Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии
консультация

Татьяна Валериевна Мезенцева

Консультация для родителей на тему «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» с подборкой упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему

«Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»

 В современном мире сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества.   

Для ребёнка средой жизнедеятельности является образовательное учреждение, где дети проводят до 70% времени бодроствования. Поэтому в школе необходимо создавать условия для раскрытия резервов организма, способствующих росту, развитию и укреплению здоровья. В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка в целом, и деятельности мозговых структур в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движениях.

Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарных, левополушарных и равнополушарных. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т. д. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построение программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Поэтому, необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребёнка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости, является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Кинезиологический метод направлен на то, чтобы развивать связи между правым и левым полушарием головного мозга и добиться гармоничного развития их у ребёнка. Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников мелкую и крупную моторику, память, речь, внимание, пространственные представления, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Программа «Гимнастика мозга» была разработана в,1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннинсон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся, независимо от его проблемы. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект.

Начинать кинезиологические упражнения целесообразно с детьми раннего возраста с пальчиковых игр от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, с пяти лет даётся комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений. Ребёнок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнения выполняются сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • требуется точное выполнение движений и приёмов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

Примерные упражнения:

«Колечко». Поочерёдно, как можно быстрее, перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем – двумя руками вместе.

«Зеркальное рисование». Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и чётко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнения в парах.

«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой-за противоположное ухо (левое). Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«Перекрёстные шаги». Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительные изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Умственно- отсталые дети более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтн...

Мастер-класс "Развитие интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ на основе игры "Звёздный час"

Одной из уникальных форм организации уроков истории в коррекционной школе VIII вида является игра. Игра науроках истории - это не развлечение, а особый приём вовлечения учащихся с ОВЗ в творческую дея...

Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим...

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся через применение технологии критического мышления

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся через применение технологии критического мышления...

Нейротренажер по развитию интеллектуальных способностей для детей с РАС

Нейротренажер по развитию интеллектуальных способностей для детей с РАС. Предназначен для детей школьного возраста в засисимости от возможностей ребенка....

Дополнительная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика» - инновационный метод развития интеллектуальных способностей школьника

Глобальные вызовы современному образованию призывают педагогическое сообщество искать новые формы раскрытия потенциала каждого ребенка. Сегодня, для достижения высоких метапредметных результатов, в де...