Воспитатель – любимая мама. В детский сад всей семьей!
статья

        Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sds.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель – любимая мама.

В детский сад всей семьей!

 

В нашем обществе заметно возрастает ценность семьи, материнства, семейного воспитания.

          Общественное дошкольное воспитание создано как институт помощи семье в воспитании и образовании ребенка. Взаимодействие этих двух важных для общества институтов, диктуются новыми условиями жизни общества. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В период с 1999 по 2002 годы Москва активно участвовала во Всероссийском эксперименте «Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях»

        Целями данного эксперимента были:

- сохранение сети ДОУ в условиях социально-экономического кризиса;

- обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием;

- обеспечение качественного и доступного образования для всех детей, равных стартовых условий для поступления в школу;

- объединение усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

- создание условий для построения преемственности дошкольного и начального общего образования.

        Результатом данного эксперимента стало создание на базе  ДОУ разных видов групп кратковременного пребывания (ГКП), открытие на базе ДОУ структурных подразделений: «Консультативный пункт» (КП), «Центр игровой поддержки ребенка» (ЦИПР), «Лекотека», «Служба ранней помощи», «Семейный детский сад».  

Т.о. для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения создаются новые формы дошкольного образования, которые встраиваются в модель уже функционирующих детских садов как их структурное подразделение.

Актуальность создания и развития новой формы дошкольного образования обосновано  современными социально-экономическими условиями:

1. При всем многообразии моделей дошкольных образовательных учреждений и многоаспектности предоставляемых услуг семье, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, есть категория родителей, которые отдают предпочтение семейному воспитанию.

2. Нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания, т.к.  современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов экономического, экологического и иного характера, совладать с которыми в контексте семейного воспитания непросто.

3. Семья – это источник психологической защиты и эмоциональной поддержки человека и ребенка.

Создание  новых форм дошкольного образования  позволило сделать услуги ДОУ более доступными для населения и  увеличило количество детей, получающих качественное образование и воспитание на базе детских садов и дома.

Методистами и педагогами Южного округа накоплен самый разнообразный опыт работы детских садов    по взаимодействию с семьями воспитанников для всестороннего развития ребенка. В последние годы отмечается не только возросший интерес родителей к системе дошкольного образования, но и их доверие и активное участие в совершенствовании этой системы. Родители  все больше прислушиваются к мнениям тех педагогов, человеческую ценность которых они признают. Это побуждает специалистов дошкольных образовательных учреждений непрерывно обогащать свой опыт в вопросах семейной педагогики и психологии, повышать коммуникативную культуру общения с семьей.

Сегодня важно выстроить подлинное доверие и партнерство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества специалистов ДОУ с родителями.

В детских садах Южного округа реализуется Городская программа психолого-педагогического сопровождения родителей «Московская семья – компетентные родители». Цель программы:  Объединение научно-культурных, научно-образовательных и педагогических ресурсов, сосредоточенных в столице, для комплексного обеспечения разносторонней поддержки социокультурного и воспитательного потенциала московской семьи на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности. В  программе подчеркивается, что  нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания.  И в каждом дошкольном учреждении Москвы активно внедряются обновленные технологии сотрудничества с семьей по воспитанию детей раннего и дошкольного возраста. Педагогическая поддержка семьи предусматривает разнообразные формы реализации права родителей на информацию, овладение родителями конкретным опытом  организации игр, содержательного досуга, укрепления здоровья детей

  Важнейшая задача дошкольного образовательного учреждения в воспитании детей старшего дошкольного возраста – помочь ребенку успешно войти в современный мир отношений с окружающими людьми.

Вот почему так важно и дома, и  в детском саду создать условия для организации специфических детских видов деятельности, в которых ребенок открыто и доверительно выражает свои чувства, проявляет творчество, самостоятельность, свободу выбора. Родители и педагоги должны использовать методы, направляемые на повышение устойчивости к стрессам, работоспособности, снятие эмоционального напряжения, усталости, овладение способами регуляции поведения и общения.

Ценность семейного воспитания очень важна.

Одна из главных проблем, c которой сталкивается любая семья, – воспитание детей. Сначала – забота о здоровье, затем – вопросы воспитания. Наступает момент, когда родители решают отдать ребенка в детский сад и здесь наступает один из первых кризисов в жизни ребенка.

 Если  ребенок не привык к общению со сверстниками, замкнут, не  любит больших шумных компаний и категорически отказывается общаться с большой группой детей, ему нужен Семейный детский сад.

Проект «Семейный детский сад» разработан Правительством Москвы.

Основные  цели проекта:

            - поддержка многодетных семей, имеющих детей от 2 мес. До 7 лет;

            - предоставление многодетным родителям возможности
трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
            - развитие новых форм дошкольного образования с реализацией на
практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;

            - расширение форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Семейный детский сад, с одной стороны, должен помочь многодетным семьям, а с другой стороны, обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности или не стремящихся по разным причинам отдавать детей в ДОУ, но желающим дать детям равный старт в преддверии школы.

Пожалуй, любой дошкольник знает: в детском саду интересно и очень весело, и целая гора игрушек, и вкусная еда, и многому можно научиться.

Здесь окружают заботой, учат дружить и читать первые слова…

Вот только мамы нет рядом. А без мамы малышу часто становится грустно.

В год Семьи открылись Семейные детские сады. В таком саду ребятам так же интересно, весело и вкусно, как и в обычном, только вот воспитательница в нем – их собственная мама!

Все, чем занимаются ребятишки в детском саду, их воспитанием, обучением и развитием мамы-воспитательницы по большей части осуществляют в стенах родного дома, в привычной для малышей обстановке.

Семейные детские сады, созданные по решению правительства Москвы, такое же учреждение дошкольного профиля, как и другие. Таким образом в столице решается целый ряд проблем: сокращаются очереди в детские сады, дети меньше болеют, а мамы, которые порой ради детей оставляют свою работу, вновь ощущают себя социально значимыми, востребованными людьми. Конечно, для мамы это большая ответственность: ей нужно стать настоящим педагогом, поваром, музыкальным руководителем, тренером…

Но, согласитесь, это еще и большая радость! Особенно для её малышей, ведь мама всегда рядом!

Семейный детский сад всегда является структурным подразделением того или иного государственного образовательного учреждения. Чаще всего семья выбирает детский сад, который территориально находится рядом с домом, т.к. маме-воспитателю должно быть удобно   приводить детей на занятия и праздники в дошкольные учреждения. Отдельные  специалисты ДОУ так же посещают семейный детский сад на дому. Важно, какие обязанности будут возлагаться на «семейного воспитателя», как она будет совершенствовать свою педагогическую компетентность, кто в семье сможет помогать ей в работе. Хорошими помощниками могут стать бабушка, муж, другие родственники.

 Новая форма системы дошкольного образования организуется в многодетных семьях, где трое и более детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Если же в многодетной семье дошкольников меньше, организовать семейный детский сад можно, пригласив детей дошкольного возраста из других многодетных семей.

В семейном детском саду родители, как и прежде, занимаются воспитанием обучением и оздоровлением детей, причем как в здании дошкольного учреждения, так и дома. К тому же для семьи это еще и дополнительный доход. При желании мама может учиться в Московском институте открытого образования (МИОО), не прерывая при этом процесса воспитания детей.

Финансируются такие детские сады за счет средств, предусмотренных на содержание подведомственных учреждений системы Департамента образования г.Москвы. На каждого ребенка выделяется сумма в соответствии с утвержденными нормами питания в дошкольных учреждениях. Со своей стороны, родители обязаны предоставить отчеты об израсходованных суммах ( с приложением документов, подтверждающих производственные расходы).

Работники семейного детского сада являются сотрудниками дошкольного учреждения, с ними заключается трудовой договор. Мама-воспитатель семейного детского сада может посещать методические мероприятия по плану учреждения. Ей  оказывается всесторонняя педагогическая поддержка и помощь со стороны педагогического коллектива детского сада.

Работниками семейного детского сада могут быть совершеннолетние лица женского пола.

Сотрудники семейного детского сада проходят медицинский осмотр в соответствии с порядком приема сотрудников дошкольное учреждение.

При подборе воспитателей семейных детских садов учитываются их личные качества, гарантирующие гуманистический характер взаимодействия с детьми.

Воспитатель семейного детского сада наряду с администрацией Учреждения несет ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка.

Особенности, которые необходимо учитывать при организации методической работы в СДС:

  1. СДС – разновозрастная группа
  2. Индивидуальность семьи (вера, национальность, социально-экономические условия, потребности семьи  в образовательных услугах ДОУ и т.д.)
  3. Необходимость участия в работе СДС всего педколлектива ДОУ (воспитателей, старшего воспитателя, психолога, логопеда и др. специалистов), четкой координации этой работы. Педагогический коллектив во главе с руководителем ДОУ должны умело выстраивать взаимодействие по самым разным вопросам, в том числе с учетом особенностей и интересов мамы-воспитателя.

Этапы взаимодействия с воспитателем СДС

  1. Беседа, анкетирование, опрос с целью выяснения потребностей семьи в услугах ДОУ, увлечений мамы, традиций семьи и т.д (Примерные анкеты)
  2. Ознакомление с педагогическим процессом в ДОУ, задачами программы воспитания и образования ДОУ, предметно-развивающей средой, режимом дня, расписанием занятий и т.д. (через формы методической работы, обеспечением метод. материалами, вовлечением мамы и детей в педпроцесс ДОУ)
  3. Ознакомление с условиями семьи воспитателя СДС. (посещение семьи)

Формы взаимодействия с воспитателем СДС

Принципы подбора форм и тематики:

  • можно использовать различные формы работы с педагогами и родителями
  • теория должна быть неотделима от практики
  • тематика мероприятий должна быть актуальна для мамы-воспитателя на данный момент

основные цели всех форм: вовлечение мамы-педагога и детей в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической культуры  воспитателя СДС и разностороннее, полноценное развитие детей в условиях семейного воспитания.

Формы взаимодействия с детьми СДС в дошкольном учреждении

  1. занятия
  2. праздники и досуги
  3. спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия
  4. походы и экскурсии

Система обучения и воспитания в Семейном детском саду должна вестись на основе широкого и всестороннего использования игры, что позволит наряду с учебными задачами решать и собственные воспитательные задачи.

Для работы в  семейных детских садах необходимо:

  1. Отобрать то содержание и доступные родителям методические приемы, которые можно использовать в домашних условиях (так как члены семьи и педагоги должны стать для ребенка единым образовательным пространством детского развития).
  2. Форму организации работы, каждый семейный детский сад определяет самостоятельно, с учетом своих возможностей.
  3. Программные задачи должны быть дифференцированы для детей разных возрастов. Поэтому лучше отдавать предпочтение индивидуальной работе с детьми или подгруппой детей, однотипным занятиям с разным для каждого возраста программным содержанием.
  4. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она расширяет сферу интересов детей к знаниям, что является основой становления учебной деятельности в школе.

В организации семейного детского сада, несомненно, есть свои плюсы. Дети находятся в семейной обстановке, чаще всего они являются членами одной семьи, за ними ухаживает заботливый воспитатель – их мама. Она к каждому ребенку находит индивидуальный подход. При этом решается проблема адаптации детей к дошкольному учреждению. Они сразу включаются в занятия со специалистами и общение с другими детьми ДОУ, и всегда рядом с ними их мама. На занятиях со специалистами мама занимается вместе с детьми. Планирование всей работы осуществляется исходя из реальных возможностей детей. Таким образом, становится реальным получение детьми не только узкого семейного, а общественного, систематического воспитания в рамках одной семьи с помощью специалистов дошкольного учреждения.

Учитывая разновозрастный состав детей в семейном детском саду, необходимо осуществлять развитие ребенка с учетом не только биологического, но и психологического возраста ребенка. Общеизвестно, что каждый ребенок развивается в силу определенных условий неравномерно. Бывает и некоторое отставание, и, наоборот, резкие скачки. Такой разновозрастный состав детей позволит в рамках пребывания в семейном детском саду полноценно решать ряд важнейших психолого-педагогических задач и задач социальной адаптации ребенка к жизни, осуществлять личностно-ориентированный подход к развитию каждого ребенка, обеспечить защищенность, комфорт и духовное благополучие, игровое, развивающее взаимодействие, способствующее развитию интеллектуальной компетенции каждого ребенка. Важное значение в воспитании и обучении детей семейного детского сада имеет подгрупповая и индивидуальная организация детской деятельности, например, младшие дети заняты играми в то время, когда со старшими проводятся занятия. Для семейного детского сада характерна и организация  совместной деятельности, в которой малыши учатся у старших.

При организации семейного детского сада необходимо продумать режим работы с детьми: время пребывания детей; организация прогулки и питания. Режим работы семейного детского сада должен быть гибким. Необходимо определить время для приема пищи.

Формы организации детской деятельности могут быть различны, но очень важно, чтобы выбор средств достижения воспитательно-оздоровительных задач оставался игровым. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты с материалами по всем направлениям.

Содержание работы с детьми разновозрастной группы семейного детского сада представляем в основных направлениях работы с дошкольниками, учитывая ведущие для них виды детской деятельности. Как отмечали выше, ведущая деятельность дошкольника – игра.

Семейный детский сад является не только возможным, но и перспективным направлением развития столичного дошкольного образования.

Создание инклюзивной модели – семейное детское дошкольное учреждение позволяет сделать услуги дошкольного образования еще более разнообразными и доступными для населения, а также увеличивает количество детей, получающих качественное образование.

СДС, новая форма создана для поддержки многодетной семьи, с целью предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей, а не с целью превращения в одночасье многодетной мамы в квалифицированного педагога. Это необходимо учитывать при сотрудничестве.

    Такая форма как семейный детский сад находится еще в стадии становления. Поэтому продолжается активная работа по отбору содержания, разработке программ, планов,  методического обеспечения для этой формы дошкольного образования. Методистами ОМЦ Южного округа разработаны методические рекомендации педагогам по работе семейных детских садов (СДС),  проводятся консультации и совещания с заведующими детских садов и старшими воспитателями, беседы с родителями-воспитателями семейных детских садов, разработаны анкеты для воспитателей СДС, планы работы старшего воспитателя ДОУ с воспитателем семейного детского сада, перспективные и календарные планы работы воспитателя СДС с детьми  и др.  Все методические разработки внедрены в практику работы ДОУ Южного административного округа.

    Хотелось бы, чтобы эта форма дошкольного образования развивалась и дальше. Ведь в любом случае мы работаем с детьми, и не столь важно, находятся они в детском саду постоянно или же приходят на занятия и в гости. Мы готовы обучать родителей СДС на курсах повышения квалификации, чтобы помочь получить им высшее педагогическое образование.

      СДС - уникальная возможность для многодетных родителей заниматься воспитанием детей, повышая свой профессиональный уровень, работая воспитателем у себя дома. С одной стороны, благодаря этой программе на практике реализуется индивидуальный подход в воспитании ребенка, особенно, если речь идет о детях с проблемами  в здоровье и развитии. С другой стороны- снимается острота проблемы очередности в  детские дошкольные учреждения, что для нашего города сегодня весьма актуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание родительского клуба "Новый год - всей семьей!"

Знакомство родителей с  традициями проведения Новогоднего праздника в семье, где застолье – лишь эпизод приема гостей, а центральное звено – веселые игры всей семьей, которые не только помогают р...

Сценарий семейного конкурса "Мы читаем всей семьей - 2011"

В современном мире становится все меньше и меньше  людей читающих книгу, а ведь книга есть и будет достоянием любого народа. В связи с этим хотим сказать, что любовь к чтению формируется име...

Любимым мамам посвящается...

сценарий классного праздника 8 марта...

Семейный проект "Наш сад. Беседка для всей семьи"

Практико-ориентированный проект "Наш сад.Беседка для всей семьи"...

Сценарий совместного мероприятия с мамами и бабушками «Любимым мамам посвящается…».

Сценарий совместного мероприятия с мамами и бабушками  «Любимым мамам посвящается…»....

Областной проект "Всей семьей в будущее". Интеллектуально-спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья»

Цель: Обучение коллективному взаимодействию детей и родителей, пропаганда здорового образа жизни.Форма проведения: спортивная эстафета с элементами интеллектуальныхо игр.Ведущий: Добрый...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя во время организации детского утренника ".

Общие и главные рекомендации для роли воспитателя  во время проведения утренников ....