Для родителей
статья

Махиянова Аделина Айратовна

Развитие самообразовательных навыков на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satatya_maa.docx25.84 КБ
Файл pamyatki_po_angl.yaz_.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самообразовательных навыков на уроках английского языка.

Махиянова Аделина Айратовна, учитель английского языка

Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков 


  Система обучения английскому языку строится в соответствии с общедидактическими принципами воспитывающего обучения, научности, сознательности, доступности и посильности, учета индивидуальных особенностей учащихся.

В стратегии развивающего обучения особого внимания требуют старшеклассники, к учебной деятельности которых предъявляются требования в связи с изменением содержания различных учебных дисциплин и необходимостью подготовки старших школьников к дальнейшему самообразованию. Одним из важных дидактических принципов является принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению, формирование познавательных интересов, потребностей в знаниях.

  В зависимости от концепции языкового образования школы в целом, а также от количества часов, отводимых на изучение иностранного языка, контингента обучающихся  происходит смена акцентов в целях обучения. Овладение английским языком связано с формированием у обучающегося произносительных, лексических, грамматических, орфографических навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Соответственно этому подбираются методики и технологии преподавания языка.

  Ни один предмет школьного курса не требует такой постоянной, систематической работы учащихся, как иностранный язык. Учитель должен позаботиться о том, чтобы учащиеся понимали специфику предмета, осознавали, что главное в изучении иностранного языка – это уметь понимать усваиваемый материал при аудировании, чтении текста, уметь пользоваться им в собственных высказываниях, а это достигается только практикой, ежедневным повторением.

  Навыки вырабатываются только в ходе систематического выполнения определенных действий с учебным материалом, таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.

Чем старше учащиеся, тем большее значение приобретает умение пользоваться средствами обучения: текстами для чтения, словарем, грамматическим справочником; умение прослушать и понять различные аудио- и видеотексты. Так, ближе к старшему этапу, больший акцент делается не на объем получаемых знаний, не на запоминание правил и таблиц спряжений, а на развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся: умения самостоятельно найти нужную информацию при помощи тех же словарей и справочной литературы. Каждый учитель сам отбирает те методы и приемы работы, которые наиболее подходят в каждом конкретном случае. Многолетняя практика показывает, что многие учащиеся, даже старших классов, не умеют полностью использовать ту информацию, которая заложена в школьных двуязычных словарях, большей частью словари используются для перевода иностранных слов на русский и наоборот. В методике чаще всего также предлагаются варианты заданий для обучения школьников умению пользоваться словарями для быстрого нахождения слов.

Для совершенствования умения в чтении текстов на английском языке даю задания, чтобы чтение носило осмысленный, проблемный характер и позволяло решать весь комплекс задач.

На уроках английского языка у нас сложилась своя система использования словарей.

Следует отметить, что преподавание английского  языка осложняется порой тем, что времени для полного цикла отработки языкового и речевого материала от момента его введения до творческого использования в новых ситуациях недостаточно, отдельные звенья этой методической цепочки или пропускаются, или отрабатываются не на должном уровне. Например, процесс продуцирования речи на основе множества предварительных коммуникативных упражнений чаще всего заменяется конструированием предложений, где необходимо уметь осознанно применять все изученные (а чаще всего не совсем изученные и даже еще совсем не изученные) грамматические явления. Именно здесь важно научить оперативно добывать и рационально использовать информацию из всех имеющихся пособий, справочников, словарей, то есть прививать навыки самостоятельной работы.

  Такие ситуации мы считаем вполне обоснованными и приемлемыми на уроках для более эффективного использования учебного времени, увеличения плотности урока.

  Мы предлагаем ряд приемов, способствующих развитию самообразовательных навыков учащихся.

  Ни для кого не секрет, что самым сложным в построении предложений для учащихся является глагол: именно его необходимо поставить в нужном месте в нужной форме и нужном времени. Если порядок слов в предложении (место глагола) логично оформить в виде схемы и разместить на доске, то работа с глагольными формами может проводиться с использованием словарей.

  Для этого учитель должен познакомить учащихся с тем справочным материалом, который имеется в конце словарей, структурой его изложения, методикой использования учащимися. Если не брать во внимание прямую функцию двуязычного словаря – перевод, то наиболее значимыми материалами для организации работы с помощью словарей по конструированию предложений являются “Список неправильных глаголов” и др.. Идеальный вариант – когда в кабинете имеются одинаковые, достаточно качественные издания словарей, снабженные подробными грамматическими комментариями. Если словарей в кабинете недостаточно, то для организации учебной работы можно сделать распечатку таблиц из одного словаря для каждого учащегося. В реальной ситуации у школьников разные словари, но каждого необходимо научить пользоваться содержащимися в них справочными материалами.

  В качестве примера приведем ряд приемов работы со стихотворением первого английского писателя, получившего Нобелевскую премию в 1907 году, Р. Киплинга «Если»:

Задания

1.Найдите и проанализируйте неправильные глаголы (вспомните три формы), поставьте глаголы в алфавитном порядке: hurt, keep, can, make, meet, hear, build, lose, says, run.

2.Переведите незнакомые для вас глаголы. Если вам глагол не знаком, обратитесь к помощи словаря (“Список неправильных глаголов”). Самостоятельная работа со словарями (возможны варианты по усмотрению учителя).

3.Распределите глаголы по группам в зависимости от типов (правильные и неправильные).

4.Найдите и переведите отглагольные существительные: winnings, beginnings.

5.Найдите пары родственных (однокоренных) слов и переведите: think- thoughts (мысли), dream- dreams(мечты), doubt- doubting (сомнения), wait - waiting (ожидание),  being hated-to hating(ненависть), being lied-lies(ложь).

6.Приведите примеры употребления глаголов в:

1). настоящем продолженном времени: are losing, are blaming

2).прошедшем простом: gave

3).настоящем завершенном: have spoken

7.Найдите и переведите причастия: are gone, be tired,  twisted by, wornout, loving friends.

8.Приведите примеры конверсии: the common touch, life to broken.

9.Найдите и проанализируйте слова, образованные с помощью приставок и суффиксов: the unforgiving minute, allowance. Напоминаем ученикам, что префикс-un обозначает отрицание. Эти упражнения (8,9) необходимы, чтобы еще раз напомнить учащимся способы пополнения словарного состава языка.

 10. Пользуясь таблицей, сгруппируйте глаголы по способам образования participle I.

11. Восстановите недостающие формы глаголов.

12.Предлагаем упражнение: образуйте, если это возможно, новые слова от глаголов из стихотворения морфологическим способом и  переведите.

13. Завершающим этапом работы над стихотворением может явиться серия творческих заданий: используя глаголы стихотворения, предложите свой поэтический вариант; зарифмуйте переводы глаголов на русский язык; объедините глаголы в смысловые группы; приведите ассоциации; разыграйте мимические сцены; придумайте забавные (грустные, лирические, фантастические, исторические, …) истории и так далее.

  Если работа выполняется на бумаге, то можно, чтобы не переписывать, просто пронумеровать глаголы в алфавитном порядке, следуя правилу первых трех букв. Если есть возможность работать в компьютерном классе, то очень просто в первоначальном варианте сделать перестановку согласно заданию, сохранив версию, всем учащимся персонально; а если есть только один компьютер – выполнить работу коллективно, по цепочке, в форме соревнования по группам и т.д.

  В устной форме должны быть названы все глаголы. Если упражнение выполняется письменно, то целесообразнее ограничиться примерами, выписав в столбики определенное количество глаголов

  Следует отметить, что распределение глаголов по группам не является самоцелью, а лишь настраивает учащихся, что необходимые глагольные формы для конструирования предложений образуются все одинаково, по правилам. Предлагается найти в словарях таблицы неправильных глаголов и в процессе работы на уроке несколько раз прибегать к ним для закрепления навыка.

  Для работы предлагаются глаголы из стихотворения, работа организуется со справочной таблицей из словаря. Цель – зная основные закономерности спряжения глаголов  в настоящем времени (окончания –s, -es) в единственном числе; научить восстанавливать недостающие формы по имеющимся основам.

  Нами были предложены лишь некоторые приемы, используя которые в системе, можно научить старшеклассников использовать словарь не только для перевода слов, но и для поиска другой информации, материалов справочного характера, размещенных в словарях. Как правило, считается, что это все должны и умеют делать. Но из опыта следует, что умениям и навыкам самообразовательной деятельности (а умения работать с источниками информации именно к ним и относятся) необходимо учить, и учить в течение всего периода обучения.

  Обучение старшеклассников приемам самостоятельной работы расширит их значения, обеспечит возможность достигнуть практических, воспитательных и образовательных целей при изучении иностранного языка. Важное значение приобретает вопрос об организации систематической работы учащихся по иностранному языку. Желание, умение трудиться, радость от выполняемой работы составляют основу успешного учения.

  Перечисленные учебные ситуации, на мой взгляд, являются эффективным средством организации активной самостоятельной работы старшеклассников.

  Включение учащихся в ситуации выбора и оценки позволяет постепенно формировать у учащихся правильную оценку своих возможностей. От правильного выбора, планирования и оценки своих возможностей зависит положительное отношение учащихся к учению в целом.

  Создание педагогических ситуаций общения на уроке позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы. Создается обстановка для естественного самовыражения ученика.



Предварительный просмотр:

КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

  • Раздели домашнее задание на несколько «порций» и распредели их по дням; единоразовое выполнение домашнего задания неэффективно
  • Изучи сначала устный материал (прочитай текст, выпиши новые слова в словарь - не забудь их  выучить), а затем, проанализировав все предложенные речевые образцы и лексические единицы, приступай к выполнению письменного упражнения
  • Определи, для развития каких навыков было составлено данное упражнение и обрати  наибольшее внимание именно на этот вид деятельности (чтение, говорение, письмо).
  • Активно используй в процессе подготовки домашнего задания средства обучения, в частности, не забывай обращаться за разъяснениями к словарю и грамматическому справочнику, а лучше заглянуть в  рабочую тетрадь, где наверняка есть запись, сделанная под диктовку учителя.
  • Не заучивай учебный материал механически, а пытайся осмыслить, почему в данном упражнении имеет место та или иная лексическая единица или грамматическая структура.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ УСТНОГО СООБЩЕНИЯ:

  • Отбери нужные речевые образцы, проведи в них необходимую лексическую замену или расширение
  •  Составь план сообщения, запиши его.

 

  • Определи, что хочешь и можешь сказать по теме на иностранном языке. Соотнеси замысел высказывания со своими возможностями, с тем, какими языковыми средствами располагаешь.
  • Вспомни нужные речевые образцы, слова, сочетания слов для передачи замысла сообщения
  • Обратись к тексту, упражнениям, в которых эта или близкая к ней тема отражена, чтобы использовать материал для сообщения.
  •  Устно проговори своё сообщение в соответствии с планом.

 

 

ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ:

  • Прочти текст, стараясь понять общее содержание и вывести из контекста значение незнакомых слов.
  •  Обратись к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
  •  Проработай новый лексический материал (смотри как работать с новым лексическим материалом)
  • Прочти текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых слов и стараясь запомнить информацию.
  • Выпиши из текста новые для тебя формы.
  • Составь список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал канву содержания.

 

 

КАК РАБОТАТЬ С НОВЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ (НОВЫМИ СЛОВАМИ):

  • Проверь правильность написания: сравни написанное с тем, что написано в учебнике.
  •  Проследи, как данное слово употреблено в предложении.
  •  Попытайся составить насколько предложений с новыми словами.
  • Уточни перевод каждого слова, обратившись к англо-русскому словарю (есть в конце каждого учебника)
  •  Прочитай внимательно все слова и объедини их в группы по типу ударного слога.
  •  Раздели слова на подгруппы по ударной гласной.
  •  Установи и постарайся запомнить различия между словами одной подгруппы.
  •  Прочитай ещё раз, постарайся запомнить графический образ слова, т.е. его буквенный состав.
  •  Напиши слово по памяти.

 

 

ПРИ РАБОТЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ:

  • Выпиши из упражнения все предложения, содержащие новую грамматическую структуру.
  •  Внимательно изучи способ трансформации утвердительного предложения в вопросительное и отрицательное.
  •  Проконтролируй с помощью словаря правильность произношения тобой данной структуры.
  •  Просмотри материал текущего урока по учебнику, найди предложения, в которых используется данная грамматическая структура.

 

  • Проговори эти предложения, попробуй трансформировать их по интонации.
  • Придумай несколько предложений, содержащих новую грамматическую структуру.

 

 

ПРИ АУДИРОВАНИИ ТЕКСТА:

  •  Составь список ключевых слов или предложений так, чтобы он отражал основную канву повествования.
  •  Прослушай текст ещё раз, постарайся запомнить информацию.
  •  С помощью составленного тобой списка постарайся пересказать текст. 
  • Внимательно прослушай текст, не останавливая запись. Постарайся понять содержание произносимого текста.
  •  Прослушай текст ещё раз, своевременно останавливая диск, чтобы понять текст более полно.
  • Останавливая воспроизведение диска, пытайся повторить за диктором произносимые им слова и предложения.
  •  Повтори трудное для слово или предложение несколько раз, стараясь как можно точнее воспроизвести произношение и интонацию диктора.
  •  Запомни слова, которые оказались для тебя трудными с тем, чтобы выяснить у преподавателя их точное произношение, значение и случаи употребления.

 

 

КАК НАЧАТЬ ГОВОРИТЬ

НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ?

Быстро «заговорить» по-английски является совмещение занятий с учителем и самостоятельных занятий.

Но самостоятельные занятия нужно еще правильно организовать.

Вот несколько советов, которые приведут вас к цели кратчайшим путем.

 

1. Занимайтесь регулярно. Это самое главное и самое, пожалуй, сложное.

Желательно заниматься английским каждый день. Пусть даже это будет всего 20-30 минут, здесь важен сам принцип: вы выделяете время для учебы каждый день и берете «выходной» только в самом крайнем случае.

Если сегодня вы очень устали, и вам совсем не хочется читать, послушайте что-нибудь на английском.

Нет сил слушать – повторите слова. Главное – английский должен присутствовать в вашей жизни постоянно, только так он станет вам родным и привычным.

2. Чередуйте разные виды заданий. Некоторые люди лучше усваивают информацию на слух, некоторым проще все записывать, кто-то любит читать и переводить. Пользуйтесь наиболее подходящим для вас способом изучения, но не стоит игнорировать остальные. Нельзя полноценно выучить иностранный язык, только читая на нем или изучая слова. Используйте все: установите на компьютер программу для изучения английского (таких много, выбирайте ту, что вам больше по вкусу, и не слушайте скептиков, утверждающих, что все эти программы бесполезны – полезно любое занятие, которое заставляет вас работать с английским языком), общайтесь по Скайпу с носителями английского (вы можете учить их русскому взамен), переводите песни и подпевайте, делайте карточки, придумывайте предложения.

3. Общайтесь с носителями. С появлением интернета найти носителя английского и общаться с ним, развивая свои разговорные навыки, стало очень просто. В сети есть много сообществ, посвященных языковому обмену (Livemocha, LingQ и другие). Зарегистрируйтесь на одном из таких сообществ, найдите носителя английского языка, который хочет изучать русский, и общайтесь в Скайпе. Это может быть очень весело! Если человек совсем не знает русского, а вы не понимаете, что он говорит по-английски, можно рисовать картинки в реальном времени на общей «доске» (такой сервис предлагает, например, сайт pomidor.com, но есть и много других подобных).

4. Пользуйтесь материалами из интернета. В сети неисчерпаемые запасы материалов для изучения: специальные обучающие игры, видео и аудио, записи лекций ведущих мировых университетов. BBC в своем проекте «6 minute English» предлагает десятки интересных аудио-программ для изучающих английский. Можно скачивать или смотреть онлайн фильмы (с субтитрами и без) на английском языке. В общем, возможностей море, и следующую статью я посвящу целиком обзору лучших ресурсов.

5. Повторяйте. Это относится не только к новым словам. Прослушав аудио, вернитесь к нему через некоторое время – знакомые записи воспринимаются гораздо лучше новых. А еще полезно иногда почувствовать, что вы что-то знаете хорошо. Слушая знакомое аудио на английском или просматривая видео, которое уже смотрели ранее, вы получите удовольствие от того, что вам все понятно.

6. Не заставляйте себя. Изучение иностранного языка должно быть приятным делом. Конечно, иногда необходимо преодолеть лень, чтобы начать заниматься, но не стоит делать то, чего вам не хочется делать. Читайте только интересные книги, благо у вас есть полный интернет литературы на английском языке. То же относится и к фильмам. Помните, что английский – не цель, а всего лишь средство, которое служит для расширения ваших возможностей.

7. Грамматика – это просто. Особенно английская грамматика. Особенно если вы не собираетесь становиться лингвистом, а всего лишь хотите свободно общаться. Без понимания структуры языка, без знания некоторых правил вам будет сложно говорить по-английски. Поэтому грамматику изучать надо. Но только без отрыва от живой речи. Желательно, чтобы грамматику вам кто-то доступно объяснил, показал на примерах, как работает то или иное правило. А когда вы поймете, как устроен английский язык, вам уже не придется каждый раз мучительно вспоминать эти правила – вы просто привыкнете правильно составлять предложения, как вы делаете это на родном языке.

8. Не думайте, что у вас нет способностей к языкам. Это не так, у каждого человека (если он говорит хотя бы только на своем родном языке) отличные способности к языкам. Вот трудолюбия, бывает, не хватает. И еще у всех нас бывает мало времени. Но все это преодолимо, ничто не мешает вам научиться свободно общаться на английском языке. Вы ведь говорите по-русски? Заговорите и по-английски. Неважно, сколько вам лет и какое у вас образование. 

9. Ставьте себе правильные цели. И правильно их формулируйте. «Выучить английский язык» — это слишком расплывчатая и глобальная цель. Лучше так: «Сдать TOEFL на все семерки» или «Прочитать роман Воннегута в оригинале», или просто «Выучить 50 новых слов».

Достигнув цели, ставьте следующую, постоянно двигайтесь вперед. Главное – не останавливаться.

Долгие паузы в занятиях сильно снижают прогресс в изучении английского. Помните об этом и цените потраченное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...