Портфолио учителя математики Панченко Г.К.
материал по теме

 

Самоанализ

профессиональной деятельности  учителя математики МОУ     «Таксимовской  средней общеобразовательной школы №3»

Панченко Галины Константиновны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_portfolio.doc567 КБ

Предварительный просмотр:

 

Место работы: МОУ «ТСОШ № 3», поселок Таксимо, Муйского района, Республика Бурятия.

Должность: учитель математики.

Преподаваемый предмет (предметы): математика, алгебра, геометрия.

Контактная информация для связи: pancenco21@mail.ru

Если вы спросите, в чем польза образования.

Ответ будет прост: образование делает хороших людей,

 а эти люди совершают благородные поступки.

Платон

 

Содержание

Раздел 1. Общие сведения об аттестуемом

Стр. 3

1.1. Ф.И.О., должность, образование, отраслевые награды, почетные грамоты.                                              

Стр. 3

1.2. Данные о повышении квалификации и профессиональной

 подготовке.

Стр. 3

1.3. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных  конкурсах.

Стр. 4

Раздел 2. Самоанализ

Стр. 4

Раздел 3. Результативность учебно-воспитательной деятельности: аудиторной и внеаудиторной.

Стр. 15

3.1. Результаты успеваемости учащихся  2006-2009 уч.гг., Результаты ЕГЭ в 2006-2007 учебном году (результаты медалистов).

Стр. 15

3.2. Результативное участие учащихся в предметных мероприятиях школьного, районного, республиканского уровней

Стр. 17

3.3. Результативность участия обучающихся в научно-исследовательских конкурсах.

Стр. 19

3.4. Участие в Интернет–конкурсах.

Стр. 20

3.5. Использование на уроках информационных продуктов и ПО по математике.

Стр. 21

3.6. Справка  по итогам проводимых исследований уровня мотивации к школьному предмету «Математика» и «Алгебра» в 5-8 классах за 2006-2008 учебные годы.

Стр. 22

3.7. Детское объединение «МиФ» (Математика и фантазия)

Стр. 23

3.8.  Классное руководство. 

Стр. 24

Раздел 4. Результативность информационно-методической деятельности

Стр. 26

4.1. Карта профессиональной активности учителя.

Стр. 26

Раздел 5.  Результативность инновационной  и научно-исследовательской деятельности.

Стр. 28

5.1. Инновационный педагогический опыт.

Стр. 28

5.2. Педагогические технологии.

Стр. 29

Раздел 6. Используемые образовательные ресурсы.

Стр. 30

Приложение 1. Копии документов, грамот, дипломов.

Стр. 33

Приложение 2.  Аннотации к образовательным программам: 

Стр. 37

1. Рабочая программа по алгебре и начала анализа

Стр. 37

2. Программа дополнительного образования клуба «МИФ»

Стр. 39

3. Программа элективного курса «Финансовая математика»

Стр. 42

Приложение 3. Сборник «Я сам!?».

Стр. 44

Приложение 4. Презентация к образовательному продукту

Стр. 46

Приложение 5.   Программа воспитательной работы

« Примите в человечество меня».

Стр. 48

Раздел 1. Общие сведения об аттестуемом

Фамилия

Панченко

Имя

Галина

Отчество

Константиновна

Должность

учитель

Образование

Высшее, закончила Иркутский Государственный педагогический институт в 1974году.

Отраслевые награды

Почетный работник общего образования Российской Федерации

Почетные грамоты

Почетная грамота Республики  Бурятия,                                   Почетная грамота Министерства образования и  науки  Республики  Бурятия

Категория (разряд)

высшая

Общий стаж педагогической работы

35 лет

Стаж в данном общеобразовательном учреждении

21 год

Аттестация

Присвоена высшая  квалификационная категория (приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия №265 от 28.04. 2005).

Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке

Учреждение

дата

наименование курса

объем курсовой программы

  БИПКиПРО

2005г.

Курсы учителей математики

144 ч.

Педагогический университет «Первое сентября» и факультет педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова (дистанционные курсы  повышения квалификации)

2008г.

«Уравнения и неравенства в школьном курсе математики».

72 ч.

ГОУ ВПО « Бурятский государственный университет»

2009г.

Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по математике

72 ч.

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных  конкурсах.

Наименование конкурса

Уровень конкурса

Год

Результат

Учитель года

муниципальный

2007-2008

Диплом II  степени

Лучший по достижениям

муниципальный

2008-2009

Победитель

(приказ№333 от 5.12.2008г. по Муйскому РУО)

Раздел 2. Самоанализ

профессиональной деятельности  учителя математики МОУ     «Таксимовской  средней общеобразовательной школы №3»

Панченко Галины Константиновны.

Как указывается в "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Концепция модернизации образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Для реализации данных задач  наша школа работает над темой: «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.

Проблема, над которой я работаю: «Применение личностно-ориентированной технологии в обучении по предмету и воспитательной работе», тема по самообразованию: «Зачетная работа на  уроках математики», позволяют мне решать задачи, стоящие перед современной школой.

Главная моя педагогическая задача: развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески; помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, давать каждому расти настолько, насколько он способен. По математике мои  учащиеся успешно сдают выпускные и переводные экзамены. Результаты итоговой аттестации в формате  ЕГЭ выпускников в 2006- 2007 году, 2008-2009г позволяют сделать вывод о том, что уровень подготовки учащихся  высокий. Уровень обученности  учащихся  по математике, алгебре, геометрии за последние три года находится на оптимальном и эффективном уровня (подтверждающие документы). Успеваемость составляет 100%, качество знаний  от 38 – 70 %.

Психологом школы ежегодно проводится исследование уровня мотивации к школьному предмету (подтверждающие документы). За период 2006 – 2009 наблюдается устойчивый рост уровня мотивации к изучаемому предмету. Требования, предъявляемые учащимся по данным предметам, соответствуют их возрастным особенностям. Мои учащиеся учатся  в открытом лицее «Всероссийской заочной многопредметной школе РАО при МГУ им М.В.Ломоносове. (7А класс - 7 учащихся и 10А - 8 учащихся) (подтверждающие документы), ежегодно участвуют в научно-исследовательских конференциях и занимают призовые места (подтверждающие документы).

Работа по учебнику Зубарева и Мордковича позволяет продолжать реализовывать концепцию математического моделирования и математического языка. Наиболее эффективной организационной формой обучения в 5 – 6 классах считаю коллективную деятельность, которая обеспечивает полноту жизнедеятельности ребенка на уроке. Провести  связь обучения с жизнью помогает применение современных  педтехнологий: арт-технология (помогает будить воображение, развивает образное мышление, создает прецедент проживания детьми изучаемого материала, расширяет кругозор, формирует мобильность личности),  технология деятельностного метода и технология проблемно-диалогического обучения, технологию игровых методов, проектная технология. Например, в 5 – 6 классах  учащиеся пишут сочинения по теме: «Десятичные дроби в профессии моих родителей», «Как проценты помогают в жизни»,  составляют задачи о труде людей,  рисуют задачи. В старших классах учащиеся вычерчивают графики бюджета семьи, составляют задачи экономического характера, разрабатывают проекты: «Все о тригонометрии», «Арифметическая и геометрическая прогрессии», « Рисуя - запоминаем», «Геометрические фигуры в жизни».              

         Особую актуальность в современной школе приобретают разработка и внедрение в педагогическую деятельность различных форм дифференциации, индивидуализированной помощи. Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использую дифференцированные задания с нарастающей степенью сложности.         Я разработала свою методику промежуточного контроля знаний, одной из форм которого является математический диктант, которые я провожу после каждого урока, где проверяется изученный материал, что позволяет вовремя ликвидировать пробелы в знаниях учащихся. Для этой работы заведены тетради – «оперативки», диктант проверяется во время урока, что позволяет провести индивидуальную работу по устранению ошибок.

Курс алгебры 7 – 9 классов я изучаю по учебникам А.Г.Мордковича под редакцией Г.В.Дорофеева,  здесь считаю необходимым введение тем: «Уравнения и неравенства с параметрами», «Уравнения и неравенства с модулем», «Преобразование графиков и функций», которые практически не рассматриваются по программе, а в старших классах, включаются в экзаменационные задания.

Наиболее эффективной системой контроля уровня обученности я считаю зачетную систему. На основе традиционной методики разработала собственную: так же, как и в традиционной, зачеты отличаются от контрольных работ по системе оценивания и по характеру проведения. Зачеты проводятся в конце изучения каждой темы. Однако зачетные задания дифференцированы: учащиеся в зависимости от степени подготовки могут выбрать себе задания базового или продвинутого уровня; проверяется как теоретическая составляющая, так и практическая. Зачет провожу как по алгебре, так и по геометрии.

         Одной из форм работы с детьми является составление зачетной карточки, которое предполагает не только знание материала на более высоком уровне, но и развитие креативных способностей. Этому способствуют такие задания: в рисунке – вся тема, кроссворды по теме, расскажу вам сказку, «каверзные» вопросы, новое и интересное. Итоги подвожу в специальных листках учета знаний, которые вывешиваю в классе. Они служат мобилизирующим стимулом, позволяют ребятам работать целенаправленно, следить за своим продвижением и четко знать, что из изученного еще требует доработки, и какие темы в течение года будут изучены.

        Проводя сравнительную диагностику на «входе» (при прохождении темы) и на «выходе» (при сдаче зачета), еще раз убеждаюсь, что данная система дает хорошие результаты (подтверждающие документы).

        Очевидно, что зачетная система работы активизирует информационный обмен, позволяет оперативно реагировать на процессы усвоения знаний, вносить необходимые коррективы, направлять процесс развития знаний, умений и навыков, реагировать на адекватность восприятия обучающей и обучаемой, активизировать в целом весь учебный процесс, существенно сократить время на изучение материала.

Разработанные мною индивидуальные карты-контроля позволяют учащимся охватить всю тему в целом, усвоить, какими умениями и навыками они должны овладеть, научиться оценивать себя, сравнивать свою оценку с оценкой учителя, делать выводы и учиться анализировать. Ведение «листов-ошибок»  помогает ребятам фиксировать темы, над которыми им предстоит работать в течение последующих уроков, чтобы восполнить пробелы в знаниях.

Уже третий год практикую в конце года двухнедельный зачет по изученным темам. Карточки составляю по трем уровням сложности, дается возможность пересдачи, продвижение от 1 до 3 уровня. Это дает  хорошие результаты. Качество обучения  в первый год выросло на 7%, а в этом году на 9%. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая  ученикам, одинаковый объем материала, устанавливаются различные уровни требования к его усвоению.

 На педсовете: «Оценочная деятельность учащихся на уроке» я поделилась опытом оценивания учащихся на уроках математики  и начала проводить эксперимент по отмене текущих оценок. Уже первый месяц показал, что у ребят появился стимул хорошо изучить тему, так как оценка будет выставляться в журнал только за зачет по данной теме.

Применяя педагогические идеи А.В. Хуторского «Индивидуальная образовательная траектория», которая предполагает последовательное прохождение основных этапов учебной деятельности, осуществляю диагностику психологических особенностей учащихся, определяю основные образовательные объекты, одновременно реализую индивидуальные образовательные программы, провожу рефлексию и оценку деятельности. Выявляя мотивацию обучения и его приоритеты, я провела исследование, результаты которого говорят о том, что ученик 11 класса полностью ориентирован на сознательное обучение (подтверждающие документы).

Таким образом, очевидно, что применение личностно-ориентированной технологии в обучении позволяет добиться высоких результатов.

      Изменив ориентиры своей деятельности с коллективного обучения на личностное, меняю и подход к организации урока. Востребованными стали современные формы проведения уроков: лекция-дискуссия, лекция с обратной связью, коноп, пресс-конференция, урок-мастерская, семинар.

Подобные занятия помогают учащимся найти свой образ, свою «траекторию» развития: ученик имеет выбор, определенную степень свободы. Даже те, кто на уроках не могли показать свои способности, подготовившись, могут удивить учащихся.

В 2005 – 2006 году на районном семинаре учителей математики было проведено открытое семинарское занятие «Тригонометрические уравнения». Семинарское занятие  «Логарифмические уравнения и неравенства» было проведено для учителей школы (подтверждающие документы).

Использование модульной технологии обучения математике дает возможность: больше внимания уделять основным понятиям математики; сопоставимые понятия, свойства изучаются параллельно; группировка материала в блоки способствует его компоновке в опорных конспектах. Подача материала крупными блоками позволяет воспринимать тему как единую, целостную, увидеть взаимосвязь отдельных подтем, приобщает ребят к работе с учебником, освобождает больше времени на практическое применение теоретических знаний, дает больше возможностей для дифференцированного подхода к учащимся. Получаемую экономию времени использую для сжатия учебного процесса и сокращения сроков изучения учебного материала, а также для углубления знаний, усиления работы на общем и продвинутом уровнях, освоения новых видов деятельности, то есть для развития учащихся. 

На уроках закрепления теоретических знаний, развития необходимых навыков использую программы-тренажеры, в 2009-2010г стала использовать в своей работе дистанционные домашние задания, что позволило заинтересовать учащихся, а тем самым увеличить качество знаний.

Широко использую на своих уроках компьютерные презентации в процессе объяснения нового материала. Такие презентации составляем с группой  учащихся до урока, это позволяет им не только включаться в проведение урока, но  и самостоятельно проводить на уроке взаимоконтроль и оценку деятельности учащихся на уроке.  Применяю  ИКТ, как на уроках, так и во внеурочной деятельности (подтверждающие документы).

Для развития  исследовательских, поисковых навыков я использую метод проектов.   Я применяю данную технологию на уроках закрепления, семинарских занятиях, итоговых урока. Практика постоянно нас убеждает, что, несмотря на огромный объем информации и обилие умений и навыков, которыми овладевают учащиеся, они совершенно беспомощны в их применении в реальной жизни. В 11 классе хорошо проходят уроки «Центр занятости».  Используя метод проектов, мы с учащимися не только быстро повторяем материал по математике, но и знакомимся с новыми профессиями и еще раз убеждаемся, что знание математики неоспоримо.                                                                                    

Чтобы учитель мог индивидуально работать с каждым учеником, ему необходимо иметь дидактический материал, который подбирается и строится на принципах научности и доступности, системности, наглядности и занимательности. В последнее время я все больше склоняюсь к мысли, что тесты, задания, составленные самими учащимися, дают больше пользы, так как выявляется содержание субъективного опыта учащихся, идет учет избирательности и предпочтительности, и в конечном итоге происходит оценка не только результата, но главным образом, процесса его  достижения. Задание «Составить карточки- задания», «Составить опорную карту» я ввожу уже с 5 класса. Анализируя результаты такой деятельности, еще раз убеждаюсь в эффективности использования исследовательского и частично-поискового методов.

В конце года провожу конференцию по теме: « Я хочу вам рассказать о…», где заслушиваются, обсуждаются сообщения учащихся об открытиях в мире математики, о роли математики в жизни, об интересных  задачах, об истории математики. Такая форма работы не только расширяет кругозор учащихся, но и создает равные стартовые условия для каждого ребенка, дает новые темы для исследования. И чаще на  таких уроках ребята раскрываются с другой стороны, и с каждым годом прибавляется количество учащихся, увлеченных математикой

Использую в работе здоровьесберегающие технологию. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а также снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.

В наше время просто так выучить формулы сокращенного умножения, не объясняя зачем, не объясняя почему, - это не проходит. Сегодня надо обучать так, чтобы ребенок ощущал развитие, получал удовольствие от ощущения, что он преодолевает трудности обучения для своего развития.

Я считаю, что интеграция это один из способов мотивации учебной деятельности. Современный мир все больше требует от человека знаний универсальных, глобальных, интегрированных. Математика и история – это две универсальные науки, знание которых легко применимо в преподавании  математики, а также межпредметные связи осуществляем с физикой, биологией, химией.

Согласно учебному плану в   нашей школе в рамках предпрофильной и профильной подготовки проводятся  элективные курсы,  обязательные и по выбору учащихся. Данные программы  развивают интерес к предмету, расширяют границы знаний, способствуют  самоопределению учащихся, выбору профессии (подтверждающие документы). 

На районном семинаре учителей математики я выступила с докладом «Рекомендации по совершенствованию преподавания в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена», где поделилась опытом организации  систематического повторения и  использования в этих целях тематических и итоговых  тестов. В этом году составлен сборник «Я сам!?» (тематические тренировочные задания), который явился результатом планомерной работы по этой теме (подтверждающие документы).

Целью развивающего обучения является формирование субъекта учебной деятельности – того, кто умеет учиться. Для реализации этого очень важного умения возникла необходимость сосредоточить свои усилия на формировании у учащихся творческих способностей. Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся»  обобщен в районе в 2006 году.

Я являюсь руководителем детского объединения «МиФ» (Математика и фантазия)   в течение 12 лет. Программа направлена на развитие  умений логически мыслить, адаптироваться в обществе, разрешать проблемы, развитие быстроты реакции и воображения, памяти, внимания, творчества, образного и  словесного мышления, интеллекта (подтверждающие документы) и реализуется в области дополнительного образования. Клуб объединяет учащихся разных возрастов, увлеченных математикой, любящих думать и размышлять. Состоялось уже 5 выпусков «мифовцев». Ими можно гордиться! Все выпускники поступают в ВУЗы, трое работают учителями, один из  выпускников  2007 года   учится  в Лондонском университете «Роял Холуил», на отделении «бизнес-менеджмент», другой  набрал 92 балла на государственной итоговой аттестации  по математике в формате ЕГЭ; выпускник 2005 года - стипендиат Правительства Российской Федерации, президента ОАО РЖД.

Ежегодно для учащихся и родителей проводятся открытые заседания клуба, КВНы, шахматные турниры.  В 2007 - 2008 году проведено «Открытое заседание клуба «МИФ» для родителей и общественности района (подтверждающие документы).

Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности школы. Мной накоплен опыт организации исследовательской деятельности учащихся в научном обществе, где я руковожу секцией «Математика». Ежегодно участвуют мои учащиеся в региональной исследовательской конференции «Шаг в будущее», где занимают призовые места (подтверждающие документы).

При построении воспитательной системы класса использую опыт известных педагогов практиков В.А. Караковского, И.П. Иванова, а также воспитательную систему школы. В деятельности классного руководителя (в данной школе я осуществила 3 выпуска) использую знания практической детской и возрастной психологии; создаю условия для всестороннего развития личности (подтверждающие документы).

В основу моей воспитательной системы   «Примите в человечество меня», рассчитанной на два года, для учащихся 10 класса положен принцип сотрудничества, сотворчества, самоуправления, взаимопонимания, взаимоответственности и развития социальной активности. Формирование нравственных ценностей провожу через систему классных часов, индивидуальных бесед. Уровень культуры и воспитанности с каждым годом повышается, эта задача не одного дня, поэтому кроме классных часов, провожу встречи с психологом, работниками ОВД, встречи с ветеранами, помощь пенсионерам.  Ученическое самоуправление имеет глубокий смысл, потому что дети получают первый опыт самоорганизации.  Уже с 5 класса и по настоящее время работает совет класса, ежегодно в конце года подводим итог своей работе. Одним из показателей ученического самоуправления является проведение коллективно творческих дел (подтверждающие документы). Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей. Явка родителей на родительские собрания на протяжении всех лет достаточно высокая (80 – 100%).  В 2008 году психологом школы был проведен опрос «Отношение родителей к работе классного руководителя», который показал, что родители высоко оценивают работу классного руководителя(подтверждающие документы).

 В этом году  мной введен и хорошо функционирует sms-дневник, что позволило каждому родителю ежедневно быть в курсе дел в классе, оценок своих детей.

В течение 11 лет я являлась руководителем школьного методического объединения учителей математики, физики и ИВТ, а в последние три года – руководителем межпредметной творческой мастерской «ОЛИМТ», объединяющей учителей литературы, истории, математики,  технологии.

          С 2009 года являюсь руководителем научного общества учащихся «Альтернатива». Проведен семинар для учителей школы «Организация дистанционного обучения учащихся – важный фактор развития ключевых компетенций учащихся».

С 2004 года возглавляю районное методическое объединение учителей математики и физики, которое в этом учебном году работает  над проблемой: «Повышение эффективности усвоения курса математики в средней школе».  Решение данной проблемы видится в развитии у учащихся способности мыслить свободно, без страха, творчески. С этой целью   в районе создан и активно работал (в 2008-2009г.) сетевой класс для подготовки учащихся к итоговой аттестации  по математике в формате ЕГЭ;  проводятся  семинары  по  проблемам и перспективам развития математического образования в общеобразовательных учреждениях Муйского района в условиях модернизации; организуются встречи межшкольных команд учащихся 9 классов; олимпиады для учащихся с 5 по 9 классы.

Летом 2009 года  я руководила летним математическим лагерем для учащихся 6-9 классов (подтверждающие документы).  С 2005 года возглавляю экспертно-профильную группу   аттестации  учителей математики района. Своим педагогическим опытом делюсь с коллегами (подтверждающие документы).

Ежегодно в течение 17 лет в школе проводятся Олимпийские учебные игры, методика проведения которых была разработана мною в 1990 году. В 1992 году на семинаре директоров школ Северобайкальского отделения дороги БАМ ЖД был обобщен опыт работы по проведению Учебных игр. В 2008 году в день открытых дверей был показан завершающий день Олимпийских учебных игр. Их проведение   в нашей школе стало традиционным, так как они  являются своеобразным результатом работы учительского и ученического коллективов во внеклассной учебной деятельности.

Участвую  в профессиональных конкурсах, постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещаю теоретические и практические семинары в школе и районе. Выписываю журнал «Математика», издательский дом «Первое сентября», работаю с сайтами, член педагогического клуба «Первое сентября», прошла курсы повышения квалификации.

Сложная, трудная, чрезвычайно ответственная, в высшей степени ценная для общества профессия учителя имеет свои привлекательные стороны, определенные перспективы. Методическая проблема «Использование современных образовательных технологий для повышения качества знаний учащихся» дает мне возможность  находить новые пути совершенствования своего педагогического мастерства. За эти годы я добилась повышения качества знаний по предмету, с каждым годом растет интерес ребят к научно – исследовательским работам, участию в конкурсах.

В дальнейшем планирую: систематизировать весь дидактический материал по каждому уроку для 5-11 классов; создать сборник занимательных, практических задач к урокам математики, создать свой сайт, через  который  хочу приобщать ребят к самообразованию.

Раздел 3. Результативность учебно-воспитательной деятельности: аудиторной и внеаудиторной.

3.1. Результаты успеваемости учащихся  2006-2009 уч.гг., Результаты ЕГЭ в 2006-2007 учебном году (результаты медалистов).

Знания обучаемых по итогам государственной итоговой аттестации выпускников, независимой экспертизы.

Год

класс

кол-во

% успеваемости

% качества

2006-2007

11

28

100

70,3

ЕГЭ по математике

2006-2007

11

18

100

85

Устный экзамен по геометрии

2007-2008

5

25

92

52

Обследование учебных достижений (республиканский уровень)

2008-2009

9

24

100

100

Экзамен по алгебре в новой форме

2008-2009

9

1

100

100

ЕГЭ по геометрии

2006-2007

2008-2009

11

9

5

8

17%

33%

Доля учащихся, повысивших итоговую отметку по предмету

2006-2007

2008-2009

11

9

23

14

83%

67%

Доля учащихся, подтвердивших годовую отметку в ходе итоговой аттестации

Результаты успеваемости учащихся  2006-2009 уч.гг.

Учебный год

Кол-во обучающихся

детей

Классы, в которых учитель работает согласно тарификации

Успеваемость по предмету, (%)

Кол-во и % обучающихся на «4» и «5»

2006-2007

92

6а,б, 7а, 11а.

100%

44%

2007-2008

89

5а, 7а,б, 8а.

100%

46%

2008-2009

118

6а, 8а,б, 9а, 10а,б.

100%

58%

Учебные достижения обучающихся

(Качество знаний,  %)

Результаты ЕГЭ в 2006-2007 учебном году (результаты медалистов)

Ф.И. ученика

Медаль

Балл

(ЕГЭ по

математике)

 Итоговая Оценка

Герасимович Светлана

золотая

74

отлично

Буев Валерий

серебренная

92

отлично

Моисеева Наталья

серебренная

76

отлично

Фазлетдинова Анна

серебренная

65

отлично

Сравнительная диагностика.

Класс

Тема

Качество знаний на «входе», %

Средний балл

Качество знаний на «выходе», %

Средний балл

5

«Действие с натуральными числами»

66,6

3,6

81

4,3

«Формулы»

57,1

3,3

77,7

3,9

9

«Система

уравнений»

58

3,6

65,5

4

«Подобие фигур»

52

3,4

64,8

3,9

Мотивация обучения.

Показатель

10а

11а

Интерес к знаниям

89%

76%

100%

Интерес к дополнительным источникам знаний

70%

84%

92%

Самостоятельное приобретение знаний

52%

54%

87%

Предпочитают работать самостоятельно

34%

42%

60%

При выполнении учебных заданий нуждаются в помощи

60%

48%

31%

Не боятся ошибиться при ответе

20%

25%

42%

Строго следуют алгоритму решения

40%

52%

60%

Выбирают свой путь решения

10%

16%

31%

3.2. Результативное участие учащихся в предметных мероприятиях

школьного, районного, республиканского уровней

Года

Олимпиады

школьного уровня

Олимпиады районного уровня

Олимпиады республиканского уровня

Конкурсы

российского

 уровня

10 кл

11 кл

10 кл

11 кл

10 кл

11 кл

2005-  2006

1,2,3 место

-

4 место

-

-

-

Заочная школа «Авангард» 1место

2006-2007

-

1,2,3 место

-

1 место

-

7 место

2 место в межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде.

Лауреаты 1

Всероссийского

Дистанционного

конкурса

«Олимпиада по математике»

2008 - 2009

1,2,3 место

2009-2010

2,3 место

1,2,3 место

1 место

Призерами районного уровня были:

  1. 2005-2006г.- Буев Валерий(3 место)- приказ№321от9.02.2005 по Муйскому РУО;
  2. 2006г.-2007г. -  Буев Валерий (1 место)- приказ№330 от 22.12.2006 по Муйскому РУО;
  3. 2009г.-2010г. – Любимова Валерия (1 место) - приказ№333 от 29.12.2009 по Муйскому РУО

Призерами российского уровня были:

  1. 2005г.-2006г. – Буев Валерий (1 место);
  2. 2006г.-2007г. – Ерофеев Алексей (2 место)- грамоты прилагаются

Лауреатами 1 Всероссийского дистанционного конкурса были: Буев Валерий, Моисеева Наталья.- грамоты прилагаются.

На районной олимпиаде по математике в 2008-2009 году  среди 5 – 9 классов, призеры:

  1. 8 классы –  Бельский Андрей, Родионова Екатерина (2 место), Логинова Анастасия, Малышев Владислав (3 место);  
  2. 9 классы – Багатуева Вероника (2 место), Пионтковский Виталий (3 место), Нурутдинова Виктория (4 место). (приказ №33 от 18.02.2009 по Муйскому РУО).

Численность учащихся,  увлеченных математикой

Года

Факультативы

(уч-ся 10-11кл.)

Эл/курсы (уч-ся

9, 10,

11 кл.)

ДО «МиФ»,

(уч-ся

5-11 кл.)

Олимп. учебные игры

(уч-ся

5-11кл.)

Интернет конкурсы (уч-ся 5-11 кл.)

Всеросс. конкурс

«Кенгуру»

(уч-ся

5-11 кл.)

2003-2004

27

-

120

102

-

-

2004-2005

35

49

84

68

-

52

2005-2006

25

-

49

90

21

68

2006 -2007

28

-

54

62

32

72

2007-2008

-

-

35

74

40

62

2008-2009

54

29

7

55

2009-2010

34

39

12

89

Ежегодно  есть призеры во всероссийском конкурсе «Кенгуру», как на школьном уровне, так и на уровне района:

3.3. Результативность участия обучающихся

в научно-исследовательских конкурсах

Участник,

название работы

Уровень участия

Год

Результат

Буев В.

«Математическое решение проблемы курения и наркомании»

Региональная исследовательская конференция «Шаг в будущее»;

Всероссийский фестиваль научно-исследовательских работ «Портфолио»;

Районная экологическая конференция «Наш дом – Земля».

2005-

2006

2 место

Диплом, публикация в Интернете

2 место

Саламатина А.

«Считаем и расходуем»

Холбоева М.

«Логарифмические нотки»

Яновская К.

«Математика красоты»

Карамзина Н.

«Пирамида в жизни»

Региональная исследовательская конференция «Шаг в будущее»;

Всероссийский фестиваль научно-исследовательских работ «Портфолио»

Региональная исследовательская конференция «Шаг в будущее»

Региональная исследовательская конференция «Шаг в будущее»

Всероссийский фестиваль научно-исследовательских работ «Портфолио»

2006-

2007

Диплом, публикация в Интернете

Диплом, публикация в Интернете

4 место

Диплом, публикация в Интернете

Багатуева В.

«Человек и числа»

Региональная исследовательская конференция «Шаг в будущее, Юниор!»

2007-2008гг.

       2 место

Бельский А.

«Загадочный круг»

Региональная исследовательская конференция «Шаг в будущее, Юниор!»

2008г

1 место

Ипаев А.

«Этот удивительный треугольник»

Региональная исследовательская конференция «Шаг в будущее, Юниор!»

2008г

2 место

Конев А.

«Процентные вычисления»

Региональная исследовательская конференция «Шаг в будущее, Юниор!»

2008г

3 место

Багатуева В.

«Тайны геометрических фигур»

Региональная исследовательская конференция «Шаг в будущее»

2009г

3 место

Перцева А.

«Причины неуспеваемости старшеклассников»

Региональная исследовательская конференция «Шаг в будущее»

2010г.

2 место

                                                                                           Грамоты прилагаются

3.4. Участие в Интернет – конкурсах

Учебный год

Название конкурса, уровень участия

ФИО ученика

Результат

2006-2007

Олимпиада по математике

(всероссийский)

Моисеева Н.

Буев В.

20 уч-ся (7-11 кл)

Лауреат

Лауреат

С12 по 20 место

2006-2007

Неделя математики

(всероссийский)

1 и 2 команды

7 и 10 место

2007-2008

Олимпиада по математике (всероссийский)

13 учащихся

С 11 по 31 место

Неделя математики (всероссийский)

1 и 2 команды

6 и 12 место

Математика в терминах  (всероссийский)

15 учащихся

С 8 по 27 место

2008-2009

Олимпиада по математике (всероссийский)

7 учащихся

С 12 по 26 место

2009-2010

Эрудиты планеты

(международный)

2 команды

Сертификат участников

                                                                                         Грамоты прилагаются

3.5. Использование на уроках информационных продуктов и ПО по математике

Тема урока

Информационный продукт

класс

Геометрическая прогрессия

Презентация (открытый урок)

9

Уравнения и неравенства

Презентация (занятие в сетевом классе)

11

Логарифмы

Презентация (открытый урок)

11

Функции и графики

Презентация (открытый урок)

9

Дроби и проценты

Презентация (открытый урок)

6

Сложение и вычитание дробей

Презентация (открытый урок)

5

Теорема Фалеса

Презентация (открытый урок)

8

Решение систем уравнений

Презентация (открытый урок)

9

Логарифмы

Презентация (открытый урок)

10-11

Тригонометрия

Презентация (открытый урок)

10

Внеклассные  мероприятия

Мероприятия

Тема

Уровень

Заседания «МИФ»

«Умственная гимнастика»

Открытое, школьное

«МИФ»

«Вас приглашает к себе клуб «МИФ»

Открытое, школьное

Классные часы

«Можно ли быть свободным без ответственности»

Районный семинар

«Что такое наркотик»

классное

Мастер- класс

«Мысли вслух»

Районный конкурс

Обобщение опыта

«Творчество и педагогика»

Школьный семинар

Семинар учителей математики

Готовимся к ЕГЭ

Районный семинар

Использование ИКТ в научно- исследовательской работе

Тема

Уровень участия

Классы

Загадочный круг, этот удивительный треугольник, человек и числа, процентные вычисления, тайны геометрических фигур, причины неуспеваемости старшеклассников.

Региональная исследовательская конференция «Шаг в будущее

8, 7, 8, 8, 9, 10

                                             

3.6. Справка  по итогам

проводимых исследований уровня мотивации к школьному предмету «Математика» и «Алгебра» в 5-8 классах за 2006-2008 учебные годы

(учитель Панченко Г. К.)

Исследование ведется путем  мониторинга изучения уровня мотивации ко всем школьным дисциплинам, с целью выявления рейтинга предметов и заинтересованности учащихся образовательным процессом. Исследование проводится два раза в год  (1, 2 полугодие). Запуск мониторинга -  2006 год. Методики, используемые в данном исследовании:

1.Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся Н.Г. Лускановой (Овчарова, 1996)

2.Методика «Отношение к предметам» Л.Б.Балабкиной (2000)

3. Методика «Составь расписание сам» Рогов (1996)

Проанализировав полученные результаты, можно прийти к следующим выводам: за 2006-2007 и 2007-2008 учебные годы наблюдается устойчивое повышение уровня мотивации к предмету «Математика» и «Алгебра».

В 2006-2007 уч. г. были получены следующие результаты:

  1. активно положительное отношение – 24 %
  2. положительное – 60%
  3. безразличное отношение – 7 %
  4. отрицательное- 9%

В 2007-2008 уч. г. результаты исследования следующие:

  1. активно положительное отношение – 26 %
  2. положительное – 63%
  3. безразличное отношение – 6 %
  4. отрицательное- 5%

Наблюдается повышение активно положительного отношения к предмету, а также положительного отношения. Присутствует тенденция к снижению уровня отрицательного и безразличного отношения.

Качественный и количественный анализ данных показал, что за период 2006-2008 уч. г. наблюдается устойчивый рост уровня мотивации учащихся 5-8 классов к изучаемому предмету «Математика», «Алгебра».

Педагог-психолог МОУ «ТСОШ №3»                        О.В. Диде

2008-2009г.

3.7. Детское объединение «МиФ» (Математика и фантазия) 

Год

Количество учащихся

Количество выпускников

Открытое мероприятие

2003 -2004

120

30

«Вас приглашает к себе клуб МИФ» (уровень ОУ)

2004 -2005

84

25

КВН «Любители остроумия» (уровень ОУ), участие в  семинаре, доклад «Развитие интереса к математике через внеклассную работу» (муниципальный уровень)

2005 -2006

49

-

День открытых дверей «Клуб МИФ» (муниципальный уровень) участие в педагогическом совете школы, доклад «Роль ДО «МиФ» в развитии познавательного интереса учащихся»

2006 -2007

54

18

Участие во Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок», публикация статьи «Заседание клуба «МиФ»

 

2007 -2008

42

-

День открытых дверей школы  «Открытое заседание клуба МИФ (муниципальный уровень)

2008-2009

39

«Открытое заседание клуба МИФ» (школьный уровень)

3.8. Классное руководство

Эффективность деятельности учителя  в качестве классного руководителя

Критерии

Результаты

1. Уровень воспитанности обучающихся

Уровень воспитанности  с каждым годом повышается, но еще остаются проблемы, над которыми надо работать.

2.Показатели участия класса в жизни школы

Призеры спортивных соревнований, участники школьных мероприятий, призеры предметных олимпиад.

3. Правонарушения в классе

Отсутствуют.

4.Уровень развития самоуправления в классе

(какие полномочия отданы учащимся?)

Самоуправление развито. Проведение классных часов, дежурство по школе и в классе, генеральные уборки, подготовка к школьным мероприятиям, спортивные соревнования, вечера – все это планируется на совете класса.

5.Примеры взаимодействия с общественностью, в том числе с родителями

Тематические родительские собрания, заседания классного родительского комитета, Совместные вечера и праздники.

Участие класса в общественно-значимых мероприятиях, проектах

Год

Класс

Кол–во учащихся

Успеваемость

Девиз воспитатель-ной работы

Открытые мероприятия

(уровень проведения)

2004-2005

5

28

100%

«Познай себя»

2005-2006

6

27

100%

«Сделай себя сам»

Вечер «Девочка, девушка, женщина» (школьный)

2006-2007

7

25

100%

«Научись учиться»

Конкурс «Математика в моей жизни» (школьный)

2007-2008

8

25

100%

«Утверждай  себя».

Конференция «Я и будущее» (школьный)

2008-2009

9

25

100%

«Свобода и ответственность»

Открытый классный час по теме: «Можно ли быть свободным без ответственности» (районный)

Охват  учащихся 10 А класса в дополнительном образовании.

Дополнительное образование

Школа Искусств

УПК

Спортивные секции

МиФ

Количество учащихся

3

13

7

8

Раздел 4. Результативность информационно-методической деятельности

4.1. Карта профессиональной активности учителя.

Год

Школьные семинары, конференции, педсоветы.

Районные семинары, конференции, круглые столы

Участие  учителя  в  российских конкурсах

2006-2007

Выступление на педсовете с докладом: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеурочное время»

( протокол №13 от 4.05.2007)

Участие в районном семинаре учителей математики, доклад «Подготовка учащихся к ЕГЭ», открытое факультативное  занятие «Решение уравнений способом введения новой переменной».

Обобщение на районном уровне педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеурочное время»

Участие во Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок», публикация статьи «Заседание клуба «МиФ». 5-6 классы»;

2007-2008

Конференция «Я и будущее», открытый урок в 6 А классе «Олимпийские игры на уроке:  Действия с числами»

Участие в школьном педагогическом совете, доклад «Личностно – ориентированный подход к обучению учащихся» (протокол №2 от 14.02.2007)

Конкурс «Учитель года» -

Диплом 2 степени.

День открытых дверей:

«Открытое заседание клуба «МИФ»

2008-2009

Открытое мероприятие для учащихся 8 – 9классов «Математический Форт»

Участие в районном семинаре учителей математики, выступление на августовской конференции учителей района, участие в районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе, открытый классный час в 9 А классе по теме  «Можно ли быть свободным без ответственности».

Победитель муниципального конкурса «Лучший по достижениям»

Участие во Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок», публикация статьи «Урок: «Геометрическая прогрессия», Член педагогического клуба «Первое сентября»

2009-2010

Семинар: «Организация дистанционного обучения учащихся – важный фактор развития ключевых компетенций учащихся» (протокол №1 от 24.12.2007)

Выступление на педсовете: «Оценочная деятельность учащихся в образовательном процессе» выступление по теме: «Зачетная работа на уроках  математики» ( протокол №3 от 22.01.2010)

Руководитель летнего математического сетевого лагеря.

Выступление  на августовской конференции:  «Организация методической работы педагогов в инновационном режиме» (Из опыта работы).

Проведение районного семинара учителей математики, информатики и физики по теме:  «Современное состояние, проблемы и перспективы развития математического образования в общеобразовательных учреждениях Муйского района в условиях модернизации»

Участие во Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок», публикация статьи: Методика проведения факультативных занятий по математике в старших класса.

Публикации на сайтах:

www.Zavuch.infо - «Изучаем логарифмы» (данная работа прошла экспертную оценку)www.Proшколу.ru – «Готовимся к экзамену по математике в 9 классе»

Раздел 5.     Результативность инновационной и научно-    исследовательской деятельности.

5.1. Инновационный педагогический опыт

Разработанные программы: 2004-2005 год - программы элективных курсов: «Решение уравнений, содержащих параметры и модули»; 2007год - «Финансовая математика», «Тайны чисел»; 2008 год - Программа элективных курсов  "Теория многочленов и уравнения высших степеней", «Подводные рифы алгебры»

Апробированы учебники и составлены рабочие программы: в 2003-2004 -2005 учебный год – учебник «Алгебра и начала анализа» для 10 класса под редакцией Ю.М.Колягина, который позволил применить технологию П.М.Эрдниева «Укрупнение дидактических единиц », в 2006-2008 велось преподавание по данному учебнику, в этом году в 10 классе  работаю по этому учебнику.

Методические разработки:

  1. 2005-2006 год - открытое семинарское занятие «Тригонометрические уравнения» (районный семинар), семинарское занятие по теме: «Логарифмические уравнения и неравенства, (открытый урок); 2005-2006 год - семинарское занятие в 9-м классе по теме: «Числовые функции» (открытый урок);
  2. 2006 – 2007 год - открытое  занятие факультатива «Решение уравнений способом введения новой переменной» (районный семинар).
  3. 2008 год - открытый урок: «Геометрическая прогрессия» с презентацией,  презентации уроков: «Системы уравнений», 9 класс, «Олимпийские игры на уроке»  6  класс, «Модуль в уравнениях и неравенствах» 11 класс, «Десятичные дроби» 5 класс,  «Дроби и проценты» 6 класс, «Теорема Фалеса» 8 класс, «Тригонометрия» 10 класс.

Разработаны:

  1. опорные карты по всем темам: 2007 –  диагностические карты для учащихся; 2008 год –  итоговые работы по темам,  изучаемым в 7, 8 классах;  итоговые проверочные работы для учащихся 5-6 классов, 7-9 классов;  тесты для учащихся 5 классов.
  2. Программа клуба «МИФ», День открытых дверей «Открытое заседание клуба «МИФ»
  3. В 2010 году  создан сборник тематических тренировочных заданий «Я сам!?»,  для подготовки учащихся к выпускному экзамену.

Опубликованы материалы:

  1. На Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок»
  2. на сайтах: www.Zavuch.info ,  www.Proшколу.ru , www.1 september.ru.

5.2. Педагогические технологии.

Год

Педагогические технологии

Автор

Уровень использования

С 2003 года

Укрупнение дидактических единиц

П.М.Эрдниева

Используется в 9- 11 классах при изучении тем: «Прогрессии», «Числовые функции», «Производная», «Логарифмы»

С 2004 года

Арт-технология

Используется на уроках геометрии, алгебры. Темы: «Движение», «Четырехугольники», «Многоугольники», «Многогранники», «Решение задач», «Прогрессии» и др.

С 2005 года

Проектная деятельность учащихся

Уильям Килпатрик

Используется в 5- 11 классах. (выступление на семинаре), протокол №1 от 19.09.2007

с 1999 года

Индивидуальная образовательная траектория

А.В. Хуторский

Используется с 1999 года, разработана своя методика проведения зачетов( выступление на педсовете), протокол№1 от 24.12.2009

С 2006 года

Личностно – ориентированное образование

И.С.Якиманская

Используется с 2006 года, выступление на педсовете( из опыта работы), протокол №2 от 14.02.2007

С 2000 года

Развивающее обучение

В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гаперин

Используется с2000г.

С 2007 года

Интеллектуальное развитие школьников

Р.Г.Хазанкин

Используется с 2006 года,  проводятся  учебно –тренировочные уроки, где главный акцент – решение нестандартных задач

С 2008 года

Технология индивидуального обучения

Ю.А.Макарова

Использование разноуровневые дидактические материалы

С 2009 года

Разноуровневое обучение

Яновицкой Е.В.

Используется как повышение учебной   мотивации с помощью приемов занимательного характера.

Раздел 6. Используемые образовательные ресурсы

В настоящее время веду уроки по Программе Образования РФ. На уроках использую учебники и методические пособия, одобренные Министерством образования РФ.

По алгебре и началам анализа я использую следующие учебные программы:

  1. 5-6 классы –  учебная программа И.И.Зубарева и А.Г.Мордкович,
  2. 7-9 класс – учебная программа А.Г.Мордкович,
  3. 10-11 классы  – учебная программа Ю.М.Колягина, Ю.В.Сидорова.
  4. 11 классы   – учебная программа А.Г.Мордкович.

По геометрии:

  1. учебная программа А. В. Погорелова.

Наличие технических средств обучения

1. Мультимедиа.

2. Музыкальный центр.

Компьютерные средства обучения

  1. Медиатека (собранная по всем темам математики).

а) Презентации

б) устные задания

в) Тесты

2. Информационно-коммуникативные ресурсы:

www.1september.ru, www.uztest.ru, www.etudes.ru, www.mathtest.ru, www.kenguru.sp.ru, http://methmath.chat.ru, www.turgor.ru, http://tasks.ceemat.ru, http://polygran.boom.ru, http://festival.1september.ru, http://math.school548.ru, http://math.child.ru,   http://ege-trener.ru,

http://vzms.relline.ru,    http://college.ru, www.zavuch.info,         www.proshkolu.ru,         www.it-n.ru 

Приложение №1

Приложение № 2

Аннотации к образовательным программам.

1. Рабочая программа по алгебре и начала анализа

Автор – Панченко Галина Константиновна

Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Таксимо, Муйского района, Бурятии.

Предмет (алгебра и начала анализа)

Класс – 10

Рабочая программа по алгебре для 10 класса составлена на основании:

  1. Обязательного минимума содержания образования;
  2. учебной программы по алгебре (учебный комплекс под редакцией Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров);
  3. стандартов содержания образования по предмету;
  4. учебника алгебры 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров;
  5. учебно-методической литературы:

Цели: 

  1. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых     человеку для полноценной жизни в обществе;
  2. овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  3. воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности;
  4. формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.

Цели обучения математике конкретизируются в четырех группах компетентностей. Математическая (прагматическая) компетентность ученика старшей школы предполагает, что он:

- умеет использовать математические знания, арифметический, алгебраический и геометрический аппарат для описания и решения проблем реальной жизни;

- умеет грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции на математическом языке;

- умеет пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента.

Социально - личностная компетентность:

- владеет стилем мышления, характерным для математики, его абстрактностью, строгостью;

- умеет проводить аргументированные рассуждения, делать логически обоснованные выводы, отличать доказанные утверждения от недоказанных, аргументировать суждения;

- умеет проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.

Общекультурная компетентность:

- понимает и умеет аргументировано объяснять значимость математики как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, воздействовать на иные области культуры;

- имеет представление о различии требований, предъявляемым к доказательствам в различных областях науки и на практике, в математике, естественных и гуманитарных науках.

Предметно - мировоззренческая компетентность:

- имеет представление об аксиоматическом построении математической теории, о логическом статусе аксиом, определяемых и неопределяемых понятий, определений и теорем; о значении аксиоматики для других областей знаний и практики;

- владеет приемами построения и исследования.

Данная программа составлена для учащихся 10 А класса. В 9 классе они показали хорошие знания по математике на экзамене, поэтому  при планировании были включены темы для дополнительного изучения, опережающие задания, где каждому предоставляется возможность проявить себя, показать свои способности, научиться самому и научить этому своих одноклассников. В этом году 8 учащихся из 19 обучаются заочно в открытом лицее ВЗМШ на отделении математики, темы: «тригонометрия, уравнения и неравенства» изучаются на более высоком уровне и ребятам на семинарских занятиях предоставляется возможность рассказать другим то новое, которое они узнали, обучаясь в лицее.                                                                                                                              

                 Программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения математике. Планируется использование новых педагогических технологий в преподавание предмета,  использование зачетной системы работы, модульной системы организации учебного процесса. Специфика целей и содержания изучения алгебры и начал анализа повышает требования к объективному оцениванию своих учебных достижений, способности и готовности учитывать мнения своих одноклассников, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Деятельный характер обучения обеспечивается за счет введения в урок практической работы, проблемного изложения материала, введения развивающего обучения, использования компьютерных технологий. 

При составлении тематического планирования я  предусматриваю здоровье сберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.

Фактором взаимодействия наук в процессе формирования мировоззрения учащихся и роста их творческих способностей  являются межпредметные связи.  Решение уравнений и  неравенств, подготавливает учащихся к восприятию важнейших понятий курса основ информатики и вычислительной техники (алгоритм, программа) Реализовывая межпредметные связи,  я формирую те знания и умения, которые необходимы для исследования математических моделей, используемых в общетехнических и специальных дисциплинах. А именно, навыки решения уравнений широко применяются в курсах физики, технической механики; изучении функции и её графика важно для электротехнических дисциплин.

          Методы обучения: репродуктивный, исследовательский, наглядный, проблемно- поисковый, частично-поисковый.

         Формы организации: уроки, лекции, зачеты, семинарские занятия, уроки с применением компьютерных технологий, учебно-тренировочные уроки по темам,  самостоятельные работы, творческие работы, проектные работы.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: www.edu.ru; www.ege-trener.ru; www.alexlari.ru; www.mailto_support@uztest.ru; www.college.ru.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения  алгебры и начала анализа на этапе среднего общего образования отводится 136 часа(4 часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт: построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул; самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации; проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов; самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников класса.

           Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения математики ученик должен знать и понимать: значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа; универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.

2. Программа клуба «М И Ф» (Математика и фантазия)

 «Мудр не тот, кто знает много,

а тот, чьи знания полезны».  Эсхил                                                                                                                    

Клуб «МИФ» это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся регулярные занятия во внеурочное время, направленные на углубление и расширение математических знаний, формирование интереса к математике и развитие учащихся.

Цели клуба: Воспитание социально зрелой личности, способной мобилизовать  полученные знания и опыт деятельности в конкретной  жизненной ситуации. Показать красоту и гармонию математики            

Задачи:   

  1. Предоставление учащимся равных реальных возможностей для раскрытия их способностей в наиболее значимых для них сферах жизнедеятельности.
  2. Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
  3. Удовлетворение разнообразных интересов и потребностей детей, лежащих вне учебной деятельности.
  4. Создание гуманной развивающейся среды жизнедеятельности детей, как пространства самовыражения, самоутверждения, самоопределения и самореализации.

Тематика занятий весьма разнообразна и, как правило, почти не связана со школьной программой по математике. Программа рассчитана на 144 часа

Программа направлена на развитие ряда параметров: умение логически мыслить, адаптироваться в обществе, разрешать проблемы, развитие быстроты реакции и воображения, памяти, внимания, творчества, образного и  словесного мышления, интеллекта. По мнению психологов, существует «золотое правило запоминания», в соответствии с которым для качественного усвоения необходимой информации после предъявления ее следует актуализировать и проверить трижды: на первом, третьем и седьмом занятиях. По этому принципу строятся занятия в нашем объединении.

Сегодняшние дети умнее своих предшественников, сегодня появляется все больше детей с ярким развитием, их способности постигать сложный мир проявляются очень рано. И здесь на помощь могут прийти шахматы. Шахматы помогут развитию у  ребенка таких качеств, как: ум, память, логика, сообразительность и находчивость, целеустремленность и вдумчивость, способствуют формированию  внимательности и самостоятельности, научат принимать решения и побеждать.

Предполагаемый результат.  Учащиеся более адаптированы к жизни, умеют быстрее принимать решения, справляются с проблемами, умеют соотносить свои потребности с нормами и законами общества.

Приступая к построению своей программы, я ориентировалась на следующие принципы дополнительного образования:

  1. Свобода выбора дополнительной образовательной программы и видов деятельности;
  2. Создание условий для самореализации;
  3. Признание за ребенком право на ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации;
  4. Обеспечение ситуации успеха для каждого;
  5. Возможность увидеть перспективы собственного развития.

Направление: просветительное, социально – адаптивное, оздоровительное, патриотическое.

Актуальность: учащиеся не только понимают красоту математики, но и учатся применять логику, быстроту реакции, творчество на практике.

Таких образовательных программ нет, эта программа рождена в ходе работы с учащимися и с учетом их запросов и жизненных ситуаций, возраста детей.

Формы работы: ролевые игры, беседы, практические занятия, аудитотренинги.

Способы проверки: мониторинг, тесты, тесты I Q.

Режим работы: вторник, четверг в 14:00 местного времени.

Возраст детей: 10 – 15 лет.

Срок реализации программы: 3 года.

Задания, направленные на развитие внимания. Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие ощущение, сознание собственного роста. Запомни расположение предметов; вспомни запах чеснока; о чем написано на первой странице книги, которую ты сейчас читаешь; какую одежду ты носил в прошлом году; задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

Развитие познавательных способностей. В процессе деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. В учебный материал  я включила содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности:

1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах.

2. Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами.

3. Сосчитай в уме, сколько в алфавите заглавных букв, в которых есть кривые линии.

4. Упражнения со стихами, со словами.

Задания, направленные на развитие восприятия и воображения. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

1. Вспомните вчерашний ужин, окружающую обстановку – можете ли вы удерживать устойчивый образ вашей тарелки?

2. Мысленно представьте перистые облака, зубную щетку, говорящего жирафа, хоббита?

3. Представьте 5 объектов больше автобуса, начинающих на букву Ф.

4. Мысленно нарисуйте гигантское тело и вы летаете вокруг этого тела, что вы видите?

Задания, направленные на развитие логического мышления. Чтобы проявлять большую гибкость в своих оценках я учу ребят рассматривать ситуации с разных точек зрения:  представьте, что вам 99 лет, что вы думаете о 13 летних подростках, что могли бы посоветовать. Рассматриваем на занятиях: задачи на смекалку; задачи шутки; числовые фигуры; задачи с геометрическим содержанием; логические упражнения со словами; математические игры и фокусы; кроссворды и ребусы; комбинаторные задачи.

Задания, направленные на развитие памяти. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления. Люди склонны запоминать то, что для них важно. Упражнения для памяти: о чем вы думали 5 минут назад, вчера, в прошлом году; что вы запоминаете лучше всего; память со стороны; память изнутри; чувственные восприятия; различные зацепки для памяти.

3. Программа элективного курса «Финансовая математика»

Программа курса предназначена для дополнения и углубления базового образования по математике и для ознакомления учащихся 9-х классов с основами экономики.

Одним из направлений модернизации школьного образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. В связи с этим ученик по окончанию 9-го класса должен сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Поэтому на этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им.

Цели курса: познакомить учащихся с основами экономики; сформировать представление о методах и способах решения нестандартных задач  по теории простейших финансовых операций; сформировать способность к осознанному выбору дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

Задачи: углубить теоретические знания учащихся по теории простых и сложных процентов, прогрессии, теории пределов; рассказать о методы и приемы решения  нестандартных задач  по теории простейших финансовых операций; продолжить развитие исследовательских умений и навыков учащихся;  выработать способность и готовность  учащегося к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социуме.

Введение компетенций позволяет решать проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Программа курса “Финансовая математика” предполагает дальнейшее развитие у школьников математической, исследовательской и коммуникативной компетентностей. Курс направлен на более глубокое понимание и осознание математических методов познания действительности, на развитие математического мышления учащихся, устной и письменной математической речи.

На занятиях решаются нестандартные задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил, определяющих точный алгоритм их решения. Учащиеся учатся находить и применять различные методы для решения задач. Большое количество примеров и задач для самостоятельного решения помогает активно освоить излагаемый материал по теории простейших финансовых операций и расчетов, так как доведение решения до числа играет в финансовой практике основную роль, то при работе учащиеся используют калькулятор и компьютер.

Требования к уровню усвоения курса. По окончанию изучения курса учащиеся должны уметь:  начислять простые проценты, выполнять дисконтирование по простым процентам, начислять сложные проценты, научиться изображать кривые спроса и предложения на графиках, разбираться, каким образом на спрос и предложение влияет изменение их неценовых детерминант, изучить понятия совокупных, постоянных и переменных издержек, научиться записывать соотношения между этими показателями.

В процессе изучения курса предполагаются следующие виды обучения: традиционное (объяснительно-иллюстративное) обучение, деятельностное (самостоятельное добывание знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся) и инновационное (самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным материалом).

Эти виды обучения предполагают следующие формы организации обучения: коллективные, индивидуальные и групповые; взаимного обучения, самообучение, саморазвитие; отчеты в форме презентации курсовых работ.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности:  лекции, консультации, практикумы, самостоятельную и исследовательскую работу.

Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: самостоятельная работа; срезы знаний и умений в процессе обучения; итоговый контроль.

Итоговый контроль предусматривает: выполнение контрольной работы; защиту и презентацию курсовых работ.

Для контроля уровня достижения учащихся использованы такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями.

Показателем эффективности обучения следует считать повышающийся интерес к математике, творческую активность и результативность учащихся.

Курс “ Финансовая математика  ” рассчитан на 18 часов.

Содержание программы. Данная программа предусматривает изучение тем:

  1. Простые и сложные проценты. Повторить тему: Проценты, прорешать задачи на проценты, рассмотреть общепринятые в рыночной экономике алгоритмы вычисления процента в зависимости от срока ссуды, типа процентов, задача на определение суммы инвестированной в определенный момент времени. Нахождение годовой ставки дисконта. Формула наращивания, ставки сложных процентов предусмотренных договором вкладчиков. Вычисление эффективной ставки процентов.
  2. Задачи экономики. Изучить такие понятие как спрос, предложение, величина спроса, величина предложения, точка равновесия, равновесная цена, равновесное количество продукта, эластичность спроса. Разобраться, каким образом на спрос и предложение влияет изменение их неценовых детерминантов. Изучить понятие совокупных, постоянных и переменных издержек, средних переменных издержек, цены, выручки, прибыли, убытка и рентабельности. Изучить такие понятия как предложение денег, скорость обращения денег, средняя цена товаров и услуг.

Учащийся должен владеть креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях

         Учащийся должен уметь  работать в группе, работать с информацией, уметь разрешать конфликты и смягчать разногласия, принимать решения, использовать новые идеи и инновации для достижения цели склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;

Уметь активизировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Уметь  анализировать  необходимую формацию, видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Приложение № 3

Сборник «Я сам!?»

Автор – Панченко Галина Константиновна

Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Таксимо, Муйского района, Бурятии.

Предмет (математика)

Класс – 10-11

Тема –  Тематические тренировочные задания по математике

Учебно-методическое обеспечение:

1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004;

2.Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе»  №7-2007год;

3.Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразовательных. учреждений /Ш.А.Алимова и др.; Под. ред. А.Н.Тихонова. – М.: Просвещение, 2003.

4.Алгебра и начала анализа: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных. учреждений /С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2003.

5.  ЕГЭ. Математика, Г.В.Дорофеев, Е.Ф. Седова, С.А. Шестаков,   издательство 2Эксмо» 2006г.

6.  Задачи вступительных экзаменов по математике, Ю.В. Нестеренко Москва, «Наука», 1989г.

Время реализации – на заключительных уроках, при подготовке учащихся к ЕГЭ.

Оборудование и материалы для урока: мультимедиа, раздаточный материал.

Рекомендации по работе со сборником.

                Пособие « Я сам!?», предназначено для учителей и учащихся выпускных классов с целью подготовки к вступительному экзамену по математике. Пособие состоит из 3 частей:

 1 часть содержит опорную карту по теме,  по которой вы можете  повторить материал по данной теме.

2 часть – это карта – контроль, предназначена для  систематизации повторенного вами материала. В графу «Главное по теме» учащиеся  самостоятельно вписывают формулы, определения, а в графе «Умения и навыки»  описаны умения и навыки, которые необходимо знать.

3 часть предназначена для контроля. Это тест по данной теме, он составлен по 3 уровням.

1-й уровень (уровень А) (состоит в достижении обязательного уровня математической подготовки, определенного стандартом математического образования).

2-й уровень (уровень В) (несколько усложнен по сравнению с уровнем 1). Он не только способствует достижению обязательного уровня математической подготовки, но и создает условия для овладения алгебраическими знаниями и умениями на более высоком уровне.

3-й уровень (уровень С) (дает возможность достаточно интенсивно овладевать основными знаниями и умениями и научиться применять их в разнообразных усложненных ситуациях). Здесь задания, требующие не только свободного владения приобретенными знаниями и умениями, но и творческого подхода, проявления смекалки и сообразительности.  

Целесообразность использования  данного пособия продиктована следующими факторами:

  1. повышение интенсификации учебно-воспитательного процесса;
  2. эффективность  повторения учебного материала;
  3. развитие творческой деятельности учащихся;
  4. использование контролирующих и обучающих тестов;
  5. увеличением количества предлагаемой информации;
  6. обучение учащихся приемам самостоятельной работы, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, самоконтроль и взаимоконтроль.

Ожидаемые результаты обучения совпадают с целью и задачами математического образования школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя математики МОУ "Селиховская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области

Некоторые личные профессиональные данные. Материалы по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной работе с обучающимися, повышению квалификации, моим достжениям и достижениям моих учеников....

Выдержки из портфолио учителя математики

Выдержки из портфолио учителя математики...

Портфолио учителя математики Денисюк Галины Михайловны

ПОРТФОЛИОДенисюк Галины Михайловны                                             ...

портфолио учителя математики Глазковой Т.В. на 1 категорию

Портфолио учителя математики для аттестации на 1 квалификационную категорию...

Портфолио учителя математики

Портфолио для аттестации...

Портфолио учителя математики

Данное портфолио было разработано мною для участия в конкурсе. В нём я представила общие сведения о себе, результаты педагогической деятельности, научно-методическую  деятельность, ...

Портфолио учителя математики

Портфолио учителя математики представлено в электронном виде....