Конкурс "Инфо-школа2012"
методическая разработка по теме

Никитенко Ольга Дмитриевна

Разработка занятия для учащихся начальных классов по теме "Основы исследовательской деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл info-shkola_2012.rar436 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 5 г. Татарска

Конкурс «ИнфоШкола 2012»

Номинация

«Мультимедийное дидактическое пособие».

Занятие  по теме

«Основы  исследовательской деятельности в начальной школе».

Учитель биологии и химии

1 квалификационной категории

Никитенко О.Д.

2012 год.

Конспект занятия по теме

«Основы проведения учебных исследований».

Цели и задачи:

- помочь учащимся освоить  первичные навыки проведения самостоятельных исследований,  используя коллективные и индивидуальные игры;

- прививать навыки   составления плана проведения  исследования;

- показать на примере методику проведения исследования по определенной теме;

- продолжить формирование навыков обобщения, анализа полученных данных в ходе исследовательской деятельности;

- развивать умения составлять логически правильный рассказ об исследуемом объекте.

Тип занятия – тренировочное учебное исследование.

Вид урока –  исследовательская деятельность.

Методы, используемые на уроке: проектно – исследовательская деятельность.

Оборудование: карточки с символическими изображениями методов исследования: «подумать», «спросить у взрослых», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент». Тетради. Карандаши. Листки для  пиктографического письма. Рисунки, фото  и описание попугаев. Презентация.

Ход занятия.

Введение.

      Каждая игра исследование состоит из двух этапов: 1 – тренировочное занятие; 2 – самостоятельное исследование.

Эта методика позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но и включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

  Для того  чтобы познакомить детей с методикой, потребуется 1-2 фронтальных тренировочных занятия.

Первый этап: «Тренировочное занятие» (Слайд 1).

    Посадить класс  кругом так, чтобы дети видели лица друг друга. Объясняю детям, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые учёные.

    Выделить на добровольных началах пару активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью. Они вместе со мной будут выполнять главную работу исследователей, все остальные дети будут участвовать как активные помощники.

1. Выбор темы.(Слайд2)

   Чтобы дети определили тему исследования, предлагаю им карточки с различными изображениями – темами будущих исследований. Выбирать надо что-то особенно привлекательное, чтобы применить большую часть методов.

   Тема выбрана: «Попугай».

2. Составление плана исследования.(Слайд3).

   Объясняю исследователям, что их задача – получить как можно  больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования, и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её.

Существует много способов добычи информации – «методов исследования».  Подвожу детей к тому, чтобы они начали называть их сами.

   В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: 

«Прочитать в книге»,

«Понаблюдать» и др.

 Кладёт карточки с изображением методов.

 Эти карточки – план будущего исследования. (Слайд4).Затем надо сделать план более строгим и последовательным.

 С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее?

   Так постепенно выстраивается линия из карточек:

-«Подумать самостоятельно»,

-«Спросить у другого человека»,

- «Посмотреть в книгах»,

-«Посмотреть по телевизору»,

- «Понаблюдать»,

-«Провести эксперимент». План проведения исследования составлен.

   

3. Сбор материала(Слайд 5)

   Следующий шаг – сбор материала. Его надо зафиксировать в сознании всех участников занятия. Можно использовать, наряду с обычным, пиктографическое письмо.

   На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки – рисунки, значки, символы. Это могут быть изображения, слова и др.

А)   Первый метод – «Подумать самостоятельно». (Слайд6).

   Подумав, дети приходят к выводу, что попугай – «домашняя декоративная птица». Они рисуют на листочке изображения домика или клетки, человечка и попугая.

Б)   Следующая идея – «попугаи бывают большие и маленькие». Ребята отмечают это на листочках.

    Затем дети отмечают, что у попугаев обычно встречается яркое оперение. Нарисовав яркие линии цветными фломастерами, ребята закрепляют эту идею.

   Исследователи приходят к мысли, что попугаи могут быть большими друзьями людей. Рисуют человечка и рядом с ним попугая.

   Способность изобретать эти значки и символы свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

В)   «Спросить у другого человека» - следующий метод исследования и пункт плана. (Слайд 7-8).Теперь нужно настроить исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям. Это на первых порах вызывает большие трудности.

   Первое время следует чётко фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше. Так, например, кто-то может подсказать, что попугаи только в северных странах живут в неволе, а в тёплом климате они широко распространены в дикой природе и изначально это не домашние, а дикие птицы. Просто они легко приучаются и потому хорошо ладят с человеком. Рисуются схематические изображения. Например, пальмы, солнце и попугай.

   На вопрос ребят о том, где же живут дикие попугаи, им подсказывают идею о том, что они устраивают себе гнёзда. А на вопрос о том, чем они питаются, - что сами находят съедобные зёрнышки, орешки и корешки.

 Г)   «Наблюдение и эксперимент».  (Слайд9). Особенно ценны в исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Если попугай есть в «живом уголке» школы, то можно подойти к клетке и, понаблюдав, поговорить о том, что мы видим. В ходе наблюдений можно изучать особенности поведения попугая и его реакции на различные события. Всё это надо зафиксировать на листочках.

   Можно провести даже эксперименты. (Слайд10). Например, боится ли наш попугай громких звуков и резких движений? Любит ли он музыку? Чем он питается и какую еду предпочитает? Ест ли он что-то необычное? Можно ли его обучить чему-либо?

Д)  «Узнать из книг».  (Слайд11). Далее можно обратиться к книге. Сейчас издаётся много детских справочников и энциклопедий. Они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. На данном уроке я раздаю текст о попугаях на листках, вместе с фото,  каждой группе про определенного попугая. Предлагаю  прочитать нужный текст вслух и помочь зафиксировать новые идеи. (Слайды 12- 15). Кроме этого, предлагаю учащимся одновременно выбрать себе породу попугая для дома, если они хотят завести попугая у себя дома.

    У второклассника способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла энергично – на «одном дыхании».

4) Обобщение полученных данных. (Слайд16).

   Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем пиктограммы и начинаем рассуждать, что интересного мы узнали.

   Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные. Надо просто разложить пиктограммы в определённой последовательности. Слева на первом месте кладём пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте…

        

   Начать лучше всего с попытки дать определения основным понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Не следует требовать от ребёнка соблюдения правил логики. Достаточно, что он будет пытаться пользоваться приёмами, сходными с определением понятий. Например, такими как -  описание, характеристика и др.

   Научить ребёнка смело высказывать свои определения – важная задача школьного обучения.

5. Доклад.  (Слайд17).

   Как только информация обобщена, занятие надо продолжить.  Надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной.

Исследователи делают сообщение – «Доклад о попугае».

   Ребята по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи- пиктограммы, которые они прикрепляют на доску на магниты,  делают доклад. Начинают с определения основных понятий, сказали, кто такой попугай, рассказали, где он живёт и чем питается, затем продолжили своё повествование, опираясь на собранный материал.

   Качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребёнка, от его мышления, речи, словарного запаса, коммуникативных способностей. Выступая индикатором уровня общего развития, это сообщение будет служить важным средством и развития, и обучения.

   После выступления исследователей надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

6. Итог занятия.  Даем совместную оценку  нашему исследованию.

(Слайд 18).

Список используемых ресурсов.

1. Богоявленская, А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.

2. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.

3. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

4. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. - сост. Г. И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007.

5. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших ьшкольников…Такое возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. - 88 с.

6. Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. - С. 116-123.

7. Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230.

8. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. - 2003.- №1. - С. 48-51.

 

9. Материалы Интернет.