Словесные игры
консультация

Кокина Ирина Александровна

Игры для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры

 «Из одного слова — другие». За 1-3 минуты предлагается из готовых слов составить новые слова. За самые оригинальные (не встречающиеся у других слова) дополнительно дается 3 очка. Например: регулировщик — ров, лещ, улов, кулер, луг, гул, ковер, «Лего», лик, век, велик, рок; автоинспектор — тон, нота, спектр, рот, сектор, рота, кот, ток, поток, рост, сок, кит; велосипедист — вес, сев, дело, лес, тело, поле, село, осел, пес, тол, свист, СПИД.

 «У кого больше букв "а"». За означенное время участники должны написать по теме «Дорожное движение» различные слова, включающие букву «а». За оригинальные слова, включающие 2 или 3 буквы «а», участники дополнительно получают 2 или 3 очка.

 «От А до Я». За определенное время команды составляют свою «азбуку», т. е. подбирают слова на как можно большее количество букв алфавита. Побеждает тот, у кого больше азбука, т. е. тот, кто сумел использовать большее количество букв. Можно использовать другой вариант: предложить командам вытащить карточки (3-5) из мешочка или взять со стола (они лежат тыльной стороной). На каждой карточке написана буква. Задача участников — придумать слова по теме «Дорожное движение» именно на те буквы, которые оказались у них. Например:

А — аккумулятор, автомобиль, автостоп, автокар, авария.

Б — бензин, бензовоз, бумер, буксир, буфер, безопасность.

В — вездеход, велогонки, въезд, выезд, вентилятор, верста, водитель, велосипед.

Г — ГИБДД, гараж, грузовик, «ГАЗель».

Д — дорога, движение, двигатель, домкрат, дети, джип.

Е — езда.

Ж — жезл, жест.

3 — знак, зажигание, запаска, «зебра», ЗИЛ.

И — искра, инспектор.

К — колесо, капот, кондиционер, кювет, камера, кабина.

Л — «Лада».

М — мотор, машина, мост, масло, «Москвич», «Мерседес», «Мазда».

Н — наезд, номер, ниппель.

О — объезд, остановка, отвертка, обочина.

П — пешеход, переезд, пассажир, переход, поворот, площадь, проспект.

Р — разметка, ремень, регулировщик, радиатор, руль, «Рено».

С — светофор, станция, смазка, свисток, спидометр, «Ситроен».

Т — транспорт, трос, такси, тротуар, трасса, «Тойота».

У — улица, угон, УАЗ.

Ф — фара, фланец, фургон, фонарь, «Форд», «Феррари».

X — «Хаммер».

Ц — цепь.

Ч — часы, чистильщик, чехол, черта.

Ш — шестеренка, «Шкода», штраф, шина.

Щ — щетки.

Э — экипаж, эвакуатор, эскалатор, экскаватор, электричка, экспресс.

Ю — юз.

Я — ямщик, яхта, «Ягуар», яма.

IV тур: «Слово в словах». Из предложенных слов за означенное время нужно составить другие слова, включающие в свой состав заданное слово. Используя исходный материал, можно придумывать и другие слова на разные темы. Главное — количество слов! У кого их будет больше, тот и получит больше очков.

Командам можно предложить несколько одинаковых слов или на выбор разные два. Например: авиа-, борт, вело-, авто-, электро-, энерго-, сто, газ, банк.

(Автобаза, автопортрет, автор, автограф, автореферат, авторучка, авторитет, автономия, автомат, автол, автобус)

V тур: «Лестница». Команда составляет лестницу из слов заданной тематики («Дорожное движение»). Каждое последующее слово должно быть больше предыдущего на одну букву. Сколько ступенек в лестнице, столько очков зарабатывает команда. Например:

1) газ

2) фара

3) гараж

4) бензин

5) домкрат

6) движение

7) двигатель

8) шестеренка

9) автостоянка

10) автозаправка

11) автоинспектор

11 слов, следовательно, команда получает 11 очков.

«Шаги»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8–10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»
Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т. д.
Вариант без движений: игроки поочередно называют слова на заданную тему. Тот, кто не нашел нужного слова в свою очередь, выбывает. Последний оставшийся — победитель.

Игра 1. Узнай домашних животных

Инструкция. Слушай внимательно слова и назови только домашних животных. Детям 3-4 лет и детям с задержкой развития повторять несколько раз (если необходимо). Слова произносить медленно и внятно. Если малыш не знает какое-то животное, показать картинку в Интернете.

Инструкция. Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд. 

  1. лиса, собака, обезьяна, заяц;
  2. лошадь, тигр, енот, медведь;
  3. петух, индюк, куропатка;
  4. баран, лось, теленок, белка;
  5. жираф, курица, коза;
  6. утка, селезень, журавль;
  7. синица, гусь, кролик;
  8. слон, корова, рысь;
  9. жеребенок, кошка, мышка;
  10. свинья, кабан, землеройка;
  11. крот, ягненок, уж;
  12. цыпленок, волк, козленок;
  13. бизон, сарай, овца.

Игра 2. Какие слова обозначают транспорт?

Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.

  1. грузовик, велосипед, скамейки;
  2. столб, метро, лодка, вертолет;
  3. автобус, дорога, море, машина;
  4. поезд, дом, самокат, магазин;
  5. трамвай, троллейбус, космос, луна;
  6. пароход, водитель, ракета, комета;
  7. дерево, самолет, балкон, телега.

Игра 3. Смысловые ряды

Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

  1. птица-гнездо, собака -…;
  2. куртка-ткань, сапоги-…;
  3. лошадь-жеребенок, корова-…;
  4. книга-обложка, дом -…;
  5. собака- щенок, человек-…;
  6. каша-ложка, мясо-…;
  7. лодка-вода, поезд-…;
  8. белка-дупло, человек — …;
  9. цветок-стебель, дерево-…;
  10. окно-подоконник, шкаф — …;
  11. береза-листья, сосна — …;
  12. солнце-светло, ночь-…;
  13. шуба-пуговица, ботинок -….

Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

Игра 4. Отгадай предмет

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

  1. кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
  2. обложка, листы, картинки, буквы (книга);
  3. ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
  4. ручки, зубья, (пила);
  5. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
  6. растения, садовник, забор, земля (сад);
  7. подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
  8. спинки, матрас, ножки (кровать);
  9. крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
  10. подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
  11. глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок,  брови, щеки (лицо);
  12. лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
  13. пол, стены, обои, потолок (комната);
  14. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
  15. подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

Игра 5. Что общее у предметов?

Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

У двух предметов:

  1. персик, слива (фрукты);
  2. огурец, морковь (овощи);
  3. стол, стул (мебель);
  4. корова, коза (домашние животные);
  5. шляпа, шапка (головные уборы);
  6. тюльпан, роза (цветы);
  7. кастрюля, сковорода (посуда);
  8. шкаф, кровать (мебель);
  9. платье, юбка (одежда);
  10. дождь, снег (осадки);
  11. сапоги, ботинки (обувь);
  12. коза, свинья (домашние животные);
  13. тарелка, ложка (посуда);
  14. сорока, воробей (птицы);
  15. Москва, …(название родного города) (города);
  16. Волга, Дон (реки);
  17. квас, фанта (напитки);
  18. самолет, вертолет (воздушный транспорт);
  19. автобус, троллейбус (наземный транспорт);
  20. кошка, коза (домашние животные).
  21. катер, корабль (водный транспорт);

У трех предметов:

  1. тарелка, сковорода, чашка (посуда);
  2. мяч, солнце, шарик (круглые);
  3. сапоги, ботинки, туфли (обувь);
  4. пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
  5. солнце, одуванчик, круг (круглые);
  6. портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
  7. лист, трава, елка, крокодил (зеленые).

Игра 6. Отгадай, о какой группе предметов идет речь (развивает умение давать определения понятиям)

  1. Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
  2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
  3. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
  4. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
  5. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
  6. Носят на ногах (обувь).
  7. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
  8. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или бодее конкретно — шапки).

Игра 7. Отгадай название предмета по описанию

Например: «Что это?»

Овощ, круглый, красный, вкусный.

Признаки

  1. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
  2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
  3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
  4. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
  5. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
  6. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
  7. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
  8. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
  9. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

Игра 8. Подберите соответствующих животных к следующим словам

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

  1. лохматый, косолапый…;
  2. маленький, звенящий, длинноносый…;
  3. голодный, серый, зубастый, злой…;
  4. большой, рогатый…;
  5. злой, зубастый, зеленый…;
  6. маленькая, ловкая, проворная…;
  7. зеленая, пучеглазая…;
  8. хищный, сильный, полосатый…;
  9. ловкая, шумная, хвостатая…;
  10. яркое, теплое…;
  11. большой, серый, большеухий, толстоногий…;
  12. маленький, черный, трудолюбивый…;
  13. длиннохвостая, стрекочущая…;
  14. серый, колючий….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры в коррекционной работе.

В данном разделе опубликованы словесные игры, которые используются в коррекционной работе....

Словесные игры для коррекционной работы родителей с детьми 5-6 лет.

Предлагаемые словесные игры будут полезны  дошкольникам с речевыми и другими проблемами. Словесные игры помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями, активизируют процесс из...

Словесные игры для коррекционной работы родителей с детьми 5-6 лет.

Предлагаемые словесные игры будут полезны  дошкольникам с речевыми и другими проблемами. Словесные игры помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями, активизируют процесс из...

Словесные игры на уроках русского языка.

Данный материал подготовлен для выступления в рамках единой методической недели по русскому языку. Содержит описание словесных игр и упражнений, которые можно использовать в учебной деятельности....

Презентация "Словесные игры" начало

Презентация "Словесные игры"...

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ»

Материал для занятий по развитию речи и обучению грамоте для детей 5-6 лет....