помогите ему сомкнуть свои пальчики вокруг игрушки.
Уберите свою руку, чтобы он смог сам держать игрушку.
Когда же он ее уронит, снова вложите эту игрушку ему в руку, ласково разговаривая с ним.
По мере того как вы будете играть в эту игру, пальчики малыша постепенно начнут становиться сильнее, и вскоре он сможет сам раскрывать и закрывать ладошки.
Всякий раз давайте игрушку ребенку в другую руку
Для развития у малыша тактильной чувствительности давайте ему мягкие, твердые, холодные, гладкие и другие, разные на ощупь игрушки.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? — ДЕРЖАТЬ ПРЕДМЕТЫ

"Открытие" собственных рук

В возрасте около трех месяцев детишек ожидает выдающееся событие — «открытие» собственных рук.
Предлагаемая игра помогает этому и приносит малышу бесконечное удовольствие.
Положите ребенка на спинку и нежно разговаривайте с ним, добиваясь полного его внимания.
Мягко положите руку малыша ему на щеку. Делая это, говорите: «Какая славная ручка».
Спустя некоторое время начинайте держать ручку малыша непосредственно перед его глазами до и после того, как вы положите ее ему на щеку.
Ребенок привыкнет связывать чувство удовольствия с видом собственной руки.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ

Нежные   поцелуи
В эту игру приятно играть, когда вы одеваете малыша или меняете ему пеленки.
Скажите: «Я люблю твой носик, носик, носик, носик». Поцелуйте малыша в носик.
Скажите: «Я люблю твой животик, животик, животик, животик». Поцелуйте малыша в животик.
Называйте другие части тела малыша и целуйте их.
Эта игра помогает ребенку получить представление о своем теле и о вашей любви к нему, которую вы выражаете таким образом.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ

Мой сладкий малыш
Играйте в эту игру всякий раз, когда вы одеваете ребенка, и особенно после купания.
Массируйте и похлопывайте малыша.
Говорите малышу, что вы любите его. Называйте те части его тела, которые вы массируете.
Декламируйте во время одевания ребенка что-нибудь в таком роде:
Как приятно маме малыша купать,
Мягким полотенцем тельце вытирать.
Пяточки, животик, пальчики и носик
Не устанет мама целовать!

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ
Следи за игрушкой
Привлеките внимание ребенка, гремя погремушкой приблизительно в тридцати сантиметрах от его лица.
Когда малыш сосредоточит взгляд на погремушке, медленно переместите ее на пол-окружности.
Теперь проделайте то же самое с говорящей игрушкой. Меняя предметы, вы сумеете удерживать внимание малыша более длительное время.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ
Где погремушка?
Когда ребенок лежит на спине, потрясите погремушкой сначала с одной стороны от его головы, потом с другой.
Когда он начнет искать источник звука, что можно заметить по его глазам, поверните его головку в направлении звука.
Вложите погремушку в руку ребенку. Передвигайте его руку вперед и назад и наблюдайте за реакцией его глаз на звук.
Говорите малышу что-нибудь вдохновляющее, пока он ищет источник звука. Поощрение в интонациях вашего голоса поможет малышу продолжить усилия и добиться успеха.
Например, вы можете говорить ему: «Очень, очень хорошо!», «Ты молодец!».
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗВУКАХПопробуй найти меня
Эта игра способствует развитию согласованного слухового и зрительного восприятия.
Когда ребенок лежит в кроватке, отойдите в другую часть комнаты и назовите малыша по имени.
Теперь подойдите к кроватке и снова назовите малыша по имени, одновременно поглаживая его по головке.
Отойдите в другую часть комнаты и назовите малыша по имени.
Снова возвратитесь к кроватке и, поглаживая малыша по головке, назовите его имя.
Когда вы будете произносить имя ребенка в разных частях комнаты, он начнет двигать глазами в поисках звука. А поскольку вы каждый раз возвращаетесь к кроватке, произнося то же самое, в сознании ребенка откладывается, что как вдали, так и вблизи он слышит один и тот же звук.

125 развивающих игр для детей от полугода до двух лет

1. Толкание. Годовалые дети любят толкать разные вещи. Им нравится наблюдать за движением и осознавать, что это именно они заставляют предмет двигаться. Игры, связанные с толканием предметов, помогают детям ощутить свою силу и власть над вещами. Это отличный способ развития координации движений и уверенности в себе. Выберете несколько нетяжёлых предметов, которые можно толкать, - мягкую игрушку, машинку на колёсиках. Произнеся «раз, два, три, толкаем», толкайте одну из игрушек вперёд. Продолжайте считать и побуждайте толкать малыша. Если вы заметили, что ребёнок день напролёт твердит слово «три», значит, игра ему понравилась.

2. Побольше заботы и ласки. Эта игра помогает малышу вырасти заботливым и ласковым человеком. Сядьте со своим ребёнком на пол, положив рядом парочку его любимых мягких игрушек. Возьмите одну из них на руки и покачайте, говоря ласковые слова: «Я так люблю тебя обнимать». Теперь то же самое проделайте с малышом. Дайте ребёнку игрушку и попросите его покачать и приласкать её. Продолжайте игру, пока ребёнок проявляет интерес. Вы скоро заметите, что он играет уже самостоятельно.

3. Попищим. Потренируйтесь петь любимые песенки тонким голосом. Прижав ребёнка к себе, пропойте ему, какую – нибудь песню сначала обычным голосом, а потом фальцетом. Вы заметите, что во втором случае внимание ребёнка становится более устойчивым.

4. Ползком к игрушке. Когда ваш ребёнок начинает ползать, поощряйте это движение, превратив его в игру. Положите в дальнем конце комнаты игрушку. Опуститесь на пол и ползите к игрушке. Когда доползёте до неё, возьмите в руки и притворитесь, будто сама игрушка говорит: «Ползи сюда, и возьми меня». Побудите малыша ползти к игрушке. Если ребёнок уже готов ходить, поместите игрушку повыше, чтобы он попытался приподняться и дотянуться до неё.

5. 1,2,3, бум. Усадите ребёнка на колени лицом к себе. Скажите: «раз, два, три. бум», - и очень аккуратно прижмите лоб ребёнка к себе. С теми же словами осторожно прижмите к себе нос ребёнка. Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные части тела ребёнка: локти, колени, щёки, уши, подбородок.

6. Пожалеемся. Возьмите ребёнка на руки и, покачивая его, пойте колыбельные или другие успокаивающие песенки. Ра скачивающие движения успокаивают малыша, и укрепляю доверие между вами. Пропев последнюю строчку песни, крепко прижмите ребёнка к себе.

7.Ку – ку. Эта игра не только забавляет ребёнка, но и очень важна для работы мозга. Играть в неё можно по разному: закрывая глаза руками; прикладывая к лицу полотенце; прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда; закрывая малышу глаза его же руками, а потом стягивая его; нарисовав фломастером на большом пальце руки подобие лица и пряча его в кулак.

8. Чтение. Привить ребёнку любовь к чтению можно многими способами, включая следующие: поощряйте его игры с книгами из твёрдого картона или с книжками – игрушками; указывая на картинки, называйте изображённые предметы; пойте песни из книг; когда читаете, варьируйте тембр голоса, гримасничайте или как – то иначе поддерживайте интерес ребёнка к читаемому и к книге; читайте ребёнку почаще, но недолго.

9. Ням – ням. Развивайте навыки речи у своего малыша, декламируя или напевая на подходящую мелодию примерно такой стишок: «Будем, есть молоко, будем, есть молоко, ой – люли, ой – люли, будем, есть молоко». Подойдите к холодильнику, возьмите оттуда пакет с молоком и скажите: «Ой, как я люблю молоко, ням – ням». Так же действуйте и с другими продуктами: пропойте песенку, а потом говорите, как это вкусно. Выражение положительных эмоций благотворно сказывается на развитии мозга ребёнка. Кроме того, подобная игра развивает у ребёнка навыки речи.

10. Ритмическое постукивание.  Практикуйте ритмическое постукивание, когда меняете ребёнку подгузники, купаете его и в любое другое время. Пойте малышу свою любимую песенку и одновременно постукивайте его по животу или спине в ритм мелодии. Всегда заканчивайте пение ласковым поцелуем. Вы можете тоже простукивать последнее слово каждой строчки. Например: «Жили, были дед и…» (слово баба не произносите, а простукивайте). Эта игра развивает чувство ритма и умение слушать.

11. Прыг – скок. Эта игра очень способствует укреплению привязанности между вами и вашим ребёнком. Посадите ребёнка себе на колено, крепко держа под мышками. Подбрасывая его на колене, читайте или пойте следующий стишок: «Прыг – скок, прыг – скок, вверх и вниз, и всё сначала. Прыг – скок, прыг – скок, оп, но только, чур, не падать». (Наклоните малыша в сторону). Прочитайте стишок ещё раз и наклоните ребёнка в другую сторону. Потом повторите стихотворение ещё раз и на слове «оп», крепко держа малыша, дайте ему отклониться назад.

12. Кто поздно ложится. Держа ребёнка на коленях, прочитайте ему следующий стишок. При слове «маленьким» опускайте руки к ногам, а при слове «огромным» тяните вверх. «Кто поздно ложится, останется маленьким, кто рано ложится, огромным растёт». То же самое можно проделать и стоя. В этом случае при слове «огромным» поднимайте ребёнка на руках к потолку, а при слове «маленьким» опускайте его к полу. Такие забавы доставляют радость и вам, и ребёнку, а также укрепляют отношения между вами.

13. Разговор нараспев. Это весёлая игра и развивает речевые навыки ребёнка. Вместо того чтобы произносить фразы обычным голосом, попробуйте распевать их, повышая и понижая тон. Сядьте с ребёнком на пол и положите к себе на колени одну из его любимых мягких игрушек. Поговорите с игрушкой нараспев, а потом отдайте её ребёнку. Если ребёнок старается подражать вам, то скоро он будет играть самостоятельно.

14. Ванька – встанька. Эта игра развивает мелкую моторику. Прочитайте стишок, сопровождая его соответствующими движениями пальцев. «Ванька – встанька, Ванька – встанька, (Сожмите руку в кулак, спрятав большой палец). Просыпайся, улыбайся. (Стучите по кулаку пальцем другой руки). Тук – тук, тук – тук. (Продолжайте стучать). Ванька – встанька тут как тут. (Высвобождайте большой палец).». повторите стихотворение ещё раз, побуждая ребёнка повторять движения за вами.

15. Хорошие звуки и плохие звуки. Маленькие дети могут пугаться не которых звуков, но вы можете помочь своему ребёнку привыкнуть к ним и убедиться, что эти звуки «хорошие». Послушайте, как тикают часы, и попробуйте воспроизвести этот звук. Походите с ребенком по комнатам, прислушиваясь к разным звукам – к радио, рокоту холодильника, гудению обогревателя. Звуки можно создавать искусственно, открывая и закрывая двери, окна.

16. Проигрываем названия. Эта игра развивает мышление ребёнка. Когда годовалые дети учатся говорить, они любят повторять своё имя по много раз. Порой они и других людей называют своим именем, поскольку ещё не знают, что имя и человек – не одно и то же. Чтобы помочь ребёнку понять, что люди и разные предметы имеют разные имена и названия, возьмите руку ребёнка в свою, коснитесь ею какого–нибудь предмета, например стола, и скажите: «…(имя ребёнка) трогает стол». повторите то же самое, касаясь других предметов, а также частей тела ребёнка. Проделайте то же с людьми, которых ребёнок знает.

17. Первая стройка. Из использованных молочных пакетов сделайте кубики, склеив края скотчем. Предложите малышу разукрасить кубики карандашами или фломастерами. Поиграйте с ребёнком в стройку. Хвалите его каждый раз, когда ему удаётся положить один кубик на другой. Иногда детям больше нравится бурить постройки. Большим плюсом таких кубиков является то, что по мере изнашивания их можно выбрасывать. Украшение и составление кубиков один на один способствует развитию мелкой моторики.

18. Повторяй за мной. Побуждая ребёнка подражать различным вашим движениям, вы помогаете ему развивать наблюдательность и внимание. Если ваш малыш ещё не ходит, вы можете ползать в разные углы комнаты и просто дурачиться. Если ребёнок уже начинает ходить. Вы можете то же самое на двух ногах или сочетая ходьбу и ползание. Описывайте словами, что вы делаете. Например: «Я медленно хожу (или ползу) вокруг стула».

19. Пение. Пойте со своим малышом везде, где только можно, - и когда едете в машине, стоите в очереди. Для пения подходит любое время. Развивайте слух и музыкальные способности ребёнка. Не волнуйтесь, если перевираете слова или мелодию, главное, чтобы пение доставляло вам обоим удовольствие. Пойте любые песни – какие знаете и какие вам нравятся.

20. Время читать. Эта игра готовит почву для будущего обучения чтению и письму, а также пробуждает в детях любовь к книгам. Чтение книг полуторагодовалым малышам может быть нелёгким испытанием для родителей. Важно понимать, что для ребёнка такого возраста сидеть в неподвижности 2 – 4 минуты – это уже много. Малыш больше всего интересуется книгами, где есть фотографии таких же детей, которые тоже едят, бегают и спят. Важным критерием при выборе книг являются простота слога и предсказуемость текста. Чтобы усилить интерес ребенка к книге, можно подменить имя героя книжки на имя вашего ребёнка. Читать можно в любой обстановке – во время купания (конечно, тогда нужны непромокаемые книжки), когда ребёнок лежит в кроватке, сидит на полу или в коляске.

21. Свойства предметов. Эта игра развивает осязание и речь ребёнка. Разложите перед ребёнком различные предметы с интересной фактурой, например, что – нибудь очень твёрдое (кубик) и что – то очень мягкое (плюшевую игрушку). Положите руку ребёнка на твёрдый предмет и назовите его, предварив определением «твёрдый»: «твёрдый кубик». Теперь поместите его руку еще, на какой – нибудь твёрдый предмет и снова назовите его: «твёрдый стол». Повторите это несколько раз, а потом переходите к мягким предметам: ковру, подушке. Когда произносите слово «твёрдый», старайтесь, чтобы и голос звучал твёрдо, а слово «мягкий» произносите мягче. 7

22. Игра в объятия. Почаще обнимайте своего малыша – это очень полезно для развития его мозга. Ещё важнее объятия в минуту опасности. Если ваш малыш забредает туда, где ему не следует находиться, подхватите его на руки, прижмите к себе и объясните: «Тебе туда ходить нельзя – это опасно». По тону вашего голоса он поймёт, что совершил, что – то из разряда «ни – ни». По тому, как вы его обнимаете, произнося эти слова, он поймёт также, что вы заботитесь о нём и хотите его защитить. Это повышает уровень взаимного доверия.

23. Баю – баюшки – баю. Очень важно создать ритуал убаюкивания. Это повышает уровень доверия ребёнка к вам и степень его психологической устойчивости. Поглаживая малыша и напевая песенку, вы помогаете этому сгустку энергии, который целый день бегал, расслабиться. Напевайте, потирая ребёнку спинку, что – нибудь в таком роде: «Баю – баюшки – баю засыпай моя малышка. Сладких снов тебе желаю, баю – баюшки – баю».

24. Говорящие предметы. Эта весёлая игра развивает речь ребёнка. Возьмите любимую мягкую игрушку ребёнка, например медвежонка, и поднимите к своему уху, делая вид, что он вам, что – то шепчет. Передайте ребёнку, что мишка сказал: «Давай поиграем» произнесите высоким голосом. Отдайте медвежонка ребёнку и попросите его послушать, что говорит мишка. Продолжайте играть в эту игру, спрашивая у ребёнка, что говорят другие игрушки и иные предметы в комнате. Стул, например, может сказать, что он «мягкий». Говоря за игрушку или предмет, всегда произносите слова тонким голосом.

25. Кто стучится в дверь ко мне? Усадите ребёнка на колени. Возьмите его ручку в свою и покажите, как рука сжимается в кулак. Постукивая пальцем по его кулачку, прочитайте стишок: «Кто стучится в дверь ко мне, это ж наша…(имя ребёнка), открывайся, дверь, скорей. (покажите ребенку, как разжать кулак)». Когда малыш раскроет ладонь, пощекочите её и поцелуйте пальчики. Повторяйте эту игру пока ребёнок не начнёт разжимать кулак на слове «открывайся».

26. Мячик . Ваш ребёнок уже достиг того возраста, когда игра с мячиком доставляет ему истинное удовольствие. Катание мяча помогает развить двигательные навыки малыша. Сядьте с ребёнком на пол. Обратитесь к нему по имени, чтобы он посмотрел на вас, а потом киньте ему мяч. Пока мяч катится, скажите или пропойте: «Я качу мячик … (имя малыша)». Когда ребёнок отправит вам мяч обратно, скажите: «…(имя ребёнка) катит мяч… (папе или маме)». Произносите эти слова тогда, когда мяч катится.

27. Цып – цып – цып. Это отличная и забавная игра для пальцев, развивающая мелкую моторику. Усадите ребёнка себе на колени и двигайте его пальчики в соответствии с сюжетом истории. «Цып – цып – цып, цып – цып – цып. Здравствуй, курочка – рябушка. Сколько у тебя цыпляток. Десять деток у меня: (приподнимите обе раскрытые ладошки ребёнка.) Четверо жёлтые, (Согните четыре пальчика на одной ладони, оставив только большой.) Четверо бурые, (Согните четыре пальчика на другой ладошке.) А двое в красную крапинку – (Соедините большие пальчики обеих рук.) Самые красивые на свете. (Поцелуйте большие пальчики)».

28. Звуки игрушек. Когда ребёнок играет со своими любимыми игрушками, побуждайте его произносить соответствующие тем или иными игрушкам звуки: Поезд – гудок паровоза или «Чух - Чух»; машина – автомобильный клаксон; мягкие игрушки – разные придуманные голоса; кубики, – чем выше башня, тем выше тон голоса.

29. Отправляемся в поход. Эта игра развивает речь ребёнка. Малыши любят играть с мягкими игрушками и часто разговаривают с ними. Предложите малышу отправиться в воображаемый поход со своими зверюшками. Задавайте вопросы, пытаясь построить беседу. Например: «Что мишка сегодня наденет? На улице, наверное, холодно. Если мишке не обуть сапоги, что будет с его лапами? Или «Что мы возьмём с собой покушать? Что любит, есть твоя обезьянка?» Всегда реагируйте на то, что говорит ребёнок, разворачивая беседу всё дальше и дальше. Приобретённые речевые навыки очень пригодятся вашему малышу, когда он станет старше и придёт пора учиться читать.

30. Бон Жур и хэллоу. Возраст вашего ребёнка идеален для усвоения звуков иностранных языков. Если вы сами свободно говорите на двух языках, разговаривайте с ребёнком на обоих. Если вы говорите только по – русски, попробуйте сказать малышу на разных языках хотя бы слово «привет»: «хэллоу – на английском; бонжур – на французском; ола – на испанском; чао – на итальянском; моси – на японском; шалом – на иврите; язу – на греческом». Прислушивайтесь к звукам чужих языков. Вы будете поражены тем, как быстро ваш ребёнок подхватит их. Даже если он ещё не разговаривает, его мозг сохраняет «настройку» на этот язык, что поможет ему при изучении данного языка в будущем. Читайте ребёнку сказки и истории, где используется иностранная речь.

31. Ножка, ножка… Усадите ребёнка на колено. Поднимите его ножку и прочитайте стишок: «Ножка, ножка, я тебя люблю. Повернись – ка влево, (Поверните ножку малыша влево). Повернись – ка вправо. (Поверните ножку вправо). Ножка, ножка, я тебя люблю». Поцелуйте ножку ребёнка. Пока ребёнок слушает и сидит тихо, повторите этот стишок для других частей тела: «Ручка, ручка… Пальчик, пальчик… Лобик, лобик…»

32. Корова говорит «му». Маленькие дети любят учить язык животных. Это способствует развитию их речевых навыков. На втором году жизни, малыши испытывают нужду говорить всё, что умеют. Чем больше они разговаривают, тем больше им этого хочется. Рассматривая в книжки изображения животных, говорите о том, какие звуки кто произносит. Произносите, звуки, издаваемые теми или иными животными, и просите ребёнка показать это животное в книжке. Расширяйте репертуар звуков – добавьте звуки автомобильного клаксона, пожарной сирены, трели птиц. Помогайте ребёнку распознавать звуки, доносящиеся из окружающего мира.

33. Зеркало. Устройтесь с ребёнком перед зеркалом, и пусть он погримасничает, глядя на своё отражение. Попросите его сделать следующее: «улыбнуться, показать язык, открыть и закрыть рот, показать зубки.» дайте малышу, что – нибудь съестное, и когда он будет жевать, сделайте так, чтобы он увидел себя в зеркале (с закрытым ртом, разумеется). Эта игра поможет ребёнку лучше разобраться в самом себе и своих способностях.

34. Кошки – мышки . Скажите ребёнку, что вы – маленькая мышка, а он – кошка, которая охотится на мышей. Объясните малышу ,что мыши говорят «пи – пи», а кошки «мяу». Опуститесь на пол и скажите: «Не поймаешь, не поймаешь». Начинайте быстро ползти прочь, побуждая ребёнка гнаться за вами. Заползайте за шкаф, под стол, в другие комнаты. Когда ребёнок поймёт, в чём смысл игры, поменяйтесь ролями. Эта игра отлично развивает крупные мышцы.

35. Верх и вниз. Сядьте с малышом на пол. Постройте башню из 3 – 4 кубиков. Поместите на верху башни необходимую игрушку и скажите: «Игрушка наверху». Теперь сбросьте игрушку к основанию башни и скажите: «Игрушка внизу». Повторяйте игру, предоставляя малышу самому сбрасывать игрушку вниз.

36. Разными голосами. Разговор и пение разными голосами – хороший способ развития речи. Вместе пойте каку – нибудь песенку. Сначала пойте её обычным голосом. Потом измените, голос и побудите ребёнка сделать то же самое. Попробуйте разными голосами (высоким, низкий, тихий, гнусавый (зажимая нос при пении)). Такого рода игра поможет ребёнку разобраться с разными речевыми моделями.

37. Воображаемый друг. Возьмите воображаемый стаканчик и вырежьте на боковой стороне небольшое отверстие. Дырка должна быть такой, чтоб через неё мог пролезть палец – он станет носом марионетки. Вокруг дырки дорисуйте глаза и улыбающийся рот. Пусть ваша марионетка поговорит с малышом, скажет ему, что – то ласковое: «Я тебя люблю. Ты так красиво улыбаешься». Задавайте малышу вопросы, на которые он способен ответить, а потом хвалите за ответы.

38. Слова, слова, слова. Вырежьте из журнала знакомые ребёнку фигуры – животных, детей, продукты. Рассмотрите картинки с малышом, объясняя ему, что на них изображено. Например, указывая на корову, скажите: «Это корова на лугу. Она говорит «Муу»». Теперь попросите повторить ребёнка, как говорит корова. Если он не отвечает, повторите урок ещё раз. Указывая на изображения младенца, скажите: «Это малыш в колыбели». Маленькие дети говорят: «уа». Спросите у ребёнка, как говорят малыши. Поговорив с ребёнком о картинке, которую он уже видел, добавляйте новый рисунок. Потом ваш ребёнок выберет одну из картинок и расскажет вам коротенькую историю по ней.

39. Кто тут самый милый мальчик? Развивает внимание ребёнка и умение слушать. Прочитайте ему стишок: «Кто тут самый милый мальчик? Ты не знаешь, кто? Покружимся, покружимся. (Поворачивайтесь кругом). А ведь это ты. (Покажите рукой на своего ребёнка). « Попросите своего малыша тоже покружиться, пока вы читаете. Повторяйте стишок, меняя действия. Можно прыгать, хлопать в ладоши, махать руками, как птица. Эта игра развивает внимание, потому что ребёнку приходится, чтобы понять, что надо делать.

40. Давай поговорим. Беседы с ребёнком развивают его речевые навыки. Выберите интересный для ребёнка предмет разговора – поговорите об игрушках, о бабушке с дедушкой, о кошке, которая у вас живёт. Говоря о том или ином объекте, добавляйте описательные слова. Например: «Мне нравится эта собачка. Она такая мягкая и пушистая». Произнося эти слова, распушите игрушку и погладьте её. Описания «мягкий» и «пушистый» применимы и ко многим другим игрушкам. Очень скоро эти описательные слова прочно войдут в словарь вашего малыша.

41. Давай споём. Куклы, мягкие игрушки – лучшие друзья малышей. Пение в компании с мягкой игрушкой развивает речевые навыки ребёнка. Посадите мягкую игрушку себе на колени. Пойте, какую – нибудь песню, сопровождая её подходящими действиями. Например: «Топ, топ, топает малыш» - при слове «топ» двигайте лапами игрушки; «Вдох глубокий, руки шире…» - имитируйте утреннюю гимнастику; «Антошка» - хлопайте лапами игрушки в такт песне. Отдайте мягкую игрушку ребенку и помогите ему проделать с ней те же действия, пока вы поёте.

42. Большие движенья . Для развития двигательных навыков малыша спойте ему песенку, подобрав или сочинив подходящий мотив и сопровождая слова действиями: «Поднимаем руки вверх, руки вверх, руки вверх, поднимаем руки вверх, хлоп, хлоп, хлоп». Можно подобрать кое – что другое: «Поднимаем ножку вверх, разведём – ка руки в боки, отправляемся в поход топ, топ, топ».

43. Классическая музыка . Время от времени слушайте классическую музыку с малышом. Танцуй под музыку, и побуждайте малыша повторять за вами. Очень хороший выбор – «Полёт шмеля». Это произведение в быстром темпе даёт возможность притвориться жужжащим шмелём, летающим по комнате. Тихую и спокойную музыку хорошо слушать перед сном. Например: «Голубой Дунай» (Штраус) – заразительная музыка, под которую хорошо танцевать; «Карнавал животных» (Сен – Сен) – музыка, передающая голоса и повадки разных животных; увертюра к «Вильгельму Теллю» (Россини) – живая, хорошо запоминающаяся музыка; «Щелкунчик» (Чайковский) – отличная музыка для театрализованных представлений; «Лунный свет» (Дебюсси) – музыка для вечернего прослушивания.

44. Скок – поскок. Следующий стишок, сопровождаемый действиями, помогает развивать речевые навыки ребёнка: «Скок – поскок, скок – поскок, (Прыгайте подобно зайцу) Скок – поскок, стоп. Я так устал, я так устал. (Зевните). Лягу на бочок. (Ложитесь на пол).». перестав прыгать, спросите у ребёнка, почему зайчик так устал. Поговорите о том, где был зайчик, что он так устал, - во дворе, за дорогой, в кустах, в саду. Учите своего малыша новым словам, и вы не успеете оглянуться, как он сочинит собственное стихотворение.

45. Язык животных. Маленькие дети любят разговаривать на языке животных, и эта игра поможет им разобраться, как разговаривают то или иное животное. Лучше всего начать с 2 – 3 животных. «Как говорит собачка: гав – гав; Как говорит кошка: мяу – мяу; А рыбка? А рыбка только рот открывает. (Покажите, как она это делает)». В следующий раз начните с уже знакомого ребёнку животного, например собачки или кошки, и добавьте нового зверька. Ещё лучше предварительно посмотреть картинки в книжке. Всегда заканчивайте рыбкой. Известная концовка внушает ребёнку чувство уверенности и безопасности.

46. Слушаем звуки. Оказавшись с ребёнком на природе, помогите ему познакомиться с её чудесными звуками. Начните с птиц. Когда слышите птичий щебет постарайтесь скопировать звук и объясните ребёнку, что вы поёте «птичью песню». Если делать это часто, ребёнок начнёт распознавать пение птиц и может попробовать подражать ему. Добавляйте и другие звуки – шум ветра, стрекот кузнечиков. Учите ребёнка распознавать и механические звуки – гудение машин, мотоциклов, поездов.

47. Важные ударения. Короткие песенки и потешки – отличное средство развития речи и подготовки к чтению. Выберите из известных вам стихов и песенок те, в которых ударение ставится на первое слово каждой строчки, и рассказывайте их ребёнку. Например: «Два весёлых гуся; ладушки; солнечный круг; Ваня, Ваня – простота; из – за леса, из – за гор ехал дедушка Егор».

48. Где же он? Возьмите любимую мягкую игрушку вашего малыша. Спрячьте её, когда малыш следит за вами. Прочитайте: «Где наша игрушка, где же он, поскорей его найдём». Подойдите к тому месту, где спрятан зайчик, и вытащите его со словами: «Вот наш зайчик (например), ура!!!». Продолжайте игру, пряча другие игрушки. Всегда, прежде чем искать игрушку, читайте стишок, меняя название игрушки. Попросите малыша отыскать игрушку. Продекламируйте стишок, и пусть ребёнок сам найдёт игрушку. Детям эта игра очень нравится.

49. О, привет. В днище бумажного стаканчика проделайте отверстие и вставьте туда соломинку с приклеенным с одного края кружочком картона, на котором нарисована весёлая физиономия. Покажите эту игрушку своему малышу, научите его двигать соломинку так, чтобы лицо то пряталось, то появлялось. Пропойте такую песенку: «Знаю, где ты прячешься, знаю, где ты прячешься, от меня не спрячешься, о, привет». На словах «о, привет», толкайте соломинку вверх, чтобы появилась смешная физиономия.

50. Весёлая еда. Простое приготовление еды может очень многому научить вашего ребёнка. Если вы привлекаете ребёнка к приготовлению пищи, это может стать для него весьма поучительным и в то же время забавным опытом. В процессе приготовления завтрака вы можете поговорить с ребёнком о форме, размерах, цветах и запахах продуктов. Вот простой рецепт блюда, которое можно приготовить в компании с ребёнком. «Нарежьте банан не очень толстыми кружочками. Сбоку воткните в каждый кружок зубочистку. Окуните банановые кружочки в апельсиновый сок, а потом – в кокосовое масло».

51. Хлопаем, хлопаем. Подобрав подходящий мотив, очень медленно пропойте такую песенку: «Хлопаем, хлопаем, медленно, медленно, (Хлопайте руками медленно). Веселее, веселее, (Продолжайте медленно хлопать). А теперь кричим: «Ура!!!» (Подпрыгните и медленно прокричите: «Ура!!!»)». Теперь эту песенку пропойте быстрее. Видоизменяйте эту песенку для других действий. Сначала новые действия выполняйте медленно, а потом – быстрее. Когда дети выполняют то же действие быстро и медленно, они скорее привыкают к нему.

52. На лошадке скок – поскок. Возьмите ребёнка на руки, обхватив за талию и прижав спиной к своей груди. Прочитайте этот стишок: «На лошадке скок – поскок, (медленно идите вперёд, немного поднимая и опуская малыша). Быстро побежали. (Бегите, крепко держа ребёнка). На лошадке скок – поскок, (Опять идите медленно). Тебя я обожаю. (Высоко поднимите ребёнка на руках и поцелуйте его в шею).». Эта игра не только очень забавная, но и способствует укреплению уз доверия между вами.

53. Гляделки. Разместите несколько игрушек в разных концах комнаты. Сядьте с ребёнком на пол. Научите его задирать голову вверх. Покажите ему, как поворачивать голову сначала в одну сторону, потом – в другую. Попросите его посмотреть на соответствующую игрушку, когда он поворачивает голову в ту или иную сторону. Обязательно говорите, куда ему следует поворачивать голову: смотри на потолок, смотри на пол.

54. Учёба и игра. Выберите несколько предметов обихода, которыми ребёнок постоянно пользуется, - зубную щётку, чашку, ложку. Поместите их на пол. Сядьте перед ними. Возьмите в руки один из предметов, например зубную щётку, и сделайте вид, что чистите ею зубы. Поднимите, таким образом, каждый предмет и претворяйтесь, что пользуетесь им по назначению. Теперь попросите малыша взять один из предметов и показать, как им пользоваться. Отличная игра для умственного развития. Можно один предмет использовать для разных целей.

55. Ты – моя радость. Чтобы укрепить в ребёнке чувство защищённости и уверенности в себе, чаще говорите ему ласковые слова. «Ты – моя радость, ты – моя прелесть, кто это, кто это со мной? Ты – моя радость, ты – моя прелесть, этой мой милый… (имя ребёнка).». Крепко обнимите малыша. Повторите стишок ещё раз; обняв малыша, поднимите его высоко вверх, а потом нежно поцелуйте. Можно покачать его, можно медленно поворачивать – подойдут любые ласковые движения. Вашему малышу это просто не может не понравиться.

56. Переодевание. Двухлетние дети очень любят игры с переодеванием. Разговаривая с ребёнком об одежде, вы помогаете развитию его речи и обогащаете его лексикон. Соберите одежду разных типов – шляпы, шарфы, обувь, перчатки – всё, что как вам кажется, может понравиться вашему малышу. Наденьте шляпку и скажите: «Как поживаете, дорогой… (имя ребёнка).»? Натяните перчатку и скажите: «Какая она мягкая, гладкая». Предложите ребёнку надеть, что – то самому на себя. Подсказывайте ему слова, которых он ещё не знает. Очень скоро разговор польётся свободнее, и вы сможете обсудить все новинки моды.

57. Беседы с игрушками. Сядьте на пол с ребёнком, прихватив его любимую мягкую игрушку или куклу. Заведите разговор с игрушечным другом. «Вы: Я взяла твоё печенье и съела его. Игрушка: Спасибо, что сказала. Вы: Можно я дам тебе другое печенье? Игрушка: Да, спасибо, я буду очень рад. (Понарошку ест печенье).». Или «Вы: Давай поиграем в переодевание. Игрушка: мне хотелось бы надеть красный шарф. Вы: Тогда притворимся, что сейчас зима. Игрушка: И сильная метель». Придумывайте игровые ситуации, снабжающие ребенка, какой – то новой информацией, или такие, которые действительно имеют место в его жизни. Разыгрывание повседневных ситуаций помогает ребёнку лучше разобраться в реальной жизни.

58. Лети птичка. Станьте к своему ребёнку. Возьмите его руки в свои. Держась за руки, ходите по кругу и пойте или читайте: «Лети, птичка, к нам в окошко, (Машите руками, будто летите). Лети, птичка, через дверь, (Машите руками). Лети, птичка, к нам в окно, прилетай и сядь на стул». На словах: «сядь на стул» сделайте вид, что летите, и коснитесь стула. Попросите ребёнка повторить ваше движение. «Летите» дальше и касайтесь других предметов в комнате. Эта игра в развлекательной форме расширяет словарный запас ребёнка.

59. Поём название игрушек. Сядьте с ребёнком на пол. Назовите знакомую ребёнку: «Я вижу мишку (или другой большой предмет).». попросите малыша прикоснуться к мишке. Продолжайте называть предметы. Всякий раз, пропев очередное название, попросите ребёнка касаться предмета. Это очень хорошая игра для расширения словарного запаса.

60. Прыг – скок. Усадите ребёнка на колени лицом к себе. Крепко держа малыша за талию, качайте его вверх и вниз. Прочитайте ему этот стишок: «Прыг – скок, прыг – скок, у папы на коленке. Прыг – скок, прыг – скок, стой, лошадка, тпру. (Притяните малыша к себе и крепко обнимите его). Прыг – скок, выше, выше, выше, ух. (Поднимите малыша на руках). Прыг – скок, прыг – скок, …(имя ребёнка) в яму бух. (Поддерживая малыша под мышками, раздвиньте ноги, чтобы он упал с колен).». Ребёнку игра так понравится ,что он попросит повторить её. И это будет всё более укреплять узы любви между вами.

61. Музыка на двоих. Прослушивание музыки в компании с ребёнком доставляет удовольствие вам и полезно для умственного развития малыша. Включайте любую музыку, которая нравится вам и вашему ребёнку, и реагируйте на возбуждаемые ею ритмичные движения малыша. Если он покачивается, вы покачиваетесь. Если он прыгает, прыгайте и вы. Возьмите его за руку и делайте различные движения под музыку – прыгайте. Бегайте, кружитесь, ходите на цыпочках – что угодно. Повинуйтесь ритму музыки и побуждайте ребёнка делать это. Если он увидит, что музыка вам нравится, ему она тоже понравится.

62. Пальчики. Купание ребёнка – процесс особого сближения между вами. Распевая песенки в процессе купания, вы приносите в этот процесс элемент игры и способствуете развитию речевых навыков малыша, если, например, перечисляете в песне части его тела. Выбрав подходящий мотив, пойте о той части тела, которую моете. «Теперь пора мыть пальчики, мыть пальчики, мыть пальчики, чтоб были наши пальчики красивыми и чистыми». Переходя к следующей части тела, пойте о ней.

63. Плавает или тонет. Выберете несколько предметов, часть из которых тонет в воде, а часть плавает. Это может быть губка, мыло, пустые и наполненные чем – либо баночки и коробочки, пластмассовые игрушки. Налейте в ведро воды и опускайте туда каждый предмет. В зависимости от обстоятельств, говорите про этот предмет «плывёт» или «тонет». Перебрав все предметы, начинайте всё сначала, но на этот раз, прежде чем опустить очередной предмет в воду, спрашивайте малыша: «Как ты думаешь, будет он плавать или утонет»? Очень скоро ваш ребёнок сам начнёт проверять разные предметы на плавучесть.

64. Ритмичная забава. Сядьте с малышом на пол и дайте ему палочку или деревянную ложку. Попробуйте простучать какой – нибудь ритм. Например, два удара, пауза. Когда стучите, считайте: раз, два… Если малыш не справляется с заданием, возьмите его руку и помогите стучать по полу, пока вы считаете. Пойте вашу любимую песенку и стучите по полу в ритм ей. Побуждайте ребёнка подражать вам. Когда ребёнок научится управляться с барабанной палочкой, попробуйте дать ему следующее задание. (стучать быстро, стучать медленно, стучать громко, стучать тихо).

65. Ноги вверх. Малыши любят ходить босиком, так что эта ишра им понравится. Снимите обувь с ребёнка и с себя. Лягте на пол так, чтобы ваши ноги соприкасались с подошвами малыша. Теперь скажите: «раз, два, три, ноги вверх». С этими словами поднимите ноги так, чтобы ваши соприкасались. Это очень хорошее упражнение для развития координации движений.

66. Старый Макдональд. Народная английская песенка про старого Макдональда понравится вашему малышу – дети любят имитацию звуков животных. Мотив подберите сами. «Старый Мак хозяйство вёл, там он курочек развёл, а теперь повсюду слышно: ко – ко – ко, ко – ко – ко, ко – ко – ко оттуда, ко – ко – ко отсюда, ко – ко – ко, ко – ко – ко отовсюду». Ещё у старика Макдональда на ферме были уточки, гуси, свиньи, и прочая живность. Проявив фантазию, вы можете изменить эту песенку. У старого Макдональда мог быть огород, кондитерский магазин. Меняя слова, вы расширяете лексикон своего ребёнка. «Простудился старый Мак, стал он кашлять так и так, а теперь повсюду слышно Кхе – кхе – кхе, кхе – кхе - кхе».

67. Вертится волчок. Покажите ребёнку волчок и пусть он наблюдает за его вращением. Затем сами начните кружиться, как волчок, и попросите ребёнка повторить движение. Прочитайте стишок: «Вертится волчок, весело кружит, а когда устанет, ляжет – полежит». Когда ребёнок поймёт суть игры, начните кружиться медленно, а потом всё быстрее. В конце игры замедляйте темп и ложитесь на пол.

68. Посмотри на себя. Эта очень полезная и интересная игра поможет ребёнку развить наблюдательность и лучше осознать строение своего тела. Скажите своему двухлетнему ребёнку: «Если на тебе есть туфли, подпрыгни вверх». Помогите малышу, задав наводящий вопрос: «На тебе есть туфли? Покажи мне их». Показав малышу на туфли попросите его подпрыгнуть. Если нужно, покажите, как подпрыгивать. Вот ещё идеи: «Если на тебе надеты носки, наклонись вперёд; если ты носишь рубашку, хлопни в ладоши; если ты носишь штаны, наклони голову».

69. Шёпот. Двухлетних детей шёпот всегда интригует, и они очень гордятся, если умеют говорить шёпотом. Разговор шёпотом помогает ребёнку научиться управлять своим голосом. Это так же требует значительной концентрации внимания. Прошепчите что – нибудь своему малышу. Например: «Давай похлопаем в ладоши». Попросите малыша прошептать вам, что – нибудь в ответ. Шепчитесь до тех пор, пока ребёнок не научится легко понижать голос.

70. Потряси рукой. Для этой игры вам понадобится кукла или мягкая игрушка, у которой есть руки и ноги. Сядьте с ребёнком на пол, возьмите куклу и покажите, как вы трясёте её рукой вверх и вниз. Отдайте куклу ребёнку и попросите его попробовать сделать то же самое. Подумайте, какие ещё движения можно сделать с куклой или мягкой игрушкой. Вот несколько идей: «похлопать в ладоши; подвигать ноги вверх – вниз; похлопать подошвами ног; поцеловать». Обратитесь за идеями к своему малышу – может, он, что – то подскажет.

71. Учим на память. Двухлетний ребёнок подобен губке. Раз, услышав, что – то, он уже начинает это запоминать, особенно если слова сопровождаются действиями. Чтобы ребёнок быстрее запомнил стишок, лучше всего делать ударение на последнем слове и при этом выполнять какое – то действие. Вот один пример. Не забывайте делать ударение на последнем слоге: «Тили – БОМ! (Махните рукой, словно ударяете). Что за ГРОМ? (Заткните уши руками). Вот те РАЗ. (Посмотрите на часы). Ровно ЧАС. (Покажите один палец).».

72. Свободный как ветер. Очень интересно танцевать с развивающимся в руке шарфом или платком. Это также придаёт чувство равновесия и контроля над своим телом. Включите, какую нибудь инструментальную пьесу и начинайте танцевать со своим малышом, взяв себе и дав ему платок. Взмахивая платком, опуская и поднимая его. Можете так же взяться с ребёнком за один платок с двух сторон и танцевать в паре. Что вы не придумаете, ребёнок будет вторить вам. Это очень творческая игра, и ребёнку будет хотеться играть в неё снова и снова.

73. Фруктовая песня. Положите на стол фрукты трёх видов и назовите их. Пусть ребёнок потрогает каждый фрукт, когда вы называете его. Прочитайте, подобрав, подходящий мотив: «… (имя ребёнка) любит яблочки, (… имя ребёнка) любит яблочки и это хорошо». Затем: «(… имя ребёнка) любит виноград, (… имя ребёнка) любит ягоды»… И, наконец: «Сейчас мы сделаем салат из этих вкусных фруктов, сейчас мы сделаем салат, и… (имя ребёнка) его съест. Ням».

74. Фруктовая сказка. Эта игра может удачно заменить «Фруктовую песню», когда та поднадаест. Выберите 3 – 4 фрукта, и пусть ребёнок осмотрит их. Теперь разрежьте один из фруктов, обсуждая с ребёнком, что вы видите внутри. Там могут быть семечки, сердцевина, дольки. Придумайте и расскажите малышу сказку об этом фрукте: «Жило – было яблоко, которому очень хотелось поиграть с Андрюшей. Тогда оно прикатилось и говорит: «Привет, Андрюша, радо тебя видеть. Я такое одинокое. Может быть, пригласим другие фрукты поиграть с нами? Хорошо, - ответил Андрюша. Я позову апельсин. Андрюша позвонил по телефону и сказал: «Здравствуй, апельсин. Приходи к нам поиграть». ». Пусть ваш ребёнок сам предложит, кому позвонить следующему. Взяв новый фрукт, осмотрите его вместе, поговорите о нём, ну и, конечно, попробуйте на вкус.

75. Бутерброд – бабочка. Попросите своего малыша помочь вам приготовить бутерброд. Разрежьте ломтик хлеба по диагонали. Намажьте хлеб маслом, а затем украсьте кусочками фруктов – дольками банана, ягодами, изюмом. Составьте бутерброд углами, и у вас получится бабочка. Добавьте усики (из стеблей салата, например). После того как ребёнок съест бутерброд, предложите ему притвориться бабочкой и полетать по комнате.

76. Зайчик. Выберите для этой игры любимую мягкую игрушку ребёнка. В приведённом ниже стихотворении замените слово «Зайчик» на название этой игрушки. Такая игра развивает пространственное восприятие ребёнка. Прочитайте стишок: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик поскакать. (Потрясите игрушку вверх – вниз). Огляделся. (Повертите голову игрушки влево – вправо). Повертелся. (Вращайте игрушку). Посмотрел наверх и вниз. (Наклоните игрушку назад и вперёд). Пробежался. (Бегите с игрушкой). Забоялся… Где ты, зайчик, отзовись? (Спрячьте игрушку за спину).».

77. Хоровод. Возьмитесь с ребёнком за руки, ходите по кругу и пойте: (Ходим, ходим хороводом перед всем честным народом. Раз, два, три, сели). Сядьте на пол. Действие меняется: (: (Ходим, ходим хороводом перед всем честным народом. Раз, два, три, поворот.) Можно придумать другие действия: хлопать в ладоши, подпрыгивать, приседать. Эта игра хорошо развивает пространственное восприятие ребёнка.

78. Портреты. Просматривая с ребёнком иллюстрации в журналах и книгах, изучайте лица людей. Спрашивайте у ребёнка, что выражает то или иное лицо. Найдите портрет ребёнка со счастливым выражением лица. Опишите своему малышу эмоции, отражающиеся на лице изображённого ребёнка, а потом попросите его «сделать счастливое лицо». Продолжайте искать и рассматривать счастливые лица. На следующий день сделайте упор на другие эмоции: возбуждение, грусть, удивление. Ищите лица, выражающие те чувства, которые ребёнок переживает на данный момент. Эта игра помогает двухлетнему малышу разобраться в своих чувствах.

79. Свет мой зеркальце. Сядьте с ребёнком на пол. Держа в руке зеркало, скажите: «Свет мой, зеркальце, что видишь? Вижу счастье на лице». Улыбнитесь и сделайте счастливое лицо. Говорите счастливым голосом. Отдайте зеркальце ребёнку и произнесите те же слова ещё раз. Попросите ребёнка сделать счастливое лицо. Продолжайте гримасничать перед зеркалом. Делайте то или иное выражение и просите ребёнка подражать вам. Среди прочего, ваше лицо может выражать печаль, ворчливость, сонливость, сердитость, удивление, испуг.

80. Строим башню. Сядьте с ребёнком на пол, прихватив с собой побольше кубиков разной формы. Постройте простую конструкцию в 3 – 4 этажа высотой. Если ребёнок ещё не готов, что – то построить самостоятельно, предложите ему скопировать вашу башню. Если вашему малышу интереснее строить более сложные конструкции, пусть берёт инициативу в свои руки. Чтобы оживить строение, помещайте на верхушку пластмассовые игрушки.

81. Заводные игрушки. Эта игра развивает речь ребёнка и навыки сотрудничества. Сядьте с малышом на пол. Вытяните ноги, расставив их, и попросите сидящего напротив малыша сделать то же самое. Ваши стопы должны соприкасаться, образовывая замкнутое пространство. Заведите игрушку и направьте её в сторону малыша, комментируя происходящее. Например: «Она едет к тебе», или «Берегись автомобиля», или «Ой, она упала». Если ребёнок может сам завести машину и направить её к вам, пусть сделает это. Если же ему нужна ваша помощь, заведите игрушку, но направит её пусть всё – таки ребёнок. Внимание!!! Заводные игрушки могут иметь мелкие детали, так, что в процессе игры будьте предельно внимательны, а затем спрячьте игрушку в недоступном месте.

82. Птенчик. Расскажите ребёнку это стихотворение, сопровождая действиями: «Я построю гнёздышко прочное надежное, где мой птенчик маленький спрячется от всех. (Обнимите малыша и крепко прижмите его к себе). Я построю гнёздышко, чистое просторное, где мой птенчик маленький сможет поиграть. (Дайте ребёнку игрушку). Я построю гнёздышко тёплое, уютное, где мой птенчик маленький будет крепко спать. (Покачайте ребёнка на руках и сделайте вид, что засыпаете).».

83. По очереди. Взрослые часто расстраиваются, когда их дети жадничают. Дело в том, что двухлетнему малышу очень трудно понять необходимость делиться. Помочь ему разобраться в этом сложном понятии поможет игра «по очереди». Дайте ребёнку его любимую игрушку и поговорите о ней, о том, какая она яркая, красивая. Себе возьмите другую игрушку и тоже опишите её. Поиграйте со своей игрушкой, а ребёнок пусть играет со своей. Наигравшись, отдайте ребёнку свою игрушку и попросите его отдать вам свою. Если в первый раз не сработает, потом пробуйте ещё.

84. Ароматная игра. Выберите три предмета с характерным запахом. Проще всего начать с плодов и цветов. Интересные ароматы, например, у апельсина маринованного огурца и сирени. Предложите своему малышу притвориться медведями на прогулке. Скажите: «Мишутка, я чувствую очень приятный запах». Сделайте вид, что срываете апельсин с дерева. Отщипните немного кожуры и дайте ребёнку понюхать плод. Продолжайте игру с двумя другими выбранными предметами. Скажите: «Мишутка, давай сядем на траву и насладимся этим ароматом ещё раз». В конце игры скажите ребёнку: «Хочешь попробовать на вкус что – нибудь из того, что мы нюхали?»

85. Я знаю! К двум с половиной годам многие дети уже знают наизусть не которые стишки. Ищите в журналах и книгах картинки, иллюстрирующие песенки и стишки, знакомые вашему ребёнку. Отыскав подходящую картинку, повторите вместе с малышом соответствующий стишок. Наклейте рисунки на отдельные картонные карточки и сложите их в коробку. Предложите малышу вытащить наугад карточку из коробки и прочитать подходящий стишок

86. Жил на свете. Придумайте историю, используя имя своего ребёнка: «Жил – Был маленький мальчик по имени Дима…» То и дело повторяйте в своей истории, какие – то выбранные 2 – 3 слова и побуждайте малыша произносить эти слова вместе с вами. Примером может послужить история о Диме, который гуляет по саду и всякий раз, когда видит что – нибудь интересное, восклицает: «Вот это да!» «Жил на свете маленький мальчик Дима. Он любил гулять по саду и находить всякие интересные вещи. Когда Дима встречал красивые цветы, он говорил: (Вот это да!!!) Дима садился на мягкую зелёную траву и, увидев гусеницу говорил: (Вот это да!!!)». Удлиняйте или укорачивайте рассказ в зависимости от того, насколько он интересен вашему ребёнку и насколько внимательно малыш слушает вас.

87. Карточки и картинки. Подберите журнал, где есть много изображений животных и предметов, которые знакомы вашему ребёнку. Вырежьте картинки из журнала и наклейте их на картонные карточки, создав своего рода карточную колоду. Вытащите карту из колоды. Если вы вытянули изображение кошки, пусть ваш ребёнок притвориться кошкой. Это отличная игра для развития воображения, речи и навыков общения.

88. Наша шустрая свеча. Возьмите ребёнка на руки, держа за талию, и расскажите или пропойте стишок. Ребёнок должен быть босой. «Наша шустрая овечка, любит прыгать через свечку. (Поднимите малыша вверх). Подлетает высоко. (поднимите ребёнка повыше). Ловко приземляется. (Опустите малыша к полу). Только вечно не везёт, ножка обжигается. (Скажите: «ууу», подуйте и поцелуйте ножку малыша).».

89. Вставь пропущенное слово. У двухлетних детей речь развивается очень быстро. Придумайте историю с использованием имени вашего малыша. Всякий раз, когда доходите до имени, пусть ребёнок сам вставит слово. «Жил на свете маленький мальчик, которого звали… (имя ребёнка). Этот самый мальчик по имени… (имя ребёнка) пошёл на кухню, чтобы позавтракать». Добавляйте в рассказ новые ситуации, побуждая ребёнка вставлять и другие слова: «(… имя ребёнка) открыл шкаф и достал оттуда…». Ваша история может быть совсем простой или посложнее, длинной или короткой – в зависимости от возможностей ребёнка. Эта игра отлично развивает речь ребёнка и его воображение.

90. Топ, топ, топ. Эта игра поможет развить координацию движений и силу крупных мышц. Возьмите ребёнка за руку и идите, приговаривая: «Топ, топ, топ, топ, топ, стоп». На слове «стоп», останавливайтесь. Дальше идите вприпрыжку: «Гоп, гоп, гоп, гоп, стоп». Опять остановитесь на слове «стоп». Продолжайте менять характер движения, но всегда останавливайтесь на слове «стоп». Вы обнаружите, что ребёнок скоро начнёт угадывать, когда вы собираетесь остановиться.

91. Время собирать камни. Выберите погожий денёк и отправляйтесь с малышом на поиски интересных камешков. Поговорите о том, что собираетесь делать, и захватите с собой ведро. Предложите малышу искать камешки определённого типа: «Давай искать совсем маленькие камешки или давай искать самые круглые камешки». Искать можно камни большие, круглые, маленькие, неровные, пятнистые, белые, коричневые – любые. Когда закончите, отнесите камни домой и помойте их. Внимательно рассмотрите каждый камень и обсудите. Откуда он мог взяться. Пусть малыш рассортирует собранные камни. Внимание! Если ваш ребёнок всё тащит в рот, следите за тем, чтобы он не подавился камнем.

92. А ты так можешь. Притворитесь, что держите в руках воображаемый предмет, и что – то делаете с ним. Сделайте вид, что вы пьёте молоко. Скажите: «Я пью молоко». Спросите у малыша: «А ты так можешь»? продолжайте в том же духе, имитируя деятельность, знакомую вашему ребёнку: бросайте мяч, чистите зубы, умывайтесь, причёсывайтесь. Сделав что – то, всегда спрашивайте: «А ты так можешь»? такая игра развивает мышление и воображение ребёнка, а также навыки общения.

93. Автобус. Вы можете петь эту песенку, подобрав подходящий мотив, или рассказывать как стих. «Колёса автобуса крутятся – вертятся, (Крутите сжатыми в кулаки руками). Крутятся – вертятся, крутятся – вертятся (Продолжайте крутить руками). Колёса автобуса крутятся – вертятся, город проехали весь». Вот начальные строки следующих куплетов: «Двери автобуса то закрываются, то открываются, то закрываются… (сжимайте и разжимайте кулаки). Дети в автобусе скачут и прыгают, скачут и прыгают, скачут и прыгают (Подпрыгивайте).». А вот самый любимый куплет: «Младенец в автобусе аж заливается уа – уа, уа – уа…(Притворитесь, что плачете).». Можете придумать и новые куплеты: «овцы в автобусе бекают – мекают… собака в автобусе гррр – гав…».

94. Мышиная игра. Читая стих, играйте пальцами, как указано. Для начала спрячьте руки, а спину. «Пять маленьких мышат отправились погулять (Поместите руки перед собой). Побегать, попищать, покушать поискать. (Сделайте вид, что кладёте еду в рот). Откуда ни возьмись огромный рыжий кот, (Скрючьте пальцы как коготки). И четверо мышат пустились наутёк». Повторяйте, уменьшая число мышей. Когда дойдёте до одного мышонка, после слов «огромный рыжий кот» остановитесь на секунду, а потом очень быстро проговорите: «Мышонок убежал – теперь ему урок». Расскажите стихотворение ещё раз, попросив ребёнка повторять движения за вами. Игра с пальцами хорошо развивает мелкую моторику и, следовательно, речь ребёнка.

95. Бум – дити. Возьмите любую куклу или мягкую игрушку ребёнка. Попросите его прикоснуться к любым частям тела игрушки. Скажите: «Покажи, где у мишки голова». Постукивая указательным пальцем по голове мишки или куклы, пропойте такую простую песенку (мелодию придумайте сами). Делайте пальчиком вот так: Бум – дити – бум, бум – бум – бум. Возьмите палец ребёнка и постучите им по голове куклы, повторяя стишок. Теперь проделайте то же самое, стуча по носу, колену или ноге куклы. Повторение слова «бум» является очень хорошим упражнением, обучающим ребёнка чувству ритма.

96. Повторение – мать учения. Сыграйте с ребёнком в такую игру: повторяйте три раза последнее слово любой фразы. «Хочешь хлеба, хлеба, хлеба; давай поиграем, поиграем, поиграем». Повторяя слова, основное ударение делайте на первом слове. Побуждайте малыша придумывать свои слова и повторять их.

97. Что ты видишь? В эту творческую игру лучше всего играть на прогулке или когда едете на машине. Прогуливаясь со своим малышом, спрашивайте его, что он видит. Когда он отвечает, стимулируйте его мышление, задавая дополнительные вопросы. Если, например, ребёнок говорит, что видит дерево, можно задать ему такие вопросы: большое оно или маленькое; какого оно цвета; какой формы у него листья; где у дерева самый верх и самый низ.

98. Картонные коробки. Большие упаковочные коробки можно превратить в отличные игрушки. Из них можно сделать машину, дом – всё, что подскажет вам воображение. В коробках можно также хранить сокровища. Дайте ребёнку коробку и понаблюдайте за его творчеством.

99. Изучение игрушек. Изучите с малышом его любимые игрушки. Постарайтесь отыскивать в них какие – то общие характеристики – форму, цвет или, может быть, звук. Выберите две игрушки, обладающие каким – то общим свойством (например, музыкальные), и одну, этого свойства не имеющую (не музыкальную). Укажите малышу на одну из музыкальных игрушек и скажите: «посмотри, Женя, эти игрушки пищат (поют)? Можешь показать, как»? затем переходите к следующей игрушке, спрашивая у малыша, пищит (поёт) ли она.

100. Наблюдаем за лужей. Играйте в эту игру после дождя. Отыщите подходящую лужу. Если она на асфальте, обведите её по краю мелом, а если на земле – палочкой. На протяжении дня следите за тем, как лужа высыхает. Это вызывает интереснейший разговор о том, куда девается вода из лужи. Такие игры развивают мышление ребёнка.

101. Готовим бутерброды. Большинство детей обожает бутерброды с маслом (особенно арахисовым) и джемом. Отрежьте 2 куска хлеба и положите на один из них кусок масла, а на другой – немного джема. Пусть ребёнок помогает вам, чем может, - откроет банку, размазывает масло и джем (для этого хорошо иметь специальный тупой нож). Такая деятельность придаёт ребёнку больше уверенности в себе и развивает мелкую моторику.

102. По порядку. Ребёнку очень важно научиться следовать определённому порядку в действиях, последовательному выполнению определённых шагов. Упорядоченность мышления весьма пригодится ему в будущем. Чтобы приучить ребёнка к последовательности в действиях, хорошо начать с таких повседневных процедур, как умывание. Прочитайте: «Сейчас пора мыть руки, мыть руки, мыть руки, а дальше что»? спросите малыша, что он будет делать, помыв руки. Если он ответит: «Чистить зубы», - пойте следующий куплет. Всякий раз добавляйте новый куплет.

103. Когда я был… Эта песенка про разные предметы, находящиеся в комнате, сопровождающаяся воображаемыми действиями, поможет развить речь и воображение ребёнка. Подберите мелодию и пойте: «Когда я был маленьким стулом, маленьким стулом, маленьким стулом, на мне сидели вот так. Когда я был маленьким поездом, маленьким поездом, маленьким поездом, я ездил по рельсам вот так. Когда я был маленьким мячиком, маленьким мячиком, маленьким мячиком, я по полу прыгал вот так».

104. Топ, топ, топает малыш. На прогулке ведите ребёнка за руку и напевайте эту известную песенку, по желанию меняйте слова. «Топ, топ, топает малыш, с мамой по дорожке милый стриж». Можно и попрыгать: «Гоп, гоп, прыгает малыш». Меняя слова по своему усмотрению, вы можете также ходить на цыпочках, бегать и маршировать, скользить по льду. Эта игра развивает координацию движений ребёнка и его внимание, заставляя прислушиваться к вашим словам.

105. Сказки с повторениями. Рассказывайте ребёнку сказки с повторяющимися словами и фразами. Например «Теремок»: «В чистом поле теремок, о не низок не высок, кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живёт». Очень скоро ребёнок начнёт повторять слова за вами. Можно читать сказки: «Репка, Колобок, Три поросёнка».

106. Любимые стихи. Ребёнку на третьем году жизни нравится, когда слова, которые он слышит, звучат в рифму, а фразы ритмичны и эмоциональны. Когда рассказываете ребёнку стихи, старайтесь театрализовать их, модулируя голос. Чем драматичнее и забавнее вы это делаете, тем с большим интересом малыш будет вас слушать. Такие игры ребёнку никогда не приедаются.

107. Музыкальный магазин. Сходите с малышом в магазин музыкальных инструментов. Если у вас есть знакомый продавец, он может позволить малышу побаловаться игрой на фортепиано. Внимательно осмотрите и обсудите 2 – 3 музыкальных инструмента. Может быть, удастся послушать их в деле. После посещения магазина обсудите с малышом всё, что видели и слышали. Включите запись музыки, где используются, какие – то из инструментов, которые вы видели в магазине. Подсказывайте ребёнку, когда какой инструмент играет.

108. Обед с пением. Чем больше вы разговариваете с ребёнком, тем активнее развивается его мышление. Пение – ещё одна возможность использования и развития речи. Оно помогает ребенку фокусировать внимание на словах и их значение. Превратите обед в песню. Вместо того чтобы произносить слова: «хочешь молока?» или «ешь картошку», будничным голосом, пойте. Это очень весело.

109. Ещё. Если малышу нравится, какая – то книжка, стихотворение или песня, он хочет слушать их ещё. Иногда это становится утомительным. Если речь идет о книжке, попросите ребёнка пересказать её своими словами. Читая ребёнку сказку, предоставляйте малышу самому вставлять какие – то слова и фразы – ведь он их уже наверняка запомнил. Простые сказки, которые ребёнок в этом возрасте способен запомнить, относятся к числу его самых любимых. Чтение книг развивает внимание ребёнка и его усидчивость.

110. Сортировка игрушек. Двухлетние дети любят свои игрушки. Чем больше вы придумываете игр, в которых участвуют их игрушки, тем больший восторг это у них вызывает. Сядьте на пол со своим малышом и разложите перед собой побольше игрушек. Начинайте сортировать их по цвету. «Давай выберем все красные игрушки и сложим их в отдельную кучу». Ещё можно сортировать игрушки по размеру и по качествам (игрушки на колёсиках, игрушки - животные). Спросите малыша, как можно, по его мнению, рассортировать игрушки. Способов можно придумать много, особенно, если вы поможете малышу. Эта игра развивает мышление ребёнка.

111. В поисках сокровищ. Спрячьте где – нибудь во дворе 3 – 4 «сокровища». Пометьте места, где они спрятаны, цветными ленточками или гофрированной бумагой. Заранее объясните ребёнку, какие сокровища вы ищите. Например: «маленькую игрушку, спрятанную под кустом; игрушку, подвешенную на ветке дерева; игрушку на сиденье качелей». Держа малыша за руку, отправляйтесь на поиски сокровищ. Находки доставят ребёнку огромную радость.

112. Классы. Нарисуйте на тротуаре простейшие «классы» из 5 клеток и пронумеруйте их. Покажите малышу, как бросать битку. В качестве битки можно использовать камень или палку (она должна быть не слишком маленькой и не слишком острой). Попросите малыша допрыгать на одной ноге до клетке с биткой. Можно также прыгать на двух ногах, бежать и просто идти. Эта игра развивает координацию движений, чувство равновесия и навыки счёта.

113. Игра в собачек. Объявите, какую – то часть комнаты «собачьей будкой». Притворитесь, что вы – собака мама, а ваш ребёнок – щенок. Спросите у «щенка», как его зовут, и называйте его этим именем во время игры. Предложите малышу: «Гав, гав, … (имя щенка), давай попрыгаем через будку». Прыгайте и предложите ребёнку повторять движения за вами. Продолжайте предлагать новые идеи, как – то связанные с собачьей будкой. Спрашивайте совета у ребёнка. Среди прочего можно поиграть в будку, заползать в будку, есть в будке. В последнем случае сделайте вид, что грызёте косточку, или перекусите взаправду.

114. Учимся бросать. Корзина для белья или упаковочная коробка идеально подходят для освоения навыков бросания. Экспериментируйте с бросанием разных предметов – мяча, скомканной бумаги, тряпок. Бросание каждого предмета требует несколько иных двигательных предметов. Эта игра отлично развивает координацию движений.

115. Посмотрим на луну. Несколько вечеров подряд смотрите со своим малышом луну, наблюдая за тем как постепенно меняются раздел и форма. Каждый вечер зарисовывайте луну, как вы её видите. Потом будет забавно сравнить изображения луны в разные дни. Придумайте определения, которыми можно описать луну в разных фазах: круглая, полная, рогатая, тонкая. Эта игра хорошо развивает наблюдательность ребёнка.

116. Цветной лёд. Приготовьте кубики льда из воды, подкрашенной разными пищевыми красителями (они не токсичны). Начните какого – нибудь одного цвета. Поместите кубики льда в небьющуюся миску и начинайте играть с ними, периодически напоминая о цвете: «Дай мне, пожалуйста, синюю льдинку». Постройте из кубиков ледяную башню и наблюдайте, как она начинает подтаивать, обсуждая, то, что видите. В другой раз наполните миску кубиками двух цветов. Теперь, строя башню, сравнивайте цвета, не забывая называть их. Когда кубики начнут таять, могут образоваться совершенно новые цвета. Например, если вы приготовите, красные и жёлтые кубики, может получиться оранжевый цвет. Лучше всего играть в эту игру в жаркий день.

117. Цветная дорожка. Наклейте на пол несколько листов плотной бумаги 2 – 3 цветов так, чтобы получилась дорожка. Двигаясь с ребёнком по этой дорожке, пойте песенку. Время от времени прекращайте петь и в тот же момент останавливайтесь. Если ваш ребёнок уже знает цвета, спрашивайте у него, на листе какого цвета вы остановились. Развивайте пространственное восприятие ребёнка, предлагая ему переступить через лист, пройти по листу, обойти лист. Для разнообразия можете не просто идти, а прыгать на одной или двух ногах или идти на цыпочках.

118. Раз, два, три. Маршируйте на счёт «раз, два, три»: «Раз, два, три, шагом марш, раз, два, три, раз, два, стой». Маршировать можно не только стоя, но и сидя, а можно просто стучать руками по коленям. Эта игра развивает в ребёнке чувство ритма.

119.Попрыгунчик. Прочитайте малышу стишок, сопровождая слова действиями, а потом предложите ребёнку присоединиться к вам. «Стоит в поле теремок, (Сядьте на корточки и накройте голову руками). Кто в тереме живёт? Дверка открывается, (Медленно приподнимайте руки над головой). Кто там появляется? Шшшш, ба – бам! (Подпрыгните, вытягивая руки вверх). Попрыгунчик там».

120. Просто рифмы. Подобрав простую мелодию, пропойте: «Что такое го – го – го? Бо – бо – бо? До – до – до? Что такое го- го – го? Бо – бо – до – до - эй»! Приплясывайте при этом. А на слове «эй» хлопните в ладоши. Подбирайте любые три рифмующиеся слога. Это помогает трёхлетнему ребёнку понять суть рифмы.

121. Ай – лю – лю. Эта простая песенка поможет формированию множества новых связей в мозгу вашего ребёнка. Пойте её, взяв малыша на руки и пританцовывая. «Ай – лю – лю, я тебя малыш люблю, ай, люблю, да, люблю, ай – лю – лю, ай – лю – лю, ты мой сладенький»! На последних словах подхватите малыша на руки.

122. Я умею делать что – то. Игры, связанные с выполнением последовательных движений, хорошо подготавливают малыша к освоению чтения. Спойте или причитайте следующий стишок.: «Я умею делать что – то, делать что – то, делать что – то, я умею делать что – то, вот что я могу (Подпрыгните)». Повторит песенку и добавьте к прыжку ещё одно движение – хлопните в ладоши, повернитесь кругом, кивните головой, наклонитесь. Продолжайте петь, всякий раз добавляя очередное действие.

123. Музыкальные инструменты. Знакомьте малыша с разнообразными звуками, которые можно извлечь из ритмических инструментов. Начните с барабана, песочных блоков и треугольника. Барабан. Стукните по ребру, а потом – по центру барабана. Получится более высокий и более низкий звуки. Песочные блоки. Потрите их друг о друга, и получится звук, напоминающий шум движущегося поезда. Треугольник. Стучите по разным точкам треугольника, извлекая звуки разной высоты. Барабанные палочки. Стучите ими по разным поверхностям, получая разные звуки. Ребёнку наверняка понравится стучать ими по полу или по столу.

124. За продуктами. Попросите своего ребёнка помочь вам составить список покупок. Возьмите его с собой в супермаркет и разыщите там продукты из вашего списка. Вернувшись, домой, позвольте ему помочь вам выложить покупки и прочитать этикетки. По возможности приготовьте блюдо из купленных вами ингредиентов. Поблагодарите своего малыша за помощь.

125. Выбираем. Сыграйте в эту игру, чтобы помочь своему малышу научиться выбирать между различными вариантами.Сядьте с ребёнком на пол и разместите рядом с собой несколько мягких зверюшек. Скажите медвежонку: «Мишка, что ты хочешь сегодня на обед – кашу или сыр?» Попросите ребёнка ответить за Мишку. Обсудите все «за» и «против» каждого варианта. Обратитесь к другому животному: «Зайчик, мы сегодня будем играть дома или пойдём на улицу?» Опять у вас есть возможность обсудить возможный ответ. Важно, чтобы ребёнок остался доволен выбранным вариантом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра «Кто? Как? Почему? Играя, вспоминаем» для 6 класса (по материалу I полугодия)

В данной презентации представлена интерактивная игра для 6 класса по материалу  первого полугодия. Проводила ее я сразу после новогодних каникул. Ребята очень хорошо отреагировали на первый урок ...

Интерактивная игра «Кто? Как? Почему? Играя, вспоминаем» для 7 класса (по материалу I полугодия)

В данной презентации представлена интерактивная игра для 7 класса по материалу  первого полугодия (до эволюционных преобразований). Ребята очень хорошо отреагировали на повторение материала перед...

Интерактивная игра «Кто? Как? Почему? Играя, вспоминаем» для 8 класса (по материалу I полугодия)

В данной презентации представлена интерактивная игра для 8 класса по материалу  первого полугодия. Ребята очень хорошо отреагировали на первый урок после новогодних каникул в игровой форме. Суть ...

Интерактивная игра «Кто? Как? Почему? Играя, вспоминаем» для 9 класса (по материалу I полугодия)

В данной презентации представлена интерактивная игра для 9 класса по материалу  первого полугодия. Ребята очень хорошо отреагировали на первый урок после новогодних каникул в игровой форме. Суть ...

Игры с ребёнком

Игры с ребёнком по месяцам!...

Музыкальные игры с ребёнком дома

Консультация для родителей...

Интеллектуальная игра "Права ребёнка" 8-9 классы

Познакомить учащихся с правами ребёнка, воспитывать правовую грамотность учащихся....