Родительское собрание "Экстремизм и экстремальные условия"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Александрова Лариса Юрьевна

В последние годы мы всё более остро ощущаем тревогу по поводу нравственного состояния нашего общества и духовного мира человека. Для того чтобы противостоять натиску бездуховности и безнравственности, нам необходимо предпринять срочные превентивные (предупреждающие, опережающие действия противной стороны) меры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Экстремизм и экстремальные условия»

        Соцпедагог: Л.Ю. Александрова

Цель: профилактика агрессивности и экстремизма в социальной среде.

Задачи:

  1. Раскрыть суть экстремизма и агрессивности;
  2. Познакомить с передовым педагогическим опытом А.С.Макаренко;
  3. Спроектировать толерантные взаимоотношения в детской и взрослой среде.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для творческих групп родителей.

В последние годы мы всё более остро ощущаем тревогу по поводу нравственного состояния нашего общества и духовного мира человека. Профессор философии Ю.А. Шрейдер писал: «Самая страшная из грозящих нам катастроф — это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человека на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке». Провидение философа, похоже, сбывается: в Бесланской трагедии мы столкнулись не просто с убийцами, а с теми, кто использовал оружие против беззащитных детей. «Нелюди» — вот всенародный вердикт тем, кто сотворил это зло. «Нелюдь» — человекоподобие, существо бездуховное и безнравственное.

Для того чтобы противостоять натиску бездуховности и безнравственности, нам необходимо предпринять срочные превентивные (предупреждающие, опережающие действия противной стороны) меры.

«Разве не видно, в каком ужасающем состоянии находится наше юношество,- с болью говорит митрополит Владимир в своём интервью газете «АиФ». — Каждый 7-й подросток — наркоман, то есть смертник. Треть уголовных преступлений совершается при участии несовершеннолетних. Наша страна стала «мировым лидером» в детской проституции и порнографии. Вместо воинствующего безбожия в государстве и обществе воцарилась воинствующая пошлость. Юные души не получают противоядие от нравственного растления. И всё это будет продолжаться, пока воспитание в России подменяется антивоспитанием...»

В самом деле, человек начинается только тогда, когда он научается преодолевать свою естественность, самообуздывает свои инстинкты. Мы являемся обладателями уникального, бесценного достояния — нашего педагогического наследия. Главный педагогический урок, оставленный нам великими предками, определяется так: «Человек — есть предмет воспитания, а миссия педагогики — есть искусство делать человека нравственным». Нравственность — это, прежде всего, воспитанные чувства, а так же знания о нормах бытия, которые складываются между достойно живущими людьми. И человеческое достоинство формируется из представлений о своём жизненном пред назначении, о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

В математике «экстремум» (в переводе с лат. «крайнее») обозначает наибольшее и наименьшее значение величин и употребляется для объединения понятий максимума и минимума. С некоторых пор это понятие стали применять в области человековедения, главным образом в сфере общения, взаимодействия. Проявление экстремистских наклонностей, заложенных в самой природе человека, во многом зависит от социальных условий. В кризисные периоды развития общества, подобные тем, которые переживает в настоящее время наша страна, появляется много людей, которых мы называем экстремистами.

Экстремизм (от фр. — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Из Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности” Усиление борьбы с экстремизмом ведется не только с очевидными уголовно наказуемыми действиями – терроризмом, захватом или присвоением властных полномочий; созданием незаконных вооруженных формирований; осуществлением массовых беспорядков, хулиганством и актами вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды.

Работа в группах

  1. Как, например, установить, что унижает, а что не унижает национальное и человеческое достоинство?
  2. Что понимается под толерантностью?
  3. Каковы причины подросткового экстремизма?
  4. Каковы пути предупреждения подросткового экстремизма?
  5. Как уберечь подростков от собственной и чужой агрессии?

Ответы групп:

2. Толерантность – это принятие права быть другим,

3.  Причины подросткового экстремизма:

  • Изменение привычного уклада жизни,
  • Постоянная занятость родителей,
  • Легкодоступность небезопасных информационных ресурсов,
  • Психологические особенности подросткового возраста.

4. Пути предупреждения подросткового экстремизма:

Возникновению экстремизма можно препятствовать путем :

  • постоянного вовлечения детей в общественные организации дополнительной, культурной и спортивной направленности;
  • повышения правовой и нравственной культуры детей.

В предупреждении агрессивности используются словесные методы и действенные. Например.  Агрессивному ученику первого класса педагог может сказать: «Ты уже большой и не должен так себя вести, мы ждём от тебя более разумных поступков, ты можешь <...>». Начальные формы агрессивного поведения в подростковом возрасте корректируются с помощью шутки, доброго отношения.

Старшеклассникам необходимо логическое обоснование педагогических указаний. Неплохой результат даёт беседа, с помощью которой педагог и ученик могут дойти до причины, вызвавшей агрессивное состояние».

Но нельзя переоценивать словесные методы воспитания. «Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях — пустое занятие», — предупреждал А.С. Макаренко. Организовать детскую жизнь как опыт, воспитывающий определённую группу привычек, — таково было основное требование педагога, и в этом он видел сущность воспитания. Постоянная тренировка в нравственных поступках приводила к тому, что привычка к правильным действиям становилась для его воспитанников жизненной нормой.

«Видеть хорошее в человеке, — отмечает Макаренко, — всегда трудно… Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать». Каждый растущий человек уникален и неповторим. Суметь найти ключ к его тайне — не только долг, но и поистине святое предназначение каждого педагога. Работа с детьми — нравственно ответственное дело, которое требует овладения методами педагогического проектирования. Проектирование — это деятельность по осмыслению того, что есть, и того, что должно быть. Правильное решение вопроса об отношении воспитательных средств к воспитательным целям целиком и полностью зависит от проектирования. Собственно воспитательная работа заключается в педагогически целесообразной организации жизни детей. В первую очередь надо ставить перед детьми реально достижимую цель. Цель, благодаря которой жизнь в доме, объединившем детей, стала бы интереснее, чем в ближайшем окружении. Выстраивая воспитательный процесс, мы имеем дело с высокоорганизованной системой — человеком. В силу своей высокой организации человек протестует против всего бессистемного, неразумного, противоестественного. Поэтому рассчитывать на педагогический эффект можно только в том случае, если в полной мере будет реализован принцип системности и последовательности в воспитании. Необходимы не отдельные средства, а система средств, разработанная сообразно целям воспитательной работы. В этом и заключается суть педагогического мастерства.

Из воспоминаний Семёна Афанасьевича Калабалина:

«Однажды утром в кабинет к Антону Семёновичу прибежали девочки и наперебой затараторили, что они больше во двор ни за что не выйдут.        

—        Будем всё время сидеть в спальне и в столовую ходить не будем.

—        Это почему же? — спросил Антон Семёнович.

—        А потому, что Вася Гуд ругается, как сапожник. (А он и в самом деле был сапожник.)

—        Неужели ещё ругается, девочки?

—        Какой же нам интерес наговаривать? Присутствуя при этой сцене, я чувствовал себя неловко.

Сколько раз я слыхал ругань Гуда, а вот остановить ни разу не пытался.

—        Хорошо, девочки, идите.

И, обращаясь ко мне, Антон Семёнович сказал:

—        Василия надо просто перепугать, и перестанет ругаться. Позови его... Вася Гуд робко переступил порог кабинета. Кстати, интересная деталь: если кого вызывали «к Антону» — значит, по делу вообще, а если «в кабинет» — значит, отдуваться. Вызывая Гуда, я сказал: «В кабинет». «За что?» — спросил Гуд. «Там узнаешь»... Взъерошенного Гуда Антон Семёнович встретил зловещим шипящим голосом: Значит, ты ещё не перестал издеваться над славным русским языком? Ты дошёл до такого бесстыдства, что даже в присутствии девочек ругаешься? А что же дальше?! Меня, меня скоро будешь облаивать?! Нет! Нет! Не бывать этому! Как стоишь? Пойдём со мной в лес, я тебе покажу, как ругаться! Ты надолго запомнишь, козявка ты этакая! Идём!

—        Куда, Антон Семёнович? — пропищал Гуд.

—        В лес! В лес!

И они пошли в лес. Антон Семёнович впереди, Вася за ним. Отойдя примерно на полкилометра от колонии, Антон Семёнович остановился на небольшой полянке:

—        Вот здесь ругайся! Ругайся, как тебе вздумается!

—        Антон Семёнович, я больше не буду, накажите как-нибудь иначе.

—        Я тебя не наказываю, я условия тебе создаю. Ругайся! Вот тебе мои часы.

Сейчас двенадцать. До шести хватит тебе, чтобы наругаться вдоволь?.. Ругайся!

Антон Семёнович ушёл.

Ругался или не ругался Вася, сказать трудно. Может, Вася рискнул бы уйти совсем, но мешали часы, как бы на привязи держали его.

Ровно в шесть часов Вася явился в кабинет:

—        Уже. Вот ваши часы.

—        На сколько лет наругался? — спросил Антон Семёнович.

—        На пятьдесят! — выпалил Гуд.

Удивительное дело: Гуд перестал ругаться, да и не только он...»

(Из архива Педагогического музея А.С. Макаренко.)

Перед нами блестящий педагог-практик. Чётко продуманная организация детской жизни позволила Макаренко добиться выдающегося результата. По его же словам, «в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины» рождался его педагогический опыт. В коллективе, созданном А.С. Макаренко, взрослых и детей объединяли учёба, производственно-трудовые отношения, общая забота о завтрашнем дне, определённый стиль («дух») колонии. Почему же возникает агрессивность в среде детей или как мы говорим экстремизм? Ребёнок, выброшенный из поля социально-правовой защиты, ищет эмоциональную поддержку и находит её среди тех, кто попал в такое же положение. Состояние человека, который очутился в социальном тупике и пытается из него выйти, на юридическом языке называют «аутсайдерство». Аутсайдерами становятся молодые люди с заниженной самооценкой, чувством ущербности и ненужности, считающие себя неудачниками. Объединившись в «мы» или в «свои», они ищут пути самоутверждения и самореализации, часто путём протеста и защиты, а иногда и удовлетворения эгоистических, агрессивных потребностей. В работе с такими детьми очень важно правильно организовать педагогический процесс — совместное движение взрослых и детей к целям образования, если под образованием понимать не только традиционное воспитание и обучение, но и такие его составляющие, как взросление, самоопределение, реабилитация, социализация, развитие и саморазвитие личности. Девиантное поведение характеризуется поступками, противоречащими принятым нормам. Как правило, оно обусловлю искажённым отношением детей к различным сторонам окружающей действительности. Любовь составляет важнейшую сторону межличностных отношений. А для ребёнка очень важно знать, что его любят. В любви реализуются его представления о ценностях жизни. Вот что пишет в своих дневниках педагог школы-интерната А. Горбушин из г. Кирова:

«Я не верю, когда говорят, что любить каждого ребёнка легко, нет, это очень сложно. Но надо постараться хотя бы принять его со всеми минусами, пороками, некрасивостями. От того, примем ли мы дитя душой или нет, зависит и то, примет ли он нас, а значит, и наши формирующие воздействия. От нашего приятия детей зависит и их приятие друг друга. Поэтому принять душой любого ребёнка для успеха воспитания нам жизненно необходимо. Если у ребёнка вы отмечаете что-то хорошее, за одно это можно смело его хвалить. Я выражал похвалы за всё: за цвет глаз, за рот, за убранную посуду, за чистую рубашку, за малейшее участие в делах группы и т.д. Своими похвалами я старался вызвать у ребёнка позитивное переживание к себе, а это уже шаг к добрым между мной и им отношениям, а значит, уже движение вперёд... Мои дети мне поверили, что я люблю любого из них, приемлю такими, каковы они есть...»

В основе гармоничных и прочных отношений всегда лежит доверие. Педагог, родитель вызывает это чувство, если никогда не злоупотребляет чувствами ребёнка, сознательно не причиняет ему боль. Ребёнок в этом случае может свободно выражать свои чувства и быть самим собой. Доверие строится постепенно, медленно и стоит очень дорого, — отмечает в своих исследованиях В.Д. Москаленко.

Забота о ребёнке — физический уход, создание психологического комфорта — защищает его от невзгод жизни и готовит к мудрому восприятию проблем, встающих на жизненном пути, к разумному их решению, создаёт условия для созревания и восстановления сил. Отсутствие заботы приводит к асоциальности ребёнка, к искажённым представлениям о способах совместной жизнедеятельности людей.

Педагогическая реабилитация — это восстановление утраченных и создание новых связей с близкими по духу и родству людьми — взрослыми и сверстниками. Её педагогическая суть состоит в том, чтобы помочь детям и подросткам обрести веру в себя и свои силы, чувство собственного достоинства, способность реализовать свои физические и духовные потребности и в этом найти источники самосовершенствования и самореабилитации.

Ещё один вопрос: как уберечь ребёнка от опасностей и насилия? Что понимается под опасной ситуацией? Кидание камнями, драка, измазывание зубной пастой, тыкание ручкой и т.д. Что это – насилие или безобидная шутка? Оставить всё на самотёк или предупредить беду? Эти вопросы всегда возникают в школьной среде. Ваши точки зрения. Наша задача научить детей проектировать будущее своих поступков, видеть и ценить всё вокруг, быть человечным. Этому нас учили и учат русские сказки, пословицы, поговорки, народные песни, классика, старые добрые мультфильмы, опыт наших предков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭКСТРЕМИЗМ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ Родительское собрание

Слайд 2

Профессор философии Ю.А. Шрейдер писал: «Самая страшная из грозящих нам катастроф — это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человека на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке».

Слайд 3

Экстремизм (от фр. — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.

Слайд 4

из Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности” Усиление борьбы с экстремизмом ведется не только с очевидными уголовно наказуемыми действиями – терроризмом, захватом или присвоением властных полномочий; созданием незаконных вооруженных формирований; осуществлением массовых беспорядков, хулиганством и актами вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды.

Слайд 5

Работа в группах Как, например, установить, что унижает, а что не унижает национальное и человеческое достоинство? Что понимается под толерантностью? Каковы причины подросткового экстремизма? Каковы пути предупреждения подросткового экстремизма?

Слайд 6

Причины подросткового экстремизма Изменение привычного уклада жизни, Постоянная занятость родителей, Легкодоступность небезопасных информационных ресурсов, Психологические особенности подросткового возраста.

Слайд 7

Пути предупреждения экстремизма Возникновению экстремизма можно препятствовать путем : постоянного вовлечения детей в общественные организации дополнительной, культурной и спортивной направленности; повышения правовой и нравственной культуры детей.

Слайд 8

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ Что вы понимаете под опасными ситуациями?

Слайд 10

Опасная или безопасная ситуация? Задание для 1 группы

Слайд 11

Опасная или безопасная ситуация? Задание для 2 группы

Слайд 12

Опасная или безопасная ситуация? Задание для 3 группы

Слайд 13

Шаги принятия решений в опасной ситуации: Остановись Подумай Выбери правильное решение

Слайд 14

Помни пословицы: Берегись бед, пока их нет. Больше верь своим очам, нежели чужим речам. Осторожность – мать безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация питания в экстремальных условиях

Этот материал повествует об организации питания в автономном существовании...

Особенности определения физических условий достижения экстремальных значений физической величиной.

В  работе рассматриваются трудности и особенности физического этапа решения задач с экстремальными значениями физических величин. Дана классификация таких задач на физическом этапе.  Рассмот...

«ПРЕДВИДЕТЬ, ЗНАТЬ, УМЕТЬ: правила выживания в экстремальных условиях»

Интегрированный урок по  ОБЖ и литературе:  закрепление знаний и умений, необходимых человеку для выживания в экстремальной ситуации, возникающей в условиях природы, на примере произведения ...

Тест «Экстремальные ситуации в природных условиях» и «Смена климатографических условий»

Тест рекомендуется использовать в качестве среза знаний по данной теме...

Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуациях, посвященный 25 годовщине создания МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности».

Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуациях, посвященный 25 годовщине создания МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности».Це...