Духовно–нравственное воспитание в семье. Разработка родительского собрания.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Материал для классных руководителей, может применяться на родительских собраниях с целью укрепления духовно-нравственных основ воспитания школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 52»

г.Тверь

Духовно – нравственное воспитание в семье.

Разработка родительского собрания.

Учитель: Трудакова Олеся Ивановна

2017 год

Слайд №2

Цель родительского собрания:

1. Показать, что  семейные  традиции,  моральные  принципы, педагогическое     мастерство     родителей     являются необходимыми   условиями    формирования    нравственных убеждений ребёнка;

2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания  детей  в семье.

Задачи родительского собрания:

1. Выявить  уровень нравственного воспитания детей в семье.

2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые  для формирования нравственно  развитой личности в семье.

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и  школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10—11 классах, а в 5—6 классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Слайд №3

Семья является традиционно главным институтом воспитания. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Хотя, конечно, здесь необходимо учитывать два существенных обстоятельства: первое - возможности семьи объективно ограничены; второе - современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка. Образовательное учреждение вынуждено брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания.

Слайд №4

   Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Отметим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.

  Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

  Нравственная составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и миром.

   Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные российские религии.

Слайд №5

Школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения.

В связи с этим одной из стратегических линий деятельности школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребенка.

Однако пути решения проблемы воспитания в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Воспитание детей в школе не может подменять родительское. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает ей в становлении и взрослении ребенка.

Слайд №6

Семья  может  выступать  в  качестве   как   положительного,   так   и отрицательного фактора воспитания.

По определению социологов,  воспитательный  потенциал  семьи  определяется рядом  факторов: её   материальной   и   жилищно-бытовой   обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим  в  ней  морально- психологическим климатом, авторитетом отца  и  матери  у  детей  и  доверием детей к родителям, единством требований в семье.

Слайд №7

Проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей.

  • ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей;
  • значительные различия во взглядах на жизнь членов семей;
  • отсутствие возможности контролировать поведение детей;
  • недостаточное знание членами семьи друг друга;
  • отсутствие взаимопонимания с детьми.

Пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне.

Слайд №8

Педагогические упущения  родителей  могут  быть  вызваны

следующими причинами:

1) отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека;

2)  наличие  сформировавшейся  изначально  ложной  точки  зрения   на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой  долг  –  одеть,  обуть, накормить, а остальное – дело школы»;

3)  конфликтная атмосфера в семье;

4) при  полном  внешнем  благополучии  семьи  –  авторитарные  методы воспитания;

5) излишняя порочная родительская любовь и т. п.

Слайд №9

Задачи педагога:

а) выяснить, как сделать так, чтобы  максимизировать  положительное  и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;

б) убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и  указать  методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.

Слайд №10

Воспитать  развитые  нравственные  потребности  –  главнейшая   задача

родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного  решения?

  1. Родители должны осознавать важность этой задачи.

Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль в развитии духовно-нравственных отношений. Сегодня пугает и тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия на эмоциональном уровне. Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться со своими детьми.

2) Развивать сами  в  себе  эти  нравственные  потребности.

  Родители, которые  хотели  бы  воспитать  своего  ребёнка  не  стихийно,   а сознательно, должны начать  анализ  воспитания  своего  ребёнка  с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг.

3) Знать, как,  какими  методами  формировать  в  детях  нравственные потребности.

Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

Слайд № 11

Следует отметить следующие методы и условия нравственного  воспитания ребёнка в семье:

1) Атмосфера  любви, искренности, эмоциональная поддержка  ребенка.

Духовность и взаимопонимание детей исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем и для асоциального поведения самих детей. Нужно стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы.

При этом очень важно, чтобы  у  родителей не расходилось слово с делом. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями.  Это  ведёт  к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму и краху «детско-родительских» отношений.

2) Разъяснение. Воздействие словом.

Подростки любят  рассуждать,  но  родители  часто  пресекают  эти  рассуждения,  подчёркивая   их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы,  а  потому  им  рано высказывать  свои  мнения.  Но  именно  в  ходе  этих   рассуждений подростки постигают нравственные понятия. С  детьми   школьного возраста можно размышлять вслух,  делиться   сомнениями,  обращаться  за  советом.  Такая  непринуждённость утверждает   доверие,   чистосердечность,   искренность,   сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир. Надо продумывать, как  связать  беседу  с  жизнью, какого практического результата мы хотим добиться. Нужно, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных  мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Убеждение не может существовать без его реализации.

3) Осторожнее с упреками!

Одни упрекают ребенка в том, что  он  уже  большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей. Надо  суметь,  не   оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку  его действиям и подсказать выход из сложившейся ситуации, так как дети часто не могут найти его сами. 

  1.  Необходимо воспитывать  чувства. 

Нравственные  потребности  человека  теснейшим   образом   связаны   с нравственными  чувствами,  которые  являются  также  мотивами  человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Слайд №12

Воспитывать в детях надо  все  элементы  их  нравственного  мира -  и  словом,  и  делом вызывать  переживания,  умышленно   создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности.

Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели.

Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы  не послужить ему примером безнравственного поведения.

Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

 Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами,  которые вы считаете полезными.

Слайд №13

Выводы:

Родители  составляют  первую  общественную  среду  ребёнка.   Родители являются образцами, на которые  ребёнок  ориентируется  ежедневно.  Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель  воспитания  ребёнка  –  это  счастливая,  полноценная, творческая, полезная  людям,  нравственно  богатая жизнь  этого ребёнка.  На  созидание  такой  жизни  и  должно  быть  направлено  семейное воспитание.

Только  при  уверенности  ребёнка  в   родительской   любви   возможно правильное формирование  психического  мира  человека,  возможно  воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое  условие  его  принципиальных позиций, последовательности его поведения,  уважения  достоинства  личности, духовности.

Само  нравственное  воспитание  осуществляется  путём  формирования  у ребёнка  нравственных  потребностей  и  убеждений,  нравственных  чувств   и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Слайд №14

Задачи педагога – объяснить родителям, что  их  педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания  разобраться  в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка;  найти пути  и условия формирования нравственности ребёнка.

Бесспорно,  работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

Решение родительского собрания:

Способствовать созданию воспитательной среды, основанной на идее самосовершенствования и саморазвития школьника.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно – нравственное воспитание в семье. Родительское собрание.

Слайд 2

Цели родительского собрания: 1 . Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; 2. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье. Задачи родительского собрания: 1. Выявить уровень нравственного воспитания детей в семье. 2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

Слайд 4

Задачи духовно-нравственного воспитания Гармоничное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейный уз, любви к детям, уважения к старшим. Усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение преемственности поколений, воспитание патриотов России. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества, развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности.

Слайд 6

Воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально- психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.

Слайд 7

Проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей. ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей; значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей; отсутствие возможности контролировать поведение детей; недостаточное знание членами семьи друг друга; отсутствие взаимопонимания с детьми.

Слайд 8

Педагогические упущения родителей могут быть вызваны следующими причинами: 1) отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека; 2) наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например, «мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы »; 3) конфликтная атмосфера в семье; 4) при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания; 5) Излишняя порочная родительская любовь и т. п.

Слайд 9

Задачи педагога : а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка ; б) убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.

Слайд 10

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей . Что нужно для её успешного решения? Родители должны осознавать важность этой задачи . Развивать в себе эти нравственные потребности . Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Слайд 11

Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье: Атмосфера любви, искренности, эмоциональная поддержка ребенка. Разъяснение . Воздействие словом . Осторожнее с упреками ! Необходимо воспитывать чувства.

Слайд 12

Воспитывать в детях надо все элементы нравственного мира - и словом, и делом вызывать переживания, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности. Детей нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными.

Слайд 13

Выводы: Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно . Цель воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, нравственно богатая жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Слайд 14

Задачи педагога – объяснить родителям, что их педагогическая грамотность зависит от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности ребёнка; найти пути и условия формирования нравственности ребёнка . Д обиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы , сотрудничестве родителей и самих детей

Слайд 15

Решение родительского собрания: способствовать созданию воспитательной среды, способствующей самосовершенствованию и саморазвитию школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания "Нравственное воспитание в семье"

Разработка для учителей и классных руководителей. Освещает вопрос воспитания нравственных ценностей в семье....

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка"

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка". А так же рассматривается влияние авторитета родителей на ребенка и основные ош...

Разработка родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"

Данная разработка может быть полезна классным руководителям и родителям....