Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности
статья на тему
Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают такие негативные явления, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п.
К тому же, традиционная непрофильная подготовка старшеклассников часто приводит к нарушению преемственности между школой и вузом. Существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.
Решить возникшие проблемы и противоречия, на мой взгляд, можно путем введения профильного обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Углубленное изучение учебных предметов экономики и права в условиях профильного обучения как фактор повышения качества образования, формирования конкурентоспособной личности
Разработчик – Полякова Любовь Геннадьевна, учитель истории МОУ СОШ №8 города Лениногорска Республики Татарстан
Краткие сведения о разработчике и исполнителе эксперимента:
Образование - высшее педагогическое,
Педагогический стаж – 22 года, в должности – 10 лет,
Квалификация – учитель первой квалификационной категории
Разработчик о себе:
Работая в школе, я с каждым годом наблюдаю, что многие ученики нуждаются в углубленном изучении предметов. К сожалению, в традиционной системе это сделать практически невозможно. Поэтому и возникают такие негативные явления, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п.
К тому же, традиционная непрофильная подготовка старшеклассников часто приводит к нарушению преемственности между школой и вузом. Существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.
Решить возникшие проблемы и противоречия, на мой взгляд, можно путем введения профильного обучения.
Во- первых, профильное обучение – средство индивидуализации и дифференциации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.
Во-вторых, профильное обучение обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.
В-третьих, расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивает преемственность между школой и вузом.
Переработав программный материал, изучив нормативно-правовую базу, разработала и реализовала программы элективных курсов «Практическое право» и «Я бы в бизнес пошел…», программы профильных курсов экономики и права.
Научный руководитель: не было
Актуальность темы.
Идея эксперимента заключается в выявлении идей профильного обучения, обеспечивающих личностно-ориентированный учебный процесс и социализацию личности, и использование этих идей для повышения эффективности преподавания профильных предметов экономика и право, формирования конкурентоспособной личности.
Замысел эксперимента состоит в том, чтобы через углубленное изучение учебных предметов существенно развить интеллектуальные и духовно-нравственные способности каждого ученика. Полагаю, что углубленное изучение учебных предметов сделает обучение более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Объект экспериментирования - учебно-воспитательный процесс преподавания экономики и права и тесно связанная с ним внеурочная деятельность.
Предмет экспериментирования – углубленное изучение учебного материала при преподавании экономики и права.
Цель эксперимента – выявить, как углубленное изучение учебного материала по экономике и праву будет влиять на получение максимально возможных результатов обучения (то есть в зоне ближайшего развития) по этим предметам и на формирование у школьников надпредметных (общеучебных) умений и навыков, обладающих свойством широкого переноса в другие области образовательной деятельности.
Задачи:
- Осуществить корректировку учебных программ по экономике и праву с целью углубленного их изучения;
- Выявить возможности формирования надпредметных способов учебной деятельности (самостоятельная работа с информацией, навыки социального проектирования, исследовательские умения и т.п.) в качестве результата углубленного изучения учебного материала в процессе преподавания экономики и права;
- Обогатить научные мировоззренческие представления школьников путем углубленного изучения экономики и права и применения их на практике;
- Исследовать возможности профильного обучения в старшем звене школы для формирования конкурентоспособной личности.
Гипотеза эксперимента. Если обеспечить углубленное изучение экономики и права, изменить традиционные подходы к организации учебной деятельности в условиях профилизации,
то в результате реализации названного:
- получим максимально возможные качественные результаты в обучении экономики и праву;
- обеспечим качественную подготовку к экзаменам;
- создадим оптимальные психолого-педагогические условия развития личности, способствующие её духовному и нравственному воспитанию;
- создадим условия для развития мотивов учения, что может сказаться на успешности обучения по другим предметам.
Диагностический инструментарий:
Опрос учащихся и родителей, как участников школьного образовательного процесса, тесты для учащихся, диагностические и контрольные работы.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
- Качество знаний учащихся профильного социально-экономического класса в сравнении со средней оценкой по городу;
- Возникновение новых показателей, свидетельствующих о развитости тех или иных сторон личности.
Сроки эксперимента: с сентября 2006 года по сентябрь 2008 года
При получении ожидаемых результатов эксперимент может быть продолжен, а опыт работы обобщен.
Прогноз возможных негативных последствий.
Хотя система преподавания строится с учетом психических процессов учащихся, возможностей наилучшего восприятия ими учебного материала, в соответствии с закономерностями и принципами общей теории обучения – дидактики, и частными теориями обучения – предметными методиками, сам эксперимент – это метод педагогического исследования с заранее неочевидным результатом. Поэтому в реальной образовательной практике могут возникнуть новые резуьтаты (как положительные, так и отрицательные), не спрогнозированные в гипотезе. Позволю предположить возникновение следующих негативных последствий:
- Перегрузка учащихся в силу изучения дополнительных предметов (экономика, право);
- Возникновение сопротивления новому, на преодоление которого потребуется какие-то дополнительные ресурсы;
- Возникновение внутренних и внешних конфликтов между учителем и учеником, учителем и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности
Способы коррекции компенсации возможных негативных последствий:
- обстоятельное объяснение родителям и учащимся не только сути идеи эксперимента, но и преимуществ данной системы организации учебно-воспитательного процесса; непосредственное и косвенное включение учащихся в сам процесс эксперимента;
- возможность перехода учащихся в классы, где эксперимент не проводился
Функциональные обязанности: учитель обеспечивает процесс преподавания экономики и права с учетом возрастным и психолого-педагогических особенностей учащихся, выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.
База эксперимента: 11А класс, 16 учащихся
Масштаб эксперимента: экспериментальная работа рассчитана на проведение 2 недельных часов экономики и 2 недельных часов права в 10 классе и в 11 классе. Никаких дополнительных часов к программе не предусматривается.
Статус эксперимента: эксперимент школьного уровня (программа одобрена методическим советом СОШ №8)
Форма представления результатов:
- Диагностический материал;
- Справка о ходе эксперимента;
- Методические разработки уроков;
- Заключение по итогам эксперимента.
Научно-методическое обеспечение эксперимента:
- Государственные программы по экономике и праву;
- Комплекты альтернативных учебников по экономике и праву;
- Научно-методическая литература
Результаты экспериментальной работы.
Результаты промежуточного этапа экспериментальной работы свидетельствует о том, что учащиеся профильного социально-экономического класса имеют более глубокие знания по экономике и праву, умеют применять их в нестандартной ситуации.
В экспериментальном классе у учащихся возросли активность, потребность и способность к учебной деятельности, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, умение самоорганизовываться и творчески подходить к решению возникающих проблем. Кроме того, что особенно важно, одновременно с интеллектуальными навыками сформировались
- Личностные социально значимые качества учеников: трудолюбие, ответственность, гуманность,
- Позитивное отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, к труду, к школе, к природе, к самому себе;
- Социально ценные мотивы поведения детей, ответственные поступки.
Результаты экспериментальной деятельности по итогам 2-х лет работы приведены в следующих материалах:
- Сравнение прогнозируемой (в зоне ближайшего развития) и реальной оценок знаний учащихся экспериментального класса по экономике за 2 года;
- Сравнение прогнозируемой (в зоне ближайшего развития) и реальной оценок знаний учащихся экспериментального класса по праву за 2 года;
- Сравнение показателей воспитанности учащихся в экспериментальном и контрольном классах.
Для диагностики уровня воспитанности учащихся проведено сравнительное микроисследование учеников экспериментального класса. В данной диагностике ведущими для меня являлись следующие параметры:
- Вежливость;
- Умение достойно вести себя в обществе;
- Выдержка, терпение;
- Целеустремленность;
- Умение контролировать и анализировать свою работу;
- Умение работать самостоятельно;
- Умение работать вместе с товарищем;
- Умение помогать и принимать помощь от других;
- Умение видеть и ценить прекрасное в человеке, в природе, в искусстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.
Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.В каждом классе нашей школы , как в любой школе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по...
Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС
В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...
Профильное обучение как средство повышения качества образования
Разработанная программа "Экономика" для учащихся 10-11 классов обеспечивает изучение ключевых тем , что позволяет подготовить выпускников профильного социально-экономического класса к успешкной сдаче ...
"ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ" (тезисы, представленные в рамках "ИТО-КФО-2015")
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ в вопросе повышения качества обучения через формирование и развитие у учащихся навыков активного чтения в условиях перехода к ФГОС...
Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"
Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...
Формирование профессиональной компетенции учителей в условиях реализации ФГОС ОО как фактор повышения качества образования
Региональная инновационная площадка ГАПОУ "Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля"...
Дифференциация обучения - как фактор повышения качества образования
Дифференциация обучения - как фактор повышения качества образования...