К школе готов
консультация

Барашева Ирина Анатольевна
Обычно, когда говорят о готовности ребенка к школе, имеют ввиду его умение читать и считать. А ведь это далеко не самый главный показатель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_k_shkole_gotov.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

                      Консультация для родителей                   

                                  К школе готов?

Обычно, когда говорят о готовности ребёнка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе.

Специалисты Психологического института Российской Академии образования разработали специальные тесты, с помощью которых родители могут самостоятельно определить уровень готовности ребёнка к школе.

Желание учиться        

Сочините ребёнку небольшую сказку о зверушках, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу и не ходил».

Второй: «Я в школу хожу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился».

Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми  можно играть».

Четвёртый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим . Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким».

Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь».

А теперь спросите своего малыша: «Как ты считаешь, почему надо ходить в школу?» Если он настроен исключительно на игру и среди его соображений нет ни одного учебно-познавательного мотива, вряд ли ребёнок психологически готов получать знания за школьной партой.

Развитие речи

Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению. Попросите ребёнка пересказать короткий (не более 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма или комикса из детского журнала.

Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит, ему нужно поработать над развитием речи. Самый эффективный способ - чтение книг вслух. Читайте ребёнку сказки или небольшие рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша, как прошёл его день, что интересного он видел.

Фонематический слух

  • Поиграйте в игру  «Назови лишнее слово». Вы выбираете

какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребёнка - услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

        Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.

        Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.

        Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

  • Загадайте малышу загадку: «Что случится, если имя

«Любочка» потеряет букву «Л»? А если слог «Лю»?

Если ребёнок слышит и называет «лишние» слова, без труда делит слово на части, значит, с фонематическим слухом у него всё в порядке. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями. В противном случае у него могут возникнуть проблемы при обучении родному языку (в частности, с орфографией).

Словесно–логическое мышление

  • Попросите ребёнка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу

зимой без одежды, то…», «Прошёл дождь, поэтому…»,  «У Антона сегодня отличное настроение, потому что…»

  • В игре «Четвёртый лишний» ребёнку предлагают ряды из четырёх

слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, юбка, мальчик.

  • Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребёнка

сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых-пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день-ночь, лето-…(зима)», «часы-время, градусник-…(температура)», «глаз-зрение, ухо-…(слух)».

  • Словесно-логическое мышление начинает формироваться к 6-7 годам.

И если при выполнении вышеперечисленных игр-заданий ребёнок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально. Если больше, то необходимо заняться его тренировкой. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям в обучении. В частности, при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.

Уровень самоконтроля

        Сыграйте с ребёнком в игру  «Да» и «нет» не говорить, «чёрное»  и «белое» не называть». Задавайте ему простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Вопросов не должно быть больше 10.

        Если малыш отвечает без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условий успешной учёбы. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определённой последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Тренировка способности к самоконтролю происходит естественнее и эффективнее всего в процессе  разнообразных  «игр по правилам». Например, предложите ребёнку: «Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши».

        Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, плечо, шкаф, василёк, книга и т.д. Варианты: нельзя повторять названия животных, имена девочек и т.п.

        Когда ребёнок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил. Например: нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком, а также нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зелёный цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

        Мелкая моторика (работа мелких мышц руки)

  • Попросите ребёнка вырезать фигурки для аппликации (лучше

геометрической формы) и наклеить их на лист бумаги.

  • На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из

геометрических фигур, и попросите малыша повторить его.

        Обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой , ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дело в том, что в головном мозгу человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, лепки из пластилина, мы тем самым активизируем отделы мозга. Отвечающие за развитие речи.

        Данные тесты носят рекомендательный характер. В любом случае решение остаётся за вами. Но если у вашего ребёнка неразвиты вышеперечисленные навыки, то к школе он пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже. Кроме того, есть риск, что, столкнувшись с трудностями, ребёнок может вообще утратить интерес к учёбе. Особенно это касается мальчишек. Ведь по всем психофизическим законам они созревают гораздо позже, чем девочки, и хуже адаптируются в условиях дисциплинарной школьной среды. Поэтому, если есть возможность, запишите ребёнка в группу развивающего обучения или подготовки к школе, чтобы на будущий год у него была возможность спокойно и радостно войти в новый для себя мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Готов ли Ваш ребёнок к школе?"

Рекомендации для родителей, как самим проверить, готов ли ребёнок к обучению в школе....

Готов ли ваш ребенок к школе?

Данный материал поможет родителям определить подготовленность ребенка к школе при помощи теста, а также поможет рекомендациями, как лучше подготовить ребенка к школе. Может быть рекомендован психолога...

Нужно ли готовить ребёнка к школе?

В статье даются рекомендации родителям будущих первоклассников о том как нужно готовить ребёнка к школе....

Готов ли ваш ребенок к школе

Ваш ребенок скоро  пойдет в школу. Это очень ответственный этап в его жизни: появятся новые обязанности, откроются новые горизонты.   Вашему вниманию представлены практические советы...

Тест-диагностика "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Статья включает тестовый  материал для диагностики одного из ведущих факторов  готовности к школьному обучению - сформированности зрительного восприятия ребенка. . Выполнив серию субтестов м...