Главные вкладки

    Просвещение родителей в области профилактики суицидального поведения
    материал

    Бондарь Светлана Васильевна

    Психологическое просвещение родителей

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Что надо знать взрослым о подростковом суициде? Подготовила педагог-психолог Бондарь Светлана Васильевна

    Слайд 2

    Основные причины подросткового суицида: Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется) Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя) Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего) Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя)

    Слайд 3

    Основными мотивами суицидального поведения у детей и подростков специалисты считают: 1 . Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. 3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч . связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом). 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться. 7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство. 9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека. 10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.

    Слайд 4

    Факторы, обусловливающие суицидальное поведение несовершеннолетних : Биологические Психологические Социально-педагогические неблагоприятные физиологические, анатомические особенности организма ребёнка, затрудняющие его социальную адаптацию наличие у ребёнка психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей

    Слайд 5

    Личностные особенности , не позволяющие подростку адекватно реагировать на жизненные проблемы - неумение найти способы удовлетворения своих потребностей и желаний; - отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкая сопротивляемость стрессу; - общее отрицательное отношение к авторитетам, миру взрослых (недоверие к тем, кто стремится им помочь (близким, врачам, психологам); - эмоциональная нестабильность (а также неумение ослабить эмоциональное напряжение); - повышенная внушаемость; - бескомпромиссность; - отсутствие навыков конструктивного решения проблемы.

    Слайд 6

    Почему ребенок решается на самоубийство? - нуждается в любви и помощи; - чувствует себя никому не нужным; - не может сам разрешить сложную ситуацию; - накопилось множество нерешенных проблем; - боится наказания; - хочет отомстить обидчикам; - хочет получить кого-то или что-то.

    Слайд 7

    В группе риска - подростки, у которых: - сложная семейная ситуация; - проблемы в учебе; - мало друзей; - нет устойчивых интересов, хобби; - перенесли тяжелую утрату; - семейная история суицида; - склонность к депрессиям; - употребляющие алкоголь, наркотики; - ссора с любимой девушкой или парнем; - жертвы насилия; - попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.

    Слайд 8

    Что в поведении подростка должно настораживать? Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время Резкое изменение поведения (стал неряшливым не хочет разговаривать, начал раздавать дорогие ему вещи, отдаляется от друзей…)

    Слайд 9

    Что в поведении подростка должно настораживать? Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть, о нежелании продолжить жизнь; Ребенок «приводит свои дела в порядок »; Ребенок живет на грани риска, не бережет себя;

    Слайд 10

    Признаки суицида: - угрожает покончить с собой; - отмечается резкая смена настроения; - раздает любимые вещи; - «приводит свои дела в порядок»; - становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать; - живет на грани риска, не бережет себя: - утратил самоуважение.

    Слайд 11

    Как вести себя с ребенком? будьте внимательны к своему ребенку; умейте показывать свою любовь к нему; откровенно разговаривайте с ним; умейте слушать ребенка; не бойтесь прямо спросить о самоубийстве; не оставляйте ребенка один на один с проблемой; предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы; вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно; привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц; обратитесь за помощью к специалистам.

    Слайд 12

    Чего нельзя делать? - нельзя читать нотации; - не игнорируйте ребенка , его желание получить внимание; - не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.; - не спорьте; - не предлагайте неоправданных утешений; - не смейтесь над подростком.

    Слайд 13

    Что не следует говорить ребенку? «Когда я был в твоем возрасте…, да ты просто несешь чушь!» «Думай о тех, кому хуже, чем тебе!» «Где уж мне тебя понять!» «Не получается, значит не старался» «Все дети как дети, а ты?» «Сам виноват…не жалуйся…бестолочь»

    Слайд 14

    Как следует говорить? «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» Расскажи мне, что ты чувствуешь? Я действительно хочу тебя понять» «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

    Слайд 15

    Куда обратиться? Общероссийский Детский телефон доверия для детей, подростков и их родителей : 8 800 200 01 22 Телефон доверия по ХМАО-Югре: 8 800 101 12 12 8 800 101 12 00



    Предварительный просмотр:

    Памятка родителям по профилактике суицида

        Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.                                                                                           Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:                                                                             утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;                                                                                           пренебрежение собственным видом, неряшливость;                                   появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;                    резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;        внезапное снижение успеваемости и рассеянность;                                плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины; склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;               проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;                                                        безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их; стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;                                                            самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;                        шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

    Что делать? Как помочь?

    Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.                                                                                                 Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности!                                   Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

    Если Вы слышите

    Обязательно скажите

    Запрещено говорить

    «Ненавижу всех…»

    «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

    «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

    «Всебезнадежно

    и бессмысленно»

    «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

    «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

    «Всем было бы лучше без меня!»

    «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

    «Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

    «Вы не понимаете меня!»

    «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

    «Где уж мне тебя понять!»

    «Я совершил ужасный поступок»

    «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

    «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

    «У меня никогда ничего неполучается»

    «Ты сейчас ощущаешьнедостаток сил. Давайобсудим, как это изменить»

    «Не получается – значит, не старался!»

    Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

    1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.                                                                                                    2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.                                                          3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.                                4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.                                                      5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

    Важно соблюдать следующие правила:

    -будьте уверены, что вы в состоянии помочь;                                                -будьте терпеливы;                                                                                             - не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;                                                                                                             - не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;                                                                      - не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...»;                                                             - делайте все от вас зависящее.

    И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

    МБОУ «СШ №32»

    ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

    ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

    СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    г. Нижневартовск, 2018


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    В сероссийский Детский телефон доверия

    Слайд 2

    Режим работы Круглосуточно, анонимно

    Слайд 3

    Обращение к специалистам в трудных жизненных ситуациях по телефону 8 (800) 200-01-22 по всей России

    Слайд 4

    Экспертный совет родительской общественности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

    Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

    Рекомендации педагогам и родителям обучающихся по профилактике суицидального поведения

    Буклет составлен для педагогов и родителей с целью профилактики суицидального поведения обучающихся....

    Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения

    Зависимое поведение личности представляет собой серьѐзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающ...

    Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями

    Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....

    Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

    Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.Советы для родителей по профилактике суицидал...

    Рекомендации родителям, педагогам по профилактики суицидального поведения ребенка

    В последнее время мы все чаще слышим о суицидах подростков. Но мы, взрослые, можем помочь своим детям и воспитанникам, если вовремя заметим, что с ребенком что-то происходит. Рекомендации данного букл...

    Памятка для родителей "Рекомендации для родителей по профилактике суицидального поведения"

    quot;Рекомендации для родителей по профилактике суицидального поведения"...