Логопедические игры на автоматизацию звуков у дошкольников и младших школьников
статья

Слязина Ольга Анатольевна

Представленные в статье речевые игры помогут родителям и педагогам сделать длительный этап автоматизации звуков интересным и увлекательным. Логопедические игры помогут детям научится контролировать правильное произношение поставленных звуков. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения в школе.В данные игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Все перечисленные речевые игры проводятся в устной форме и не требуют дополнительных материалов для проведения игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_igry_na_avtomatizatsiyu_zvukov.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры на автоматизацию звуков

Автоматизация звука - это закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи ребёнка.

К автоматизации звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит звук изолированно совершенно правильно при многократном повторении.

Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести поставленный звук в своей речи. Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) сначала выполняется с участием сознания, многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука», вместо «рука», так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче – т. к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Перед нами стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение. Поэтому автоматизация идет дольше.

Скорость введения звуков в речь у всех детей индивидуальна.

Она зависит:

1) От вида речевого нарушения – звуки у детей с дизартрией автоматизируются медленно.

2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности -т.е. самоконтроля и сознательном управлении своими действиями.

Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете участвовать в процессе автоматизации, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Задача родителей помочь ребёнку научиться контролировать правильное произношение поставленных звуков. Выработка самоконтроля поставленных звуков в свободной речи вызывает у большинства дошкольников особую трудность. Это связано с дополнительной нагрузкой на нервную систему ребёнка. То есть ребёнку необходимо контролировать произнесение каждого звука, слога, слова, предложения, для того чтобы «сломать» старый стереотип произнесения звука, привыкнуть новому артикуляционному укладу.

В свободной бытовой речи ребенку самостоятельно «следить» за звуками особенно трудно, так как ему необходимо реализовать речевой замысел. В потоке речи проанализировать каждое слово, т.е. сделать фонематический анализ. (особенно это тяжело детям, у которых недостаточно сформированы фонематические процессы или дети, у которых грубо нарушена звукослоговая структура слов, например, произнесение таких слов как «трактор», «телевизор», «строительство» вызывает затруднения). Очень часто ребёнка переполняют разнообразные эмоции или он просто устал, переутомлён, недомогает. Ребёнку нужно поставить язык в правильное артикуляционное положение новое непривычное для него. Помочь в таком нелёгком деле может ребёнку его микроокружение те люди, которые ближе чаще общаются с ребёнком (воспитатели, мамы, папы, бабушки).

Как повысить детский самоконтроль за речью?

- Не рекомендуется прерывать эмоциональное высказывание ребенка в случаях неправильного звукопроизношения, допущения грамматических ошибок, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения. («Какую интересную историю ты мне рассказал! Повтори пожалуйста с новым звуком…) Делайте это доброжелательно, не повышая голоса.

- Нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции. Например, «Следи за звуками».

- Постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой.

- Регулярно следить за звукопроизношением ребенка в течение дня (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений).

- Переносить контроль на неживой объект, как раздражитель нужного рефлекса, а именно: предложить повторно поделиться своими впечатлениями с игрушкой, постоянно играющей роль логопеда.

 - Темп речевых упражнений повышать постепенно. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок постепенно переходит к более быстрому проговариванию слов, предложений и, наконец, скороговорок.

- Не сравнивайте ребенка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

- Во время совместных речевых игр учитывайте настроение ребёнка, все возможности и способности.

- Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть нежелание, необходима создать положительную мотивацию или превратить тренировку правильного звукопроизношения в игру.

Играя с ребенком, вы решаете не только задачу формирования правильной речи, но также устанавливаете доверительные отношения, когда ребёнок стремится к общению с вами. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения в школе.

 Варианты речевых игр на автоматизацию звукопроизношения

Проговаривание слов с элементами пальчиковой гимнастики. «Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца. «Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются). «Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).

Игра «Найди нужное слово»

Взрослый называет слова, а ребенок повторяет слово, если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

«Исправь меня»

Попросите ребёнка исправить вас, чтобы слово стало понятным. Взрослый называет слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_и др.

Игра «Отгадай загадку»

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по описанию. Например, этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это «машина», а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку самому загадать загадку. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес ребенка к игре.

Игра «Посчитай от 1 до 5 и обратно»

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например, 1 рак, 2 рака…, 5 раков.

Игра- соревнование «Кто больше слов придумает на звук…?»

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова (в конце слова), или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

Игра с мячом «Сто вопросов — сто ответов со звуком…»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. взрослый бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок отвечает на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука Р.

Пример: — Как тебя зовут? — Рая — А фамилия? — Разбойникова — Откуда ты приехала? — Из Ростова. — Что там растет? —Ранетки. — Какие птицы там водятся? —Рябчики. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ракушки, Раскраски.

Игра «Один - много»

Инструкция взрослого: «Я назову один предмет, а ты скажешь так, как будто их много».

Например, пенал – пеналы, лодка – лодки и т.д.

Игра «Много чего (кого)?»

Инструкция взрослого: «Скажи, много чего (кого)?»

Например, желудь – (много чего?) – желудей и т.д.

Игра «Назови ласково»

Инструкция взрослого: «Я назову предмет, а ты скажи ласково, как будет он называться маленьким»

Пример: ложка – ложечка.

Игра «Магазин»

Инструкция взрослого: «Представь, что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой автоматизируемый звук). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше.

Игра - соревнование «Слово – шаг»

Разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (или в слове нет нужного звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

Игра-соревнование «Что вокруг»

Взрослый с ребенком по очереди называет предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка), а также признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др. Выигрывает назвавший слово последним.

Игра «Фанты»

Правила просты: попросите ребенка пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), договоритесь, что вы будете внимательно следить за звукопроизношением ребенка. Как только он ошибётся (неправильно произнесёт звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: вспомнить слова со звуком (например, по 3 слова за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Барсук роет нору.) Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чистоговорку.

Игра «Что общего и чем отличаются друг от друга?»

Игра помогает развивать творческие способности. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова: часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)». Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

Таким образом, звук у ребенка автоматизирован тогда, когда он произносит его не задумываясь. Предложенные игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение и довести его до автоматизма.

Если ближайшее кружение не будет уделять внимание звукопроизношению ребенка, то скорее всего он будет правильно произносить поставленные звуки только в кабинете логопеда. Потому что самоконтроль у ребёнка вырабатывается только в том месте и с тем человеком, где есть контроль звукопроизношения.

От правильного звукопроизношения зависит навык грамотного письма в школьном периоде, зависит скорость овладения навыком чтения, а значит от правильного звукопроизношения зависит успешность адаптации ребенка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Консультация для родителей:"Логопедические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков".

В данной консультации представлены логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков, которые помогают делать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познав...

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Приведенные ниже игры и упражнения помогут педагогу сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным для ребенка, который с удовольствием будет ходить на индиви...

Логопедические игры для автоматизации звука л

Игры для родителей с детьми для автоматизации звука "л" в рамках дистанционного обучения...

Логопедические игры для автоматизации звуков в речи у дошкольников с ТНР

Подборка игр для автоматизации звуков  источник : https://infourok.ru/sbornik-igr-dlya-avtomatizacii-zvukov-2943216.html...

Игры на развитие звуко - буквенного анализа у младших школьников.

Игры на развитие звуко - буквенного анализа у младших школьников....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р в словах и предложениях "Игры с Петрушкой"

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ«КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ...