Взаимодействие психолога с родителями учащихся по вопросам профессионального определения обучающихся
статья (9, 11 класс)

Кондратьева Ольга Олеговна

В статье рассказывается о различных формах работы с родителями по вопросам профориентации

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие психолога с родителями учащихся по вопросам профессионального определения обучающихся.

            По мере взросления детей, родителей всё больше начинает волновать будущее их детей, связанное с выбором профессии и места  их дальнейшего профессионального образования. Появляется необходимость взаимодействия психолога с семьями старшеклассников по вопросам профессионального определения подростков.

           На этом этапе можно выделить следующие основные направления работы  психолога с семьями старшеклассников:

           1. Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников на родительских собраниях. На этих собраниях обсуждаются общие вопросы , связанные с выбором предпрофильной и профильной подготовки в школе, дополнительных занятиях на базе школы по подготовке к сдаче экзаменов, а также происходит информирование родителей о той профориентационной работе, которая будет проводиться или уже проводится с учащимися данного  класса в настоящий момент. Таким образом, на родительском собрании необходимо дать наиболее полную информацию родителям о тех возможностях в профессиональной ориентации  учащихся и подготовке  их к сдаче экзаменов, которыми располагает  школа.    Надо  отметить, что есть свои особенности работы с семьями учащихся 9-х и 11 классов. Если перед  семьёй  учащегося 11-го класса стоит вопрос только о профориентации обучающегося , то в  9-м  классе и ученику   и родителям предстоит принять решение либо о продолжении обучения ребенка  в школе, либо о получении им  профессионального образования.  

           Зачастую родители , напуганные предстоящими ЕГЭ отговаривают ребёнка от дальнейшего обучения в школе,  несмотря на хорошие успехи ребёнка и его желание пойти в 10 класс. Или, наоборот, родители желают оставить ребёнка в школе только потому, что с их точки зрения он ещё «маленький», и два дополнительных года в школе дадут ему возможность «повзрослеть».  Результаты профориентационной работы с учащимися   помогают  выявить случаи поспешного или необоснованного выбора дальнейшего обучения ребёнка и проработать все возникшие вопросы в формате индивидуальной консультации.

          2. Интерактивные формы работы с родителями. В таком формате  очень эффективно обсуждать с родителями те проблемы, с  которыми чаще всего сталкиваются подростки при выборе дальнейшего жизненного пути. Например, если ребёнок не уверен, что сможет поступить в  учебное заведение и таким образом, получить профессию о которой мечтает, если  ребёнок не может самостоятельно сделать свой выбор, если есть разногласия по поводу выбора профессии между ребёнком и родителями. Совместное обсуждение проблем, выработка наиболее конструктивных способов взаимодействия с ребёнком, анализ своих собственных родительских установок на будущее своего ребёнка позволяют  родителям лучше понять своих детей, оказать им необходимую помощь и поддержку.  

          3. Индивидуальная консультация родителей. Как правило родители приходят на консультацию, если у них есть сомнения в  правильности собственной позиции по вопросам профессиональной ориентации своего ребёнка или если в семье возникают разногласия. Мнение ребёнка и родителей по вопросам выбора учебного заведения или специальности  расходятся. Но даже  если родители старшеклассника пришли к психологу по какой-то другой причине, то тема  определения дальнейшего жизненного пути ребёнка всё равно так или иначе будет присутствовать в беседе.

          Цель индивидуальной консультации – не уговорить семью принять «правильное» с точки зрения психолога решение, потому что решение всегда

остаётся за самим обучающимся и семьёй, а наиболее полно информировать семью о личностных, эмоциональных особенностях учащегося, его интересах,  профессиональных предпочтениях , степени его готовности к выбору профессии, мотивах этого выбора и так далее. Совместная работа с психологом  даёт возможность и ребёнку, и его родителям лучше сориентироваться в вопросах дальнейшего жизненного самоопределения ребёнка, актуализировать представления о  возможностях  подростка и, таким образом,  принять более оптимальное и взвешенное решение при выборе его профессионального и жизненного пути.  

Педагог-психолог МОУ «СОШ № 71»                    Кондратьева О.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.

   Образовательная школьная среда, в которую попадает ребёнок, достигнув определённого возраста, безусловно, развивает и воспитывает детей. Однако важнейшим условием обеспечения псих...

Работа психолога с родителями учащихся на родительских собраниях

Презентация сопровождает доклад на конференции по данной теме...

«Особенности взаимодействия педагогов с родителями учащихся коррекционной школы»

Выступление с докладом на межрегиональную конференцию...

Взаимодействие учителя и родителей учащихся

Выступление на РМО учителей физической культуры: "Взаимодействие учителя и родителей учащихся"...

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного &l...

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.

С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, ис...

Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся.

Методические разработки при работе с родителями....