Памятка "Для родителей"
консультация

Стругалёва Марина Петровна

Предварительный просмотр:

Что такое научно-исследовательская работа


Научно-исследовательская работа – это работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений и обоснований.

Научно-исследовательская работа представляет собой самостоятельное, а зачастую, совместное с научным руководителем, исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения и грамотно пользоваться терминологией. Конечно, эта работа гораздо проще, чем работы настоящих ученых. Но по структуре, применяемым методам, системе планирования – это настоящее исследование.

Исследовательская работа – это не реферат и не статья одного из специалистов, скачанная из интернета. Это возможность провести самостоятельное исследование и применить научный подход для получения результата, применить практические навыки или приобрести новые для решения поставленных задач, проявить навыки планирования своей работы и анализа полученных результатов.

Знания, полученные в ходе исследования, полученные своим трудом, запоминаются гораздо лучше. Метод, когда ученик и учитель ставят перед собой вопросы, которые ставили первооткрыватели законов в различных науках, и совместно ищут ответы – больше увлекает учеников и формирует желание в дальнейшем заниматься научной деятельностью.

Задачи научно-исследовательской работы


Согласно ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) исследовательская работа является обязательной частью подготовки выпускника. В результате этой работы обучающийся должен показать умение планировать свою деятельность, проявлять инициативу, придерживаться поставленного исследовательского вопроса, анализировать ход своей работы и оценивать полученные результаты, применять специализированную терминологию, отражать результаты своего (индивидуального) исследования.

Этапы научно-исследовательской работы


Этапы исследовательской деятельности:
1. Выбор направления исследования
2. Выбор темы исследования
3. Формулирование гипотезы
4. Планирование этапов работы
5. Сбор данных о предмете исследования
6. Проведение исследования
7. Оценка полученных результатов
8. Оформление работы

Выбор направления исследования и выбор темы исследования


Работа над исследованием начинается с желания заниматься этим вопросом. Необходимо понять, о чем будет исследование, осознать свои сильные стороны как исследователя в выбранном направлении, принесет ли это пользу в будущей деятельности. Хорошая тема для научно-исследовательской работы – это та тема, которая интересна именно вам и вашему научному руководителю. Сформулируйте тему правильно. Тема должна быть корректной, узкой, ясной.

Для обучающихся в образовательных организациях общего образования успешным учебным исследованием может считаться повторение чьего-либо эксперимента, анализ определенной методики, применение метода в новых условиях, сравнение методик различных специалистов и пр. совместно с глубоким анализом литературы по выбранной теме.

Для обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования важным фактором является новизна исследования, его актуальность.

Формулирование гипотезы


Сформулируйте научное предположение, требующее проверки и теоретического обоснования или подтверждения. Ключевая исследовательская гипотеза должна вытекать из формулировки темы исследования.

Планирование этапов работы


Составьте развернутый и структурированный план своей работы для последовательного движения к цели исследования. Это поможет организовать свою работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, это дисциплинирует и заставляет работать в определенном ритме.

Сбор данных о предмете исследования


Определите, как вы будете получать данные. Существует два метода – эмпирический и исследование по вторичным источникам. Эмпирический – получение данных через наблюдения и эксперименты. Исследование по вторичным источникам – умозрительное заключение, обзор и глубокий анализ литературы.

Проведение исследования


Приступайте к проведению исследования в соответствии с выбранным методом исследования. На этом этапе работы собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.

Оценка полученных результатов


Окончание работы над исследованием. Вы получили знания о том, как устроен объект исследования, что из себя представляет, чем отличается от чего-то другого, что не доисследовано, какое может быть продолжение.

Основным критерием результативности проделанной работы для обучающихся в образовательных организациях общего образования является уровень освоения навыков исследовательской деятельности. Для обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования таким критерием таким критерием является научная новизна и практическая значимость.

Написание текста работы


Для написания текста можно воспользоваться законами художественного творчества из статьи Марка Твена «Литературные грехи Фенимора Купера»:

«Автор обязан:
12. сказать то, что он хочет сказать, не ограничиваясь туманными намеками,
13. найти нужное слово, а не его троюродного брата,
14. не допускать излишнего нагромождения фактов,
15. не опускать важных подробностей,
16. избегать длиннот,
17. не делать грамматических ошибок,
18. писать простым и понятным языком».

Структура научно-исследовательской работы работы


Структура работы может быть представлена следующим образом:
1. Титульный лист
2. Аннотация (что сделано, что нового получено)
3. Содержание (название глав и параграфов с указанием страниц)
4. Введение (обозначение проблемы, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы)
5. Главы основной части, в том числе и исследовательская часть (анализ научной литературы; выбор определенных методов и конкретных методик исследования; процедура исследования и ее этапы)
6. Выводы (интерпретация полученных результатов)
7. Заключение (краткий обзор выполненного исследования)
8. Список литературы
9. Приложения (таблицы, графики, справочники и др.)

Защита работы и текст выступления


Защита исследовательских работ осуществляется на тематических конференциях. Обычно на выступление отводится 10 минут, поэтому необходимо проговорить свое выступление с часами в руках. Но проговаривать рекомендуется в слух, а не про себя. Это помогает структурировать текст и понять, что в речи не досказано.

Текст выступления не должен затрагивать подробности. За 10 минут вы никогда никаких подробностей рассказать не сможете. Надо изложить основные результаты. Все, что вы говорите, должно быть пояснено, но не надо касаться вещей, которые и так все знают. Будьте готовы ответить на вопросы экспертного жюри и других участников конференции.



Предварительный просмотр:

Психологическая готовность ребенка к школе

Уважаемые родители!

  Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями  развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

  Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

   Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими  личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от   интеллектуальных занятий.

   

Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка  определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед или даже некоторого регресса.

 

Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

                     

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий.

Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение,, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

 

 А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.            



Предварительный просмотр:

 «Как на самом деле любить детей»

          Само собой разумеется, что большинство родителей любят своих детей. Но не все родители естественным способом умеют выразить свои чувства к ребенку.

          Настоящая любовь безоговорочна и искренна.  Любить ребенка безусловно – значит, любить его независимо ни  от чего.

Безусловно любовь означает, что мы любим ребенка, даже если его поведение не нравится нам.

          У ребенка есть эмоциональный резервуар. И то, насколько он полон, определяет: как ребенок себя чувствует, доволен ли он, полон ли  он радости. Только, если эмоциональный резервуар полон, можно ожидать, что ребенок будет развиваться наилучшим образом или стараться изо всех сил. Но, как передать свою любовь ребенку?!

  • Контакт глаз

 Это просто значит, что вы смотрите в глаза другому человеку. Почаще смотрите с нежностью и любовью на своего ребенка. Оказывается, что внимательнее всего ребенок слушает, когда мы смотрим ему прямо в глаза.

  • Физический контакт

 Свою любовь к ребенку можно выразить ласковым прикосновением. Подойдет любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, потрепать по волосам, шутливо потолкаться. Эти проявления любви нужны как мальчику, так и девочке.

  • Способ пристального внимания

 Это значит, что в этот момент мы сосредотачиваемся на ребенке полностью, не отвлекаясь, так, чтобы ребенок не сомневался в нашем внимании к нему. Ребенок должен быть уверен в подлинном интересе к нему, именно в эту минуту. Пожалуй, это самое трудное, так как требует времени, но наиболее действенное средство.

Самый лучший способ – это найти время, чтобы побыть с ребенком наедине (совместная игра, прогулка, минута общения перед сном). Иногда, пристальное внимание к ребенку нужно ему в присутствии других людей.

          Несколько периодов восприимчивости:

- это когда ребенок смеется от души над чем-то;

- это когда ребенок совершил нечто такое, чем он справедливо гордится;

- это когда ребенок нездоров физически;

- это когда ребенок переносит стресс.

Учитесь любить своих детей!



Предварительный просмотр:

Родительский клуб 

Как найти путь к бесконфликтной дисциплине.

Правила о правилах.

Цель: выявить условия, необходимые для воспитания у ребенка дисциплины.

Контингент участников: родители учащихся начальных классов.

Теоретическая часть

Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правило первое 

Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

Правило второе

Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Правило третье

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Ребенку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать, шумно играть... Все это и многое другое — проявление естественных и важных для развития детей потребностей.

Правило четвертое

Взрослые должны согласовать правила между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

Правило пятое

Тон предъявления требования или выражения запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.

Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложения лучше строить в безличной форме. Лучше сказать «Конфеты едят после обеда», чем «Не смей есть конфеты!».

Правило шестое

При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах.

1. Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).

2. Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту).

3. Ограничение должно быть выполнимым. Если составленное вами правило недейственно, его нужно изменить.

Практическая часть

Родителям раздаются листки с описанием ситуаций.

Инструкция: «Прочтите описание каждой, определите, в чем ошибка родителей; напишите вариант более действенного высказывания».

1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, всегда выноси мусор».

(Ответ: «Вынеси мусор до моего возвращения с работы, я позвоню тебе перед выходом». Не следует требовать выполнения задания сразу же.)

2. «Дед-Мороз» не подарит тебе никаких новых игрушек, потому что ты не можешь убрать на место даже те, что у тебя есть».

(Ответ: Слишком путано, не чувствуется заботы. Лучше помочь ребенку разложить все по местам.)

3. «Забудь о велосипеде. Я разрешу, когда научишься кататься».

(Ответ: «Ты должен соблюдать правила дорожного движения и вернуться домой к 16 часам».)

4. «Никогда не проси денег. Ты все равно их потратишь впустую».

(Ответ: «Разумно трать деньги, которые тебе дают на карманные расходы. Других денег не будет».)

5. «Ты опять пролил молоко! Вечно у тебя все валится из рук!».

(Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все это, и налей себе другой стакан молока».)

После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:

- любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;

- дети, слушая, что им говорят, получают информацию о том, как надо себя вести;

- высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него и чувство ответственности.

Обсуждение итогов встречи.



Предварительный просмотр:

Родительский клуб 

Мотивы «плохого поведения» детей.

Причины стойкого непослушания.

Цель: научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении нормальных отношений с ребенком.

Контингент участников: родители учащихся 1-6-х классов.

Теоретическая часть

Тема сегодняшней встречи замечательно раскрывается в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», которую следует прочитать каждому родителю.

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. В их поступках ищут злой умысел, их самих считают порочными. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

Можно выделить четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

1. Борьба за внимание.

Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания...

  1. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «Я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, а их критика слишком резка, опасения преувеличены, то ребенок «восстает».

3. Желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (он у бабушки, в больнице), или родители уделяют больше внимания младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это — в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно...», «Пусть буду плохим...». Всякое серьезное нарушение поведения — это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!»

Практическая часть

Анализ трудных ситуаций

Раздаются карточки, на которых написаны различные ситуации. Сначала возможно их обсуждение в парах или тройках.

Примеры ситуаций

1. Мама пятнадцатилетней девочки заметила, что дочь в последнее время стала хуже себя вести, грубить, отдалилась от нее. Отчуждение очень мучает маму. Но она не знает, как себя вести...

2. Подросток часто включает магнитофон «на полную катушку». Вам это страшно досаждает. Как быть?

3. Мама пятилетнего ребенка жалуется на выходку сына психологу: «Недавно сидим с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь — и прямо на нас с палкой идет и бьет!» Как вы думаете, в чем причина агрессии ребенка?

4. Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, но он рад встрече с вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть?

Упражнение «В чем ошибка?»

Психолог читает фразы, в которых есть неточности. Родителям нужно определить, в чем ошибка, и написать более действенное высказывание.

«Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?»

«Я хочу, чтобы через пять минут ванная была убрана. Приступай!»

«Нет, я не разрешаю тебе идти на лыжах. Ты сломаешь ногу».

«Тебе нельзя идти играть на улицу, пока не уберешь в комнате».

Возможные варианты ответов:

1. Не надо задавать вопрос, необходимо поставить задачу. Лучше сказать: «Обед почти готов. Иди накрывать на стол».

2. Слишком большой объем работы за короткое время. Лучше сказать: «К нам приходят гости; помоги мне сейчас убраться в ванной».

3. Слишком критично. Предполагает неудачу. Лучше: «Ты сможешь пойти кататься на лыжах, когда научишься ездить, как следует».

4. Неясно, какую работу нужно сделать. Лучше: «После того как ты уберешь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметешь пол, можешь идти играть».

В конце встречи психолог делает выводы, обобщает высказывания родителей и подводит итоги занятия.



Предварительный просмотр:

На заметку родителям:

1. Не превращайте выполнение ребёнком домашних заданий в орудие пыток.
2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу.
3. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
4. Помогайте ребёнку в выполнении  домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
5. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
6. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
7. Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
8. Консультируйтесь с учителями – предметниками, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Памятка «Как готовить домашние задания»

  1. Активно работать на уроке; внимательно слушать и отвечать на вопросы.
  2.  Если что – то не понятно, не стесняться задавать вопрос.
  3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
  4. Учиться пользоваться справочниками и словарями.
  5. Научиться находить интересующую информацию с помощью компьютера.
  6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
  7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а ещё решить, с помощью каких средств и приёмов этого можно добиться.
  8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
  9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
  10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
  11.  На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения домашнего задания.
  12. В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы.
  13. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые могут пригодиться.
  14. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
  15. Готовиться к сочинениям и рефератам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
  16.   Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
  17. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
  18. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
  19.  Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.

Уважаемые родители!
Вам полезно  знать:

Особые признаки употребления наркотических веществ в домашних условиях

Обратите внимание, если дома:
свернутые из бумаги самокрутки, обгоревшие денежные купюры, окурки, пустые папиросные гильзы, фольга, неиспользованные табак, остатки сухой травы, плотно спрессованные коричневые комочки, иглы, шприцы в потайных местах и под матрацем, в белье,
маленькие ложечки, остатки порошка белого, серого или коричневого цвета в пакетиках, на клочках бумаги, ампулы, флаконы, банки из под аэрозолей, лепешки коричневого цвета, плотные ломкие кусочки марли коричневого цвета, неизвестные вам таблетки и/ или капсулы,  грибы типа

Не паникуйте

Одну – две недели записывайте происходящее с указанием дат. Это поможет Вам получить список фактов, сохранить спокойствие и объективность при разговоре, дать понять подростку, что ничего не остается незамеченным.
Составляйте список друзей, родственников, родителей друзей подростка, учителей, которым вы доверяете, и которые значимы для подростка.
Узнайте адреса медицинского учреждения, где можно сдать анализ на наркотики.

Если вы подозреваете, что Ваш ребёнок употребляет наркотики

 1. Выберите время для разговора, когда:…..
- подросток не находится в состоянии наркотического  опьянения  и не голодный,
-  оба родителя могут разговаривать, никуда не торопясь.
2. Выберите место для разговора:
- в комнате подростка или на «нейтральной» территории (в кухне, в гостиной),
- сядьте лицом друг к другу на расстоянии не более метра и смотрите друг другу в глаза.
3. Скажите спокойным, твердым тоном, что предполагаете употребление наркотиков. Начните так: «Я обнаружила, что ...», «Мы думаем, что …».
4. Заверьте, что ваши действия продиктованы любовью и тревогой за благополучие подростка.
5. Приведите собранные вами факты и попросите его объяснить вам свое поведение. Выслушайте внимательно, спокойно и доброжелательно все рассуждения и доводы подростка.
6. Скажите, что не одобряете употребление наркотиков, что это противоречит порядкам, существующим в вашей семье. Перечислите описание последствий употребления наркотических веществ.
7. Скажите, что хотя подросток уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки, вы найдете специализированную помощь и обеспечите поддержку, чтобы прекратить употребление наркотиков.
8. Сообщите, что вы переговорили о ситуации с друзьями, родственниками, учителями, родителями друзей, которым подросток доверяет.
9. Если подросток отрицает употребление наркотиков, скажите, что верите. Однако, чтобы убедиться, вам нужно видеть результаты анализа. Предложите вместе пойти в медицинское учреждение и сдать анализ. Обратитесь за помощью к врачу наркологу, если подросток признался в употреблении наркотиков. Если отрицает факт приема, проконсультируйтесь со специалистом сами.
10. В беседе нужно применять аргументы «против» употребления наркотических веществ:
- «Эйфория длится несколько минут. Потом несколько часов будет очень плохо»
- «При употреблении наркотиков идут такие же процессы, как и при старении организма. Ты хочешь преждевременно постареть?»
- «Тебя используют. А я не хочу, чтобы тебя использовали. Продают наркотики, а на вырученные деньги организуют террористические акты»
- «Пробовать нельзя вообще. Умереть можно и в первый раз от  передозировки.
 

 

 



Предварительный просмотр:

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ

 

Уважаемые родители! Просим вас рассказать о своем ребенке. Это вы можете сделать в любой форме. Хорошо, если в своем рассказе вы ответите на следующие вопросы:

1. Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?

2. Общительный он или нет? Как это проявляется?

3. Какое у него любимое занятие?

4. К чему, на ваш взгляд, у него есть способности?

5. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?

6. Как засыпает? Как спит?

7. Часто ли он устает? Если «да», то почему?

8. Как он реагирует на неудачи?

9. Как он реагирует на замечания, наказания?

10. В чем проявляется его самостоятельность (любит делать все самостоятельно, даже если не умеет; не очень стремится к самостоятельности; предпочитает, чтобы за него все делали другие)?

11. Каковы отношения со сверстниками (умеет организовать детей, выполняет только ведущие роли; успешно выполняет и ведущие, и второстепенные роли; чаще выполняет второстепенные роли, подчиняется другим детям)?

12. О каких еще особенностях вашего ребенка вы хотите нам рассказать?

Благодарим вас!



Предварительный просмотр:

П а м я т к а

родителям

первоклассника


  • Искренне интересуйтесь школьными делами и заботами ребёнка. Серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.

  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

  • Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то сразу не получаться. Помните, что ребёнок имеет право на ошибку!

  • Составьте вместе режим дня первоклассника. Следите за его соблюдением ребёнком.

  • Обсуждайте с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясняйте ему их необходимость и целесообразность.

  • С поступлением в школу в жизни Вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.

  • Если что-то Вас беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  • Помните, что учение - это нелёгкий и ответственный труд. Начало обучения в школе существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.



Предварительный просмотр:

Некоторые истоки проблем пятиклассников

  • В письменных работах пропускает буквы
  • Не умеет применять правила, хотя знает их формулировки
  • С трудом решает математические задачи
  • Плохо владеет умением пересказа
  • Невнимателен и рассеян
  • Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы
  • Не умеет работать самостоятельно
  • С трудом понимает объяснения учителя
  • Постоянно что-то и где-то забывает
  • Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради)
  • Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний
  • Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

Признаки возникшей дезадаптации школьника

  • Усталый, утомлённый вид ребёнка
  • Нежелание ребёнка делиться впечатлениями о проведённом дне
  • Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы
  • Нежелание выполнять домашние задания
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой
  • Беспокойный ночной сон
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:

- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

- Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

- Не дерись без причины.

- Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

- Играй честно, не подводи своих товарищей.

- Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. I

- Из-за отметок не плачь, будь гордым.

- С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они обязательно у тебя будут.

- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

- Старайся быть аккуратным.

- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем ДОМОЙ.

- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

- Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.


Золотые правила воспитания

для родителей

  • Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомниться в этом
  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть: со всеми достоинствами и недостатками
  • Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности
  • Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место
  • Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым
  • Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален
  • Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как Вы хотите
  • Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно Вы.

Памятка для родителей

          Ваш ребёнок –

                                пятиклассник



Предварительный просмотр:

Памятка 1. Как готовить домашние задания.

  1. Ежедневно записывайте в дневник все домашние задания.
  2. Приучите себя готовить уроки ежедневно в одно и  то же время.
  3. Готовьте уроки всегда в одном и том же месте.
  4. Правильно организуйте своё рабочее место: уберите всё лишнее со стола, выключите музыку, телевизор.
  5. Начинайте подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходите к более трудным для вас и под конец выполняйте лёгкие предметы.
  6. Через 30-40 минут занятий делайте перерыв для отдыха на 10 минут.
  7. Во время подготовки уроков не отвлекайтесь, к разговорам не прислушивайтесь.
  8. Пользуйтесь словарями и справочниками.
  9. После выполнения письменной работы тщательно проверьте её. Лучше сначала использовать черновик, а потом переписать.
  10. Если встретили непонятное слово, не поняли задачу, спросите об этом родителей, товарищей, учителя.
  11. ежедневно повторяйте материал прошлых уроков, особенно – правила, формулы. Законы.
  12. После приготовления уроков отдохните, погуляйте на воздухе, помогите в домашнем труде.  

Памятка 2. Правила умственного труда.

  1. Периоды занятий чередуйте с периодами отдыха.
  2. Не занимайтесь более 1,5-2 часов подряд.
  3. Ежедневно для занятий отводите одно и тоже время. Лучше всего в дневные часы. Избегайте учить уроки поздним вечером или ночью. А также в состоянии сильного утомления.
  4. Правильно оборудуйте своё рабочее место. Книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям – всему должно быть своё место.
  5. Помните, что чистота воздуха, умеренная температура, правильное освещение – залог хорошей работоспособности.
  6. Работайте спокойно, без беготни к телефону, без игры с домашними животными. Уберите все шумовые помехи (телевизор, компьютер, музыка)
  7. Следуйте правилу «лучше меньше, да лучше». Сделайте основательно и полностью один урок  и только тогда беритесь за другой.
  8. Чередуйте пассивный и активный отдых. Можете использовать и «физиологические стимуляторы» (холодный душ, физические упражнения, сахар, конфету, сладкий чай)

Памятка 3. Как слушать учителя на уроке.

  1. Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90% знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше запоминаются.
  2. Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4  раза быстрее, чем говорит учитель.
  3. Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю.
  4. Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит, и лучше помнит.
  5. Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано

Памятка 4. Как работать с книгой.

При чтении текста нужно решить 4 задачи.

  1. Ознакомится с содержанием. Уяснить, о чём или о ком идёт речь.
  2. Продумать прочитанное, то есть разделить учебный материал на смысловые части. Найти внутри каждой такой части основную мысль.
  3. Сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений. Составить план, тезисы, конспекты.
  4. Дать себе отчёт: чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь новые знания, научила ли каким-нибудь новым приёмам работы, занятий? Вызвала ли новые мысли, настроения, желания?



Предварительный просмотр:

Родительский клуб 

Помощь родителей – какой она должна быть?

Правила передачи ответственности. Проблемы ошибок.

Цель: выработка умения грамотно взаимодействовать с ребенком; получение обратной связи от участников.

Контингент участников: родители учащихся 1-5-х классов.

Теоретическая часть

Родители часто спрашивают, как правильно помогать ребенку в выполнении домашнего задания. Как быть, если ребенок что-то делает, вмешиваться или нет? Ответ таков: не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке».

Совсем по-другому должен реагировать родитель, если ребенок не справляется с чем-либо, сталкивается с трудностями. Тогда позиция невмешательства не годится.

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом берите на себя только то, что он не может выполнить. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему ответственность за их выполнение.

Бывает, что ребенок не хочет что-то делать. Как быть: заставлять или нет? Все зависит от причин «непослушания». Чаще всего корень отказов лежит в отрицательных переживаниях ребенка.

Прислушайтесь к тому, как вы общаетесь. Теплый, дружеский тон — самое главное в общении. «Руководящие указания», наверно, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только появляются «руководящие указания», работа вместе прекращается. Ведь вместе — значит, на равных.

Бывают излишне заботливые родители, они отнимают у ребенка энергию его собственных желаний.

Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Существует опасность слишком долгого и настойчивого участия родителей в совместном деле. Необходимо вовремя перестать делать за ребенка то, что он способен делать сам. Обратите внимание на следующее правило: постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка, передавайте ответственность ему.

Здесь речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которые просто мешают вашему сыну (или вашей дочери) взрослеть. Передача им ответственности за свои дела и поступки — самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним. Она делает их сильными и уверенными в себе, а ваши отношения — радостными и спокойными.

Процесс передачи ответственности непрост. Его надо начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители очень тревожатся. Это и понятно: ведь приходится рисковать временным благополучием. Как парадоксально это ни прозвучит, но ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте.

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия) Только тогда он будет взрослеть, и становиться самостоятельным.

Практическая часть

Задание на самоанализ

Разделите лист бумаги пополам и напишите над левой и правой частью: «Сам(а)» и «Вместе с мамой (с папой)». Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы участвуете. Например:

                Сам(а)

1. Встаёт в школу

2. Выбирает, с кем дружить и т.д.

                Вместе с мамой (с папой)

1. Делаем трудное домашнее задание

2. Убираем квартиру и т.д.

Подумайте, что из правой колонки можно уже сейчас передвинуть в левую. Помните, каждое такое перемещение — важный шаг к взрослению ребенка.

Желающие высказываются вслух, группа принимает участие в обсуждении.

В конце встречи участники говорят о том, что они получили на этом занятии, какие вопросы они хотели бы рассмотреть в дальнейшем. Раздаются листки с «Правилами общения».

Правила общения

Правило 1.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке».

Правило 2.

Если ребенку трудно и ребенок готов принять вашу помощь, обязательно ему помогите.

Если решили помочь, то:

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить.

2. По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте ему ответственность за их выполнение.

Правило 3.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте ему ответственность.

Правило 4.

Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.



Предварительный просмотр:

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

(ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

 

1. Родители (законные представители) имеют право:

– защищать законные права и интересы детей;

– выбирать формы получения образования;

– участвовать в управлении ОУ в форме, определенной ее Уставом;

– знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающихся;

– знакомиться с Уставом ОУ и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса; правилами внутреннего распорядка ОУ; правилами поведения обучающихся; расписанием учебных занятий;

– оказывать ОУ посильную помощь в реализации ее уставных задач.

2. Родители (законные представители) обязаны:

– нести ответственность за воспитание и обучение своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;

– обеспечивать ликвидацию обучающимися академической задолженности;

– выполнять Устав ОУ в части, касающейся их прав и обязанностей;

– возмещать ущерб, нанесенный обучающимися ОУ, в установленном законом порядке.



Предварительный просмотр:

Права и обязанности учеников

Обучающиеся имеют право на:

  1. получение бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые;
  2. обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану;
  3. ускоренный курс обучения;
  4. бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки учреждения;
  5. на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  6. на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
  7. на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
  8. на участие в управлении учреждением в формах, предусмотренных уставом учреждения.

Обучающиеся обязаны: 

  1. соблюдать устав учреждения;
  2. добросовестно учиться;
  3. бережно относится к имуществу учреждения;
  4. уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения;
  5. соблюдать правила внутреннего распорядка для обучающихся.

 



Предварительный просмотр:

Родительский клуб

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОТВЕТСТЕННОСТИ.

УРОВНИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Цель: разобраться, что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его формирования у детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие «внутренней мотивации».

Контингент участников: родители учащихся начальных классов.

Теоретическая часть

Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в детях. Ответственность — это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.

Послушание и ответственность — это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным — значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Детей нужно учить и послушанию и Ответственности, но бездумное послушание очень опасно.

Составляющие ответственности

1. Понимание задачи.

Это знание того, что нужно сделать и как это сделать. Ребенок многое понимает по-своему. Для ясного понимания задачи нужно, чтобы родитель и ребенок все четко обсудили между собой.

2. Согласие с поставленной задачей.

У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.

3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Родители должны учить подрастающего ребенка не только слушаться старших (внешняя мотивировка), но и научить, его самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой или наградой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.

Уровни воспитания ответственности

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Ребенок в качестве помощника.

Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела: накрывать на стол, делать заказ по телефону и т.п.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Ребенок нуждается в напоминании и в контроле.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Выполняет задание самостоятельно.

Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень — цель наших усилий.

Условия воспитания ответственности

1. Самоуважение.

Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей.

2. Разумные ограничения.

Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.

3. Продолжительность и постепенность.

Ребенок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной папочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт.

Нужно учитывать, что все дети разные: определите, что для вас наиболее важно, что приемлемо для вашего ребенка.

Для этого:

- поймите природу своих претензий, определите свои цели;

- учитывайте возрастные особенности ребенка;

- принимайте в расчет особенности характера; помните, что основные его черты закладываются в раннем детстве;

- учитывайте опыт ребенка — то, что он уже умеет делать: даже неудачный опыт может принести пользу.

Практическая часть

Упражнение «Определение ответственности»

Психолог зачитывает ситуации и предлагает родителям определить, что лежит в их основе — ответственность, послушание или что-то другое.

Работа может проводиться письменно, а по окончании ответы зачитываются и обсуждаются.

Примеры ситуаций

Маша быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть фильм, пока этого не сделает.

Аня любит читать. По возвращении из школы в понедельник она сразу же приступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать ее будут не раньше пятницы.

Коля хочет попасть на соревнования по теннису. Каждый день он ходит в спортзал и тренируется.

Ваня обещал принести книгу своему школьному товарищу, но забыл.

Возможные варианты ответов:

1. Послушание.                

2. Ответственность (девочка могла бы читать любую другую книгу).

3. Ответственность.

4. Ни послушание, ни ответственность.

Упражнение «Уровни ответственности»

Родителям предлагается попрактиковаться в определении уровня ответственности.         

Примеры ситуаций

1. Дима выносит мусор сразу, как только ему об этом напомнят родители.

2. По субботам Оля пылесосит в квартире ковры и только потом идет играть на улицу.

3. Женя убирает ванную комнату без чьих-либо просьб, но часто забывает что-нибудь сделать.

4. Кира согласилась делать уборку в своей комнате, но ей нужно постоянно помогать, иначе она будет отвлекаться.

Возможные варианты ответов:

1. Нуждается в контроле.

2. Все делает самостоятельно.

3. Нуждается в контроле.

4. Нуждается в помощи.

По окончании работы родители высказывают свое мнение, задают вопросы. Им вручается памятка «Об ответственности».

Содержание памятки

Быть ответственным — значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.

Компоненты ответственности:

1. Понимание задачи.

2. Согласие с поставленной задачей.

3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Дети часто копируют поведение своих родителей.

Уровни ответственности:

Первый уровень. Ребенок в качестве помощника.

Второй уровень. Ребенок нуждается в напоминании и контроле.

Третий уровень. Выполняет задание самостоятельно.

Условия воспитания ответственности:

1. Самоуважение.

2. Разумные ограничения.

3. Продолжительность и постепенность.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

5. Учет особенностей характера.

6. Учет личного опыта.



Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания

(рекомендации для родителей и педагогов)

        

Детей с синдромом дефицита внимания невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной из специфических черт такого ребенка, является его чрезмерная активность, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительно сосредоточить внимание на чем–либо.

                Что может говорить о наличии у вашего ребенка синдрома дефицита внимания? Психологи выделяют следующие характерные проявления у детей:

  1. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
  2. Неумение сосредоточиться при выполнении сложных заданий.
  3. Неумение взять себя в руки по просьбе родителей или педагогов.
  4. Неумение сохранять внимание при выполнении заданий или во время игр.
  5. Неумение играть тихо, спокойно. Если что–то делает, то с шумом.
  6. Неумение заканчивать то, что начинает делать.
  7. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
  8. Нетерпение, трудно переносит ожидание своей очереди.
  9. Во время разговора склонен к лишним движениям, выраженной жестикуляции.
  10. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца. Слушает, но, кажется, что не слышит.
  11. Часто переспрашивает. Болтлив.
  12. Выкрикивает, шумит в классе во время урока.
  13. Должен всегда что – нибудь делать.
  14. Частые срывы при длительной, монотонной работе.
  15. Чрезвычайно возбудим.

У вашего ребенка синдром дефицита внимания, если у него наблюдается хотя бы 7 из перечисленных характерных черт.

Для более эффективной работы с учащимися с подобной педагогической проблемой необходимо учитывать их особенность, придерживаться правил поведения с ними. Вот некоторые из них:

  1. Избегайте повторений слов «нет», «нельзя» (желание не исчезнет, оно будет только нарастать).
  2. Говорите сдержанно, спокойно и тихо. Не кричите.
  3. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  4. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  5. Используйте зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций.
  6. Замечание, как правило, является отвлекающим фактором для учащегося с синдромом дефицита внимания.
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашнего задания, прогулок, сна всегда должно соответствовать этому распорядку.
  8. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  9. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию (спортивные секции: плавание, бег, футбол и др.).
  10. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

 



Предварительный просмотр:

Родительский клуб 

Чувства родителей и детей.  Правила выражения чувств.

Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения с детьми.

Контингент участников: родители учащихся 1-6-х классов.

Теоретическая часть

Мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.

Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы. К средним классам школы количество гнева в детях так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках.

Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие» чувства. Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.

Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении.

Такие высказывания, в которых есть личные местоимения «я», «мне», «меня», психологи назвали «Я-высказываниями». Ю.Б. Гиппенрейтер подробно описывает преимущества «Я-высказываний».

«Я-высказывание» позволяет выражать негативные чувства в необидной для ребенка форме. Оно дает детям возможность ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать!

Когда мы открыты и искренни, в выражении своих чувств, дети также становятся искренними. Они чувствуют: взрослые им доверяют и им тоже можно доверять.

Называя свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принимать решение. И тогда — удивительно! — они начинают учитывать наши желания и переживания.

Схема «Я-высказывания»

1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная...»).

2. Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»).

3. Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).

Практическая часть

Упражнение «Выбери правильный ответ»

Ситуация

A. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться.

Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает.

B. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения.

Ваши слова

А

1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!»

2. «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».

3. «Меня сердит, когда ты не слушаешься».

Б

1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».

2. «Не мешай!»

3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?»

В

1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»

2. «Уберите за собой посуду».

3. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».

После анализа ситуаций выбираются фразы, построенные по схеме «Я-высказывания»:

А — фраза 2                        Б — фраза 1                        В — фраза 3

Упражнение «Продолжите фразу»

Мне грустно, когда...

Я сержусь, когда...

Чувствую себя глупо, если...

Я горжусь собой, когда...

Очень доволен, когда... и т.п.

Упражнение «Признание чужих чувств»

Объясните, признает ли родитель чувства ребенка; если нет, переделайте эти предложения.

А. «Если ты не испытываешь особой любви к своему брату, — это твое дело, но бить его нельзя».

(Чувства ребенка признаются.)

Б. «Нет причины выходить из себя и бить его. Это была просто случайность».

(Чувства ребенка игнорируются. Вариант: «Ты рассердился на друга за то, что он разрушил твой домик. Ты можешь найти другой способ выяснить отношения, но бить его не надо».)

В. «Укол — это действительно больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».

(Чувства ребенка признаются.)

Г. «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется».

(Чувства ребенка игнорируются. Вариант: «Похоже, тебе грустно. Ты принял решение, как поступить, а ситуация сложилась по-другому».)

После выполнения заданий психолог подводит итоги занятия и предлагает использовать «Я-высказывания» в повседневном общении с ребенком. Вас переполнило чувство? Тогда назовите его себе. Теперь скажите о нем ребенку. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом.

Родители говорят, что они получили на этой встрече, какие чувства испытывали и какие вопросы еще хотели бы рассмотреть.



Предварительный просмотр:

Родительский клуб

Я И МОЙ РЕБЕНОК - ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ.

ПОДДЕРЖКА КАК СТРАТЕГИЯ

КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей у ребенка уважение к себе.

Контингент участников: родители учащихся 1-х классов.

Теоретическая часть

Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите в нем позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Овладеть навыком поддержки — это научиться видеть сильные стороны личности ребенка и говорить ему об этом.

Чтобы освоить навык поддержки, родители должны знать о таком принципе общения — безусловном принятии ребенка. Это значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник, а просто так, просто за то, что он есть!

Задание

Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?

Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит из школы, и вы показываете, что рады его видеть.

Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?

Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:

  •  принятие;
  •  внимание;
  •  признание (уважение);
  •  одобрение;
  •  теплые чувства.

Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.

Признание очень нужно человеку. Покажите своему ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы имеете в виду, но не говорите.

Используйте принцип «здесь и сейчас»: признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Примеры ошибочных высказываний: «Так почему ты раньше так не убирал в своей комнате?» или: «Я надеюсь, ты теперь всегда будешь так же убирать, как сегодня!»

Особенно хотелось бы сказать о роли теплой эмоциональной атмосферы в вашем доме. Ее главное условие — дружелюбный тон общения. Кроме того, нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать атмосферу радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они обязательно наступят, если он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их только в том случае, если он ощутимо нарушит дисциплину и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте отменой радостных дел по мелочам.

Зона радости — это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком. Возможно, у вас уже давно существует эта зона радости, есть какие-то традиции, негласные правила.

Практическая часть

Каждый по кругу продолжает фразу: «Зона радости в моей семье — это...»

После этого происходит обмен мнениями. Психолог подводит участников к выводу, что зона радости — это залог бесконфликтной дисциплины в семье.

Разыгрывание проблемных ситуаций, в которых уместно применение навыков поддержки со стороны родителей:

- обидел младшую сестру (брата);

- не захотел заходить в кабинет врача;

- боится заходить в темную комнату;

- не включили в спортивную команду;

- боится опоздать в школу и т.п.

После разыгрывания (или обсуждения) проблемных ситуаций анализируется, какой именно вид поддержки был оказан в каждом случае. Таким образом, поддержка может быть разной — с одной стороны, это умение моментально реагировать на актуальное затруднение у ребенка, с другой — умение создавать поддерживающую, доброжелательную атмосферу в семье.

В заключение желательно получить обратную связь от участников клуба, дать возможность выразить чувства, возникшие в ходе встречи. Например, можно предложить продолжить фразу: «Сегодня было полезно узнать (почувствовать)...»

В конце встречи родителям предлагается краткий конспект, в котором изложены способы поддержания у ребенка нормальной самооценки.

Для поддержания у ребенка нормальной самооценки важно:

- безусловно принимать его:

- активно слушать его;

- бывать (читать, играть, заниматься) вместе;

- не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;

- помогать, когда просит;

- поддерживать;

- делиться своими чувствами (доверять);

- конструктивно разрешать конфликты;

- использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты...», «Хорошо,
что ты пришел», «Давай посидим (что-то сделаем) вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть»;

- обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...