«Как научить ребёнка усидчивости и внимательности».
консультация

Ананьева Зоя Александровна

Усидчивость и старание, внимательность дошкольника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_no_2.docx569.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности

«Как научить ребёнка усидчивости и внимательности».

                                                                Усидчивость и старание,               внимательность дошкольника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения. Способность человека контролировать своё поведение, длительно выполнять работу, порой даже трудную и неинтересную, закладывается в раннем детстве и развивается постепенно. Формировать усидчивость, доводить до конечного результата начатое, быть внимательным – это первейшая задача родителей в дошкольный период. Малышу очень трудно сосредоточиться долго на чём-то одном, его внимание неустойчиво, но это и необходимо для быстрого, всестороннего познания мира. Поэтому, чтобы привлечь его внимание и подольше удержать его, задания должны быть яркими и интересными, все занятия проводятся в игровой занимательной форме. Можно сшить ребёнку карнавальные костюмы и попробовать вместе сыграть какой-нибудь спектакль. Родители, являющиеся для ребёнка непререкаемым авторитетом, должны сами соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют своему малышу: выполнять свои обещания, не совершать опрометчивых поступков, соблюдать последовательность действий. Тогда и ребёнок, подражая родителям, с лёгкостью приобретёт эти навыки без особых усилий со стороны мамы и папы. Очень важно соблюдать режим дня, это дисциплинирует ребёнка, ведь он прекрасно знает, когда пора кушать, ложиться спать. Малыш не будет тратить энергию на ненужные капризы, вместе с тем привыкает к выполнению правил, что тоже способствует самоконтролю ребёнка. Во время игры детей с родителями необходимо стараться соблюдать последовательность действий совместной игры, которые не успевают надоесть малышу. Они должны быть интересными для него, увлекая в мир игры, и тогда ребёнок перестанет отвлекаться и полностью погрузится во взаимодействие с вами. Конечный результат в занятиях и играх должен присутствовать всегда. Похвалите малыша, вдохновите его на дальнейшие подвиги, пробудите желание услышать похвалу ещё раз и закончить начатое. В момент игры необходимо убрать все возможные раздражители: включенный телевизор, другие игрушки. Вообще-то, у ребёнка не должно лежать на виду очень много игрушек, это рассеивает его внимание. Ему хочется поиграть во всё, а в результате игры не получается. Лучше оставить несколько любимых игрушек, а когда ему надоест с ними играть, заменить на другие. Выбирая занятия и игры для своего малыша, лучше основываться на его увлечениях, так как интерес – главная составляющая усидчивости в нежном возрасте. Хороший повод дисциплинировать ребёнка – уборка после игры. Замечательно, если малыш захочет помочь в уборке или приготовлении пищи маме. Пусть потом придётся всё переделывать, зато ребёнок сделает всё с удовольствием, получит похвалу и приучится помогать родителям. Для развития усидчивости и внимательности используйте виды деятельности, способствующие этому: рисование, лепка, аппликация, вырезание, пазлы, настольные игры, конструкторы. Играйте с ребёнком, направляйте его, пробуждайте интерес, тогда малыш легче адаптируется к школе, а обязательность и усидчивость станут для него не поводом для упрёков, а естественным процессом.

Рисование

Дети в любом возрасте очень любят рисовать. Это занятие может увлечь их надолго. Подготовьте в комнате большой холст, возле которого ребенок сможет рисовать стоя. Поместите его на стене или мольберте. Рядом расположите краски, карандаши, фломастеры, набор маркеров или мелков.

Поначалу дайте возможность малышу рисовать то, что ему захочется и уходить сразу, как ему это надоест. Затем нужно придумывать темы для рисунка. При необходимости можно помочь ребенку, главное — чтобы он сумел закончить картинку.

Еще большей сосредоточенности и увлеченности требует процесс разукрашивания. Для этого нужно предлагать ребенку различные книжки или картинки — раскраски. Их следует подбирать в соответствии с его интересами. Чем меньше возраст малыша, тем крупнее должны быть детали рисунка.   

Предлагайте ребенку порисовать с использованием разных техник, которые ему могут очень понравиться:

  • рисование ватными палочками;
  • рисование ладошками;
  • нанесение штампов;
  • рисование с солью;
  • рисование свечой;
  • рисование по песку и т.д.

Эффект от таких техник довольно необычный, поэтому малышу будет очень интересно заниматься рисованием. Таким образом, родителям не придется уговаривать ребенка приступить к занятиям.  

Паззлы

Задумываясь о том, что делать, если ребенок неусидчивый и невнимательный, обратите внимание на паззлы. Это очень увлекательно. Уже с двух лет малыш будет играть с пазлами из 4-6 частей. В трехлетнем возрасте ему по силам справиться с 24-мя элементами.

Для детей младшего возраста нужно подбирать паззлы с красочными картинками без мелких элементов. Тематика должна соответствовать возрасту и интересам ребенка. Кроме обычных паззлов на картонной основе, есть объемные паззлы и наборы кубиков с разрезанным изображением.

Мозаика

Большой усидчивости требуют игры с мозаикой. Это обусловлено мелким размером деталей и особенностями создания изображения. Во время первых занятий можно предлагать ребенку выложить просто линии (прямые, волнистые, однотонные или цветные и т.д.). Далее можно переходить к изображению элементарных предметов (цветок, лодочка, солнышко и т.д.). Малыш с удовольствием будет играть с мозаикой, если не ограничивать его фантазию и позволять творить изображения по собственному замыслу. Наиболее сложным заданием является создание рисунка по заданному образцу.  

Конструктор

Игра с конструктором может надолго удерживать внимание ребенка. Такая игрушка привлекает своей красочностью и огромными возможностями для моделирования. Первыми предметами, которые способен сконструировать малыш, будут пирамидка, машинка, елочка, пистолет и т.д. Когда он овладеет основными навыками игры с конструкторами, то сможет создавать сложные объекты и целые композиции. Конечно же, сначала стоит предлагать ребенку наборы, состоящие из крупных деталей.

Поделки

Дети младшего возраста очень любят мастерить и для этого можно использовать любые подручные материалы. Важно соблюдать основные правила:

  • изделие должно получиться красочным;
  • желательно, чтобы процесс содержал «изюминку», которая заинтересует ребенка;
  • не следует предлагать поделку, создание которой будет представлять трудность для малыша.

На первом место, конечно же, поделки из бумаги и пластилина. Это очень удобные материалы для занятий с детьми. С ними можно выполнять много разных действий и создавать плоские, объемные и движущиеся изображения. Не менее интересно ребенку мастерить из ватных палочек или дисков, клубков ниток, ткани, различных круп и т.д. 

«Длинные» сказки

Отличное упражнение, которое можно использовать, если ребенок неусидчивый, это «длинные сказки». К ним относятся истории, которые рассказываются небольшими частями на протяжении нескольких дней. Сюжет такой сказки должен быть увлекательным и непредсказуемым. Каждый раз нужно останавливать рассказ на самом интересном месте, а на следующий день придумать оригинальную развязку.

Следите за реакцией ребенка, стремитесь постоянно удерживать его внимание. Для этого можно вводить новых героев, придумывать волшебные предметы и т.д. Тогда он с интересом будет слушать и не придется его успокаивать или ругать за то, что он отвлекается. Обязательно нужно делать перерывы между разными сказками.  

Дидактические игры для тренировки усидчивости ребенка

Для развития усидчивости у детей младшего возраста можно попробовать увлечь их логическими играми, типа:

  • найди отличия;
  • найди предмет;
  • пройди лабиринт и т.п.

Также хороший эффект можно получить и проводя игры на развитие мелкой моторики рук:

  • сортировка мелких предметов;
  • изготовление украшений из бусинок;
  • игры со счетными палочками;
  • игра с сенсорной коробкой;
  • игра с крышками от бутылок;
  • игры с прищепками и т.д.

Ребенку очень понравится играть в дидактические игры, которые содержатся в развивающих книжках.

В заключение приведем несколько советов, что делать, если ребенок неусидчивый.

Родителям важно помнить, что процесс развития усидчивости длительный и требует максимального терпения от взрослых.

  • В первый месяц занятий достаточно тратить на это всего 5-10 минут в день.
  • Разрешите ребенку самому выбирать понравившиеся упражнения, не навязывайте ему какую-то определенную игру.
  • Следите за изменениями в характере малыша, отмечайте его успехи. Поддерживайте ребенка, хвалите, а при необходимости делайте перерывы в занятиях.
  • Если в течение месяца не будет заметен хотя бы небольшой прогресс в его поведении, необходимо внести в занятия кардинальные изменения.

Усидчивые дети легче адаптируются к школьному обучению, достигают лучших результатов, быстрее определяются со своим хобби. Так что усилия родителей, потраченные на развитие усидчивости у их ребенка, ни в коем случае не пропадут даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка делать домашнюю работу?

Эта статья была мной опубликована на одном социальном сайте и нашла большой отклик родителей. Я попыталась простыми словами дать несколько советов для современных мам и пап, как помочь своим детям гот...

Практическое занятие для родителей детей стационарного отделения «Как научить ребёнка принимать решения и отвечать за сделанный выбор

Цель: развитие у родителей навыков формирования ответственного отношения у детей к последствиям собственного поведения.Задачи: 1.      Способствовать осознанию родителям...

Как научить ребёнка любить животных

   Не у всех детей есть врожденное сострадание к животным. Особенно к насекомым, лягушкам, рыбкам — тем, кто не похож на человека, не симпатичен внешне и не пищит жалобно, когда...

Как научить ребёнка усидчивости и внимательности.

Как научить ребёнка усидчивости и внимательности.    Консультацию подготовила: Наумова Надежда Анатольевна, учитель-дефектолог.        Усидчивость и старан...

Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить своё душевное состояние к себе, будет легче окружающим, и себе с...

Консультация для родителей. Как научить ребёнка усидчивости и внимательности.

Усидчивость и старание, внимательность школьника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни....