Главные вкладки

    Родителям о детской одаренности. Рекомендации родителям одаренных детей.
    консультация (5, 6, 7, 8, 9 класс)

    Татаренкова Наталья Викторовна

    Консультация для родителей: "Если в семье одаренный ребенок".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendacii_roditeljam_odarennykh_word.docx33.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родителям о детской одаренности. Рекомендации родителям одаренных детей.

    Когда-то мы и сами были детьми и нередко ставили свою «оценку» воспитанию и отношению к нам наших родителей. В то далекое время мы считали, что, когда вырастем, обязательно учтем этот опыт в отношении с собственными детьми, взяв на вооружение только самое лучшее из нашего воспитания. Становясь взрослее, мы думали, что дети- это просто пустой сосуд, который сначала нужно вылепить, потом обжечь и после обжига наполнить по своему усмотрению. К счастью, это не совсем так! Характер и жизнь ребенка определяются и генетическими задатками, и социальной средой, и воспитанием родителей.

    Мы (родители) очень любим своих детей; пытаемся создать благоприятную среду для их обучения, занятий спортом и отдыха, научить всему тому, что знаем и умеем сами, да и просто хотим, чтобы наши дети выросли целеустремленными, самостоятельными людьми, уважающими себя, родителей и учителей, способными ставить перед собой трудные задачи и добиваться их решения. Но ведь это нормальное, объективное желание любых (нормальных, объективных) родителей! При чем же здесь одаренность?

    Для начала давайте разберемся с терминологией.

    Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    • специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными. Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Все они не точны с точки зрения современной психологии. Но приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории:

    дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

    дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность); дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные

    музыканты, художники, математики, шахматисты и др.), эту категорию детей, чаще всего, называют талантливыми;

    дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

    Академическая одаренность.

    Академическая одаренность - "умение блестяще усваивать, то есть учиться". При этом типе одаренности имеет место достаточно высокий интеллект, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся впоследствии получаются замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

    Академический вид одаренности имеет свои подвиды: есть учащиеся с широкой способностью к обучению - они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках, а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (к точным или, например, гуманитарным наукам). Иаких учащихся чаще называют интеллектуально одаренными в какой-либо области науки.

    На сегодняшний день большинство исследователей проблемы одаренности признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

    Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

    Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

    Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

    1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
    2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

    1. Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим

    — как отстающий в психическом развитии.

    1. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

    Признаки одаренности

    Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

    Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

    Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

    Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).

    Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

    Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.

    Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

    Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

    • Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

    • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

    • ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбив. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

    • Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

    Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и

    ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая. Главным советом по воспитанию является способность распознать, является ли ваш ребенок на самом деле необычайно одаренным. Многие родители хотят надеяться, что их дети являются в какой-то степени одаренными. Так как это - правда, что разные дети обладают различными талантами и способностями, есть просто те дети, которые находятся на самом верху. С помощью психологического тестирования профессионалы помогут вам открыть признаки одаренности в Вашем ребенке. Вы также можете обратиться за специальной поддержкой к школьным консультантам, или попросить у них особых рекомендаций, которые могут помочь вашему ребенку.

    Национальной образовательной стратегией–инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

    Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

    Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

    Мы изучили достаточное количество литературы по вопросам детской одаренности, а также руководствуясь собственными наблюдениями и опытом выделили несколько вот таких моментов:

    Безоговорочная любовь: возможно, одним из ключевых советов по воспитанию, является необходимость убедиться в том, что ваш одаренный ребенок растет привыкшим к безусловной любви и принятию. Вы должны общаться со своим ребенком хорошо и объяснять ему, что вы любите его таким, какой он есть, а не за то, что он хорошо учится в школе или прекрасно выполняет все задания. В то же время хорошим советом по воспитанию является демонстрация благодарности и хвалы за определенные достижения, убедитесь в том, что вы говорите своему ребенку, что вы все равно будете его любить, даже если он не получит прекрасную оценку или похвальную грамоту.

    1. Помните! Для того, чтобы быть в жизни успешным, необязательно быть сверходаренным.

    Способности, безусловно нужно развивать. При этом нельзя ограничивать желания ребенка строгими рамками, лишая его права выбора или навязывая только свою «правильную» точку зрения. Никогда нельзя быть абсолютно уверенным в том, что именно та или иная сфера деятельности будет для него в дальнейшем определяющей.

    • увлечение математикой в начальной школе к более старшему возрасту может угаснуть, и неожиданно возникнуть тяга к творческим видам деятельности или к гуманитарным наукам.

    1. нельзя опережать события, нужно стараться учитывать возрастные особенности детей. Нельзя забывать о физических возможностях ребенка. переизбыток физических или эмоциональных нагрузок может привести к заболеваниям, во время лечения которых накопленный запас можно быстро растерять.

    1. нацеленность ребенка на успех и «синдром отличника»- вещи разные. Дети, к которым родители предъявляют завышенные требования, как правило, очень тщеславны и болезненно ранимы. Любая неудача воспринимается ими как личная трагедия. Более того, уязвленное самолюбие часто приводит к агрессии п отношению к окружающим, более успешным в данный момент людям. В детях нужно воспитывать чувство собственного достоинства и уважение к окружающим людям. Считаем, что умение порадоваться успехам других не менее важно, чем радость от собственных успехов. Ваш ребенок должен знать, что не всегда все может быть идеально. Это очень важный совет по воспитанию, так как одаренные дети могут с легкостью разочароваться, по мере того, как они будут взрослеть, если что-то будет получаться не так, как они этого хотят.
    2. стараться всячески поддерживать наших детей в начинаниях, передавать им профессиональный и жизненный опыт. Личный пример был и остается намного эффективнее длительных нравоучений. Совместная деятельность, обсуждения, поиск информации, исследования объединяют семью, дарят радостные минуты общения, стимулируют не только развитие творческих способностей у ребенка, но

    • закладывают основы научной деятельности. Одаренным детям может запросто надоедать то, что они с легкостью познали. Предлагайте им разнообразие тем и обучающих опытов. Это даст вам возможность узнать, его сильные стороны заинтересованности, и поможет поддерживать его обучение на здоровом балансе. Частью этого совета является также обучение вашего ребенка социальным темам. Может быть, полезно давать ему просматривать различные образовательные книги
    • диски, но также не забывайте давать ему присоединяться к игровым группам. Позвольте ему общаться с другими детьми.

    Как творчески развивать ребенка. Рекомендации родителям

    (младший школьник).

    1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

    1. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

    1. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

    1. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.

    1. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.

    1. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.

    1. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.

    1. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

    1. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.

    1. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

    1. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.

    1. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки..

    1. Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

    1. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

    1. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

    1. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

    1. Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.

    1. Со вниманием относитесь к его потребностям. Не пытайтесь переносить на ребенка собственный набор увлечений и пристрастий.

    1. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

    1. Не дразните ребенка за ошибки.

    1. Хвалите за любые успехи. Неуспехи разбирайте вместе с ребенком.

    1. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

    1. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

    1. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

    1. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.

    1. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.

    1. Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.

    1. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них. Развивайте у ребенка самостоятельность и самодисциплину.

    1. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.

    1. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

    1. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

    1. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему. Помогайте, а не подсказывайте!

    1. Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.

    1. Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

    Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли

    • требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос
    • дал обильный плод.

    (В.А.Сухомлинский)

    Всем, кто причастен к воспитанию и обучению нового человека, будь то учителя, родители, важно помнить, что их важнейшая задача – направить энергию ребенка в хорошее русло и эту ответственность следует брать на себя с радостью!

    Приложение

    Тест на выявление одаренности у детей.

    На предлагаемые вопросы необходимо ответить «да» или «нет».

    1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
    2. Меняет ли он свои наклонности?
    3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
    4. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
    5. Любит ли фантастические истории?
    6. Сочиняет ли рассказы, стихи?
    7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
    8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
    9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
    10. Боится ли темноты?
    11. Изобрел ли когда-нибудь свое слово?
    12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?
    13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
    14. Был ли удачен этот замысел?
    15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
    16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать нзначение разных предметов?
    17. Предпочитает ли он в выборе одежды собственный вкус вашему?
    18. Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
    19. ищет ли он объяснение тому, чего не понимает?
    20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
    21. Любит ли читать книги без иллюстраций?

    1. Изображает ли собственные игры или развлечения?
    2. Помнит ли и рассказывает свои сны и пережитые впечатления?

    За каждый ответ «да» поставьте 1 балл. Сложите баллы!

    Результаты:

    От 20 до 23 баллов – ребенок очень сообразительный, способен иметь свою точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом.

    От 15 до 19 баллов – ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив, сообразителен лишь когда чем-то заинтересован.

    От 9 до 14 баллов – большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний

    • где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью много не хватает.

    От 4 до 8 баллов – ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

    Менее 4 баллов – ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях. (Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы. – М.: ВЛАДОМ-ПРЕСС, 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации родителям одаренного ребенка

    некоторые рекомендации родителям одаренных детей и педагогам , работающим с той категорией учащихся...

    Советы родителям одаренных детей

    Быть родителями на самом деле сложное задание. Иногда мы можем переходить от одного совета по воспитанию к другому: у нас все-таки могут оставаться проблемы с некоторыми аспектами воспитания....

    Советы родителям одаренных детей

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5297875","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"395","style":"width: 100px; height: 90px; ","width":"480"}}]]Советы родителям о...

    Родителям одаренных детей

      Каким нужно быть родителю одаренного ребенка, чтобы его совместная работа со школой была успешной?...

    Родительское собрание для родителей одаренных детей

    В данной разработке родительского собрания, проводимого в форме круглого стола рассматривались вопрсы: психологические особенности одаренного ребенка, роль семьи в раскрытии детской одаренности, как о...

    Советы родителям одаренных детей

    Советы родителям одаренных детей Быть родителями на самом деле сложное задание. Иногда мы можем переходить от одного совета по воспитанию к другому: у нас все-таки могут оставаться проблемы с нек...

    Памятка родителям одаренных детей

    В памятке даны некоторые рекомендации родителям по воспитанию детей с целью развития в них творческих способностей....