Ребенок не запоминает буквы. Основные причины. Рекомендации родителям.
консультация

Харламова Ольга Ивановна

На начальном этапе изучения образ буквы у первоклассника ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву. Регулярные занятия по изучению буквы не приносят должного эффекта. С этой проблемой часто сталкиваются родители. Помочь первокласснику можно, если развивать те функции, которые лежат в основе процесса запоминания букв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как выучить с ребенком алфавит и научить его буквам

Ребёнок не запоминает буквы. Основные причины.                                                (рекомендации для родителей).

На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её. Чаще всего сначала дети запоминают гласные, так как их чаще используют, а низкочастотные усваиваются дольше. Если ребёнок не испытывает особых трудностей с высшими психическими функциями, то запоминание букв происходит достаточно быстро — при их ненавязчивом, но регулярном повторении в разных игровых формах. Иногда родители даже не прилагают особых усилий, а ребёнок всё быстро спонтанно запоминает. Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта, и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются родители.                                                                         Как можно помочь ребёнку? Закономерно возникает вопрос «Что же делать?». Всё не так плохо, и при правильном воздействии на причины трудностей их можно исправить. Но важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса.                                                                                                                                           1. Развитие тактильного образа буквы. Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как вы закрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы. Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах: знакомиться с письменным написанием буквы, находить её ассоциативный образ («б» — белка с поднятым хвостом, «д» — дятел с хвостом, опущенным вниз; «у» -хоботок у слона, «ш»-похожа на змейку и умеет шипеть, «ц»-это буква с хвостиком в виде цепи, «ч»- элементы похожи на крылья чайки, «ж»-жужжит и похожа на жука, «к»-на полжука)).

Дифференциация звуков и букв Б-ДДифференциация звуков и букв Б-ДРисунки и стихи, которые формируют образ буквы - Летидор

Как бороться? - Летидор

C:\Users\user\Desktop\ч-ц.jpg

На что похожа буква в картинках т – Проект "На что похожа буква..."

 

Проект "На что похожа буква..." 

Для лучшего запоминания графического образа изучаемой буквы можно лепить буквы из пластилина. Рассмотрели с ребенком печатную букву и напомнили, что у этой буквы есть еще и письменная буква, она состоит из следующих элементов (рассмотреть и написать элементы буквы). На первоначальном этапе обучения школьнику трудно сразу запомнить образ буквы, поэтому можно закреплять его в игровой форме:                                               «Пластилиновые буквы» при закреплении письменной буквы можно предложить школьнику собрать коллекцию пластилиновых букв, по мере изучения буквы, лепить ее из пластилина, выкладывая каждую букву на картон, обязательно обводить пальчиком ребенка контур вылепленной буквы, проговаривая ее название. Таким образом работают все анализаторы, которые участвуют в процессе запоминания образа букв: зрительный, слуховой и тактильный, речедвигательный. При этом каждая новая вылепленная буква будет добавляться в коллекцию, а старая будет закрепляться. Можно придумывать с ребенком слова на вылепленную букву, находить предметы на эту букву вокруг.                                                                                                 Упражнение «Рисунки на песке (манке)» Предложите ребенку порисовать пальчиками на песке и нарисовать ту письменную букву, которую нужно запомнить, можно устроить соревнование: кто напишет самую красивую букву.                                                                                                                                                                 Вырезать буквы из разноцветного картона, делать из проволоки; толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности); обводить по контуру; водить пальцем по шершавой букве;; складывать буквы из фасоли, гороха; конструировать буквы из счётных палочек и других элементов, рисовать буквы в воздухе; угадывать написанные буквы на руке (спине, ноге), искать буквы вокруг (на улице, в магазине…); определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке.                                                                                          2. Развитие зрительного восприятия.                                                                                             Поиск на картинке предмета по описанию (зрительная опора); угадывание предмета по описанию (реальные предметы, которые ребёнок видит перед собой); называние предмета по описанию без зрительной опоры (образ, который сохранился в памяти); отыскивание предмета по его тени («найди тень»); поиск предметов, наложенных друг на друга; опознание перечёркнутых изображений, незаконченных изображений, их дорисовывание; поиск изображений по фрагменту рисунка; составление целого предмета из разрезанной картинки; игры «найди, чего на рисунке не хватает», «найди ошибку», «найди различия»; игра «Великан и гном» — необходимо выбрать для великана карточки с изображением больших предметов, а для гномика — маленьких предметов; игра «Четвёртый лишний» — среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой, самый толстый и самый тонкий, исключить предмет по форме, цвету.                                                                                        3. Развитие зрительной памяти. Запомнить несколько картинок и найти их среди других; воспроизвести фигуры, сложенные из счётных палочек, по памяти; вспомнить детали сюжетной картины. Взрослый задаёт наводящие вопросы: «А что в этом углу? А что нарисовано посередине? А нарисована ли тут берёза?»                                                                                                    «Что изменилось?». Раскладываете перед ребёнком несколько предметов или картинок, он их запоминает, потом закрывает глаза, а взрослый меняет местами или добавляет, убирает элементы.                                                                                                                                                    4. Развитие зрительно-пространственной функции. Знакомство с названиями частей тела: голова, плечи, локти, кисти, запястье, бедро, коленки, голень, ступни, части лица. Закрепление понятий «верх», «низ», «над», «под», «выше», «ниже», «слева», «справа», «между» на частях своего тела и лица («А что у тебя под носом? Что под коленкой? Что между ушами?»). Только после этого переходить на закрепление этих понятий в окружающем пространстве. Называние частей тела сверху вниз, снизу вверх, все части, расположенные справа и слева, спереди и сзади. Воспроизведение фигуры, сложенной из палочек. Графические диктанты по клеточкам.

Учитель-логопед МБОУ СОШ №2 г. Советский Харламова О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Консультация для родителей «Если ваш ребёнок «не запоминает» буквы».

В статье приводятся некоторые методы работы, помогающие детям запоминать зрительный образ букв....

Ребенок ворует. Причины и практические рекомендации родителям

Если к вам обратился родитель с проблемой, что его ребенок стал воровать, то используйте готовые рекомендации. Расскажите о причинах детского воровства, и что делать, если реб...

Мастер-класс для родителей "Как научить ребенка запоминать буквы"

Все родители рано или поздно сталкиваются с такими задачами: как научить ребенка алфавиту, как это сделать правильно, чтобы не отбить у малыша желание, и какими методами лучше всего воспользоваться. Н...

Памятка в родительский уголок "Ваш ребенок плохо запоминает буквы?Что делать?"

Памятка в родительский уголок "Ваш ребенок плохо запоминает буквы? что делать?"...

Памятка в родительский уголок"Что делать, если ребенок плохо запоминает буквы?

Памятка в родительский уголок"Что делать, если ребенок плохо запоминает буквы?...