Права и обязанности родителей
консультация

Боброва Татьяна Владимировна

Каждый родитель должен знать свои права и обязанности. В этом разделе каждый родитель найдет ценную информацию для себя  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья - важнейшая ячейка общества, а родители в первую очередь обязаны воспитывать своих детей, заботиться не только об их  здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, но и становлении ребенка как полноправного члена этого  общества. Перед социальным педагогом социально-реабилитационного центра стоит  задача  формирования правового сознания родителей, устойчивой потребности соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда как необходимых условий для гуманного и справедливого воспитания ребенка.

Лекция

«Права и обязанности родителей»

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

                                                                  но прежде и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

                                                             А. Макаренко

         Самое ценное, что  у  нас  есть – жизнь. Жизнь и здоровье детей – это особая ценность, и никто не имеет право посягать на неё.

        Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие. 

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обеспечивать возможными для них средствами заботу о ребенке, способствовать его духовному, нравственному и физическому развитию в соответствии с общепринятыми стандартами и особенностями личности ребенка.

Родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка. Однако, они не вправе осуществлять свое право на воспитание в противоречие с интересами детей. При этом родители несут основную ответственность (нравственную и правовую) за воспитание и развитие своих детей.

Для положительного воспитательного воздействия на ребенка родители имеют ПРАВА, которые гарантированы и закреплены в международных, федеральных и региональных законодательных документах:

Декларации прав ребенка

Конвенции по правам ребенка

Конституции РФ

Семейном Кодексе

Гражданском Кодексе

Уголовном Кодексе

Законе РФ «Об образовании» и так далее.

На основании этих документов можно говорить о решающей роли родителя в воспитании, ведь главным образом, через семью наследуются

детьми нравственные координаты и направленность личности. И в этом ее

непреходящее значение, ибо «добрая семья прибавит разума-ума», а «родительское слово мимо не молвится», - гласит народная мудрость.

          Родители имеют равные права и обязаны заботиться о своих детях. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

                Родители обязаны:

  •   заниматься воспитанием своих детей;
  •   заботиться о здоровье, физическом, психическом,  духовном и нравственном развитии своих детей;
  • обеспечить получение детьми среднего общего образования;
  • выступать в защиту прав и интересов своих детей.

Родители имеют право:

  • на воспитание своих детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
  • на преимущественное воспитание своих детей перед всеми другими лицами;
  • на защиту прав, интересов своих детей без специальных полномочий;
  • требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения;
  • на общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем;
  • на получение информации о своих несовершеннолетних детях из воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.;
  • выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования;
  • выбора имени и фамилии, право давать согласие на усыновление;
  • право управлять имуществом ребенка и др.

        Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке:

           Административную, согласно ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях – за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

Гражданско-правовую, согласно ст. ст. 69, 73, 77 Семейного Кодекса РФ – в виде ограничения, лишения родительских прав и отобрания ребенка. Лишение родительских прав и ограничение родительских прав производится только в судебном порядке.

Уголовную, согласно ст. ст. 156 Уголовного Кодекса РФ – за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 157 Уголовного Кодекса РФ – за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. За совершение преступлений, наносящих вред жизни или здоровью, посягание на половую неприкосновенность ребенка родители несут уголовную ответственность на общих основаниях.

Права, обязанности и ответственность за воспитание и образование детей опираются на нравственность, на стремление к добру, правде, справедливости, человечности. Поэтому воспитывать детей надо с помощью методов, не унижающих человеческое достоинство детей, ибо «воспитание – великое дело; им решается участь человека», - совершенно справедливо отмечал великий русский писатель В. Г. Белинский. Известный психолог Алан Фромм писал: «основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не школа, а родители».



Предварительный просмотр:

Подростковый возраст.

Почему этот возраст трудный?

 Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Период развития охватывает возраст с 10-11  до 14-15 лет.

Чаще всего трудности связывают с половым созреванием. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков могут возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела. Возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Следствием переживаний по этому поводу может быть заниженная самооценка. Подростку нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личных проблем. Одна из них, в частности, связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.

Даже  совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся конфликт, как «нормальную патологию».

Все это требует от взрослых пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

Основные проблемы возраста.

1. Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании  занять в группе место лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-либо деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений. Поэтому в первую очередь взрослым полезно максимально конкретно проанализировать и «отработать» именно версию «общение со сверстниками»: какие отношения со сверстниками были у ребенка раньше, что изменилось, удовлетворяют ли его эти отношения, на   какую роль он претендует в коллективе сверстников и т.д.

Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми, особенно учителями. В то время как для подростка переживания по поводу общения со сверстниками наиболее значимы, учителя полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки более переживают  по поводу общения с родителями.

Взрослые, как правило, не имеют никакого представления о динамике мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста. Динамику мотивов общения можно представить схематично следующим образом. Если в 5 классе доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, то уже в 6-7 классах на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников. В 8-9 классах центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Анализ показывает, что  у многих подростков оказывается фрустрированной потребность «быть значимым в глазах сверстников», что приводит к тяжелым переживаниям.

Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатка тех детей, с которыми общается их сын или дочь. То же время исследования показывают, что, уже начиная с 7 класса, у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.

Содержание общения младших подростков сосредотачивается главным образом вокруг вопросов учения и поведения, а старших – вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности. На этом фоне у 8-9-классников возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые чаще всего не воспринимают его проблем.

Учителю и родителю необходимо развить способность к «децентрации», способности увидеть проблемы общения подростка со сверстниками не только «со своей колокольни», но и  глазами самого подростка.

2. Подросток и взрослые. Первый источник этой проблемы – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях. Уже говорилось о том, что взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка, а ведь этим начинается и заканчивается любая популярная книга о психологии отрочества. Что же говорить о более сложных и менее очевидных вещах!

Родители перестают видеть своих детей, а учителя своих учеников; место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, из разговоров взрослых между собой, но только не из реального и живого видения ребенка.

И родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми. Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность  в общении с взрослыми «на равных», редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом становится противопоставление себя, своего «Я» взрослым, потребность в автономии.

Остановим я еще на одном моменте. Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают  в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» и т.п. – и совершенно не замечают ростки позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие в подростке способности к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать, разделить их горе или радость. Взрослые в лучшем случае сами готовы оказать сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Понятно, почему это происходит, - для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных». Получается, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять.

Общение подростка с учителями оказывается еще более напряженной, «запущенной», малопродуктивной с точки зрения личностного развития ребенка. Исследования показывают, что переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, занимает одно из последних мест (сами же учителя весьма неадекватно отводят этим переживаниям подростков первое по значимости место). Кроме того, с  учителями у подростков связаны в основном отрицательные переживания.

Характер общения с учителями и субъективного отношения к нему изменяется на протяжении подросткового возраста. Если ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд, то в старшем  подростковом возрасте – стремление к личностному общению с ним. Начиная с 7 класса, подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессиональные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные – нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя. Однако, несмотря на неудовлетворенность подростков личностными качествами учителя, они все равно стремятся к общению с учителем. Учителя, как правило, этого не понимают. Таким образом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и – невозможности ее удовлетворения.  Так расширяется зона конфликтов.

3. Подросток-школьник. При всей важности общения все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он – школьник. Главное общественное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых  невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.

Снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, может быть порождено самыми разными причинами

Если у детей младшего школьного возраста неуспеваемость может быть в большинстве случаев преодолена в ходе углубленных занятий с педагогом, причем повышение успеваемости ведет, как правило, к улучшению общения ребенка  с товарищами, то в подростковом возрасте все как бы меняется местами. Нельзя, «вытаскивая» успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка. Можно сделать лишь наоборот: решая личностные проблемы подростка, помочь повысить успеваемость.

Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах является отсутствие адекватной мотивации учения, т.е. нежелание учиться.

Однако создание адекватной мотивации учения у подростков, и в особенности тогда, когда подросток уже потерял интерес к учебе, - очень сложное дело, требующее тонкой психологической инструментовки, индивидуального подхода  каждому подростку.

Нередко в современной школе потеря подростками смысла учения является результатом педагогической работы. Начиная уже с 6-7 класса, учителя начинают смотреть на того или иного ученика как на совершенно неперспективного. Учителями откровенно  используются угрозы перевести в другой класс, школу или избавиться после 9 класса. В результате многие подростки из числа «неперспективных» сами предпочитают «отойти от школы», находя интересы где-то на стороне.

Без глубокой уверенности педагога в перспективности каждого подростка,  в принципиальной возможности развития его личности работа с ним не может быть успешной!

Исследования показывают, что в любом возрасте подростки видят причины трудностей обучения в первую очередь в самих себе (младшие: «плохая память», «слабое внимание», «не умею думать»; старшие: «лень», «безволие»). Второй по частоте причиной подростки называют сложность учебной программы, отдельных предметов. Старшие указывают на эту причину реже, чем младшие. Третьей причиной подростки считают непрофессионализм педагогов.

Учителя же считают, что во всем виноваты сами подростки.  В качестве второй причины называют плохую помощь родителей.  Третьей причиной учителя считают сложности программы.

Наконец, родители считают главной причиной «недоступность программы», «высокие требования школы».

Выявляемая  на основании сопоставления трех позиций картина весьма неблагополучна с точки зрения, как развития личности подростка, так и развития личности педагога. Тормозом для развития выступает сочетание «обвиняющей» позиции учителей и «самообвиняющей» позиции детей, когда все трудности процесса усвоения знаний списываются за счет «лени», «безответственности» и «нерадивости» школьников.

Еще одна важная проблема, связанная со сферой обучения современных подростков, состоит в полном игнорировании познавательной мотивации. Для современной ситуации характерно смещение акцентов с собственно познавательной деятельности на отдельные, наиболее формальные элементы учебной деятельности (успеваемость, оценки и т.п.). Следствием этого становится неразвитость интереса к самому процессу познания, чрезвычайно важного для продуктивного развития личности подростка.

4. Самопознание, самореализация, самораскрытие. Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так ли иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но вот что примечательно. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких переживаний с возрастом все растет. Есть все основания думать, что это не просто некоторая возрастная характеристика развития самосознания, а результат усвоения подростком тех представлений и оценок, которые имеют на его счет окружающие взрослые, прежде всего учителя и родители. Исследования показали, что они почти не видят положительных черт, достоинств подростка, прекрасно разбираясь в его недостатках. В психологии, однако, показано, сколь важно для личностного самоопределения, для становления личностной самоидентичности опираться именно на положительные стороны своего «Я». Очень важно научить подростка не только видеть свои недостатки – он и так, как мы неоднократно отмечали, во всем винит себя, - но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности, характера.

Однако есть область переживаний, связанной с собственной личностью, которые носят только положительный характер, - это область переживаний, связанных с самореализацией, с активной работой самого подростка по развитию собственной личности: «Я всегда радуюсь, если могу побороть свою лень». В подобных переживаниям отражается чрезвычайно конструктивная линия в развитии личности человека – процесс самореализации. К сожалению, взрослые не только не помогают обычно развитию этого процесса,  но и вообще не думают, что у подростков есть подобные переживания, подобные стремления.

Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем.

Старший подростковый и младший юношеский возраст являются сензитивными периодами для становления временной перспективы, системы жизненных целей человека.

Если по каким-либо причинам временная перспектива будущего не будет сформирована в этот период или будет сформирована неправильно, то это будет иметь самые серьезные последствия для развития личности человека.

В свое время Л.Выготский обратил внимание на то, что и подростки, и окружающие их взрослые часто бывают озабочены отсутствием воли  у учащихся. Однако, по мнению Л.С. Выготского, в таких случаях мы часто сталкиваемся не со слабостью воли, а со слабостью целей, когда подростку оказывается незачем преодолевать разного рода препятствия. Появление же значимой цели решает и проблему воли. Практика показывает, что если у подростка появляется какая-либо важная жизненная цель, то многие проблемы воспитания снимаются.

5. Половое созревание и психосексуальная идентичность. «Самая основная из всех особенностей переходного возраста, - писал Л.С.Выготский, - состоит в несовпадении трех точек созревания: половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования. Подросток, созревший в половом отношении настолько, что всякая разница между взрослым организмом и юношеским с этой стороны совершенно уничтожается, является еще в это время существом, которое далеко не приблизилось еще к завершению двух других процессов развития: общеорганического и социального».

Проблемами, связанными с тем, что в психологии называется «психологический пол», «психосексуальная идентичность» в современной школе никто не занимается.  Стало общим местом утверждение о том, что наша педагогика беспола, что современный воспитательный и учебный процессы абсолютно одинаковы для девочек и мальчиков, что чревато различными  негативными последствиями. Все это ведет  тому, что проблемы формирования психосексуальной идентичности обостряются в старшем подростковом возрасте, когда у подростков возникает отчетливая ориентация на будущее, и мотивы временной перспективы начинают играть заметную роль.

6. Кризис 13 лет  и посткризисный период. Традиционно трудности подросткового возраста принято связывать с так называемым «кризисом 13 лет», когда ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания, грубости, трудновоспитуемости ребенка. Основную причину столь бурных поведенческих проявлений  многие психологи видят  в том, что взрослые не перестраивают своего поведения в ответ на формирующееся у подростка «чувство взрослости», его стремление к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями. Другие авторы рассматривают кризис 13 лет как прямое отражение процесса полового созревания, считая его мало связанным с особенностями воспитания. Наконец, третьи полагают, что этот кризис вообще далеко не обязателен, что у многих подростков его просто не бывает.

Однако суть кризиса, по Л.С. Выготскому, не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в глубоком, качественном изменении процесса психического развития. Исследования показывают, что в возрасте 12,5-13 лет происходит резкая смена всей системы переживаний подростков – как их структуры, так и содержания.

Но интересно, что субъективно сложности воспитания  родители и учителя связывают отнюдь не с кризисом как таковым, когда начинается распад, ломкапрежний психологических образований, а с посткризисным периодом, приходящимся на возраст 14-15 лет (8-9 класс). То есть трудным для окружающих подростка взрослых оказывается период созидания, формирования новыхпсихологических образований. Перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказывается крайне неэффективным, а новыми учителя и родители не владеют. Прежде всего, родители и учителя не умеют опираться на то положительное, конструктивное, что есть в каждом подростке, а пытаются лишь «бороться с недостатками».  Это то и особенно ощутимо в старшем подростковом возрасте, следующем непосредственно за знаменитым, но, как видим, не таким опасным кризисом.

 



Предварительный просмотр:

Детство – территория безопасности!

1.В 2015 году на территории ХМАО-Югры возросло количество преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних и малолетних.

В случае, когда несовершеннолетние явились объектом преступлений на сексуальной почве со стороны посторонних граждан, сопутствующими рисками были следующие:

- бесконтрольное следование малолетних (несовершеннолетних) в школу, из школы, к месту проведения досуга. В половине случаев преступники в качестве места для нападения использовали подъезд или лифт;

- излишняя доверчивость несовершеннолетних к малознакомым и незнакомым людям. В одном из городов округа потерпевшая сама впустила преступника к себе в квартиру, поскольку тот представился работником аварийной службы;

- совершению преступлений на сексуальной почве способствовало алкогольное опьянение потерпевших. При этом речь идет о тех случаях, когда несовершеннолетние намеренно употребляли алкоголь в компании с лицами, которые впоследствии стали фигурантами уголовных дел;

- в ряде случаев совершение преступлений стало возможным ввиду бесконтрольного использования несовершеннолетними социальных сетей, где их психологической незрелостью и воспользовались преступники.

2. Человеческая жизнь полна опасностей, но наиболее беззащитны перед ними несовершеннолетние, которые в силу возраста и отсутствия жизненного опыта не всегда способны их предвидеть и избежать. Между тем об актуальных и опасных факторах, влекущих травмирование детей и причинение смерти несовершеннолетним, должны быть осведомлены взрослые (родители), которые несут за них ответственность и должны своевременно привить детям навыки безопасности.

В ХМАО – Югре возросло количество трагических происшествий с несовершеннолетними.

-среди трагических происшествий с детьми все более прочное место занимают травмы, которые получают дети при падении из окон домов.

-несчастные случаи с детьми начального школьного возраста, которым предоставлена определенная самостоятельность, однако они еще не способны адекватно оценивать угрозу их жизни. (не последним источником бед являются детские площадки, без присмотра взрослых)

-более взрослые несовершеннолетние погибают по другой причине – они, зная о потенциальных угрозах, переоценивают свои возможности. (удушье в закрытых гаражах, при ремонте машины; смерть при пожаре, находясь в дачном кооперативе без присутствия взрослых)

-в Югре за 2015 год среди несовершеннолетних совершенно 68 суицидальных попыток,в том числе, с летальным исходом 7 случаев.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по написанию исследовательских  работ учащимися

Выделяют несколько типов творческих работ учащихся, работа над которыми позволяет поэтапно развивать проектно-исследовательские навыки учащихся.

Классификация творческих работ учащихся.

  • Устное сообщение по теме.
  • Реферат (от латинского refero - докладываю, сообщаю) – это «краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления и определения целесообразности обращения к нему» ( ГОСТ 7.9 - 77 «Реферат и аннотация»);

Цель реферата - дать полное объективное представление о характере освещаемой работы по данной теме в компактной, экономной форме.

  • Реферативная работа - это разновидность реферата, представляющая собой аналитическое исследование описательного характера, включающее обзор нескольких литературных и иных источников информации с целью оценки уже имеющейся научной информации. Реферативная работа подразумевает не просто осмысление существующего текста, а  преобразование информации и создание собственного текста.

Реферативная работа - это творческая работа, написанная на основе нескольких научных и литературных источников. Она предполагает сопоставление данных разных источников и на основе этого выработку собственной точки зрения на  проблему. Главной целью реферативной работы является представление максимально полной информации по избранной теме, при этом автор должен выработать и представить собственную точку зрения на проблему.

  • Проектные работы - творческие работы, связанные с планированием и достижением заранее спланированного результата.
  • Исследовательские работы. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который могут дать исследования. Эти работы можно назвать самыми сложными, т.к. они вбирают в себя практически все виды ранее названных:
  1. это творческие работы, имеющие полученный с помощью научной методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления;
  2. исследовательские работы обязательно включают реферативную часть;
  3. результатом исследовательской работы может стать оформление проекта.

Реферативная работа

Реферативная работа является важным этапом любого научного исследования и представляет собой проблемно-ориентированный анализ имеющихся информационных источников по избранной теме, без которого невозможно правильно сформулировать проблему, а значит, и поставить цель научно-исследовательской работы, направленной на ее решение.

Традиционный реферат, выполненный учеником в 8 классе, может быть через год с успехом дополнен небольшим экспериментом с использованием анкетирования, опросов общественного мнения учащихся школы и т. п. и «превратиться» в работу ученика 9 класса с элементами учебно-исследовательской работы.

Работа над рефератом состоит из трех основных этапов:

I этап - подготовительный, посвященный выбору темы, поиску и отбору нужной литературы по теме;

II этап - исполнительский, целью которого является чтение и анализ текстов первоисточников;

III этап - заключительный, в ходе которого осуществляется обработка первичного текста, первоисточников и составляется текст реферата (вторичный текст) в соответствии с его структурой и требованиями к оформлению, а также готовится устное сообщение (доклад) по выполненной реферативной работе.

Реферативная работа  - это самостоятельная научно-исследовательская работа, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Исследовательская работа (научно-исследовательская, учебно-исследовательская)

Исследовательская работа отличается от реферативной постановкой исследовательских целей и задач.

В понятии «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто из следа, т.е. восстановить некоторый  порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Уже здесь заложено понятие об анализе фактов и прогнозированию ситуации.

При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. На одних и тех же источниках можно выполнить реферативную и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и проводимых на его основании новых выводов.

Структура  исследовательской работы

Исследование носит  целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является чёткое определение сферы научно – исследовательской деятельности – её объекта и предмета.

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике,  биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность.

С понятием объекта тесно связано понятие предмет  исследования.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск.  Предмет - это то, что подвергается непосредственному исследованию (описанию) в рамках темы работы. Именно предмет исследования определяет тему работы.

Тема - это основное содержание будущей работы, выраженное в одном предложении. «Тема работы, - пишет В. С. Безрукова, цитируя одного известного ученого, - подобна шляпе: она может украсить даму, а может ее изуродовать».

Тема работы должна быть краткой. Формулировка темы всегда содержит в своем составе предмет и объект предстоящей творческой  работы.

Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования.

Для того чтобы выбрать тему необходимо учитывать ее основные критерии:

  • желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
  • хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога;
  • тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Алгоритм формулировки темы работы

Алгоритм

Пример формулировки темы

Предмет

Объект

1.Изменение «чего-то» у «кого-то» в «каких-то» условиях

Динамика изменения познавательного интереса учащихся  5  и 6 классов в условиях общеобразовательной школы

Динамика изменения познавательного интереса учащихся

5 и 6 классы в условиях     общеобразовательной школы

2. Условия   изменения   «чего-то» у «кого-то»

Соотношение фантастического и реального в повести А. Матвеевой «Перевал Дятлова»

Соотношение    фантастического и реального

Повесть А. Матвеевой «Перевал Дятлова»

3. Это»     как «что-то»

Фильм как способ интерпретации               повести А. П. Чехова    «Драма    на охоте»

Фильм    как способ    интерпретации

Повесть А. П. Чехова «Драма         на охоте»

4. «Что-то»    в «чем-то»

Числительные  в пословицах и поговорках

Числительные

Пословицы и поговорки

5. Тема определяет область, которая подвергается исследованию

Священные животные в культуре коренных народов

Священные животные

Культура коренных народов

В окончательном варианте тема работы должна:

  • включать ключевые слова, точно отражающие предмет исследования и обозначающие объект исследования;
  • содержать форму связи между первым и вторым;
  • отражать проблемность связи первого и второго.

Ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит, объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной.  Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и  необходимости проверки новых методов и т.п.

Обосновывая актуальность необходимо кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы данной области исследования.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений».

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  • быть проверяемой;
  • содержать предположение;
  • быть логически непротиворечивой;
  • соответствовать фактам.

Гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию - определение его цели и задач.

Как правильно определить цель и задачи реферативной работы?

Реферативная (исследовательская) работа  всегда создается с определенной целью, которую принято формулировать во введении.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Цель легко сформулировать, если известна тема предстоящей работы.

Целью любой научно-исследовательской работы, если говорить обобщенно, является изучение влияния предмета исследования на объект исследования, которое осуществляется с помощью средств достижения цели (методов) в рамках сформулированной гипотезы.

Структура цели реферативной работы

Действие

Предмет

Объект

Изучить . . .

динамику изменения интересов ...

в малой группе учащихся в условиях школы

Выявить ...

соотношение фантастического и реального . . .

в   повести   А. Матвеевой «Перевал Дятлова»

Проанализировать. . .

возможности кинофильма как  способа интерпретации ...

повести          А. П. Чехова «Драма на охоте»

Определить ...

мифологические     традиции ...

в современной литературе

Раскрыть ...

новые возможности . . .

компьютерных     технологий для публичных выступлений    

Действие в структуре цели может быть описано глаголами, например: обеспечить, критически осмыслить, рассмотреть, выявить, установить, обосновать,  уточнить,  разработать, определить,  объяснить, подробно охарактеризовать, доказать, осуществить критический анализ, сопоставить (сравнить), дать оценку, обобщить, представить точки зрения,  изучить влияние,  оценить эффективность различных методов, определить характеристики явлений, не изученных ранее,  выявить взаимосвязь неких явлений,  обобщить выявленные закономерности и т. п.  ...;

Пример

Тема: «Изучение взаимосвязи строения и основных свойств поверхностно-активных веществ».

Гипотеза: основные свойства существующих поверхностно-активных веществ определяются их строением.

Цель: изучить взаимосвязь строения и основных свойств серии поверхностно-активных веществ.

В данной формулировке цели предметом исследования является строение, а объектом - свойства поверхностно-активных веществ.

После цели формулируются задачи реферативной (исследовательской) работы, которые представляют собой этапы ее выполнения, обозначающие то, в каком порядке и каким образом достигается цель реферативной работы.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Задачами любой научно-исследовательской работы обычно являются:

  • проблемно-ориентированный анализ информации (литературных данных) по избранной актуальной научной проблеме;
  • разработка гипотезы исследования - научного предположения, связанного с объяснением выявленных противоречий и выбором возможных путей решения актуальных проблем в данной работе;
  • теоретическое обоснование выбора методов исследования и экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы;
  • обобщение полученных результатов и оценка их научного и практического значения.

Задачи показывают последовательность действий при работе над исследованием.

Классификация задач и примерный перечень глаголов, применяемых для их формулировки

Класс задач и его

отличительные

особенности

Глаголы, с которых начиняются формулировки задач

Пример

1. Задачи, связанные с изучением теории вопроса

Изучить (проблему), дать обоснование (подхода), раскрыть (сущность), обобщить, проанализировать, выявить, описать и т. п.

«Провести феноменологический анализ понятия ....»

2. Задачи, связанные с изучением состояния практики вопроса и предмета исследования

Изучить (методы), ознакомиться, вскрыть (состояние), установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт), определить (роль) и т.п.

«Описать опыт использования теории (методики) структурного анализа текста для ...»

3. Задачи, связанные с созиданием новых теорий, идей, учений, преобразованием предмета исследования

Усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить подготовить, создать, разработать, сформулировать, определить, выработать и т.п.

«Разработать классификацию методов определения ....»

4. Задачи, связанные  с проведением эксперимента      и доказательством гипотезы

Проверить (экспериментально),
установить (условия), выполнить (проверку), проверить (опытно-
экспериментальным путем), изучить (экспериментально)

«Выполнить экспериментальную проверку предлагаемого способа...»

5. Задачи, связанные с разработкой рекомендательных материалов на основе результатов исследования

Разработать (программу), составить (рекомендации), описать, сформулировать, раскрыть, наметить и т. п.

«Составить рекомендации по применению полученных закономерностей по … в практической деятельности»

6. Прочие задачи по созданию, разработке, изучению чего-то нового

Создать, разработать, провести исследование, изучить (материалы архивов) и т. п.

«Разработать    методику оценки ....»

В тексте исследовательской работы должны преобладать  сложные союзные предложения с оборотами:

  • благодаря тому, что...
  • в силу того, что...
  • после того как...
  • в то время как...

В тексте работы полезно комментировать цель, задачи и ход самого исследования, пользуясь оборотами:

  • как было показано выше...
  • в рамках нашего исследования мы считаем целесообразным...
  • в дальнейшем перед нами стоит задача...
  • ключевым вопросом нашего исследования, которые необходимо рассмотреть в теоретической главе, является...

Не рекомендуется использовать

Рекомендуется использовать

повыше
побыстрее
суффиксы -айш, -ейш

наиболее...
наименее...

кое-что
что-нибудь
какой-то

нечто
что-либо
некий

Приемами написания единого по стилю научного текста является использование клише.

Написание отдельных разделов реферативной (исследовательской) работы

Во введении, по существу, описывается вся работа, но только в сильно сокращенном виде. Не случайно этот раздел пояснительной записки пишется после основной текстовой части реферативной (исследовательской) работы, составления списка использованной литературы, заключения и приложения, т. е. в самом конце работы. Структура этого раздела включает:

  • обоснование актуальности изучаемого в работе вопроса;
  • описание противоречий и проблем;
  • тему работы;
  • цель работы;
  • объект и предмет работы;
  • задачи;
  • описание используемых  методов;
  • этапы работы (они могут совпадать с задачами);
  • краткое описание структуры реферативной работы, раскрывающее содержание каждой части (чему посвящены) и основные выводы (теоретические или научные и практические результаты) всей работы;

Ниже приводится перечень таких клише из работы Нифонтова В. И.:

  1. Описание темы:
  • Настоящая реферативная (исследовательская)  работа посвящена (актуальному вопросу..., характеристике проблемы ..., решению вопроса ..., анализу литературных данных по проблеме ... и т.п.).
  • Темой реферативной (исследовательской) работы является ...
  • В работе (рассматривается ..., говорится о ..., дается анализ и оценка ..., обобщаются данные о ...).
  1. Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена  работа:
  • Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуальность, так как..., чрезвычайно актуальна в последние годы, так как ..., привлекает внимание многих ученых, так как является актуальной для ...).
  • Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что ...
  • ... Это и определило актуальность более глубокого рассмотрения темы (проблемы), посвященной ...
  • Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как ...
  1. Характеристика первоисточников, используемых в работе:
  • Материалом для исследования послужили ...
  • Для анализа литературных данных нами были использованы…
  • В связи с изучением поставленной проблемы основой для анализа послужили...
  1. Характеристика основных подходов к решению поставленной проблемы:
  • Анализ приведенных литературных данных показывает, что в настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько подходов к ее решению…
  • Существует несколько подходов к решению указанной проблемы. Первый, описанный в работах ..., предполагает ..... Второй подход прослеживается в исследованиях ... и заключается в .... Третий, описанный в публикациях ...., основан на ….
  • В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).
  1. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):
  • Первая точка зрения заключается в том, что ... Вторая точка зрения, представленная в работах ..., сводится к тому, что .... Сущность третьего подхода раскрывается в работах ... и состоит в том, что ...
  1. Выражение отношения к различным точкам зрения:

а) согласие:

  • Мы разделяем точку зрения автора ...
  • Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что ...
  • Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомнений, так как ...
  • Заслуживает внимания точка зрения автора ...

б) несогласие, критика:

  • Трудно (нельзя) согласиться с тем, что ...
  • Нельзя принять утверждения ... о том, что ...
  • Спорной представляется точка зрения ... на ...., так как ...
  • Недостаточно аргументированным представляется суждение автора о том, что ...
  • Недостаточно четко сформулировано положение о ...
  • Автор упускает из виду ..., не подтверждает выводы о ..., необоснованно утверждает то, что ...
  1. Выбор той или иной точки зрения. Выводы:
  • Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что ...) наиболее обоснованную точку зрения ...
  • Таким образом, есть все основания полагать, что ....
  • Можно считать, что наиболее убедительной является точка зрения ...
  • Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргументированной, убедительной) является точка зрения ...
  • В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной, научно обоснованной) является идея ....
  • На основании анализа литературных данных можно сделать заключение о том...

Одновременно с написанием черновика работы следует сразу правильно (т.е. по Государственному Всероссийскому Стандарту (ГОСТу) оформлять список использованной литературы, точно отмечая местоположение каждой ссылки на первоисточник в тексте реферата).

Заключение - это раздел работы, в котором подводятся ее итоги и кратко обсуждаются основные выводы, чтобы акцентировать на них внимание читателя.

Заключение к работе начинается словами: «На основании проделанной работы по ......... можно сделать следующие выводы». Далее следует перечень выводов под порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.).

Практика показывает, что начинать выводы лучше всего с обозначения цели выполненной работы, например: «С целью выяснения взаимосвязи ... с ... осуществлен анализ литературных данных по ...».

Далее в выводах нужно «чередовать глаголы» (глаголы «осуществлен», «исследовано», «изучено» и т.п. следует чередовать в выводах с глаголами «показано», «установлено», «обнаружено» и т.д.), подчеркивая тем самым логическую последовательность раскрытия темы работы, например:

  • Показано, что ...
  • Исследовано...
  • Впервые установлено, что ...
  • Изучено...
  • Впервые обнаружено противоречие ...

Завершать выводы принято сведениями о практической значимости полученных результатов и перспективах дальнейшей разработки вопроса. Такой вывод обычно делается в конце заключения и без порядкового номера, например: «Таким образом, сделанные в ходе проведенного исследования выводы, свидетельствуют о его научной и практической значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения поставленной в работе актуальной научной проблемы».

Руководствуясь этими правилами, написать заключение к выполненной работе не составит особого труда.

Список использованной литературы и информационных источников:

1. Нифонтов В. И., Козымина Е. Ю.

От реферата - к научно-исследовательской работе. Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных и научно-исследовательских работ. - Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005. - 88 с.

  1. http://www.researcher.ru



Предварительный просмотр:

Ссылки на дистанционные олимпиады разного уровня

  • Международная олимпиада Инфоурок  https://infourok.ru/
  • Всероссийская олимпиада «Умники России»  https://school-olympiads.ru/
  • Дистанционная олимпиада на портале «Учи.ру» https://uchi.ru/teachers/lk/main
  •  Международная олимпиада на портале «Кладовая талантов» https://kladtalant.ru/
  • Международная олимпиада на портале «Таланты России»

https://solncesvet.ru/editors/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=cn|kpp_uchitelya_21_02|cid|100537734|search&utm_content=gid|5330621064|aid|15349651856|48361671906_48361671906|main&utm_term=%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82&yclid=11116830407030210559

  • Всероссийские олимпиады и конкурсы на портале «Ростконкурс» https://rostkonkurs.ru/
  • Всероссийские олимпиады и конкурсы на портале «Радуга талантов»

https://fgosonline.ru/konkursy/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=80897300&utm_content=13125193179&utm_term=---autotargeting&yclid=17193732487102595071


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности родителей

Ребенок учится тому,что видит у себя в дому....

Правовой лекторий для родителей "Права и обязанности родителей"

Каждый родитель должен знать свои права и обязанности. Если вдруг кто-то оних забывает, то необходимо напомнить....

Консультация для родителей : "Права и обязанности родителей"

Девять заповедей родителей- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или  таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.        -...

Памятка для родителей "Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей"

В памятке представлены основные положения действующего законодательства в области воспитания и образования детей...

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»...