Консультация для родителей «Причины и виды речевых нарушений у детей»
консультация

Артемова Мария Владимировна
Консультация для родителей
      «Причины и виды речевых нарушений у детей»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Консультация для родителей

      «Причины и виды речевых нарушений у детей»

   

 Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. А также, какой вид нарушения у моего ребёнка?

     Итак, причинами речевого нарушения могут быть:
• внутриутробная патология;
• наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
• неблагоприятные роды и их последствия;
• заболевания, перенесенные ребёнком в первые годы жизни;
• ребёнок общается с людьми с нарушениями речи;
• малыш растёт в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
• ребёнок перенёс стресс или испуг.
     В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют довольно многочисленную группу детей с нарушениями развития.
  Повышение процента речевых нарушений является результатом таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка(Ткаченко Т. А.).
      Кроме того, под влиянием улицы, запущенности со стороны взрослых, наплыву часто бессмысленной и безграмотной информации с экрана телевидения и страниц новых журналов, у детей наблюдается бедность словарного запаса, аграмматичность речи, что в свою очередь негативно сказывается на обучении в школе. (Белова-Давид Р. А.)

     На логопедический пункт зачисляются дети со следующими речевыми нарушениями:
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
• нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
• НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).


 
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом.
     У детей, имеющих ФФНР:
• один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
• сложные звуки заменяются простыми;
• наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.
     При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:
• Формирование произносительных навыков;
• Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
• Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
• Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
• Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
• Развитие словаря путём привлечения внимания к способам словообразования


   
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
     НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.
     Рекомендации родителям по коррекции НВОНР у ребёнка:
• Систематически заниматься с ребёнком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
• Выполнять назначения врача-специалиста;
• Способствовать развитию двигательной сферы ребёнка;
• Способствовать развитию мелкой моторики рук;
• Способствовать развитию всех основных психических процессов посредством детских настольных игр.


   
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
      У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребёнка характеризуется нечётким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с лёгкими степенями дизартрии (другие названия: стёртая форма, дизартрический компонент).
     Обучение ребёнка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребёнка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.


     
Дети с более серьезными нарушениями в развитии речи могут иметь заключения:
• «общее недоразвитие речи»;
• «задержка психического развития»;
• «заикание».
     Родителям детей со сложными нарушениями речи учитель-логопед даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПК, которая решает вопрос о дальнейшем образовательном маршруте ребенка.


   Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих логопедический пункт в детском саду. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. 
      
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
• выполнять все рекомендации логопеда;
• выполнять лечение, назначенное врачом-специалистом;
• обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
• выполнять с ребёнком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
• осуществлять контроль за речью ребёнка.
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Причины возникновения речевых нарушений у детей"

Речевые нарушения. Откуда они берутся? Почему возникают? Меры профилактики появления речевых нарушений. Очень многих родителей интересуют эти вопросы. В данной статье для родителей в доступной форме р...

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Советы родителям по профилактике речевых нарушений...

Буклеты в помощь родителям и учителям:"Виды речевых нарушений.Виды дисграфий.

Буклеты помогают наладить связь  с родителями или лицами их замещающими.В них кратко и доступно изложен материал по значимым проблемам ....

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"...