Советы логопеда
консультация

Митрофанова Валерия Александровна

Артикуляционная гимнастика. Упражнения по развитию фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stend_sovety_logopeda.docx756.69 КБ

Предварительный просмотр:

Все упражнения артикуляционной гимнастики выполняются ежедневно перед зеркалом.

Статические упражнение (на удержание позы) выполнять под счет до 5 – 10, динамические упражнения (на смену движений) по 6 – 12 раз.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.C:\Users\Администратор\Downloads\аг 5.jpg

C:\Users\Администратор\Downloads\аг 6.jpg

C:\Users\Администратор\Downloads\аг 7.jpg

C:\Users\Администратор\Downloads\аг 8.jpg

Фонематический слух нужен для того, чтобы соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух не достаточно развит. Слаборазвитый фонематический слух приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем приводит к замене слов близких по звучанию (например: лак – рак, миска – мишка, бочка – почка и т.д.)  В школе это проявляется в виде нарушения процессов чтения и письма.

Вот некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.

Игра №1 «Кто больше»

Рассматривая с ребёнком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово даётся поощрительное очко. Помогите ребёнку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

Игра№2 «Придумай больше»

Взрослый называет какой-нибудь звук, просит ребенка назвать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.

Игра №3 «Красный – белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребёнку внимательно вслушаться и определить, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребёнок поднимает красный кружок, если нет – белый.

Игра №4 «Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребёнок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, заяц, роза, незабудка общий звук «З». Произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Игра №5 «Звенит - жужжит»

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». Затем просит произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

Игра №6 «Цепочки слов»

На последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает своё слово. Образуется цепочка слов: АИСТ – ТАРЕЛКА – АРБУЗ…

Игра №7 «Отстукивание слогов» (телеграф)

Взрослый напоминает ребёнку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА – РА – БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчётливо называет слово. Играющий в ладоши отхлопывает это слово. Если ребёнок затрудняется, нужно «отстучать» это слово вместе с ним.

Игра № 8.  «Слово рассыпалось». Напишите на бумаге слово, в котором буквы перепутаны местами. Попросите ребенка расставить буквы по местам и сказать, какое слово «рассыпалось».

Игра №9. «Составь много слов из одного». Предложите ребенку из букв одного длинного слова составить как можно больше других слов. Например, из слова «государство» можно составить такие слова, как гора, город, рот, дар, дуга и др.

Игра №8 «Есть волшебные слова, скажешь слово - слышишь два»C:\Users\Администратор\Downloads\scrn_big_03.jpg

Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова «Весна», «Сосна». Слышите, получаются слова «Навес», «Насос». У поэта А. Шибаева этому явлению посвящены такие строки:C:\Users\Администратор\Downloads\scrn_big_03.jpg

- Зверёк, зверёк, куда спешишь,

Как звать тебя, малышка? 

- Бегу в КА–МЫШ, КА–МЫШ, КА-МЫШ,

Я – МЫ-ШКА, МЫ-ШКА, МЫ-ШКА!

Отец работать научил

Смышлёного Данилку:

Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛC:\Users\Администратор\Downloads\scrn_big_03.jpg

Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.

У меня, промолвил дед,

Ни забот, ни горя нет. 

Захочу, отдохну,

Есть моложе руки,

Чуть КИ-ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ

Мчаться ВНУ-КИ, ВНУ-КИ, ВНУ-КИ.C:\Users\Администратор\Downloads\scrn_big_03.jpg

Говорит Ивану Ганка:

- Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА, БАН-КА! 

- Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? –

Удивляется Иван.

Игра 9. «Слово по звукам». Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Затем поменяйтесь ролями. Спросите, какой, например, по счету звук «г» в слове книга и т.д.

Игра 11. «Зашифрованное слово». C:\Users\Администратор\Downloads\назови по первым буквам.jpg

Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово. (Например: кролик, ослик, фиалка, торт, автобус — кофта.) Попросите его составить такую же «шифровку» для вас. Более сложный вариант задания – прочитать слово по последним буквам.

C:\Users\Администратор\Downloads\по последним буквам.jpg