Подготовка руки ребёнка к письму.
консультация

Галина Сергеевна Корягина

Готовить руку  ребенка к письму нужно задолго до прихода в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Готовить руку ребенка к письму нужно задолго до прихода в школу14.53 КБ
Файл В этом материале даны простые правила, следуя которым вы поможете ребенку развить речь.20.57 КБ
Файл Развивая речь, помогите ребёнку стать более успешным и уверенным в себе,20.26 КБ
Файл Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соб54.45 КБ
Файл Все звуки произносятся на выдохе. В презентации предлагаются упражнения, с помощью которых можно развивать речевое дыхание.1.73 МБ
Файл В этом материале представлены упражнения, которые могут помочь справиться с трудностями в овладении письменной речью.20.1 КБ
Файл Коррекция речи – это долгий процесс и ждать волшебства после пары занятий, не стоит.16.87 КБ
Файл в этом материале выделены самые распространённые ошибки родителей, дети которых занимаются у логопеда16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка руки ребёнка к письму

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, штриховка, лепка, массаж пальчиков и кистей рук, работа с мозаикой, конструктором и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут. Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.



Предварительный просмотр:

Советы логопеда по развитию речи ребенка:

  1. Постоянно озвучивайте свои действия. С момента рождения малыша родители (особенно мама) проводят с ним большую часть своего времени. Ребенок растет и наблюдает за окружающими. Старайтесь все свои действия  озвучивать вслух. Например: «Я мою посуду», «Сейчас я буду одевать тебе штанишки», «Сейчас я буду тебя купать, помою ручки, ножки, личико»и т. д. Также рассказывайте крохе, что его окружает, что он видит. Например: «Это дерево», «Это кот», «Это солнышко», «Это машина» и т. д. Понятно, что с развитием речи ребенка данное упражнение можно прекратить — он сам вам все расскажет))
  1. Исключите «сюсюканье» и «детскую» речь. Никто не спорит, что ваш малыш самый милый и прекрасный на всем белом свете. Так и хочется произносить все слова так же мило, как и сам ребеночек. Но это делать КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО. Потому что малыш должен слышать только чистую и правильную речь. Зачем это нужно? Это необходимо, чтобы ребенок правильно усваивал и запоминал услышанное и пытался применить в своей речи.
  1. Обращайте внимание ребенка на звуки, которые раздаются за окном, на улице, в другой комнате  и т. д. Например: «Слушай! Слышишь? Это кот за окном мяукает». «А что это за звук? Это сигналит машина! А как сигналит машина? Би-би». «Что это шумит? Это листья за окном шумят». «Что это стучит? Это дядя забивает гвоздь» и т. д. Повторяйте с малышом звуки, которые услышали.
  1. Обязательно задавайте ребенку вопросы. Причем везде и всегда — по дороге домой , в транспорте  или когда читаете книгу, когда готовите или моете посуду, когда стоите на остановке или пришли в гости… Например: «Где мы оставили мишку?», «Что делает мальчик?», «Какого цвета и формы морковка?» «Что это проехало мимо?». Такие вопросы будут побуждать малыша дать вам ответ. А затем у него возникнет желание продолжить диалог. Если ребенок не знает правильного ответа, помогите ему. Дайте правильный ответ за него. Таким образом вы предложите ребенку образец ответа на заданный вопрос и в дальнейшем он будет его использовать в диалоге с вами, а потом, скорее всего, придумает собственный вариант.
  1. Используйте познавательные игры. 

 Используйте  игры, которые развивают память, внимание и мышление. Например игру «Чего не стало?», «Что изменилось?» или «Что лишнее?». Использование таких развивающих игр должно быть систематическим: старайтесь уделять занятиям хоть немного времени, но каждый день.

6.Читайте стихи наизусть и вслух из книг. Рифмованные строки развивают слуховое восприятие ребенка, а также чувство ритма. Выбирайте для начала стихи, в которых каждая строка требует простого продолжения в рифму. Например: «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался ...». Читая стихи вместе, вы разовьете еще и логическое мышление малыша. Когда ребенок будет уже хорошо говорить фразами из нескольких слов, то учите с ним простые стишки.

7.Старайтесь говорить четко, внятно, понятно. Когда разговариваете с ребенком, старайтесь произносить все слова  четко, правильно и не спеша, с акцентированной интонацией, чтобы малыш понимал, когда ему задают вопрос, а когда что-то рассказывают. Помните, что ребенку необходимо больше времени  для обработки полученной информации. Сделайте паузу после вопроса или рассказа, чтобы малыш принял информацию, обработал и задал вопрос или ответил на Ваш.

8.Пересказывайте прочитанное! Читайте ребенку сказки и рассказы.  Очень полезно пересказывать услышанное, например сказку, которую прочитала мама. Пересказы помогут сформировать лексико-грамматический строй речи малыша: согласование слов в роде, числе, падеже, правильное использование предлогов и союзов.

9.Играйте с пальчиками! 

Развивайте мелкую моторику рук ребёнка. Рисуйте, лепите пластилином, тестом, раскрашивайте, штрихуйте, перебирайте крупы, нанизывайте бусы на нитку - все это поможет речи, а в будущем и письму. Пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки.  Начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сначала   «помогать» одеваться куклам . И по мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, язык будет все понятнее произносить трудные слова.

Тренируйтесь постоянно! Даже если ваш ребёнок занимается с учителем-логопедом, то обязательно все занятия закрепляйте дома. Это поможет достичь желаемого результата в кратчайшие сроки, а также вселит в ребенка уверенность в своих силах и желание говорить и общаться.

Следуя этим простым правилам, вы поможете ребенку развить  речь, стать более успешным и уверенным в себе!

                                       Удачи  Вам!



Предварительный просмотр:

Советы родителям детей, имеющих нарушение звукопроизношения

Приходя в первый класс, ребёнок должен говорить чисто, в соответствии с нормами родного языка .
В настоящее время приходится констатировать, что увеличилось количество детей с речевыми нарушениями в начальной школе и даже в среднем и старшем звене.
Нарушения речи, встречающиеся у учащихся, являются серьезным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.
Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.
Нарушения письменной речи имеют место при значительном своеобразии, как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера (пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухомоторных координаций).
Названные функции либо задержаны в своём развитии, либо имеют искаженное развитие.
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь.
Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия.

 Занятия с логопедом рекомендуется проводить систематически, желательно не менее       2- 3 раз в неделю, а также практиковать ежедневные кратковременные (в течение 2-3 минут) упражнения. Если вы начали заниматься с логопедом, и по каким-либо причинам прервали занятия, не закончив их, то сформированные у ребенка или взрослого умения и навыки могут исчезнуть. Вам снова придется их восстанавливать, дополнительно выполняя ту же самую работу.

Артикуляционная гимнастика


 Язык – это главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: нижние и верхние зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык, гортань. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Если у ребенка не получается какое-то движение, можно помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-5минут и несколько раз в день. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3 упражнения.

Артикуляционная гимнастика нужна для  выработки правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения  тех или иных звуков. Взрослый  должен следить  за качеством и точностью  выполняемых движений, достаточным объемом движения, темпом выполнения,  переключаемостью с одного движения на другое,  наличием лишних движений.
В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений — статические и динамические. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Статические подготовительные упражнения

Все упражнения делаются по счёт по два-три подхода

1.  «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на   нижнюю   губу.   Следить,   чтобы   язык   не   дрожал.   Держать по 7-10 секунд.
2.  «Чашечка».  Рот  широко  раскрыть.  Широкий  язык  поднять кверху, загнуть боковые края языка, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении  7-10 секунд
3.  «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его,  сделать узким. Удерживать в таком  положении   около  10 секунд.
4.«Горка».   Рот  приоткрыть.  Боковые  края  языка  прижать  к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 10 секунд
5. «Трубочка».  Высунуть широкий  язык.  Боковые  края  языка загнуть   вверх.    Подуть   в   получившуюся   трубочку.    Выполнять в медленном темпе 10—15 раз
Каждое   из    перечисленных   упражнений    выполняется   четко, медленно по 8—10 раз.

 Динамические подготовительные упражнения

1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то  к  правому уху, то  к левому.  Двигать  языком  из  угла  рта  в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15—20 раз
2. «Лошадка».    Присосать   язык   к   нёбу,    щелкнуть   языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15 раз
3.  «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15  раз.   В  отличие  от  упражнения  «Лошадка»  язык  не  должен отрываться от нёба
4.  «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10—15 раз
5.  «Вкусное    варенье».    Высунуть    широкий    язык,    облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
6.  «Змейка».    Рот   широко   открыть.    Язык   сильно    высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7.  «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление
8.  «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В  отличие  от  упражнения  «Горка»  язык  в  форме  валика  перемещается вперед-назад



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР  И УПРАЖНЕНИЙ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

 С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией. В связи с этим авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (М.Е. Хватцев ,Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина)

Нарушение иннервации мышц периферического речевого аппарата плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. Выдох становится неплавным и непродолжительным, голос слабым, тихим, немодулированным. Всё это влияет на разборчивость речи ребенка. Поэтому одной из первостепенных задач в системе нормализации произносительной стороны речи детей, является развитие речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического, является произвольным.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

  • неумение рационально использовать выдох;
  • речь на вдохе;
  • неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для звучного голоса.

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени  и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

  • дутьё через трубочку в стакан с водой;
  • надувание воздушных шаров;
  • дутьё на разноцветные вертушки, султанчики;
  • игра на духовых музыкальных инструментах;
  • пускание мыльных пузырей;
  • задувание свечи.

В логопедической работе я широко использую  игровой метод, который предполагает использование различных игр и упражнений.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью. (Использую картотеку дидактических упражнений по развитию дыхания, картотеку игр на координацию речи с движением)

C:\Users\Санжар\Desktop\P1030826.JPG

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Задуй свечку»

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

«Покатай карандаш» 

- вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш..

«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 с).

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине «ш-ш-ш».

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

 «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

 «Комарик»

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ у детей с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений Подготовила учитель-логопед МКОУ ДО «МЦДК» Корягина Г.С .

Слайд 2

Для чего нужна дыхательная гимнастика? Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Слайд 3

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его; Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда или ужина; Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения; Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3с.

Слайд 4

Игры и упражнения для развития речевого дыхания. Для развития речевого дыхания детям предлагаются упражнения в игровой форме, что вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Слайд 5

Игровые упражнения на дыхание

Слайд 6

Упражнение «Забей мяч в ворота» Возьми поролоновый (теннисный)мячик Положи перед футбольными воротами Забивай гол плавной струёй воздуха Теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха Посчитай сколько голов ты забил

Слайд 7

Игры и упражнения Для выработки плавной воздушной струи можно использовать мыльные пузыри Надувание шаров Задувание свечи Вертушки Султанчики Игра на дудочке

Слайд 8

Игры и упражнения «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш. «Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. «Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – « з-з-з »; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

Слайд 9

Игры и упражнения «Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 с). «Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз. «Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине « ш-ш-ш ».

Слайд 10

Дыхательные упражнения помогут быстрее освоить труднопроизносимые звуки

Слайд 11

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Нарушение  письменной речи у учащихся младших классов.

Способы их предупреждения и устранения.

Письменная речь - это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. При недоразвитии речи часто возникают различные нарушения письма.

Эта неспособность к письму и чтению называется дисграфией (расстройство письма) и дислексией (расстройство чтения)

Расстройства письма и чтения часто сопутствуют друг другу.

- У ученика недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет звукового состава слова. Этот ученик не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ему. Читая, набирает слова по буквам, а когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово, что написано в книге.

- Часто у ребенка с расстройством письма речь правильная, но он плохо дифференцирует ряд звуков: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, и т.д.

- Есть ошибки, которые напрямую зависят от произношения, т.е. как говорит, так и пишет.

Письмо- это сложный навык и вид графо-моторной деятельности

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

•        Речедвигательного – помогает осуществлять проговаривание

•        Речеслухового – помогает произвести отбор нужного звука

•        Двигательного – помогает осуществлять движения мелких мышц кисти

•        Зрительного – участвует в подборе нужных букв

Сложные процессы перешифровки происходят в теменно – затылочно - височной областях головного мозга и окончательно формируется на 10-11-м  году жизни .

Исходя из вышесказанного, ясно, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

  Нарушение письма приводит к неумению делить слова на слоги, звуки, предложения на слова.

Примеры ошибок письма:

1.) Пропуски букв в слове (гласных,согласных).  [весна-всна]

2.) Перестановка букв , слогов в слове. [есть – етсь, бабочка – бачка]

3.) Искажение слов [Лошадь – дожит]

4.) Недописывание слов.

5.) Неумение согласовывать слова в предложении. [Сеня  сидит стул]

6.) Неумение правильно пользоваться родом, числом.

7.) Смешение: свистящих - шипящих, звонких - глухих, соноров  р - л;

8.) Оптическое смешение букв.

Профилактика нарушений чтения и письма должна производиться в дошкольном  возрасте, особенно у детей с речевыми нарушениями. Осуществляется работа с психологом по развитию психических процессов и с логопедом и воспитателем по развитию устной речи.

Методы устранения нарушений письма.

Коррекционная работа по уточнению и закреплению дифференциации (различение) звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный)

Например:

А.) Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении

1.        Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

2.        Придумать предложение с определенным количеством слов.

3.        Увеличить количество слов в предложении.

4.        Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

Б.) Умение определить количество и последовательность звуков в слове. Место звука в слове.

1.        Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

2.        Разложить картинки в 2 ряда, в зависимости от количества звуков в слове.

3.        Вставить пропущенные буквы в слова.

4.        Преобразовать слова

а)        добавляя звук: рот - крот, мех - смех.

б)        изменяя один звук в слове: сук - суп - сух - сок - сор.

в)        переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка.

              5.Отобрать картинки, в названии которых 4 и 5 звуков.

6.        От   записанного   слова   образовать   цепочку   слов   так,   чтобы   каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего:

дом - мак - кот - топор

7.        Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на грани.

8.        Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр.  (комар)

9.        Какой звук убежал? (крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама)

ИГРЫ,

которые могут помочь справиться с трудностями в овладении письменной речью.

1. «Корректор». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

2. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях  зеленой или черной ручкой ( не используйте красную ручку.) Затем дайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и  не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.

3. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.

4. «Змейка» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.

5. «Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («кот» + «ик» = «котик»);

6. «Какие слова спрятались» . Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма;

7. «Увеличь предложения» Предложите ребенку прочитать текст, а потом увеличить его словами из разных частей речи (прилагательными, наречиями и т. д.). Каждое предложение нужно увеличить на 1 – 2 слова. Эта игра помогает закреплять знания детей о частях речи, умения согласовывать слова во фразе, совершенствовать навыки связной речи.

8. «Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание);

9. «Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя): «Назови ласково»   (дом-домик), «Один – много – нет»  (Мост-мосты-мостов, ухо-уши-ушей;), «Большой – средний – маленький» (усищи-усы-усики), «Какой – какая – какое» (синий шар, красивая сумка, спелое яблоко),  «Чей, Чья, Чьи» (лисий хвост ,медвежья лапа, заячьи следы).  и т.д. Все измененные слова записываются ребенком  под внимательным контролем взрослых.

11. Кроссворды, ребусы, шифровки и др. игры со словами  помогают детям развивать мышление, слуховое и зрительное внимание и память, навыки звукобуквенного анализа, навыки письма;

12. «Доскажи словечко» (в рифму), «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах) и др. игры для развития зрительного и слухового внимания.

13. «Что изменилось», «Чего не стало», «Запомни и повтори» со словами и картинками и т.д. Игры такого типа направлены на тренировку памяти (зрительной, слуховой)



Предварительный просмотр:

Самые распространенные ошибки родителей, дети которых занимаются с логопедом

 За время работы я выделила самые часто встречающиеся ошибки, которые совершают многие родители.  Прочтите и старайтесь не допускать их, тем самым помогая , а не усложняя работу ребёнку по исправлению речи.

1. Надежда на мгновенный эффект.

Коррекция речи – это долгий процесс и ждать волшебства после пары занятий , не стоит. Даже если исправить нужно всего 1 звук - вызвать его обычно удаётся достаточно быстро, но вот чтобы закрепить и ввести его в речь, могут понадобиться месяцы тренировок. Но только не стоит отчаиваться и бросать занятия – улучшение обязательно наступит!

2. Отсутствие четкого распорядка и системы занятий. Заниматься нужно регулярно и систематически. Если вы сегодня занимались, следующее занятие - забыли, потом куда-то уехали, то так не годится. Заранее подумайте, сможете ли Вы выдержать предложенный логопедом график, будет ли он удобен для вашей семьи? Если нет - ищите другие варианты.

3. Принуждение или, наоборот, безразличное отношение к занятиям

С одной стороны, принуждать заниматься нельзя. Уроки «из-под палки» редко доводят до добра и могут отбить у ребёнка  всякую охоту учиться чему-либо вообще. С другой, коррекционная работа – это скорее лечение, чем развлечение, поэтому неудивительно, что ребёнку может не нравиться повторять одно слово много раз или делать артикуляционные упражнения.. Но потакать чаду тоже не стоит – Вы ведь не кормите его одними сладостями и соками, лишь потому, что они ему по вкусу, а даете еще и овощи, потому что в них витамины, минералы и прочие полезные  продукты? Вот и здесь то же самое.  Ищите  компромисс!  

4. Игнорирование домашнего задания и рекомендаций от логопеда.

 Логопед дает и рекомендации, и домашнее задание прежде всего во благо вашего ребенка, а не себя. Ведь это у ребенка, а не у логопеда  проблемы и  игнорируя эти советы, родители вредят ребенку, а не логопеду.

С  домашним заданием тоже все просто. Ребенок разговаривает неправильно каждый день (и по выходным, и по праздникам, и на каникулах)? Да. Значит, чтобы исправить речь, нам тоже нужно тренироваться каждый день. Если этого не делать ,  то на исправление речи можно потратить  много времени!

5. Отсутствие контроля за произношением ребенка.

«На занятиях мой ребенок Вас слушается и повторяет все правильно и четко, а когда хочет мне что-то рассказать, у него во рту снова каша!» - часто удивляются родители. Дело в том, что просто закрепить навыки недостаточно – надо еще и ввести их в речь. Для этого нужно всегда следить за его произношением и приучить его делать это самому. Ведь логопед не может находиться  с вашим ребенком круглые сутки. Но ни в коем случае не ругайте малыша - заметив нечеткий звук, просто произнесите слово правильно и спокойно попросите его повторить. Объясните, как красиво он научился говорить, как здорово у него получается, и договоритесь, что так теперь он будет делать всегда.



Предварительный просмотр:

Самые распространенные ошибки родителей, дети которых занимаются с логопедом

 За время работы я выделила самые часто встречающиеся ошибки, которые совершают многие родители.  Прочтите и старайтесь не допускать их, тем самым помогая,  а не усложняя работу ребёнку по исправлению речи.

1. Надежда на мгновенный эффект.

Коррекция речи – это долгий процесс и ждать волшебства после пары занятий, не стоит. Даже если исправить нужно всего 1 звук - вызвать его обычно удаётся достаточно быстро, но вот чтобы закрепить и ввести его в речь, могут понадобиться месяцы тренировок. Но только не стоит отчаиваться и бросать занятия – улучшение обязательно наступит!

2. Отсутствие четкого распорядка и системы занятий. Заниматься нужно регулярно и систематически. Если вы сегодня занимались, следующее занятие - забыли, потом куда-то уехали, то так не годится. Заранее подумайте, сможете ли Вы выдержать предложенный логопедом график, будет ли он удобен для вашей семьи? Если нет - ищите другие варианты.

3. Принуждение или, наоборот, безразличное отношение к занятиям

С одной стороны, принуждать заниматься нельзя. Уроки «из-под палки» редко доводят до добра и могут отбить у ребёнка  всякую охоту учиться чему-либо вообще. С другой, коррекционная работа – это скорее лечение, чем развлечение, поэтому неудивительно, что ребёнку может не нравиться повторять одно слово много раз или делать артикуляционные упражнения.. Но потакать чаду тоже не стоит – Вы ведь не кормите его одними сладостями и соками, лишь потому, что они ему по вкусу, а даете еще и овощи, потому что в них витамины, минералы и прочие полезные  продукты? Вот и здесь то же самое.  Ищите  компромисс!  

4. Игнорирование домашнего задания и рекомендаций от логопеда.

 Логопед дает и рекомендации, и домашнее задание прежде всего во благо вашего ребенка, а не себя. Ведь это у ребенка, а не у логопеда  проблемы и  игнорируя эти советы, родители вредят ребенку, а не логопеду.

С  домашним заданием тоже все просто. Ребенок разговаривает неправильно каждый день (и по выходным, и по праздникам, и на каникулах)? Да. Значит, чтобы исправить речь, нам тоже нужно тренироваться каждый день. Если этого не делать ,то на исправление речи можно потратить  много времени!

5. Отсутствие контроля за произношением ребенка.

Многие родители сетуют на то, что с логопедом ребёнок занимается и у него получается, а дома не хочет . Просто закрепить навыки недостаточно – надо еще поставленные звуки  ввести  в речь. Для этого нужно всегда следить за его произношением и приучить его делать это самому. Ведь логопед не может находиться  с вашим ребенком круглые сутки. Но ни в коем случае не ругайте малыша - заметив нечеткий звук, просто произнесите слово правильно и спокойно попросите его повторить. Объясните, как красиво он научился говорить, как здорово у него получается, и договоритесь, что так теперь он будет делать всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребёнка к письму.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6-летнего ребенка с одной стороны, и сами...

Изобразительная деятельность дошкольников как одно из средств подготовки руки ребенка к письму

Значительное число шести и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыков письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций,...

Консультация для родителей "Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму в дошкольном возрасте"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4928155","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 350px; height: 233px;"}}]]Обучение письму – очень важный момент в жизни ребенка...

Подготовка руки ребёнка к письму в школе

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и м...

Подготовка руки ребёнка к письму

Консультация для родителей о развитии мелкой моторики руки старших дошкольников, в которой приводятся упражнения для укрепления и развития руки, координации движений....

Рекомендации для родителей по подготовке руки ребёнка к письму.

Полборка речевого материала, графических рисунков, дидактических игр для знакомства с буквами....