Памятка "Как пересказывать текст"
консультация

Советы помогут родителям в развитии у детей умения пересказывать тексты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley_kak_pereskazyvat_tekst.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и  развития детей» ГБОУ ООШ №18 г.Новокуйбышевска

 «Как пересказывать текст»

Памятка для родителей детей дошкольного возраста с ОНР

Подготовила

 учитель-логопед

Баранова Елена Борисовна

г.Новокуйбышевск

 2015

Обучение  пересказу имеет  важное  значение  в развитии связной  речи дошкольников с  общим  недоразвитием  речи (далее - ОНР).  Работа  над  пересказом  текста  способствует обогащению  словарного запаса, развитию  грамматического строя речи, развитию внимания, памяти.

Формирование у  детей с  ОНР умения пересказывать  текст имеет свои  особенности, которые  необходимо  учитывать и родителям.

1. Особое внимание  уделите выбору  текста (произведения) для пересказа.

Для  детей, которые  не так  давно  стали  использовать  в  речи предложение, необходимо  подобрать  короткие  тексты из 3-4 простых предложений, например: Наступила  ночь. Светят звезды. Таня идет спать. Таня несёт куклу Олю.  В дальнейшем объем текстов  постепенно увеличивают по  мере  возрастания речевых возможностей  детей.  Однако  всегда  тексты  должны  быть  доступны  детям по  своему  содержанию  и  форме  изложения.

2. Подготовьте  ребёнка к  восприятию  содержания текста (произведения), проведите  перед пересказом небольшую  беседу, которая по  теме  будет  перекликаться  с  содержанием  текста. Так, если  вы выбрали  для  пересказа  текст, где  главными  героями будут  петушок и курочка, можно вспомнить домашних птиц, названия их  птенцов, внешний вид и  особенности  поведения и т.п.

3. Объясните смысл незнакомых, трудных   слов. Желательно, перед  знакомством ребёнка  с  произведением, объяснить смысл новых слов и  выражений, которые  будут  в  тексте, проговорить трудные  для  произношения слова.

4. Прочитайте, а  лучше  всего расскажите своими  словами текст (произведение) первый  раз  ребёнку.

5. На  начальном этапе  обучения пересказу, а  также  для  лучше запоминания  текста (произведения) можно  использовать опорные картинки – это  картинки, на  которых  нарисован персонаж, предмет, объект, называемый  в  тексте. Опорные  картинки  выкладывают по ходу  чтения (рассказывания) текста  ребёнку.

6. Прочитав  текст (произведение) задайте  вопросы  по содержанию текста, что бы  выяснить, все  ли верно понял  ребёнок. Вопросы должны  быть направлены  на  выявление основных  моментов действия сюжета, последовательности  событий, выделение основных  персонажей.  Объясните  смысл отдельных фрагментов  текста, если  ребёнку что-то неясно.

7. Прочтите текст (произведение) второй раз. Если  Вы  использовали  опорные  картинки, последовательно обращайте  на  них  внимание ребёнка по ходу  текста.

8. После  чтения  текста  можно  предложить  ребёнку (чаще  на начальных этапах обучения  пересказу) договорить начатое взрослым предложение, добавить нужное  слово.

9. Перед  началом пересказа ребёнком текста  составьте  с  ним  план  рассказа: о  чем  будем  говорить в  самом начале, что потом, чем закончим рассказ.

10. Можно предварить  самостоятельный  пересказ  ребёнком  текста совместным с  Вами  пересказом.  Например, Вы начинаете говорить первое  предложение, затем предложение по  тексту говорит ребенок, следующее говорите  Вы, далее опять ребёнок и т.д.

11. Предложите  ребёнку самостоятельно  пересказать  текст (произведение). При затруднениях, помогайте  ему  вопросами  по  содержанию текста.

Для  детей,  у  которых  уровень  развития  связной  речи  более высокий, можно  использовать пересказ  в  лицах, небольшую  совместную  с членами  семьи драматизацию  произведения, а  также  придумывание продолжения  услышанной истории.

Список использованной литературы

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с  общим  речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.
  2. Жукова  Н.С. и др. Логопедия.  Преодоление  общего  недоразвития  речи  у  дошкольников: Кн. для  логопеда.  Екатеринбург: Изд – вр ЛИТУР 2000. – 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка пересказывать

Несколько практических советов для родителей, как научить ребенка пересказывать...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Как научить дошкольника пересказывать текст

Как научить дошкольника пересказывать текст...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...

Работа с текстом. Как правильно понимать, анализировать и пересказывать прочитанное.

  Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть....

Учимся пересказывать

Подборка небольших расссказов для пересказа , используются для развития связной речи....

Учим детей пересказывать:подборка коротких рассказов

Умение пересказать текста не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказ текста ...