педагогическая система моей работы
статья по теме

Никулина Оксана Анатольевна

Цель моей педагогической деятельности: создать оптимальные условия для успешного овладения учащимися прочными знаниями, условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся посредством активных форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedsistema_raboty.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ              

                          СИСТЕМА

   Проблема развития мотивации познавательной деятельности учащихся всегда была и будет одной из самых актуальных в образовании. Задача формирования личности заставляет педагогическую науку искать новое и совершенствовать традиционно используемые формы, методы и средства профессиональной подготовки.

        Цель  педагогической деятельности: создать оптимальные условия для успешного овладения учащимися прочными знаниями, условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся посредством активных форм обучения.

        В соответствии с этой целью ставлю перед собой следующие задачи:

1. Изучение и применение современных педагогических технологий. 2.Формирование устойчивой мотивации к учению, повышение уровня познавательного интереса к предмету и самостоятельной активности учащихся, через  применение эффективных приемов, методов, форм  и средств обучения.

3. Изучение индивидуальных  особенностей, склонностей, потребностей, способностей учащихся.

       В работе основываюсь на следующих принципах:

- научность;

- последовательность и систематичность в изучении материала;

- преемственность и перспективность в усвоении знаний;

- взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности;

         Для успешной реализации задач, которые я поставила перед собой, познакомилась с технологиями, основанными на личностно-ориентированном  подходе, и на своих уроках  применяю элементы данных технологий. В этом мне очень хорошо помогает книга «Педагогические теории и системы: аспект технологий» М.Н. Ахметовой. Это технология развивающая обучения, игровые технологии, технология проблемного обучения (А.М.Матюшкин), дифференцированного обучения (Н.П.Гузик,В.В.Фирсов), технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев), гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии.

          Главным звеном моей педагогической деятельности является урок. Считаю, что урок нужно проводить не для учеников, а с учениками, с учетом уровня их умственного развития, скоростью усвоения учебного материала, личностных особенностей и возможностей. Для этого я использую  педагогическую диагностику учащихся:

Уровень общих умственных способностей учащихся (высокий, выше среднего, средний, низкий).

Характеристика учебных возможностей, включающих в себя следующие уровни развития:

-отношение к учению

-познавательная активность

-темп учебной работы

-самостоятельность

            -учебная  подготовленность по ранее пройденному материалу (ЗУНы);

Выявление доминирующих причин низкой успеваемости учащихся.

Это позволяет мне осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.

       Также, учитывая возрастные особенности в среднем звене (особенно

 5 класс), акцент делаю на игровую образовательную технологию. Это заметно повышает интерес учащихся к русскому языку и литературе, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Игровые моменты я использую на различных этапах уроков: при закреплении нового материала, повторении и обобщении раннее изученного.  

 Планируя способ включения учеников в урок, необходимо думать о создании мотивационной основы их работы. Известно, что именно творческие, причем посильные задания наиболее цепко держат внимание ребят. Поэтому  в начале урока даю различные задания на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии, смекалки. Считаю, что одной из основных задач при обучении русскому языку является выработка у ребят навыков орфографической зоркости. Нравится ребятам, когда задаю задания на исправление преднамеренно допущенных ошибок, на восстановление частично стертых записей, на восстановление недописанной фразы, всевозможные формы кодирования ответов. Оживляют уроки задачи-шутки, задачи на внимательность, задачи в стихах, сказки.

Провожу самостоятельные работы, контрольные. После выполнения  таких работ обязательно проводится анализ допущенных ошибок.

Учащиеся выясняют, в чем именно заключается ошибка, исправляют ее, повторяют соответствующее правило, тренируются в решении подобных заданий в классе и дома.

       В среднем звене (8-9 классы) акцентирую внимание на технологию дифференцированного подхода обучения. В соответствии с этим в классе выделяю  группы учащихся:

-группу  низкого уровня;

-группу среднего уровня;

-группу высокого уровня.

Дифференцированный подход стараюсь осуществить на определенных этапах урока. Так, например, на этапе введения нового материала работаю со всем классом без деления его на группы. Но после того, как несколько упражнений выполнено на доске, предлагаю приступить к дифференцированной самостоятельной работе.

  Индивидуальные занятия с учащимися  провожу, обязательно учитывая уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Только при этом, считаю, данные занятия являются результативными.

   При формировании умения анализировать текст, учу  выделять главное, устанавливать взаимосвязи, находить проблему, позицию автора.  

   Активно применяю зачетные уроки - это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и еще в большей степени для целей обучения воспитания и развития. Именно зачет, который проводится по каждой теме, способствует достаточно прочному усвоению темы и  дает возможность всем учащимся получить положительную оценку, а при  желании улучшить свой результат. Зачетные уроки дают возможность учащимся быть более успешными, что мотивирует их на процесс обучения и ориентирует на достижение более высоких целей, а с учителя снимает заботу о накапливании оценок на уроке. Огромную пользу получает и принимающий зачет (это ученики-консультанты), он повторяет тему  в  целом на более высоком уровне.

   Все это я использую при подготовке учащихся 9 класса к итоговой аттестации. Считаю, что не стоит стремиться «накачать» детей глубокими предметными знаниями по принципу «бросай больше, авось что-нибудь останется». Гораздо важнее пробудить в детях жажду познания и учить самостоятельно находить ответы на вопросы.  Именно такой подход позволяет  мне преодолевать натаскивание и беспомощность ребят.       Личностно-ориентированное образование включает в себя проблемное обучение. Проблема- это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. На уроках в старших классах решение различных проблем приводит к различным видам развития. Проблемное обучение-это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Главные цели проблемного обучения, которые решаются на уроках :

       -развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

       -усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

       -воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.

  Провожу уроки- лекции, с целью изучения новой темы крупным блоком.  Эти уроки способствуют активизации мышления школьников при изучении нового, экономии времени для дальнейшей творческой работы.

 

     Итак, в системе своей работы я в структуре любого традиционного  урока нахожу место для новаций: опорные листы, логические схемы, алгоритмы, моделирование определенных ситуаций, задания  творческого характера, игровые моменты и т.д.

 Наряду  с этим  провожу нетрадиционные уроки: уроки-путешествия, уроки-состязания, игровые уроки, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-консультации.

 Применяю дифференцированный подход и разнообразные формы проверки домашнего задания. Использую следующие организационные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную. Эффективное обучение в сотрудничестве, которое осуществляется в парах, группах. Преимущество такого обучения в том, что повышает ответственность за результат коллективной работы, ребята овладевают коммуникативными умениями, развивает чувство взаимопомощи.

Контроль умений учащихся осуществляю посредством проведения

-контрольных работ

-зачетов

-тестирования

-самостоятельных работ

-ответов в устной форме

-творческих работ и т.д.

Способствую развитию у учащихся умения отстаивать свою позицию, обосновывать свою  гипотезу, поощряю стремление учащихся находить свой способ работы, анализировать способы работы других учащихся, выбирать и осваивать наиболее оптимальный из них.

   Внедряю в свою практику информационно-коммуникативные технологии. Применение компьютера позволяет  активизировать самостоятельную практическую познавательную деятельность учащихся, их творческий потенциал,  способствовать формированию компьютерной грамотности.

    Помимо этого стараюсь правильно организовывать свои уроки, что позволяет поддерживать умственную работоспособность и предупреждать наступления переутомления. Этому способствует соблюдение санитарно-гигиенических норм, проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, чередование видов учебной деятельности, упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения.

    Особое место в системе своей работы отвожу внеурочной деятельности учащихся по предмету.

 Ставлю перед собой следующие задачи:

     -расширить, дополнить знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроке;

     -способствовать развитию коммуникативных, интеллектуальных способностей учащихся;

     -научить учащихся работать с дополнительными источниками: справочниками, пособиями, энциклопедиями;

      -способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

Именно внеклассные занятия при индивидуальном подходе к учащимся предоставляют учителю неограниченные возможности для осуществления вышеуказанных задач, для  подготовки учащихся к различным конкурсам, олимпиадам. Использую следующие формы  внеклассной работы: КВН, викторины, олимпиады, конкурсы, неделя естествознания, предметные вечера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая система

      Главным кредо в своей педагогической деятельности  я считаю установление таких отношений между учителем и учеником, при которых ученик чувствовал бы себя уютно и...

Воспитательная деятельность образовательного учереждения - социально открытая педагогическая система.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для ра...

Моя педагогическая система.

Отечественную систему образования и воспитания , как и состояние современной российской педагогики, можно в целом охарактеризовать как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из...

Презентация педагогической системы

Презентация педагогической системы...

Педагогическая система Тихоновой Т.В.

Описание педагогической системы учителя истории и обществознания...

Бездвоечное обучение учащихся - педагогическая система успеха

Работать без отрицательных оценок сложно, но интересно и продуктивно. Конечно, от учителя требуется особая подготовка и готовность изменить методику преподавания предмета, изменить так, чтобы каждый и...

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...