Психогимнастические игры для гиперактивных детей
консультация

Ивакина Екатерина Вячеславовна
  1. Клубочек
  2. Бездомный заяц
  3. Что нового
  4. Золотая рыбка
  5. Разговор с руками
  6. Игры с песком и водой
  7. Археология
  8. Шариковые бои
  9. Послушай тишину
  10. Сделай так
  1. Маленькая птичка
  2. Говори
  3. Броуновское движение
  4. Колпак мой треугольный
  5. Игра с колокольчиком
  6. Морские волны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnye_detipsihologicheskie_igry.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психогимнастические игры для гиперактивных детей

  1. Клубочек
  2. Бездомный заяц
  3. Что нового
  4. Золотая рыбка
  5. Разговор с руками
  6. Игры с песком и водой
  7. Археология
  8. Шариковые бои
  9. Послушай тишину

10.Сделай так

  1. Маленькая птичка
  2. Говори
  3. Броуновское движение
  4. Колпак мой треугольный
  5. Игра с колокольчиком
  6. Морские волны

  1. «Клубочек»

        Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

        Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом становится все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, сразу успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «Волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что, он огорчен, устал, или завелся.

  1. «Бездомный заяц»

        Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.

        Содержание: В игре принимают участие от 3-10 человек. Каждый игрок – заяц – чертит мелком круг диаметром 50 сантиметров. Расстояние между кругами 1-2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами) договорится о «жилищном» обмене и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время обмена занять домик, оставшийся без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

  1. «Что нового»

        Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

        Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая, их по команде взрослого говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

  1. «Золотая рыбка»

        Цель: Эта подвижная игра развивает быстроту реакций, способствует развитию координации движений.

        Содержание: все участники встают  в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это сеть. Водящий – «золотая рыбка»- стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга. А задача остальных не выпустить рыбку.

Примечание: Если водящему долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.

  1. «Разговор с руками»

        Цель: Научить детей контролировать свои действия.

        Содержание: Если ребенок подрался или, что-то сломал или причинил кому-то боль, можно предложить такую игру: обвести на бумаге силуэт ладоней. Затем, предложить оживить ладошки, нарисовать глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

Спросить: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать», «Чего не любите», «Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они много умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина.

        Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3- дней (сегодняшнего вечера или в случае работы с гиперактивными детьми еще более короткого срока). Они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть, и не будут никого обижать.

        Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор снова.

  1. «Игры с песком и водой»

Цель: Учить ребенка владеть своими руками.

        Содержание: Игры с песком и водой необходимы для гиперактивных детей. Их можно организовывать дома. Такие игры успокаивают ребенка. Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и т.д.

        Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире), можно заменить его крупой.

  1. «Археология»

        Цель: Развитие мышечного контроля.

        Содержание: Взрослый опускает кисть руки в тазик с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладошки, он тут же меняется ролями с взрослым.        

  1. «Шариковые бои»

        Цель: Развитие координации движения.

        Содержание: В Таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, и такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на 0,5 – 1 метра от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда Таз останется пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя свое время по секундомеру.

  1.  «Послушай тишину»

        Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.

        Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать стучать. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

  1.  «Сделай так»

        Цель: Игра направлена на развитие мышечного контроля, 4умения владеть собой.

        Содержание: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и  объясняет, какие действия изображены на каждой из них.

        Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 – 10, а вы будете выполнять то, что изображает человек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигурой, должен сесть на стул, кому досталась карточка с танцующей фигурой, должен танцевать и т.д.

        На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога.

Игра может повторяться много раз.

  1. «Маленькая птичка»

        Цель: Развивать мышечный контроль.

        Содержание: Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька). Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

        Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.

        В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладони и успокаивается.

  1.  «Говори»

        Цель: Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.

        Содержание: Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (пауза) «Говори!»,

«Какого цвета у нас в группе потолок?»….. «Говори!», «Какой сегодня день недели?»… «Говори!», «Сколько будет 2+3?»… «Говори!»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей

  1.  «Броуновское движение»

        Цель: Игра направлена на развитие распределения внимания.

        Содержание: все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячи. Детям сообщают правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно выталкивать рукой или ногой.

        Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вк5атывает дополнительные мячи. Смысл игры - устанавливать командный рекорд по количеству мячей в округе.

  1.  «Колпак мой треугольный»

        Цель: Игра помогает концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.

        Содержание: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если нет треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяют два слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше,  а показывают на 1 слово больше. В завершающем кругу дети изображают жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

  1.  «Игра с колокольчиком»

        Цель: Игра развивает слуховое восприятие, столь необходимое учащимся на уроках.

        Содержание: Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего – поймать человечка с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

  1.  «Морские волны»

        Цель: Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

        Содержание: Если взрослый дает команду «Штиль!», все дети «замирают». Когда раздается команда «Волны", дети по очереди встают за свои парты. Сначала  встают те дети, которые сидят за 1 партами. Через 2-3 секунды поднимаются сидящие за 2 партами. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают, и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за 1ми партами) садятся и т.д.

        По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяются, только дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу.

        Закончить надо командой «Штиль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правила для родителей по воспитанию гиперактивных детей

статья для родителей по воспитаню гиперактивных детей...

Семинар для родителей гиперактивных детей

При воспитании в семье гиперактивного ребенка близкие должна избегать двух крайностей: ...

Коррекционные-игры-для-гиперактивных-детей-игры-на-ролевую-регуляцию

Картотека коррекционных-игр-для-гиперактивных-детей-игры-на-ролевую-регуляцию...

Коррекционные-игры-для-гиперактивных-детей-коммуникативные-игры

Картотека коммуникативных игр для гиперактивных детей...

Коррекционные-игры-для-гиперактивных-детей-на-внимание

Картотека коррекционных игр на внимание для гиперактивных детей...