Родитель-тьютор
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditel-tyutor.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тарабыкина Евгения Сергеевна, тьютор

Современная школа – это открытая социально-педагогическая система, включающая обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) как равноправных участников образовательных отношений, которые стремятся к диалогу, общению, социальному партнерству

В нашем лицее учитель, тьютор и родитель рассматриваются как партнеры процесса социализации и профессионального самоопределения ребенка. Это означает взаимное уважение, толерантность, доброжелательность, доверие и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. При этом родители – участники образовательных отношений, которые являются заказчиками образовательных услуг. Они выступают заказчиками образовательных услуг и, в то же время, создают в семье среду, благоприятствующую обучению, воспитанию и профессиональному самоопределению детей. создание и реализация модели взаимодействия родителей и образовательного учреждения для повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания развивающейся конкурентоспособной личности.

В рамках реализации нашего проекта «Компетентный родитель» взаимодействие родительской общественности и образовательного учреждения для повышения уровня развития компетентностей родителей можно представить в нескольких блоках - «Я-успешный человек», «Я-законный представитель», «Я-тьютор».

Для того, чтобы более подробно познакомиться с этими блоками предлагаем вам собрать своего компетентного родителя, опираясь на эти 3 взаимосвязанных блока компетентного родителя, а именно я – тьютор, я – успешный, я – законный представитьль. Перед вами изображен человек, а на ваших столах – карточки, в течении 5-7 минут вам необходимо с помощью этих карточек построить свою модель компетентного родителя, распределив компетенции, которыми, на ваш взгляд, должен обладать родитель.

Самоопределение

Мотивация

Самооценка

Успешность

Любить вопреки

Совместные дела

Социализация

Индивидуальные беседы

Любовь за достоинства

Не осведомленность в вопросах развития и воспитания

«у него вредный характер»

«Он поступает назло»

Психологическая поддержка

Самопознание

Правильно любить ребёнка

способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения

Не знание возрастных

психических особенностей

Благоприятный психологический климат

Наказание

Когнитивность (знание психологических и возрастных особенностей детей и способов конструктивного взаимодействия с ребенком)

возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом

толерантность

мотивационный (понимание важности и ответственности своей родительской роли)

эмоциональность (умение понимать чувства ребенка и сдерживать свои отрицательные эмоции)

деятельность (владение способами конструктивного и развивающего взаимодействия с ребенком и способами выхода из конфликтных ситуаций в семье)

Операционный Осмысление изученных способов, форм воспитательного взаимодействия

Рефлексивный Умение разбирать личные действия, состояния, расценивать эффективность применяемых методов

Отлично, теперь после того, как мы с Вами определили какими компетенциями должен обладать родитель предлагаем рассмотреть каждый блок отдельно.

«Я-успешный человек».

Современный мир настолько динамичен, что порой не хватает тех навыков, которые были получены много лет назад. Речь идет не только о профессиональных навыках, но и о личностных, которые в силу цифровизации, информатизации, глобализации и других мировых изменений, становятся недостаточными для полноценного совершенствования своих возможностей и раскрытия потенциалов. Все большие обороты набирает группа навыков под общим названием SoftSkills. Действительно, требования современного общества заточены под данные навыки, которые постоянно нужно развивать. Конкретизируя все вышесказанное, мы выделяем отдельные компетентности из общей призмы современных гибких навыков, развитие которых происходит наиболее эффективно в трехмерной системе: родитель-ребенок-лицей.

Рассматривая трехмерную систему: родитель-ребенок-лицей, то здесь, со стороны родителей, важна конкретная оценка поведения ребёнка, уровня развития его познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, отношения ребенка со сверстниками, способность ориентироваться в любой ситуации. Безусловно, что только в процессе взаимодействия с ребенком под призмой образовательного учреждения, можно дать адекватную оценку вышеперечисленным факторам.

Второй блок «Я-законный представитель ребенка».

Согласно статьи 18 Закона Российской Федерации «Об образовании», родители – это первые педагоги, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте. На родителях в соответствии с Семейным Кодексом РФ лежит ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом духовном развитии. Родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования.

Как мы знаем, в современном мире большинство родителей и детей хорошо знают свои и права, но либо совершенно не знают, либо игнорируют свои обязанности. В связи с этим возникают проблемы между родителем и образовательным учреждением, что зачастую накладывает свой отпечаток на психологическое состояние ребенка.

Третий блок «Я-тьютор».

Тьютор – это наставник, который исследует интересы, возможности и способности ребенка и создает среду для его развития. Зачастую данным человеком является специалист в образовательном учреждении, имеющий психологическое, педагогическое, социальное и др. образование и занимающий ставку «тьютор». Анализируя работу тьютора, результативность тьюторского взаимодействия на каждого ребенка, мы предлагаем родителям научиться примерять на себя позицию тьютора и совместно с профессионалом выстраивать со своим ребенком траекторию его развития и профессионального самоопределения, досконально изучив психологические, эмоциональные и другие особенности своего ребенка, его интересы и жизненные

предпочтения, цели и ожидания, а также в процессе такого взаимодействия развивать свои тьюторские компетентности.

В рамках работы с родителями предусматривается проведение индивидуальных консультаций, совместное проведение тьюториалов, профориентационное сопровождение, тьюторские заседания в рамках тьюторского клуба. Данные формы работы помогают развить в родителях тьюторские компетенции, а как следствие помочь своему ребенку личностно самоопределиться.

Индивидуальные консультации:

Работа с родителями уже выстраивается с начала поступления ребенка в лицей. Все начинается с индивидуальных консультаций. При поступлении ребенка в лицей тьютор приглашает родителя на индивидуальную консультацию. На которой снимается первичный запрос родителя и ребенка на образовательную деятельность. В рамках дальнейшего образовательного процесса систематически проходят индивидуальные консультации с родителями, родителя обращаются с просьбой помочь в решении каких-либо вопросов по самоопределению и развитию ребенка. Тьютор методикой «Вопрошание» помогает родителям и ребенку сформулировать запрос на образование, помогает увидеть имеющиеся образовательные ресурсы

Индивидуальные консультации проходят как по запросу родителя, так и по запросу тьютора.

Таким образом, на индивидуальных консультациях мы учим грамотно выстраивать коммуникации посредством методики вопрошания.

Тьюториалы:

Родители приглашаются для совместного проведения тьюториалов с обучающимися и родителями. Такие тьюториалы имеют колоссальный успех, так как позволяет родителям взглянуть на будущие глазами их детей, услышать и увидеть, что их действительно волнует и пугает. В свою очередь дети по-другому смотрят на родителей, на их понимание будущего.

Тьюторский клуб:

Примерно один раз в модуль происходит заседание тьюторского клуба. На котором происходят как обучающие тьюториалы, так и совместное планирование деятельности. Тьюторский клуб создан для того чтобы делиться своими наработками, разрабатывать совместные тьюториалы, создавать новые технологии работы, а в результате организовать общее совместное мероприятие с родителями и обучающимися.

Уже были проведены заседания тьюторского клуба на темы:

  1. ментальное картирование в тьюторстве – познакомить родителей с данной методикой
  2. критическое мышление в кинематографе - привлечь внимание к документальному кино как одному из важных современных средств в воспитании и развитии личности.
  3. методика вопрошания - искусство задавать вопросы

Совокупность родительских навыков, формируемых или развиваемых в трех вышеперечисленных блоках позволит говорить об «Успешном родителе», который во взаимодействии со своим ребенком развивает навыки XXI века, изучает нормативную образовательную базу и в тоже время является помощником и экспертом в разработке локальных нормативных актов для успешного получения образования собственного ребенка, а также изучает тонкости тьюторской деятельности через призму особенностей и возможностей своего ребенка для совместного выстраивания его траектории развития и профессионального самоопределения.