Для родителей "Возрастные особенности подростков"
учебно-методический материал
Для родителей "Возрастные особенности подростков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osoben.starsh.podr_avtosohranennyy.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности старших подростков
(учащихся 8-9 х классаов)
Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, самооценке, самоопределении, самовоспитании, психологической и эмоциональной независимости, достижении определенного социального статуса. Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.
Первое противоречие между исключительной концентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.
Второе противоречие между притязаниемподростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.
Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у дрезей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми.
Подростки очень нуждаются в общении с друзьями, любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, самопознании.
Их основные особенности – концентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом.
Подросток не мыслит себя вне общения со сверстниками, друзьями. Дружба значит для него многое: она позволяет помериться силами – физическими и духовными – с равными себе, оценить себя и других, ощутить свою индивидуальность. Подросток как в зеркале, рассматривает оценку значимых людей, корректирует представление о себе. Поэтому оценка и положительная эмоциональная поддержка родителей, педагогов приобретают для него первостепенное значение.
В 9-ом классе решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу от старшего подростка общество требует прфессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.
Однако не все старшие подростки к концу обучения в 9-м классе могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора.
В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя 9-и еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, прямолинейно, то теперь они делают это более тонко.
В 8-9 классах возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение такого рода тревожности вызвано также и тем, что впереди экзамены, отбор в 10-й класс и, возможно, начало нового жизненного пути.
Отметим разницу в становлении самосознания младших и старших подростков. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а концу периода, примерно к 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у негоо формируется «Я-концепция»- система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
Реальное «Я» подростка включает совокупность его представлений о собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях в разных областях, силе характера, обшительности, доброте и т д.
Познание себя, своих качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-концепции». Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом под влиянием семьи и сверствников.
Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном сознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального.
Важно отметить, что в этот период становится возможным самовоспитание благодаря развитию у подростка саморегуляции. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайщем будущем, но и стремятся развить в себе желаемые качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности подростков
Материал к родительскому собранию на тему "Подростковый возраст"...
выступление на род.собрании "Возрастные особенности подростков"
Цель: ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития. Форма проведения – лекция....
Психологические особенности подростка
В работе представлены психологические особенности подросткового периода и даются некоторые рекомендации по вопросам общения с детьми...
психологические особенности подростка
Рассматриваются особенности и проблемы общения с подростком...
Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"
Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"...
Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»
Ученики помнят и любят своих учителей не столько за усвоенный благодаря им учебный материал, сколько за их отношение, умение вдохновить и воодушевить, привить любовь к предмету и к знаниям вообще, за...
Родительское собрание: "Психологические возрастные особенности подростка"
Презентация к родительскому собранию, в которой говорится об особенностях поведения старших подростков, даются рекомендации родителям....