Родительское собрание на тему "Семейное воспитание и его роль в нравственном развитии подростков".
консультация (5, 6, 7 класс)

Попова Марина Николаевна

Порядок семейной жизни, семейные традиции, режим в семье. Влияние уклада жизни семьи на привычки детей. Истоки проявления грубости, эгоизма, недоверчивости и других отрицательных черт в характере и поведении отдельных детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 7 классе «Семейное воспитание и его роль в нравственном развитии подростков».

Автор: классный руководитель 7 класса Попова М.Н.

Форма проведения: лекция с элементами беседы.

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о Ваших детях, о том какую роль в их нравственном развитии играет семья.

В семейном воспитании на ребенка стихийно действуют обстоятельства жизни семьи и ближайшее ее окружение, материальные и моральные условия, вся атмосфера с положительной и негативной направленностью. Семейные отношения выражаются в тактике семейного воспитания. Выработать тактику семейных отношений – это значит, прежде всего, найти правильную точку отсчета в воспитании. Если для родителей интересы ребенка превыше всего, они подчинили им все свои желания и потребности, превратились буквально в рабов своего сына или дочери – это позиция, в основе которой родительская близорукость. У таких родителей, как правило, вырастают эгоисты или люди, ни к чему не приученные, безвольные, слабохарактерные. Если родители превыше всего ставят свои интересы, мало считаются с желаниями, потребностями ребенка, живут только «для себя» – можно говорить о родительском эгоизме. В подобных семьях нередко растут безынициативные, пассивные дети, не имеющие собственного мнения, или, наоборот, настроенные агрессивно, живущие собственными интересами. В «чистом виде» они встречаются редко. В жизни приходится сталкиваться гораздо чаще с другими проявлениями родительского эгоизма, более тонкого, более замаскированного, а потому и более опасного.

В каждой семье царит свой дух жизни. Выйдя из дома, придя в школу, на работу, находясь в общественных местах, транспорте, магазине, вступая в контакт с людьми, человек приносит заложенные дома привычки, стиль общения, проявляя себя на определенном уровне культуры. Так же, как и в других сферах общения, жизнь на протяжении поколений и для семейных отношений своеобразный семейный этикет. Эти правила по форме видоизменяются в зависимости от требований конкретного быта, но в основе их неизменно лежит требование взаимного уважения, помощи и внимания друг к другу; посильное содействие каждого общему семейному благополучию. Взрослые должны постоянно помнить, что ни один жест, слово, манера не проходит для ребенка и со временем отзовется на формировании его личности. Ребенок является как бы зеркалом семейных традиций и манер поведения. Если родители сами благодарят ребенка и друг друга за помощь или услугу (пусть это будет мелочь), если не забывают и извиниться за причиненное, даже незначительное неудобство; если обращаясь с просьбой, они всегда добавляют «пожалуйста»; если в семье принят спокойный доброжелательный тон, можно быть уверенным, что ребенок усвоит все это сам и станет поступать так же. Если же родители требуют от ребенка слов вежливости только в особо торжественных случаях, в основном в общении с чужими, ребенок, хотя узнает эти слова, будет престо стесняться их употреблять. Нецензурная брань родителей влечет за собой такое же обращение с окружающими их ребенка.

Постоянно упражнять детей в правильном поведении – это задача каждого дня. Приучать к правилам гигиены, вежливости, к определенному режиму дня – значит добиваться, чтобы принятый в семье целесообразный порядок, режим повторялся изо дня в день. Даже единичное нарушение без особых на то уважительных причин нельзя оставить незамеченным, ибо оно уже тормозит развитие нужных привычек. Режим в семье должен касаться следующих частностей: придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, одного и того же в рабочие и выходные дни; каждая вещь должна иметь свое место, и дети после работы или игры всегда должны наводить порядок в своей комнате; за столом каждый член семьи должен иметь свое место, не опаздывать к приему пищи и т. д.

У родителей должна присутствовать согласованность в выборе целей, методов воспитания, в проведении их в жизнь. Во многих семьях, например, дело воспитания страдает из-за отсутствия единства в требованиях. При разнобое требования начинают играть несвойственную им педагогическую роль, дезорганизовывать ребенка. Противоречия в требованиях взрослых вынуждают его приспосабливаться, хитрить, лгать или приводят к тому, что мальчик, девочка начинают пренебрегать вообще всеми требованиями. Но дело не в том, что отец, мать, бабушка не понимают пагубного значения разнобоя в своих требованиях. Беда в том, что чаще всего им трудно между собой договориться о единстве требований, они no-разному их понимают. Как найти выход из подобного положения? Быть может, на какое-то время разделить сферы своего влияния и соответствующих им требований. Если бабушка готовит пищу и кормит внука, дать ей право требовать всего того, что касается приготовления к еде и поведения за столом. Если мать следит за внешним видом ребенка, его одеждой, значит, она предъявляет ему требования, связанные с бережным отношениям к вещам, с тем, когда что надеть. Если отец руководит домашней учебной работой сына, дочери, то он и требует от них то, что необходимо для успеха в учении. Когда какие-то требования бабушки, отца, матери вызывают сомнения, споры, то их разумнее решать между собой в отсутствии детей.

Правильно организовать воспитание детей в семье можно с помощью умелого применения научно обоснованных методов воздействия. В отечественной и зарубежной педагогике их множество: методы формирования сознания, поведения и деятельности, стимулирования и т.д. Остановимся на некоторых из них. Каждый родитель стремится привести ребенка к пониманию того, что хорошо, что плохо, к чему следует стремиться и чего следует избегать. На помощь этому приходит убеждение – один из эффективных методов воспитания. Убеждение нередко смешивают с нотацией или морализированием. Но следует помнить, что при убеждении положения доказываются, а при морализировании – декларируются. Содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития ребенка. Для подростков в убеждении должно присутствовать логическое доказательство. Только «железная» логика позволяет убедить или переубедить ребенка, раскрыть несостоятельность позиции ребенка или заставляет его поверить в истинность того, в чем убеждают. Убеждая ребенка, надо самому быть убежденным. Порой родители недооценивают того, что ребенок способен по интонации голоса, по внешнему выражению голоса почувствовать искренность или неискренность его слов. Убеждение требует высокого родительского авторитета, который придает воздействию убеждающего силу внушающего влияния. Один из распространенных приемов убеждения: показ последствий поступка, почему-либо не замеченных самим ребенком. Убеждать нужно, осязательно отталкиваясь от тех знаний, того жизненного опыта, от тех чувств, которые уже имеют для ребенка нравственную значимость. Когда хотят, особенно подросткам и старшеклассникам, доказать безнравственность какого-то поступка, прибегают еще к одному приему: проводят параллель между ними и той отрицательной чертой характера, которая отражается в совершенном поступке. Однако и этот прием вызовет желаемый педагогический эффект только в случае, если ребенок сам осуждает ту черту характера, которая связывается с его поступком. Практика убеждает, что нередко только один плохой поступок ведет к разрушению хорошего. И наоборот, если ребенка побуждают совершать хорошие поступки, то эти действия помогают началу формирования высоких нравственных черт его.

В 11–14 лет ребята уже не так слепо копируют поведение взрослых, их подражание становится, как говорят психологи, выборочным. Приглядываясь к действиям, поступкам, прислушиваясь к словам и суждениям взрослых, подростки избирают для подражания то, что в их глазах достойно и исходит от людей, авторитетных для них. Воздействие примером, как мы часто замечаем, на ребенка значительно сильнее, чем слово. Кроме того, если словесные внушения и убеждения противоречат реальной практике поведения родителей, их отношении друг к другу, своим обязанностям и к ребенку, то эти словесные воздействия, не подкрепленные соответствующей практикой, не окажут положительного воздействия.

Все, что вызывает какую-либо поведенческую реакцию, – это стимулы. Часто приходится слышать, как родители, надрываясь, зовут своего ребенка домой, а он не идет. Ребенок не виноват, родители его приучили к этому. Они поощряют такое поведение ребенка тем, что не дают положительного подкрепления, когда он слушается. В то же время он чувствует возможность неповиновения. Что может быть стимулом, сигналом для ребенка? А в принципе, все что угодно. Но следует помнить, что нужно добиваться быстрой реакции на стимул, а потому и подкреплять только быстрые реакции, оставляя другие без внимания.

Поощрение – это тоже педагогический прием. Пользоваться им надо умело. Когда ребенка без меры хвалят, одобряют, одаривают за каждый пустяк, когда им слишком часто восторгаются, он постепенно становится тщеславным, нескромным, слишком самонадеянным, избалованным человеком. Оценивая поведение детей, выбирая меру поощрения за хороший поступок, надо обязательно учитывать мотивы, которыми дети руководствовались, совершая то или иное действие. Поощрение всегда предполагает серьезные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие-то нелегкие для него требования. Важно, чтобы радость подростка и успех были замечены. Ваше понимание и сочувствие придадут ему уверенность в своих силах, помогут созданию хорошего микроклимата в семье. Если ребенок встал вовремя и без возражений выполнил некоторые ваши требования, не поскупитесь на похвалу.

Иногда бывает нужно отучить ребенка от какого-то нежелательного поведения. Существуют следующие методы отучения: физическое устранение, наказание, отрицательное подкрепление, угощение, выработка несовместного поведения, связь поведения с определенным стимулом, формирование отсутствия нежелательного поведения, смена мотивации. Наиболее распространенный в практике метод – наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, и само наказание является неожиданностью для воспитуемого. Наказание не должно рассматриваться ребенком как произвол или месть с вашей стороны. Только тогда, когда сам ребенок признает, что наказание справедливо, оно оказывает воспитательный эффект. Детьми всегда воспринимаются как несправедливые наказания, наложенные в состоянии гнева или раздражения. Наказывая, ни в коем случае не оскорбляйте ребенка, не задевайте его личности. Желательно, чтобы ребенок заранее знал, что за определенные проступки его ждет определенное наказание; еще лучше, чтобы он сам участвовал в выработке этой системы наказаний, тогда оно воспринимается как естественное следствие проступка. Когда наказание наложено, никогда больше не вспоминайте о нем и о вызвавшем его поступке. Не изменяйте вашего обычного стиля общения с ребенком из-за его проступка, не дуйтесь, не обижайтесь на него, – этим вы не только наказываете его за проступок, но и осуждаете его самого, его личность. Прежде чем наказать, задайте себе вопрос: «Зачем я хочу наказать ребенка? Чего я хочу от него добиться?» Если же вы задаетесь вопросом «за что?», значит, вы подсознательно просто хотите отомстить ребенку.

Вопрос поощрения и наказания детей – один из наиболее важных в педагогике. Еще большее внимание уделено ему в педагогике народной, в пословицах и поговорках всех стран.

Не всякому строгое взыскание идет на пользу.

От наказания хороший улучшается, а плохой ухудшается (итальянская).

Дай ребенку волю – сам пойдешь в неволю (литовская).

Все же с наказанием нельзя спешить, следует сперва вникнуть в причину проступка.

Сперва вытащи ребенка из речки, а потом уж карай, – говорят в некоторых странах африканского континента.

Очень много пословиц посвящено физическим методам наказания. Тут, пожалуй, «фифти-фифти» – половина «за», половина – «против». А вот поистине справедливые народные изречения по сему поводу гласят: В зад нахлещешь, а в голову не вобьешь (русская).

Хорошего ребенка не нужно бить, а плохого и битьем не исправишь (карельская).

Учи ребенка не палкой, а словом (киргизская).

Так что «березовая каша» и прочие блюда из этого воспитательного «меню» чаще всего отвергаются народной мудростью, хотя при этом делается скидка на материнские шлепки и подзатыльники: Материнская рука мягкая (коми).

Материнские ногти котенка не пугают (африканская).

Прут у матери пуховый (азербайджанская).

И еще подмечено пословицами: физические наказания озлобляют ребенка, воспитывают в нем страх, делают трусливым, притупляют любовь и уважение к родителям: Всяк страх изгоняет любовь (русская).      Малый вырастет – все выместит (русская).

Мер наказания, помимо розог и ремней, куда более действенных, в распоряжении родителей немало. К примеру, суровый упрек, притом не только словесный, но и немой... Немой упрек тяжелее сказанного (русская).

За крупный проступок можно сделать суровый выговор, даже иной раз словесную взбучку дать. Эти упреки и выговоры, хотя и целебны, но не унижают ребенка, не задевают его человеческое достоинство. Например,

Мать ругает – что подушкой бьет (удмуртская). Мать словами бранит, а сердцем любит (удмуртская). Гнев матери, что снег – выпадает много, но быстро тает (чеченская).

Ну и, конечно, главное в воспитании ребенка – ласка; похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Вопросы полового воспитания подростков"

Данный материал вы можете использовать и для организации бесед, классных часов для старшеклассников....

Родительское собрание на тему "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"

Родительское собрание на тему "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"...

Родительского собрание «Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика» 7 класс.

Цель:обратить внимание родителей на роль семьи в развитии работоспособности школьника.Задачи:определить значение трудового воспитания в развитии личности подростка;обозначить проблемы развития работос...

Родительское собрание в 5 классе на тему: «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»

Материал направлен на обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка....

Родительское собрание "Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика"

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика...

родительское собрание на тему "Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика"

Цель: обратить внимание родителей на роль семьи в развитии работоспособности школьника. Задачи: определить значение трудового воспитания в развитии личности подростка; обозначить проблемы развити...