Сборник методических рекомендаций по здоровьесбережению обучающихся
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Хохряков Андрей Анатольевич

 

Содержание:

1.

Режим дня и двигательная активность обучающихся МКОУ АГО «Ачитская СОШ».

С. 3

2.

Упражнения для улучшения памяти

С. 5

3.

Примерный комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия

С. 7

4.

Примерный комплекс упражнений физкультминутки.

С. 10

5.

Рекомендации для организации занятий с обучающимися СПГ

 

С. 12

6.

Правила безопасного поведения

С. 15

7.

Требования к расписанию уроков в учебном заведении.

С. 22

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_metod_rekomendatsii_po_zdorovesber_prilozh_1.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ АГО «АЧИТСКАЯ СОШ»

Сборник методических рекомендаций

по здоровьесбережению обучающихся

Составитель: инструктор по физической культуре

Хохряков Андрей Анатольевич

1 квалификационная категория

Ачит, 2016-2018 уч. г.

Рассмотрена и утверждена на заседании ШМО:                          

Утверждаю:

Руководитель ШМО              

Директор

/________/Хохряков А.А./    

МКОУ АГО «Ачитская СОШ»

Протокол № 1            

________________О.Л. Чашникова

«29» августа 2016 года    

Приказ № 211/1

« 30» августа 2016 года

Содержание:

1.

Режим дня и двигательная активность обучающихся МКОУ АГО «Ачитская СОШ».

С. 3

2.

Упражнения для улучшения памяти

С. 5

3.

Примерный комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия

С. 7

4.

Примерный комплекс упражнений физкультминутки.

С. 10

5.

Рекомендации для организации занятий с обучающимися СПГ

С. 12

6.

Правила безопасного поведения

С. 15

7.

Требования к расписанию уроков в учебном заведении.

С. 22

1 . Режим дня и двигательная активность обучающихся МКОУ АГО «Ачитская СОШ»..

Основным принципом и направлением работы с обучающимися является важнейший системы физического воспитания – оздоровительное (валеологическое) направление, где двигательная активность и режим дня является одним из условий гармоничного формирования молодого организма.

Из определения, принятого Всемирной Организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», мы с вами видим, что в наше время это направление является неотъемлемой частью педагогического процесса.

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10 – 15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15 – 20 % от генетических факторов, на 20 – 25 % от состояния  окружающей среды и на 50 - 55 % - от условий и образа жизни.

Любовь к физкультуре, спорту, движению как раз начинается с детства. Это надо поощрять, подталкивать и направлять, чтобы зарожденное, в виде инстинкта, радость в  движении сохранялось на всю жизнь.

Основной формой движения является - игра. «Игра - есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни», - говорил Петр Францевич Лезгофт. «Движение - жизнь» - такой девиз должен быть в каждой семье, коллективе, учреждении и предприятии. Именно целенаправленная двигательная активность – это залог здоровья. Нормой ежедневной двигательной активности школьников принято считать 15 – 30 тысяч шагов, чтобы определить ежедневный объем специальной активной нагрузки, необходимо учесть общее время выполнения всех физических нагрузок с интенсивностью по ЧСС выше 90 – 100 ударов в минуту. Затем сопоставляем с возрастной и половой нормой двигательной активности, устанавливаем разницу в часах, которая показывает соответствующую величину дополнительной нагрузки.

Возрастные и половые нормы

Возрастные группы

Локомоции

Тыс. шагов

Величина энергозатрат

ккал / в сутки

Продолжительность двигательной активности,  ч.

Младшая

(м. и д.)

15 – 20

2500 – 3000

3,0 – 3,5

Средняя

(м. и д.)

20 – 25

3000 – 4000

3,5 – 4,5

Старшая

Юноши

девушки

25 – 30

25 - 30

3500 – 4300

3000 - 4000

4,5 – 5,5

3,5 – 4,5

 

При реализации данных норм двигательной активности необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые способности и особенности занимающихся. Использовать развивающие, восстановительные, подготовительно – стимулирующие и активизирующие нагрузки.

Именно нам, как преподавателям, коллегам, да и в качестве родителей, необходимо знать, понимать, а самое главное применять эти знания в практической деятельности.

Начиная работу с обучающимися школы, столкнулся с незнанием роли и значения физической культуры в жизни и деятельности у некоторых обучающихся, здесь как результат появились такие вопросы: «А зачем нам это надо?».                          

 Используя личностно – ориентированный подход, искусственно создав ситуацию успеха, в комплексе с основным правилом - все в радость, заметил положительное отношение воспитанниц, во всех формах физкультурной деятельности.

Говоря о правилах, которые гарантируют Вам залог успеха, необходимо отметить такие, как:

  1. научно обоснованные средства и методы физического воспитания, оздоровительной направленности;
  2. физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учащихся (знать возрастные особенности учащихся, синзетивные периоды для развития физических качеств);
  3. обеспечение регулярности и единства врачебного, педагогического контроля и самоконтроля во всех формах физкультурной деятельности.

Хотелось бы по подробнее остановиться на третьем правиле. Эта связь является особенно важной и актуальной в связи с высокой заболеваемостью детей и подростков. Совместная деятельность с медицинскими работниками поможет Вам распределить детей в соответствии с состоянием здоровья, физического развития, уровнем общей физической подготовленности и тренированности учащихся на медицинские группы. Здесь как результат наиболее грамотно спланировать свою деятельность по профилактике и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья у учащихся (нарушения осанки, плоскостопие, ожирение ). Также вам необходимо вести разъяснительную беседу с педагогическим коллективом и воспитанницами для достижения положительного результата в различных видах деятельности воспитанниц.

При использовании традиционных и нетрадиционных средств в двигательной нагрузке в индивидуальных и групповых занятиях, вы будете восполнять мышечный дефицит, включая резервные возможности организма и увеличивая функциональные возможности организма. Используйте при любой представившейся возможности оздоровительные силы природы.

В качестве оздоровительного средства, из традиционных методов, у нас реализуются такие как: утренняя зарядка; бег трусцой; быстрый шаг; лыжные прогулки; спортивные часы; различные спортивные игры (настольный теннис, волейбол) и подвижные игры, - вот далеко не все средства, которые можете использовать и вы.

Из нетрадиционных методов, имеющих оздоровительную направленность, у нас используются различные виды дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, строевая подготовка и т. д..

2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ

Рекомендации для педагогов, родителей, учащихся

Многим знакома ситуация, когда вдруг выскочил из головы нужный номер телефона или о дне рождения друга вы вспомнили на следующий день.

Не пугайтесь, такие провалы редко бывают признаком болезни. Скорее всего во всем виноваты усталость, весенний авитаминоз. Как известно, абсолютной памяти не бывает, но память можно значительно улучшить, если ее регулярно тренировать.

Вот 10 простых упражнений, которые можно делать в течение дня. Итак, тренируем память.        

Упражнение № 1

Время от времени меняйте свои привычки: причесывайтесь не правой рукой, а левой (или наоборот, если вы левша).

Пытайтесь писать иногда левой рукой.

Придумывайте сами, что еще вы можете делать левой (или правой) рукой. «Таким образом вы активизируете ту сторону мозга, которая практически не используется в повседневной жизни», - объясняет американский исследователь доктор Катц.

Упражнение №2

«Включайте» все свои органы чувств, как любопытный ребенок: смотрите, щупайте, прислушивайтесь, принюхивайтесь... Нужно стимулировать память непривычными способами. Благодаря этому расширяется возможность работы мозга. Чем больше органов чувств вы используете, тем прочнее запечатлеется увиденное в вашем мозгу.

Упражнение №3

Читая (достаточно быстро) какой-нибудь текст, отмечайте при этом каждую удвоенную «н» или другую букву. Выполняйте упражнение без пауз, не расслабляясь. Вы довольно быстро обнаружите, что способность концентрировать внимание значительно улучшилась.

Упражнение №4

Спрашивайте себя, как в детективном романе: что я делал в это время вчера? Где я был в это время? А что я делал два часа назад?  

И тогда ваше внимание будет активизировать мозг, кратковременная память улучшится.

Упражнение №5

В быстром темпе маршируйте на месте. Каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичны, чтобы взмах руки был выше головы в тот момент, когда колено опускается. Такая тренировка улучшит координацию движений и заставит работать дотоле заблокированные участки мозга. Перекрестные движения активизируют его половины.

Упражнением №6

Представьте себе, что к кончику вашего носа прикреплена кисточка для рисования. С помощью этой кисточки нарисуйте в воздухе цифру «8» вашим любимым цветом.

Старайтесь, чтобы движения были свободными и аккуратными. Дышите ровно, плечи расслабьте. Это перекрестное движение освежит уставший мозг. Стресс, запечатленный при этом в памяти, стирается.

Упражнение №7

Тренировать память можно даже стоя в автомобильной пробке. Этим вы не только развлечете себя и своих спутников, но разовьете вашу языковую фантазию. Посмотрите на номера машин вокруг себя. Из букв, стоящих на номерах машин, быстро придумайте предложение, например: ГНУ – гуляйте на улице». Благодаря этому упражнению вы научились лучше замечать знаки даже в критической ситуации.

Упражнение №8

Представьте себе, что вы должны написать рассказ о том, как учились. Кто была ваша лучшая подруга? Вспомните во всех подробностях класс, в котором вы учились. Восстановите в памяти всех ваших одноклассников и учителей. Прекрасное упражнение для тренировки памяти на лица.

Упражнение №9

Используйте силу внушения какого-нибудь положительного лозунга (фразы), благодаря которому вы легче достигнете цели, так как с его помощью гасится негативное восприятие проблемы. Если перед важным разговором вы боитесь, что память вас подведет, придумайте предложение, которое ежедневно повторяйте с закрытыми глазами, например: «Я знаю всё, что мне нужно знать, и я совершенно спокоен».

Упражнение №10

С помощью вспомогательной системы «число - картинка» вы легко сможете запомнить до 12 различных предметов.

Итак, нарисуйте 12 маленьких картинок очень схематично: свечку, лебедя, кактус с тремя стеблями, листочек клевера с четырьмя зубцами, руку с пятью пальцами, поднятый хобот слона, развевающийся в левую сторону флаг, маленькие песочные часы, курительную трубку, стоящую на черенке, человека рядом с большой литаврой, два фонарных столба, часы.

Нетрудно заметить, что картинки символизируют числа от 1 до 12. Выучите символы наизусть: «Свеча — 1, лебедь - 2, кактус - 3» - и так далее. Когда вы усвоите эту последовательность, то после небольшой тренировки вы легко сможете использовать этот ряд на практике.

Делайте эти упражнения каждый день, обучите им ваших детей—и тогда вы навсегда забудете о забывчивости.

3. Примерный комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие (рис. 3). Уплощение свода стопы (продольного или поперечного) вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боли в ногах при ходьбе и стоянии. Плоскостопие встречается у школьников чрезвычайно часто. Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

  1.  не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве. Оптимальная высота каблука — не более 3-4 см;
  2.  для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;
  3.  выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно — специальные упражнения (ходьба босиком по скошенной траве, галечнику).

Примерный комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия

  1.  И.п. — сидя на гимнастической скамейке (или на стуле), одна нога вытянута вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. По 10 раз каждой ногой.
  2.  То же в положении стоя.
  3.  И.п. — стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки; вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

И.п. — о.с., руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп. 30-60 с.

  1. И.п. — то же, но носки сомкнуты. Поднять пальцы ног вверх; вернуться в и.п. Повторить 10-15 раз.
  2. И.п. — стоя носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки; вернуться в и.п. Повторить 10 раз.
  3. И.п. — стоя, ноги врозь (стопы параллельны), руки в стороны. Присесть с опорой на всю ступню; вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.
  4. И.п. — стоя, правая (левая) нога перед носком левой (правой) — «след в след». Подняться на носки; вернуться в и.п. Повторить 8-10 раз.
  5. И.п. — то же, но носки сомкнуты. Поднять пальцы ног вверх; вернуться в и.п. Повторить 10-15 раз.

10.        И.п. — стоя на носках (стопы параллельны), руки на поясе. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь на всю ступню. Повторить 8-10 раз.

11.        И.п. — стоя на носках. Развернуть пятки наружу; вернуться в и.п. Повторить 8-10 раз.

12.        И.п. — стоя, стопы параллельны (на расстоянии ладони друг от друга). Сгибая пальцы, поднимать внутренние края стоп. Повторить 8-10 раз.

13.        И.п. — стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть и выпрямить ноги в коленях; вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

14.        И.п. — упор стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед. 30-40 с. То же прыжками («зайчик»).

15.        И.п. — стоя на нижней рейке гимнастической стенки; хват руками за рейку на уровне плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь, лазанье вверх.

16.        Ходьба в полуприседе 30-40 с.

17.        И.п. — стоя, подняв левую (правую) ногу. Разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). По 10-12 раз каждой ногой. Упражнение выполняется в быстром темпе.

  1.  И.п. — то же. Повороты стопы наружу и внутрь. По 4-6 раз каждой ногой.
  2.  И.п. — то же. Круговые движения стопой по часовой и против часовой стрелки. По 4-6 раз в каждую сторону.
  3.  И.п. — стоя, под каждой стопой теннисный мяч. Перекатывание мяча пальцами ног к пятке, не поднимая ее.
  4.  И.п. — стоя, положив на пол (около ног) две булавы так, чтобы головки их почти соприкасались, а основания были направлены в разные стороны. Захватить пальцами каждой ноги шейку булавы и приподнять ее, не отрывая основания стоп от пола.
  5.  Ходьба на носках в полуприседе (носки развернуты внутрь).
  6.  Ходьба по рейке гимнастической стенки (с опорой на основание стоп), держась руками за рейку на уровне груди.
  7.  Ходьба по медицинболам, лежащим на полу.
  8.  Ходьба «гусиным» шагом.
  9.  Ходьба на носках (спиной вперед) вверх по наклонной плоскости. Вариант наклонной плоскости: Гимнастическая скамейка устанавливается на гимнастическую стенку под углом 10-15°.
  1.  Ходьба вниз по наклонной плоскости.
  2. Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходьба в течение
    30-40 с.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ

        Как показали исследования и практика, физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки.

        Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или физорга и не должны превышать 1 -2 мин. Наиболее целесообразно проводить их, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т.п. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок.

        Упражнения выполняются сидя и стоя. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняющий их, не мешал своим товарищам слева и справа. По команде педагога дежурный по классу открывает форточку или окно, учащиеся прекращают занятия и начинают выполнять упражнения. Комплексы физкультминуток рекомендуется подбирать в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.

        Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз, В него включаются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц — в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока. В комплексах физкультминуток желательно использовать упражнения в потягивании, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

        Ниже приводятся примерные комплексы упражнений для разных групп классов.

Примерный комплекс упражнений физкультминутки.

Комплекс 1

  1. И.п. — о.с. 1 — дугами вперед руки вверх, потянуться, посмотреть на руки — вдох;  2 — и.п. — выдох;  3 — круг головой вправо; 4 — круг головой влево.
  2. И.п. — руки на поясе. 1 — правую ногу в сторону на носок, наклон туловища вправо;

2 — и.п.; 3-4 — то же в другую сторону.

  1. И.п. — руки за головой. 1 — полуприсед, руки вперед; 2 — и.п.; 3 — наклон туловища назад; 4 — и.п.
  2. И.п. — руки на поясе. Ходьба на месте. На каждый четвертый счет — поворот на 90°.

Комплекс 2

1. И.п. — руки на поясе. 1 — наклон туловища назад; 2 — и.п.; 3        — наклон влево; 4 — и.п., 5—8 — то же, но на счет 7 наклон вправо.

  1.  И.п. — о.с. 1 — правую ногу назад на носок, руки вверх, прогнуться; 2 — и.п.; 3—4 — то же левой ногой.
  2.  И.п. — руки за спиной. 1 — присед; 2 — и.п.
  3.  Ходьба на месте.

Комплекс 3

1.        И.п. — руки перед грудью. 1 — руки вверх, подняться на носки; 2 — опуститься, руки на пояс; 3 — руки вверх, подняться на носки;

4        — и.п.

  1. И.п. — руки на поясе. 1 — правую руку за голову, левую за спину; 2 — и.п.; 3—4 — то же со сменой положения рук.
  2. И.п. — стойка ноги врозь, руки вверху. 1—3 — наклоны туловища влево; 4 — и.п.; 5—8 — то же вправо.
  3. Ходьба на месте.

Комплекс 4

  1. И.п. — о.с. 1 — правую руку на пояс; 2 — левую на пояс; 3 — правую руку к плечу; 4 — левую к плечу; 5—8 — то же в обратном порядке.
  2. И.п. — руки за головой. 1 — наклон туловища вправо, руки вверх, 2 — и.п.; 3—4 — то же влево.
  3. И.п. — руки к плечам. 1 — резким движением руки вперед; 2 — наклон туловища назад; 3 — выпрямиться, руки вверх; 4 — и.п.
  4. И.п. — руки на поясе. 1 — поворот туловища направо, правую руку за голову, левую к плечу; 2 — и.п.; 3—4 — то же налево со сменой положения рук.

Комплекс 5

1. И.п. — о.с. 1 — левую ногу назад на носок, руки вверх (ладонями наружу); 2 — и.п.; 3—4 — то же правой ногой.

2. И.п. — то же. 1 — полуприсед, руки вперед; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вперед; 4 — и.п.

ЗИп- руки на поясе. 1 - наклон туловища вправо; 2 - и.п.; 3 - поворот туловища налево;  4 - и.п.; 5-8 - то же в другую сторону.

4. Ходьба на месте с: различными движениями руками.

Комплекс 6

  1. И.л. - руки на поясе- 1-повороте туловища налево, руки вверх; 2 — и.п.; 3—4 - то же направо
  2. И.п. - руки за головой- 1*- наклон туловища вправо; 2 – наклон назад; 3 — наклон влево; 4 - И.п.        
  3. И.п. - о.с. 1 — присед, руки за спину  2-и.п.-; 3- присед,  руки вверх; 4 — и.п.
  4. Ходьба с поворотами на 900.

5. Рекомендации для организации занятий с обучающимися СПГ

Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе занятия, учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу преподавателя они определяют в течение 10 секунд. Такой подсчет производится 4 раза: до занятия, в середине – после наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек.), после занятия и через 5 мин. восстановительного периода.

Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и специальной медицинских групп существенно различны. Учащиеся СМГ освобождены от выполнения каких-либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся:

– гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков; поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами;

– легкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания гранаты, прыжки в длину;

– лыжная подготовка – техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении (по заданию преподавателя);

– плавание – правильное выполнение движений руками, ногами, умение держаться на воде и проплыть по заданию преподавателя отрезок дистанции изученным способом, умение сочетать движения рук и ног с дыханием при изучении техники плавания одним из способов.

О противопоказаниях к занятиям

При относительно одинаковом функциональном состоянии учащихся СМГ следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений, характерные для каждой группы заболеваний.

Заболевания сердечно-сосудистой системы предполагают групповой метод занятий (желательно на свежем воздухе, в парке или сквере). Урок строится так, чтобы преобладали циклические упражнения (различные виды ходьбы, лыжные прогулки, катание на коньках и др.). Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием, со статическим напряжением, с резким ускорением темпа. Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, выполняются в положении лежа, сидя, стоя.

В процессе занятий необходим контроль за ЧСС и дыханием, цветом кожи и общим состоянием ребенка.

При заболеваниях органов дыхания в урок включают ходьбу, дозированный бег в сочетании с ходьбой и дыхательными упражнениями, лыжные прогулки, катание на коньках, игры, эстафеты. В холодную и ветреную погоду не следует проводить занятия на улице, особенно для страдающих бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале необходимо развивать правильное ритмичное дыхание, а также дыхание с акцентом на выдохе (особенно больным с бронхиальной астмой, обструктивным бронхитом и др.). Удлинить фазу выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произношением гласных звуков [а], [у], [е], [и], [о] и согласных [р], [ж], [ш], [щ], [з], [с] или их сочетаний (например, бре, бры, бру и т.п.). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по 3–5 раз в день; дозировка для одного упражнения – 2–3 раза, количество упражнений – 3–4. После 2–3 месяцев систематических занятий физическими упражнениями целесообразны занятия плаванием.

При ожирении в программу занятий включаются: длительная ходьба по пересеченной местности, бег в сочетании с ходьбой, ходьба на лыжах, занятия на тренажерах, плавание и игры в воде, гантельная гимнастика и т.д.

В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз), значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде (5–10 мин. – первый год обучения, 10–15 мин. – второй год обучения). Разрешение врача на занятия плаванием данного контингента детей оговаривается дополнительно.

Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (в равновесии на повышенной опоре), сокращается время игр и т.п.

При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на голове и руках.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Как показывает опыт, для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать подвижные игры, для старшей – элементы танцев.

В занятия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение, занятия на тренажерах. Задача заключается в том, чтобы через физические упражнения приостановить прогрессирование болезни, а при функциональных нарушениях осанки – нормализовать ее.

Педагогический контроль за учениками осуществляется учителем на каждом уроке. На первых пятнадцати-двадцати уроках нельзя допускать появления признаков утомления (потоотделение, покраснение кожи и т.д.). В дальнейшем при хорошем самочувствии можно использовать кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости. Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса в течение как одного урока, так и серии уроков. Пульс у основной массы ребят после урока должен вернуться к исходным данным в течение 15–20 мин.

Помимо контроля за уровнем физической подготовленности учащихся, учитель по мере прохождения материала оценивает правильность выполнения упражнений, улучшение показателей силы, гибкости, выносливости.

Домашнее задание

Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащихся, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время выполнения домашнего задания не должно превышать 15–20 мин. Чаще всего в домашние задания включаются следующие упражнения:

1. Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у зеркала).

2. Прыжки на месте (высота 20–30 см) с мягким приземлением.

3. Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги.

4. Упражнения из и.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах и разведены в стороны, кисти – одна на другой под подбородком, ступни вместе. Поднимание головы и рук назад или в стороны; поднимание головы и рук, согнутых в локтевых суставах (локти назад, лопатки соединены); поднимание головы и туловища, руки на поясе.

5. Упражнения из и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища: поднимание головы с одновременным сгибанием ступней; попеременное поднимание ног (под разными углами), движения велосипедиста; поднимание туловища с опорой руками о пол, то же – руки на пояс.

6. Упражнения на расслабление рук и поочередно ног, выполняемые из и.п.: стоя.

7. Упражнение из и.п.: стоя, руки в стороны: пяткой правой ноги прикоснуться к левому колену, зафиксировать это положение, сохраняя равновесие. То же – с закрытыми глазами.

8. Приседания на полной стопе, вытягивание рук вперед. Приседания на носках, руки впереди. То же – руки на поясе.

9. Упражнения для мышц стопы: захват легких предметов (малого мяча, коробка спичек и т.п.) пальцами ног, сгибая стопу в положении сидя.

10. Ходьба по гимнастической скамейке (линиям на полу) с подбрасыванием мяча, ударами его о пол и ловлей.

11. Упражнения с гимнастической палкой: наклон вперед, палку горизонтально вверх, за голову, за лопатки (одним движением занести палку, удерживаемую перед собой двумя руками, за спину).

12. Равновесие на левой (правой) ноге («ласточка»).

13. Прыжки через скакалку на одной и обеих ногах с мягким приземлением на носки.

14. Из стойки на коленях сед на пол сбоку (справа, слева) и возвращение в и.п.

15. Разучивание движений рук в определенном способе плавания из положения стоя, то же – ногами, но в положении сидя.

16. Освоение координации движений в определенном способе плавания.

6. ПАМЯТКА по безопасности для педагогов и родителей

Цель. Научить детей здоровой настороженности и бдительности.

Уважаемые педагоги и родители! Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать. Вот некоторые правила, которые дети должны постоянно помнить.

 «Если ты на улице»

  1. Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения.
  2. Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.
  3. Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.
  4. Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.
  5. Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя.
  6. Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.
  7. Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.
  8. Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.
  9. Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.
  1. Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.
  2. Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко   кричи,   привлекай   внимание   прохожих,   сопротивляйся. Твой крик - твоя форма защиты!
  3. Твоя безопасность на улице во многом зависит от тебя!

«По возвращении домой не теряй бдительности!!!»

1. Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.

  1. Не входи в лифт с незнакомым человеком!
  2. Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не
    спеши входить, зайди к соседям и позвони домой.  

«Если ты собираешься делать покупки»

  1. Перед выходом из дома пересчитай наличные деньги.
  2. Не говори никому о том, какой суммой денег ты располагаешь.
  1. Не входи один в торговую палатку, магазин, подсобное помещение, обязательно возьми с собой сопровождающего тебя человека.
  1. Расплачиваясь, не показывай все деньги, имеющиеся у тебя.

Следуя этим советам, ты сделаешь покупку, которая принесет тебе радость!

«Если ты дома один»

  1. Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.
  2. Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).
  3. На ответ «Я» дверь не открывай, попроси человека назваться.
  4. Если он представляется  знакомым твоих родных, которых в
    данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.
  5. Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни ему, что он неправильно записал нужный ему адрес, и позвони родителям.
  6. Если незнакомец представился работником ЖКХ, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.
  1. Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (милиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.
  2. Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или «скорой помощи», не спеши  открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.
  3. Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови милицию.
  1. Вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя, запри дверь.
  2. В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и насколько ты ушел. Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности.

Умей сказать «НЕТ»:

  1. когда тебе предлагают совершить недостойный поступок.
  2. когда тебе предлагают попробовать что-либо запретное.
  3. если тебе предлагают поехать куда-либо, предупреждая, что
    бы ты об этом никому не говорил.
  4. когда незнакомые или малознакомые люди приглашают тебя к себе в гости, на дискотеку, в клуб.
  5. когда тебе предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрос
    лых, родителей.
  6. если незнакомые люди предлагают подвезти тебя на машине или показать им дорогу, сидя в машине.
  7. когда тебе предлагают на улице купить какой-либо товар по дешевой цене, сыграть в азартную игру, обещая большой выигрыш.
  8. когда предлагают погадать с целью узнать будущее.

Помни, что во многих случаях умение сказать «нет»— это проявление не слабости, а собственной силы, воли и достоинства.

«Если ты обнаружил подозрительный (взрывоопасный) предмет» Признаками взрывоопасных предметов могут быть:

  • бесхозная сумка, портфель, коробка, сверток, деталь, какой-либо предмет, обнаруженный в школе, в подъезде, у дверей квартиры, под лестницей, в машине и общественном транспорте;
  • натянутая проволока или шнур;

-        провода или изолирующая лента, свисающие из-под машины.
Запомни,   что   в   качестве   прикрытия,   маскировки   для взрывных устройств используют обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. п. Во всех перечисленных случаях необходимо:

  • не трогать, не вскрывать, не перекладывать находку;
  • отойти на безопасное расстояние;

-        сообщить о находке учителю, родителям, сотруднику мили
ции, водителю, машинисту поезда.

Заходя в подъезд дома, всегда обращай внимание на бесхозные предметы. Не трогай их! Сообщи о них в милицию!

 «Если ты оказался под обломками конструкций здания»

Постарайся не падать духом. Успокойся.

Дыши глубоко и ровно.

Настройся на то, что спасатели тебя найдут.

Голосом и стуком привлекай внимание людей.

Если ты находишься глубоко под обломками здания, перемещай влево - вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т. п.), чтобы тебя можно было обнаружить с помощью эхопеленгатора.

Продвигайся осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйся по движению воздуха, поступающего снаружи.

Если у тебя есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпичи и т. п.) укрепи потолок от обрушения и жди помощи.

Если пространство около тебя относительно свободно, не зажигай открытый огонь. Береги кислород.

При сильной жажде положи в рот небольшой камешек и соси его, дыша носом.

Помни! Сохраняя самообладание, ты сбережешь свои физические силы, необходимые для того, чтобы дождаться помощи поисковой или спасательной службы! ТЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО СПАСУТ!

«Если тебя захватили в качестве заложника»

Возьми себя в руки, успокойся и не паникуй.

Если тебя связали или закрыли глаза, попытайся расслабиться, дышать глубже.

Не пытайся бежать, если нет полной уверенности в успешности побега.

Запомни как можно больше информации о террористах, их количестве, степени вооруженности, особенностях внешности, темах разговоров.

Подробная информация поможет впоследствии в установлении личностей террористов.

По возможности расположись подальше от окон, дверей и самих похитителей, т. е. в местах большей безопасности.

По различным признакам постарайся определить место своего нахождения.

В случае штурма здания рекомендуется лечь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке.

Будь уверен, что милиция и спецслужбы предпринимают необходимые меры для твоего освобождения.

Взаимоотношения с похитителями:

С самого начала (особенно первые полчаса) выполняй все распоряжения похитителей.

Займи позицию пассивного сотрудничества.

Говори спокойным голосом. Избегай вызывающего враждебного поведения, которое может вызвать гнев захватчиков.

Не оказывай агрессивного сопротивления, не провоцируй террористов на необдуманные действия.

При наличии у тебя проблем со здоровьем, заяви об этом в спокойной форме захватившим тебя людям.

Не высказывай категорических отказов, но не бойся обращаться со спокойными просьбами о том, в чем остро нуждаешься.

Веди себя спокойно, сохраняя при этом чувство собственного достоинства.

При длительном нахождении в положении заложника

Не допускай возникновения чувства жалости, смятения и замешательства.

Мысленно готовь себя к будущим испытаниям.

Помни, что шансы на освобождение растут со временем.

Сохраняй умственную активность.

Постоянно находи себе какое-либо занятие (физические упражнения, жизненные воспоминания и т. д.).

Для поддержания сил ешь все, что дают, даже если пища не нравится и не вызывает аппетита.

Думай и вспоминай о приятных вещах.

Будь уверен, что сейчас делается все возможное для твоего скорейшего освобождения.

«Как вести разговор с похитителем»

На вопросы отвечай кратко.

Будь осторожен, когда затрагиваются личные вопросы.

Внимательно контролируй свое поведение и ответы.

Не допускай заявлений, которые могут повредить тебе или другим людям.

Оставайся тактичным при любых обстоятельствах.

Контролируй свое настроение.

Не принимай сторону похитителей.

Не выражай активно им свои симпатии и приверженность их идеалам.

В случае принуждения вырази поддержку требованиям террористов (письменно, в звуко- или видеозаписи), укажи, что они исходят от похитителей. Избегай призывов и заявлений от своего имени.

«Если пожар»

Не звони из помещения, где уже занялся пожар, выберись в безопасное место и позвони в службу «01».

Не стой в горящем помещении - прижмись к полу, где воздух чище, и пробирайся к выходу.

Не трать времени на поиски документов и денег, не рискуй, уходи из опасного помещения.

Никогда не возвращайся в горящее помещение, какие бы причины тебя не побуждали к этому.

Уходя из горящих комнат, закрывай за собой дверь, это уменьшит риск распространения пожара.

Никогда не открывай дверь, если она горячая на ощупь.

Если нет путей эвакуации, по возможности заткни дверные щели подручными средствами (любыми тряпками, скотчем и т. п.).

Находись около окна, чтобы тебя можно было увидеть с улицы.

Старайся не открывать другие двери в помещении, чтобы не создать дополнительную тягу.

Будь терпелив, не паникуй.

При пожаре в здании не пользуйся лифтом, он может отключиться в любую минуту.

При ожогах ни в коем случае не смазывай кожу чем бы то ни было, не прикасайся к ожогам руками.

При возникновении пожара твой главный враг время. Каждая секунда может стоить тебе жизни!

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОЖАРЕ

  1. Немедленно сообщить о случившемся пожарной охране по телефону 01. Назвать адрес учреждения, место пожара, свою фамилию.
  2. Сообщить о случившемся руководителю учреждения или дежурному администратору.
  3. Принять меры по эвакуации учащихся и сотрудников.
  4. Тушить пожар имеющимися средствами.

ДЕЙСТВИЯ ДЕЖУРНОГО АДМИНИСТРАТОРА ПРИ ПОЖАРЕ

  1. Оповестить о пожаре пожарную охрану по телефону 01.
  2. Организовать эвакуацию детей и сотрудников.
  3. При необходимости и возможности отключить электроэнергию.
  4. Осуществить руководство по тушению пожара имеющимися средствами.
  5. Организовать встречу пожарной команды для указания кратчайших путей подъезда к зданию.

Памятки составлены по материалам:

  1. Журнал «Директор школы», № 8, 2004
  2. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. Меры пре
    досторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных
    ситуациях.

7. ТРЕБОВАНИЯ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ В УЧЕБНОМ  ЗАВЕДЕНИИ.

Для того, чтобы начать формировать расписание уроков на первое полугодие, у зам. директора должны быть  данные обо всех учителях и их учебной нагрузке. Следовательно, до начала составления расписания надо «закрыть вакансии» или распределить учебную нагрузку между имеющимися учителями, предварительно поговорив с каждым из них и получив письменное согласие.

Составление расписания уроков – это очень серьезный труд, требующий знаний, умений и достаточно большое количество времени.  Во многих школах разработаны методические рекомендации по составлению расписания уроков, имеются и обязательные санитарные требования, отражающие специфику распределения порядка уроков по их сложности ( СанПиН).  С этими документами необходимо ознакомиться в первую очередь, т.к. расписание уроков учебного заведения обязательно пройдет согласование с местными органами санитарно–эпидемиологической службы.

При составлении расписания учитывается желание учителей – в каком дне неделе, какая нагрузка, отсутствие излишних «окон» и т.д. Но все же необходимо исходить из интересов учеников, а это значит выполнять гигиенические требования, заботясь о равномерном распределении учебной нагрузки по дням недели.

Утверждая расписание, руководитель должен обратить внимание:

1. На то, как оно соответствует нормам и требованиям СанПиН;

2. На то, насколько выдержана в каждом классе предельно допустимая учебная нагрузка;

3. Не случилось ли так, что в одном классе в один  и тот же день есть уроки музыки и физкультуры или ИЗО, обслуживающего труда (в любом сочетании). Если есть, надо переделывать расписание, т.к. это означает, что у детей будут очень «легкие» и очень «тяжелые» учебные дни;

4. В каких классах и почему имеются сдвоенные уроки? Сколько раз в неделю? Есть классы, где сдвоенные уроки обязательны, например, литература в старших классах. А есть, где «сдвоение» неоправданно, например, три раза в неделю по два урока математики в пятых классах;

5. В какие дни поставлены предметы, имеющие в базисном плане по одному, два часа. И учащимся, и учителям трудно, когда между этими уроками образуется большой перерыв.

6. На расписание уроков на понедельник. Для учащихся легче, когда на этот (тяжелый для детей и взрослых день) приходится сдвоенные уроки, поскольку им надо в выходные дни готовиться по меньшему количеству предметов;

7. На ежедневное количество уроков в каждом классе. Если есть день, когда в классе, например, четыре урока, а в два других дня – по шесть, то такое недопустимо;

8. Какие предметы проставлены в классах на втором и третьем уроках. Медики определяют, что это наиболее продуктивное время. Пик умственной активности. Поэтому желательно, чтобы «трудные» для учащихся класса предметы выпадали как раз на эти часы;

9. Не попали ли в расписание платные дополнительные услуги, если таковые имеются в вашей школе. Этого не должно быть. (На  такие услуги должно существовать специальное расписание второй половины дня).

Один экземпляр готового расписания должен быть у вас на рабочем столе, чтобы всегда знать, в каком классе дает урок тот или иной учитель, и планировать свои помещения, а также знать, у кого окно», если требуется заменить кого-то из педагогов. Посмотрите, не разорваны ли параллели у учителей, у которых большое количество лабораторных работ преподавателей физики, химии, биологии). Требования учителей таких предметов. Чтобы у них в течение одного учебного дня не разбивались параллели классов», - это не прихоть, а одно из необходимых условий для их успешной работы.

Стоит посмотреть, в каких классах у учителей поставлены последние уроки. Педагогу очень трудно, если, например, в каком – то  одном классе у него четыре раза в неделю последние, шестые уроки. Еще посмотрите, у скольких учителей вашей школы есть среди недели «методический день», у скольких – нет. Наличие методического дня обязательно для тех учителей, которые в первой половине дня занимаются на курсах повышения квалификации. Желательно дать такой день тем, кому это позволяет сделать учебная нагрузка.

После окончания первой четверти неплохо провести среди учащихся анкету: какой день недели для вас самый трудный? Почему? Какой день недели для вас самый легкий? Почему? Напишите свои пожелания по расписанию уроков. Можно провести анкету и среди учителей, выявить их пожелания. Все анкеты надо проанализировать, по возможности учесть пожелания, внести коррективы в расписание на вторую четверть.

До начала учебного года необходимо также составить, утвердить и довести до сведения каждого сотрудника под расписку график его работы. Во многих ОУ составления графика работы определенной категории сотрудников (зам. директора, секретаря, библиотекаря, вожатого, технического персонала) является необходимым управленческим действием руководителя.

Особое внимание руководителю желательно обратить внимание на грамотность составления графика дежурства администрации в учебном заведении. Даже если в обычный день директор и находится в учебном заведении, многие организационные вопросы может решать один из его заместителей, являющийся дежурным администратором учебного заведения. Порядок дежурства членов администрации может быть различным: первая половина дня и вторая по сменам, по дням недели и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Подготовка учащихся 9-х классов к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Сборник методических рекомендаций

Подготовка учащихся 9-х классов к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Сборник методических рекомендаций.  Методика написания сжатого изложенияТипы и функции знаков препинанияИз...

Методические рекомендации по здоровьесбережению на уроках математики.

Рекомендации по здоровьесбережению ребёнка на уроках математики и во внеурочное время. Задачи на соблюдение гигиены школьника....

Сборник методических рекомендаций

Представленные в сборнике методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования правильно составить собственную дополнительную ...

Сборник методических рекомендаций и разработок "Развитие одаренных детей в Агрызском муниципальном районе"

Информационно-методический сборник предназначен для педагогов образовательных организаций как методическая помощь при работе с одаренными детьми....

Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"

В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...