Материал для физкультминутки на уроке математики
материал по теме

Реализация технологий здоровьесбережения на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Материалы для проведения устного счета «Физкультминутка»
В рамках профилактики здорового образа жизни важно использовать приемы снятия утомляемости, подготовки внимания к изучению сложного материала, создания настроения для активной работы учащихся на уроках, внушения необходимости и ценности физической культуры.
Рассмотрим использование приема математической физкультминутки. Методика ее проведения описана в журнале «Математика в школе» (см. 1993, № 2, с. 24). Автор пишет: «Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даются с ответами. На одних карточках ответы верные, на других – неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Учитель поочередно показывает классу карточки, а ученики в ответ делают определенное движение. Например, если ответ верный, поднимают руки вверх, неверный – руки вперед.
Зарядка может состоять из 2–3 упражнений и проводиться по самым разным темам. Составление комплексов упражнений полезно поручать детям.                                  
Комплекс математической зарядки по теме «Делители и кратные».
^ Первое упражнение. Правильный ответ – руки вперед, неправильный – руки вверх.
2·0,3=0,6 0,5·10=50 7·12=84
6:100=0,6 6:2=3 7+0,5=0,75
Второе упражнение. Все стоят, руки на поясе. Правильный ответ – поворот вправо, неправильный – влево.
2 – делитель 222; 1 – имеет один делитель;
15 – кратно 10; любое число кратно 1.
Приведенные выше материалы соответствуют программе 6 класса. Приведем несколько примеров по темам 5 класса.
Раздел «Натуральные числа»
Тема «Обозначение натуральных чисел»
^ Первое упражнение. Правильный ответ – руки вперед, неправильный – руки в стороны.
В сотне – десять десятков; за числом 99 следует число 98;
в тысяче – тысяча десятков; следующее число за числом 19999 – число 20000;
в записи числа 640046 – 4 цифры;
в записи числа 640046 – 3 различных цифры.
^ Второе упражнение. Правильный ответ – наклон вперед; неправильный – приседание.
В числе 2387 – 8 сотен; 1200:2+80=680;
в числе 2807 – ноль десятков; (5003–7)·(300–300)=0.
^ Третье упражнение. Правильный ответ – подпрыгнуть; неправильный – поднять руки вверх.
Если 47 записать два раза, то получится число четыре тысячи сорок семь;
если 201 записать два раза, то получится число двести один миллион двести один;
если к 800 прибавить 600 и прибавить 1, получится 861;
если к 7000 прибавить 700, прибавить 70 и прибавить 7, получится 7771.

Тема «Отрезок. Длина отрезка»
^ Первое упражнение. Правильный ответ – руки вверх, неправильный – руки в стороны.
100 см = 1 м; 10 дм = 1000 см;
1 км = 100 м; 100 мм = 1 дм.
Второе упражнение. Правильный ответ – руки на пояс, неправильный – руки на плечи.
8+7=14; 11–3=8;
16+9=25; 16–7=8;
28+6=34; 12–5=7;
19+5=23; 15–9=7.
^ Третье упражнение. Руки учащихся на поясе. Правильный ответ – присесть, неправильный – сделать шаг вперед.
9·8=72; 45:9=5;
8·7=54; 64:4=16;
9·9=81; 45:15=4;
6·8=46; 48:8=8.
Таким образом, учитель может составить различные комплексы гимнастики, используя систему устных упражнений.



                           Дидактические игры по математике,

      направленные на формирование здорового образа жизни.

                 Дидактические игры «О чем могут рассказать числа?»
Дидактические игры – признанный метод обучения и воспитания. Игровые формы обучения содействуют эффективному взаимодействию учителя и учащихся, продуктивному общению с элементами соревнования, пробуждая неподдельный интерес к учению. В игре учащиеся проявляют внимательность, сосредоточенность, дисциплинированность, волевые усилия, преодоление трудностей, терпение и т.д. Учитель при проведении дидактической игры должен учитывать:
1) какое место игра занимает в системе видов деятельности на уроке;
2) целесообразность использования игры на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;
3) какова методика игры, цель урока и уровень подготовленности учащихся.
Предлагаем несколько дидактических игр по темам «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты».
^ Игра «Что рассказали большие числа?»
Игра проводится при изучении темы «Натуральные числа», в ходе проверки знаний и умений читать и записывать многозначные натуральные числа.
Материалы для проведения игры:
I. Набор карточек. 
II. Игровое поле, табло для результатов игры, игральный кубик.
Опишем перечисленные материалы.
I. Набор карточек (12 штук). На одной стороне (1) каждой карточки содержится задание прочитать и записать число, а на другой (2) – информация об этом числе, которая раскрывает статистические данные по проблеме здоровья или злоупотребления психоактивными веществами.
Карточки содержат положительную и негативную информацию. Шесть карточек (1.1, 1.2, 3.1, 3.2, 5.1, 5.2) содержат положительную информацию и шесть (2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 6.1, 6.2) – негативную.
Представим содержание этих карточек.
Карточка 1.1. 
1. Прочтите и запишите число 20 761.
2. В России в 1998–1999 учебном году работала 20 761 общеобразовательная школа.
Карточка 1.2

1. Прочтите и запишите число 21 415 900.
2. В 1998–1999 учебном году в школах России обучалось 21 415 900 учащихся.
Карточка 2.1
1. Прочтите и запишите число 5 000.
2. Около пяти тысяч лет назад стало известно о наркотическом действии мака (опиума). Его использовали шумеры, в дальнейшем он проник в Персию и Вавилон и использовался в медицинских целях.
Карточка 2.2
1. Прочтите и запишите число 16 899 917.
2. Питейный доход от великороссийских и сибирских губерний оценивался в шестнадцать миллионов восемьсот девяносто девять тысяч девятьсот семнадцать рублей в год. Система откупов действовала так, что при честной торговле кабатчик не мог получать прибыль. В результате кабатчики шли на обман, разбавляя водку водой, незаконно завышали цену. Все это повлекло катастрофические последствия: народ спаивался и развращался, питейный доход падал.
Карточка 3.1
1. Прочтите и запишите число 1 725 000.
2. В средних общеобразовательных школах России в 1998–1999 учебном году работал 1 725 000 учителей.
Карточка 3.2
1. Прочтите и запишите число 30 888.
2. В России в 1998–1999 учебном году было 30 888 школ, которые имели все необходимые виды благоустройства.
Карточка 4.1
1. Прочтите и запишите число 30 000.
2. В 30 верстах от Москвы в селе Нахабино священник С. Пермский организовал общество трезвости, куда сразу же потянулись тысячи желающих избавиться от пьянства. Священник проводил процедуры клятвенных обещаний не пить в течение 3–12 месяцев. Многие пьяницы искали себе убежище в Валаамском монастыре, где вели трудовую жизнь.
Карточка 4.2
1. Прочтите и запишите числа 504 000 000 и 365 000 000.
2. В 1904 году в России казна выручила за водку 504 млн. рублей, из них 365 млн. рублей чистой прибыли.
Карточка 5.1
1. Прочтите и запишите число 5 685.
2. В России на 2004 год зарегистрировано 5 685 женщин, возраст которых превышает 100 лет.
Карточка 5.2
1. Прочтите и запишите число 166 100 000.
2. Правительство Российской Федерации предусмотрело выделение 166 100 000 рублей на реализацию федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002–2004 гг.».
Карточка 6.1
1. Прочтите и запишите число 189 500.
2. В 2002 году было выявлено 189 500 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Карточка 6.2
1. Прочтите и запишите число 5 000 000.
2. Около 5 000 000 человек среди подростков (15%) не занимаются и не хотят заниматься спортом.
II. Проведение игры
Правила игры.
В игре участвуют 12 человек, по 4 человека от каждого ряда. По очереди от каждого ряда выходит один ученик и бросает игральный кубик. Выпавшее число на кубике означает число шагов, которые надо сделать по игровому полю. Встав на какой-либо из шести квадратов игрового поля, ученик получает карточку от учителя с заданием. Выполнив задание, ученик читает информацию на обратной стороне карточки и забирает ее в копилку для своего ряда. На табло с результатами игры учитель (или назначенный ученик) отмечает слева или справа результат (ставит галочку или плюс, минус, пишет номер карточки). После того как от каждого ряда выйдет по 4 участника, подводятся итоги. Победившим считается тот ряд, который набрал больше положительной информации на карточках со знаком «плюс».
Если выброшенный игральный кубик показывает число, на которое нет больше карточек, то ученик пропускает ход.
Замечание. Учитель проверяет знания и умения читать и записывать многозначные числа. При этом информация о числах позволяет учителю сообщить разнообразные статистические данные положительного и отрицательного характера по проблеме здоровья и фактов злоупотребления психоактивными веществами. Меняя информацию, учитель может проводить аналогичные игры по темам «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби».
^           Игра «О чем могут рассказать десятичные дроби?»
Игра проводится при изучении темы «Десятичные дроби» на этапе закрепления умения читать десятичные дроби. Игра проводится аналогично описанной выше.
Приводим содержание карточек для игры. На первой стороне карточки (1) записана десятичная дробь, на второй (2) – сведения, связанные с данной десятичной дробью.
Карточка 1.1
1. 3,934
2. В 3,934 (три целых девятьсот тридцать четыре тысячных) раза длина реки Дон больше длины Москва-реки.
Карточка 1.2
1. 10,3
2. По данным МВД и Минздрава России (2003 г.) число наркоманов увеличилось в 10,3 раза.
Карточка 2.1
1. 612,5
2. Самый сильный на Земле человек – штангист Василий Алексеев – на чемпионате мира в 1970 году набрал в сумме трех движений 612,5 кг (шестьсот двенадцать целых и пять десятых).
Карточка 2.2
1. 46,7
2. 10 июля 1980 года в день, когда температура воздуха достигла 32,2 ºС, 52-летний Уилли Джонс поступил в больницу в атланте (Джорджия, США) с тепловым ударом, его температура тела оказалась равной 46,7 ºС (сорок шесть целых и семь десятых).
Карточка 3.1
1. 1,8
2. В среднем 1,8 л (одна целая восемь десятых) воды необходимо для организма ребенка в возрасте до 10 лет.
Карточка 3.2
1. 0,005
2. 0,005 г (ноль целых пять тысячных) никотина содержит дым от одной папироски.
Карточка 4.1
1. 0,0007
2. Одно кровяное тельце человеческой крови имеет поперечник, равный приблизительно 0,0007 см (ноль целых семь десятитысячных).
Карточка 4.2
1. 491,96
2. В России для жидкостей использовали меру в 1 бочку, которая приблизительно равна 491,96 л (четыреста девяносто одна целая девяносто шесть сотых).
Карточка 5.1
1. 1,0668
2. Русская мера длины – верста – приблизительно равна 1,0668 км (одна целая шестьсот шестьдесят восемь десятитысячных).
Карточка 5.2
1. 0,00000000015
2. Вес «палочки Коха» – микроба, вызывающего туберкулез, составляет 0,00000000015 (ноль целых пятнадцать стобиллионных).
К этой карточке нужна справка о больших числах. Она может быть написана на доске, на отдельной карточке.
Карточка 6.1
1. 365,242199
2. Астрономы подсчитали, что продолжительность года составляет 365,242199 (триста шестьдесят пять целых двести сорок две тысячи сто девяносто девять миллионных) суток или иначе 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд.

Карточка 6.2
1. 3,5
2. За последние 5 лет (1999–2003) количество потребителей наркотиков возросло в 3,5 раза.
Игра «О чем могут рассказать проценты?»
На этапе обучения чтению процентов можно провести данную игру.
Предлагаем возможное содержание карточек для ее проведения.
Карточка 1.1
1. 0,25%
2. 0,25% (ноль целых двадцать пять сотых) соли содержится в морской воде.
Карточка 1.2
1. 58,26%
2. 58,26% (пятьдесят восемь целых и двадцать шесть сотых процента) людей злоупотребляют кустарно приготовленными препаратами мака (по данным 1987 г.).
Карточка 2.1
1. 70,8%
2. 70,8% (семьдесят целых и восемь десятых процента) земной поверхности занимает Мировой океан.
Карточка 2.2
1. 53%
2. По данным научных исследований, 53% (пятьдесят три процента) школьников имеют ослабленное здоровье.
Карточка 3.1
1. 70%
2. 70% (семьдесят процентов) людей нашей страны от общей численности населения проживают в городах.
Карточка 3.2
1. 4%
2. В начале 90-х годов неблагополучное положение в стране привело к тому, что только четыре процента детей можно было назвать полноценно здоровыми.
Карточка 4.1
1. 2,5%
2. Известно, что на планете только 2,5% (два целых пять десятых процента) всех ее вод составляет пресная вода, да и то – около 70% (семидесяти процентов) ее находится в замерзшем состоянии в ледниковом покрове; почти вся остальная вода расположена в почвенной влаге и в глубоких водоносных слоях.
Карточка 4.2
1. 45%
2. У 45% (сорока пяти процентов) учащихся общеобразовательных школ России отмечаются нервно-психические нарушения здоровья.
Карточка 5.1

1. 91%
2. 91% (девяносто один процент) составляет уровень компьютеризации российских школ.
Карточка 5.2
1. 95%
2. 95% (девяносто пять процентов) наркозависимых людей не могут преодолеть болезнь и медленно погибают.
Карточка 6.1
1. 40%
2. 40% (сорок процентов) московских выпускников, сдавших единый государственный экзамен в 2004 году, получили отличную оценку.
Карточка 6.2
1. 70%
2. На сегодняшний день 70% подростков начинают курить в школе.

Дидактическая игра по математике

для 6 – 7 класса

МАРАФОН ЗАДАЧ

о здоровом образе жизни

                                                                                                     Учитель Коржова О.А.



Задачи из сборника С.А. Рачинского «1001 задача для умственного счета».
^           Задачи к теме «Обыкновенные дроби и действия над ними»
1. У торговца было 4 сороковых бочки вина. Часть этого вина он разлил в 16 бочонков, вмещающих по 6 1/2 ведер. Остаток он разлил в бочонки, вмещающие по 3 1/2 ведра. Сколько понадобилось последних? Ответ: 16 бочек, (40·4–6 1/2·16):3 1/2.
2. Кабатчик купил сороковую бочку вина за 160 руб. Вино он разлил в 3-ведерные бочонки, приливая к каждому по полведра воды. Бочонки он продавал по 15 руб. Сколько барыша? Ответ: 80 руб., 40:(3–1/2)·160.
3. Лавочник продал 23 аршина ситца по 17 коп. и 29 аршин по 21 коп. На вырученные деньги он купил пуд винных ягод. Почем фунт? Ответ: 25 коп., (23·17+29·21):40.
               
Задачи к теме «Пропорции»
4. Из 6 золотников табака выходит 25 папиросок. Сколько из 6 фунтов? Ответ: 2400 штук, х= (6·96·25):6
Учащимся следует сообщить старинные единицы массы:
1 золотник = 4,266 г
1 фунт = 96 золотников = 0,4095 кг
1 пуд = 40 фунтов = 16,38 кг
5. Виноторговец купил 3 сороковых бочки вина по 5 руб. за ведро, разбавил его водой, перелил в 9-ведерные бочонки и продавал вино по 5 руб. за ведро. Получил он 120 руб. барыша. Сколько воды прилил он к каждому бочонку? Ответ: 1 1/2 ведра
40·3=120 (в.), 60+120=180 (в.)
120 в. – 600 руб.
х в. – 720 руб. 
х=120·720/600, (144–120):16=1 1/2

6. Чиновник получает жалованья в год 192 руб. Сколько он получит за 2 года 6 месяцев? Ответ: 480 руб., 
х=192·2 ½ /1
7. Лавочник начал торговлю с 800 руб. Каждый год он наживал по полтиннику на рубле. Сколько у него будет денег через 3 года? Ответ: 2700 руб.
                 
Действия над натуральными, дробными числами
8. Некто в течение 48 лет каждый день по 2 часа играл в карты. Сколько лет жизни он потратил на игру? Ответ: 4 года.
9. Виноторговец купил за 300 руб. бочонок с вином в 240 бутылок. Бутылки он покупает по 18 коп. за дюжину. Ярлыки на бутылки – по 1 коп. за штуку. 15 бутылок разбилось. Остальные он продал и получил 54 руб. барыша. Почему продавал он одну бутылку? Ответ: 1 руб. 60 коп., ((240:12)·18+240·0,01+54):(240–15).
10. Виноторговец купил 3 сороковых бочки вина по 5 руб. за ведро, разбавил его водой, перелил в 9-ведерные бочонки и продавал вино по 5 руб. за ведро. Получил он 120 руб. барыша. Сколько воды прилил он к каждому бочонку? Ответ: 1 1/2 ведра.
Решение предложенных задач можно сопровождать небольшими беседами, разъяснением отношения общества к пьянству, табакокурению, а также наркомании и токсикомании.
Задачи из сборника Рачинского указывают на то, что в России в конце XIX – начале ХХ вв. велась целенаправленная и систематическая работа по искоренению и профилактике различных видов отклоняющегося поведения среди детей и молодежи. Люди всегда понимали опасность употребления алкоголя, табака, стремились ограничивать, контролировать их употребление. Помимо решения задач в школе Рачинского велась просветительская и разъяснительная работа, пропагандировался здоровый образ жизни. Выпускались газеты, листовки, плакаты, санбюллетени, окна сатиры. В школе проводились лекции, беседы, вечера, дискуссии, конференции. Вот, например, как учащиеся усваивали правила, касающиеся разрушительных последствий алкоголизма: им предлагалось писать диктанты, записывать выводы в прописях. Тема: «Наука трезвости». Правило: «Алкоголизм разрушает наше тело, ослабляет наши способности и укорачивает жизнь». Ученики записывали в прописи: «Должно избегать пьянства, этой ужасной привычки, которая приводит к алкоголизму».
Наиболее распространенными вредными привычками в детско-подростковой и молодежной среде являются: пьянство, табакокурение, токсикомания, в частности наркомания. Учитель может давать небольшие разъяснения детям о том, что это такое, а главное – каковы последствия этих привычек, т.к. детей и подростков они мало волнуют. А между тем дети должны получать определенную информацию от педагога, а не от сверстников или случайных людей.

Доклад

Коржовой О.А.

на заседании кафедры математики и информатики

Роль математических дисциплин в формировании здорового образа жизни детей и подростков. 

Забота о человеческом здоровье, 
тем более здоровье ребенка - 
… это, прежде всего, забота 
о гармонической полноте 
всех физических и духовных сил, 
и венцом этой гармонии является 
радость творчества. 
В.А. Сухомлинский.

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны. 
Медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране 
Физически здоровыми рождаются не более 14% детей 
25-30% детей приходящих в 1-й класс имеют отклонения в здоровье. 
50% учащихся теряют здоровье в начальной школе. 
60% школьников имеют хронические заболевания. 
Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми 
В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья, как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени. Медицинские осмотры показывают, что сегодня совершенно здоровым является только один ученик из десяти. Поэтому сохранение здоровья – это потребность не только нашего, но и будущих поколений. 
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: 
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; 
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; 
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; 
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; 
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться. 
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: 
1) строгая дозировка учебной нагрузки; 
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; 
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 
4) благоприятный эмоциональный настрой. 
Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержанию образования. Всегда остаётся неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития. 
Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни. А это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка. 
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. 
Использование здоровьесберегающих технологий в школе должно быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения. 
Одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, является сохранение здоровья детей. 
Как показывают исследования, так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости учеников, преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. 
Одним из главных направлений здорового образа жизни является создание благоприятного эмоционального настроя и атмосферы успеха на уроках, здорового психологического климата и повышение интереса к физико-математическим дисциплинам. Развитие интереса к занятиям и мотивация к учениям привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. Все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения. 
Роль математики в формировании здорового образа жизни 
Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что именно затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно к снижению качества здоровья. 
Одна из моих задач - заинтересовать ребёнка в здоровом образе жизни. Это я делаю и на уроках, причем, не ущемляя учебный процесс, т.к. практически всё можно описать с помощью чисел, а, следовательно, совместить с математикой. Исходя из этого я использую следующие направления в формировании здорового образа жизни на уроках математики, цель которых: создание условий для формирования здоровой личности учащихся на уроках математики, задачи: 
-увеличение двигательной активности учащихся на уроке; 
-предоставление информации, связанной с контролем здоровья; 
-применение учебного материала (тексты задач) с валеологическим содержанием; 
-учет здоровых возможностей детей, их индивидуальных особенностей на уроках. 
Для решения первой задачи (увеличение двигательной активности) я провожу на уроках физкультминутки. О роли их для сбережения здоровья сказано уже немало. Физкультминутки я делю на две группы. К первой отношу физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами, которые не связаны по содержанию с процессом обучения математике. Ко второй группе - упражнения, организующие процесс усвоения учебных знаний: пересчёт предметов, движение руками с целью изображения геометрических фигур, эстафеты по решению примеров и т.п. Например, показываю карточки с примерами, называю ответ. Если верно - наклон влево, неверно - вправо. Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагаю использовать следующие упражнения: 
• растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма; 
• перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга; 
• качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения. 
Вторую задачу я решаю путём увязки математических тем с какими-либо сведеньями о здоровье, о медицинских приборах, о нормальных показателях здоровья. В 5 классе, изучая шкалы, поговорим о тонометре и нормальном давлении, о термометре и нормальной температуре тела человека и оптимальной температуре воздуха в классе в спальной комнате и т.д. При изучении процентов – о процентном соотношении факторов, влияющих на здоровье. При изучении отрицательных и положительных чисел о роли отрицательных и положительных эмоций. Задачу, которая содержит сведенья о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать с многими математическими темами. Название полезного продукта, режимного момента использую для зашифровки правильных ответов к устному счёту. Таким образом, дети в ненавязчивой форме узнают или закрепят знания о здоровом образе жизни. 
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности. Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски. По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы. 
При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики. 
Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. 
Обучаясь в школе, ребёнок вынужден длительное время сидеть за партой. Это влечёт за собой усталость, трудности восприятия учебного материала, мышечную слабость, нарушение осанки. Одним из приемов активации организма является периодическая смена поз. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). 
Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами. 
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. 
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина, ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. 
Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят. В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут. 
Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. 
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. 
Предлагая домашнее задание, учитель должен прокомментировать его, указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять». 
Итогом работы считаю: хорошую психологическую атмосферу на уроках; заинтересованность детей в выполнение творческих заданий; стабильную успеваемость. 
Рекомендации по здоровому питанию учащихся 
Продукты красного цвета (свекла, болгарский перец, клубника, помидоры) стимулируют обменные процессы, улучшают кровообращение, повышают работоспособность. Но его избыток может вызвать перевозбуждение и трудности с засыпанием. 
Оранжевые (хурма, абрикосы, персики, тыква, апельсины, мандарины, морковь) помогают восстановлению нервных клеток, обновлению мышечных тканей, улучшает настроение, помогают в борьбе с усталостью и апатией, успокаивают головную боль. 
Желтые (лимоны, ананасы, яблоки, бананы, кукуруза, сыры, яичные желтки) стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, снабжают энергией, способствуют очищению крови. 
Синие (тёмный виноград, черника, сливы) содержат биологически активные вещества – антоцианы, которые защищают кровеносные сосуды и зрение. 
Зеленые (листовые салаты, брокколи, зелёный горошек) подпитывают мозг, повышают активность, снимают напряжение, активизируют иммунную систему. 
Ещё хотелось бы добавить и о белом цвете. Белые (молоко, молочные продукты, творог, рис, чеснок, цветная капуста) успокаивают, снимают раздражительность, выводят из организма токсины. 
Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, поэтому перед заучиванием материала неплохо съесть тарелку тёртой моркови с растительном маслом (без масла усвояемость самого ценного в моркови вещества бета-каротина резко снижается). 
Черника способствует мозговому кровообращению. Желательно употреблять её в свежем или замороженном виде. 
Орехи помогают сконцентрировать внимание. Они стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему. Особенно рекомендуется при длительной напряжённой деятельности. 
Лимон освежает восприятие информации за счёт большой концентрации витамина С. Стакан лимонного сока особенно способствует занимающимся иностранными языками. 
Капуста снимает нервозность. Салат из капусты перед экзаменом снимает “мандраж”. 
Ананасы давно используют театральные и музыкальные звёзды, коим приходится заучивать много информации. 
А лук полезен при переутомлении и психической усталости, улучшает снабжение мозга кислородом. Принимать ежедневно не менее половины луковицы. 
Рекомендации учителям по формированию ЗОЖ: 
   * Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения) 
  * Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся. 
  * Рациональная организация труда учителя и учеников. 
  * Создание комфортного психологического климата. 
  * Соблюдение норм  СанПиН и правил охраны труда. 
  * Чередование различных видов деятельности на уроке. 
  * Использование аудиовизуальных средств обучения.

    *7 КЛАСС

Решение задач составлением уравнений.

1.  Способность среднего человека запоминать произвольную информацию составляют 40% от способности тренированного человека. Сколько произвольно названных слов они запомнят вместе, если обычный человек запомнил на 12 слов меньше тренированного?                          Ответ: 28 слов.

Обычный человек может удержать в кратковременной памяти приблизительно от 5 до 9 единиц запоминаемого материала, тренированный человек способен удерживать в памяти и при необходимости воспроизводить до 20 единиц произвольно полученной информации. При этом способности произвольной памяти просто огромны. В Японии происходят соревнования среди тех, кто смог выучить наибольшее количество знаков числа "пи". Житель Японии в 1987 году назвал по памяти 40 000 знаков числа "пи", на это у него ушло 17 ч 21 мин.

*8 КЛАСС

Решение задач составлением квадратных уравнений.

 Найдите двузначное число, у которого цифра десятков на 5 меньше цифры его единиц, а произведение числа и суммы его цифр равно 1222. Определив это число, вы узнаете, какова максимальная документально подтвержденная длина ногтя.                                                                                       Ответ: 94 см.

На ногтевых пластинах человека отражается состояние многих внутренних органов. Продольные коричневые полоски говорят о повышенном содержании железа в организме, а также о гормональных нарушениях. Синеватый и синевато-фиолетовый цвет ногтей сигнализирует о неполадках в работе сердца, сердечной недостаточности. При заболеваниях щитовидной железы ногти бывают белесыми. Если ногти желтеют, то это, вероятнее всего, грибковые заболевания или гепатит. Или же вы много курите и плохо моете руки. Белые точечки или полоски могут быть связанны с нарушениями в работе пищеварительной системы.

*9 КЛАСС

Решение задач составлением систем уравнений второй степени.

4. Если задуманное двузначное число умножить на цифру его единиц, то получится 504, а если из задуманного числа вычесть двузначное число, записанное теми же числами, но в обратном порядке, то получится 45. Задуманное число — это среднее количество ударов пульса в минуту, найдите его.                                                                                   Ответ: 72 удара.

Нормальный пульс человека — 60—80 ударов в минуту. Ритм современной музыки достигает 200-250 ударов в минуту. Жесткие ритмы стимулируют человека, вводят в состояние медитации, как шаманские бубны. Если слушать такую музыку по 10 часов в день, можно заработать язву желудка, расстройство психики и разбалансировку организма.


Цель: Познакомить педагогов с тем, как применять здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Задачи: Предоставить опыт работы по теме «Здоровьесбережение»

              Рекомендовать использовать этот опыт для формирования осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни и повышения физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

План выступления:       1. Актуальность проблемы.

                                 2. Цель  здоровьесберегающих технологий.

                                 3. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.    

 

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. 

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–6 смен видов деятельности на уроке.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение “Буратино”.  Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. И всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания. Нельзя забывать и о здоровом образе жизни.

Рекомендации по «Организации здоровьесберегающей деятельности в школе»

Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он прост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутка на уроках математики

Последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей,  детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни сов...

Физкультминутки на уроках математики

Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья младших школьников в школе является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме.С нача...

Физкультминутки на уроках математики

Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья младших школьников в школе является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме.С нача...

Физкультминутки на уроках математики

Чтобы предупредить общее утомление от  напряжения при занятиях за столом, следует предусмотреть проведение физических упражнений, физкультминуток с целью переключения ребенка с умственной деятель...

Физкультминутки на уроках математики.

Физкультминутки, которые можно применять на уроках математики в 5 классах....

Физкультминутка на уроках математики

Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологическо...

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

В данной работе приведены физкультминутки которые можно применять на уроках математики...