Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»
материал по теме

Пупышева Светлана Георгиевна учитель математики и физики
Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня
Можно ли сформировать такую личность при традиционной системе образования, которая решает в основном одну задачу – формирование знаний, умений и навыков, а развитие и обучение – является второстепенным?
Возникает вопрос, каким образом повысить качество образования и учебную мотивацию к своему предмету?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»

«Урок – основной участок учебно-воспитательного

процесса, на котором учитель ежедневно                        

осуществляет образование, воспитание и

всестороннее развитие учащихся».

В.А. Сухомлинский

 «… Важнейшими целями сегодняшнего российского образования признаны разностороннее развитие обучающихся, формирование у них навыков самообразования и самореализации.»[2]

       Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня

Можно ли сформировать такую личность при традиционной системе образования, которая решает в основном одну задачу – формирование знаний, умений и навыков, а развитие и обучение – является второстепенным?

Возникает вопрос,  каким образом повысить качество образования  и учебную мотивацию к своему  предмету?

Мною была проведена диагностика мотивов  учебной  деятельности обучающихся, которая позволила  выявить  низкую мотивацию  к урокам математики. По результатам  контрольных работ, ГИА, олимпиадных заданий  видно, что качество знаний   ниже среднего уровня.

Сравнивая традиционный и личностно ориентированные подходы,   сделала вывод, что   необходимо адаптировать  классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика.

 Данная  проблема обусловлена  учебной деятельностью:

- обновлением содержания обучения,

-формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний,

-развитием активности.

Без внутренней мотивации, без пробуждения интереса освоения знаний не произойдет. Поэтому ведущей  идеей моего педагогического  опыта является использование   личностно ориентированного подхода через  развитие познавательной активности и  мотивации   для повышения качества знаний  в процессе обучения математики.

 На основании этого  была поставлена цель моей педагогической деятельности: улучшить качество образовательного процесса через активизацию познавательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода.

      В соответствии с поставленной целью были  намечены следующие задачи:

  1.Способствовать  созданию условий для осуществления уровневой дифференциации обучения на уроках математики и мотивации к учебным действиям.                                                                                                               2.Выявлять и использовать субъектный опыт учащихся                                                                                                                    

3.  Создавать  ситуацию  успеха на уроке для  активизации познавательной активности учащихся.

 4.Применять элементы  личностно ориентированной технологии в образовательном

процессе.          

 5.Осуществлять систематическое развитие у обучающихся умений  рефлексировать свою деятельность.  

         Я изучила идеи  педагогов – новаторов, основанные на психолого-педагогических теориях, проанализировав  которые  я  стала  использовать в  учебной  деятельности :

От С.А.Смирнова и И.С.Якиманской  взяла     использование   в педагогическом  процессе личностный  опыт школьника;

У Андрея Викторовича  Хуторского   - учет интересов  и склонностей  учащихся;

 При конструировании алгоритма урока акцент сделаю на личность, как цель, субъект, результат педагогического процесса, как это предлагает  В.П. Каширин

 -   В.В.Сериков предложил  Создавая условия полноценного развития мотивации, рефлексии  и самооценки я использую методику В. В.Серикова..

        Всем известно, что предмет математика - один из самых сложных для учащихся и способности усвоения знаний у всех учащихся разные. В каждом классе есть такие дети, которые имеют склонность и интерес к изучению математики, но не имеющие математических способностей

       Моя задача состоит  в том, чтобы внести в  содержание этапов урока новые компоненты, которые отвечали бы требованиям личностно ориентированного подхода.

  Для  этого  использую на уроках:

- индивидуальную и групповую, фронтальную  формы работы, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

      а) методы организации и осуществления учебной деятельности  

-  репродуктивные и проблемные;

- самостоятельной работы ;

б) методы стимулирования и мотивации:

- анализ жизненных ситуаций;

- создание ситуации успеха;

-  разъяснение общественной и личностной значимости учения;

-  реальная  математика;

в) методы контроля и самоконтроля

 -устный и письменный контроль;

  -фронтальный и дифференцированный.

Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что “математика для глаз, а не для ушей” мною используются  образовательные ресурсы:                                                                                                               - средства  ИКТ,

- дополнительная литература  (презентации,  образовательные сайты, занимательная литература по предмету)

- раздаточный разноуровневый  дидактический  материал,  позволяющий  ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- набор объемных моделей для нахождения  площадей и объемов геометрических фигур.

   А также   использую   приемы:

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и в процессе  его достижения;

- поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи);

анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создание ситуации успеха  ученика.

Новизна опыта состоит в том, что на личностно ориентированном уроке я принимаю на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяю детей по группам с учетом их личностных особенностей и  мною разработан алгоритм  урока на основе  личностно ориентированного подхода

Алгоритм урока на основе личностно ориентированной подхода .

   I Ориентация в учебном материале
           1. Связь с будущими знаниями
          2. Связь с предыдущими знаниями
          3. Опора на опыт детей
          4. Место урока в теме курса
II. Определение цели
           1. Определение цели  (вопросы: Как вы думаете, почему тема звучит таким образом? О  чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие задачи вы ставите перед собой? Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке? )
          2. План урока
          3. Установка на работу ( понимание, запоминание, взаимопомощь)
III. Проектирование деятельности
          1. Опережающее обучение (сообщение, наглядность, карточки изготовленные детьми)
         2. Деление на группы, пары.
         3. Ситуация успеха
        4. Доверительный и терпеливый тон учителя
IV   Организация и выполнение
         1. Самореализация на уроке и обмен мыслями ( «Я полагаю, что...», «Мне кажется, что…», «По моему мнению», «Я думаю, что…» и т.д.)
         2. Диалог « учитель- ученик», «ученик- класс»
         3. Дифференцированные разноуровневые задания
         4. Поддержка оригинальных идей
         5. Творческая работа
        6. Организация атмосферы интереса каждого ученика работой класса
        7. Дать право ученику на ошибку (прекрасная ошибка, неожиданная   ошибка, ошибка, которая привела нас к истинности, спасибо, твои мысли дали нам пищу для размышлений)
        8. Организация ситуаций общения, самостоятельности
        9. Организация проблемной ситуации
V Контроль и оценивание
        1. Самоконтроль
        2. Самоанализ ошибок на уровне цели урока
        3. Выставление поурочного балла ученикам за работу на уроке
        4. Оценка знаний детей в процессе обучения
VI Рефлексия.
        1. Ситуация успеха ( высказать своё удовлетворение работой детей)
        2. Диалог с учащимися “С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом   задач) познакомились? Что об этом надо знать?                                                                                    Ученики высказывают свои мысли ( «Сегодня на уроке я узнал…»«Сегодня на уроке я научился…», «Сегодня на уроке мне понравилось…», «Сегодня на уроке мне не понравилось…», «Сегодня на уроке мне не удалось…»)

В результате проделанной мною работы достигнуты следующие результаты:

1. Рост мотивации к изучению математики.

2. Повышение качества образования. (с 29% до 67%)

3. Улучшились  результаты сдачи  ГИА

Много лет  веду  индивидуальные  и  групповые занятия по математике, что  позволило увеличить  количество победителей и призёров в различных творческих конкурсах и олимпиадах.

Мною разработаны элективные курсы по математике, геометрии.

Организую участие школьников  в телекоммуникационных проектах, что  позволяет активизировать творческую работу обучающихся по предмету, развивать умение работать с новыми видами источников информации, а так же освоить современные формы телекоммуникаций:

  1. умение входить в Интернет;
  2. умение пользоваться информационными ресурсами сети Интернет;
  3. умение создавать презентации.

 Улучшилось эмоциональное благополучие ребенка в классах.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». В.О.Ключевский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.

Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках  иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...

личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования.

Эта статья-разработка для учителей русского языка....

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

выступление на педсовете на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда»

Доклад (выступление на педсовете) на тему «Личностно ориентированный подход, как фактор повышения качества образования в МБОУлицей г.Зернограда». В данном выступлении я поделилась с коллегами о своем ...

«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...

Обобщение опыта по теме "Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через применение личностно-ориентированного подхода к обучению на занятиях по иностранному языку"

Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессио...

Повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения, через реализацию спортивно-массовых мероприятий различного уровня.

В статье расказывается о том как спортивно-массовые мероприятия различного уровня влияют на повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития  обучающихся в Гимназии №...