Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
консультация

Каримова Римма Фагимовна

 

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы закреплять вырабатываемые навыки. Выполнять упражнения нужно обязательно каждый день, а в выходные 1-3 раза в день, (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа) по 3-5 минут

2.  В комплексе присутствуют 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.  На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем, каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

3. Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;

4. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

5. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять упражнение.

6. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему можно подобрать картинку - образ. Так ребенку легче запомнить движение. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям.  Чтобы одно и тоже движение ребенок не устал повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например, упражнение «трубочка» - придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…) Не бойтесь экспериментировать. 

 

Рекомендации по организации проведения АГ          

1. Артикуляционную гимнастику лучше проводить сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

2. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), и тогда взрослый находится напротив ребенка лицом к нему.          

3. Не надо забывать правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки и у ребенка, и у взрослого. У мамы губы окрашены яркой помадой.

Перед началом упражнений хорошо провести самомассаж языка (упражнения самомассажа смотрите в тетради)

4. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точностью, координированностью, полнотой объема движения, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

5. Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

6. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).

7. Когда упражнение начинает получаться, подключаются движения кистями рук. Это – сочетание движений органов речи и рук. Например, упражнение "Качели” –движение языком от верхних зубов к нижним, и движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз. Движения может придумать сам ребенок.

8. Если у ребенка выраженный гипер или гипотонус мышц языка, рекомендуется курс логопедического массажа.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.

Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Советы и рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики...

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционные упражнения для дошкольников...

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со вре...